Село Менчаковои его храм в честь Рождества Богородицы
Историческое исследование, Менчаково, Владимирская область
Менчаково - старинное русское село, имеющее свою уникальную историю, свои имена и свои святыни. Село находится в девяти километрах к северу от Суздаля, почти на границе с Ивавновской областью. Расположено оно на высоком берегу речки Ирмези, впадающей в Нерль. Эти места в старину были лесистые, болотистые. Однако, учитывая живописное и удобное расположение, в него прибывали переселенцы, увеличивалась и численность местных жителей! Из-за недостатка пахотной земли и пастбищ вставал вопрос об увеличении землепользования, что заставляло сельских жителей сводить леса и осушать болота. Реки Ирмезь и Нерль были в старину полноводными, в них водилось много рыбы.
Каких-либо точных исторических данных о возникновении села Менчаково не найдено. Но известно предание, которое рассказывает следующее. Как-то в местных лесах охотился князь Меньшиков (имя неизвестно) и заблудился. Плутая по лесу, он вышел на высокий берег реки Ирмези и огляделся. Узнав место, князь благодарил Бога за спасение и в то же время дал обет выстроить здесь храм. Поскольку в тот день совершался праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), князь решил посвятить храм этому событию.
Название села производят обычно от фамилии князя Меньшикова.
Село было барское крепостное. В старину оно делилось на две части: Конец и Заовражье. Одна из них принадлежала знаменитому полководцу графу Александру Васильевичу Суворову, другая - предводителю дворянства города Шуи Василию Матвеевичу Шимановскому, примерно в равных долях. А.В.Суворов, в связи с большой занятостью на государственной службе, не раз обращался к Василию Матвеевичу с просьбой помочь в ведении хозяйственных дел, на что В.М. Шимановский всегда живо откликался. Сам Шимановский, выйдя в отставку с военной службы, часто находился в своих имениях.
По реформам 1861 года крестьянам полагалось выделить по 3 десятины (3 га) земли. В Менчаково всем земли не хватало, и крестьяне арендовывали землю у помещиков. Рассказывают, что менчаковская земля принадлежала помещикам Кашинцевым, Лялиным, Бабкиным, Рогачевым, Курбатовым и Зубовым, есть упоминание о Башлавиных и Астафьевых. Еще При крепостном праве появилось домашнее ткачество. В деревне Курки крестьянами А.Барановым и К.Голиковым были выстроены тогда небольшие текстильные фабрики, ткали холсты, миткаль и сарпинку.
До 1885 года Менчаково располагалось по берегу реки Ирмези. Линия жилых домов начиналась от храма, первым стоял дом священника. Ближе к реке стояли погреба, житницы, бани и другие хозяйственные постройки. Немного подальше шла линия домов, вплоть до того места, где растут сейчас старые ветлы (на этом месте жили богачи Астафьевы). Позади от села, на месте нынешней дороги, шла булыжная дорога из Гаврилова Посада до Суздаля. Ее наскоро выложили для встречи Николая II в 1913 г. Большой пожар, произошедший от детской шалости, уничтожил центральную и лучшую часть села. Крестьянам предложили селиться на новом месте, которое находилось немного подальше от реки. Участки распределялись по жребию. На этом месте село стоит до настоящего времени.
Церковь Рождества Богородицы
В XVIII веке в Менчаково существовала деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. К концу столетия она обветшала и была разобрана. Вместо нее в 1795 году усилиями помещиков Кашинцевых и местных жителей с благословения епископа Владимирского и Суздальского Виктора была построена каменная пятиглавая церковь с престолом в честь Рождества Богородицы, как и прежде. В 1799 году в церкви были устроены два теплых придела с престолами в честь святителя Николая Чудотворца (справа) и святителей Суздальских Феодора и Иоанна (слева). С западной стороны храма была пристроена каменная колокольня.
Причт храма состоял из священника и псаломщика. Священнослужители имели собственные дома, которые стояли на Церковной усадебной земле.
До революции церкви принадлежала 1 десятина усадебной земли вместе с погостом, земля эта находилась около церкви. Кроме этого к церкви относилось еще 25 десятин пахатной и 7 десятин сенокосной земли. Пахотную и сенокосную Земли священнослужители сдавали в аренду крестьянам. Известно, что в 1914 году при церкви построили деревянную сторожку.
К Богородице-Рождественскому приходу относились 196 дворов: из них 92 находились в Менчаково, остальные в окрестных деревнях Курки и Пантелеиха, расположенных в 4 километрах от села. Всех прихожан насчитывалось более 1000 человек.
По воспоминаниям, церковь была очень красивой и богато убранной. В летней части находился высокий позолоченный иконостас, стены были расписаны (неизвестно, в какое время и кем), многие иконы в богатых ризах. В летней части пол был выложен белыми плитами, в зимней был деревянным. В храме висели паникадила: в летнем - большое паникадило в 50 свечей, в зимнем поменьше. В алтаре зимнего храма хранились старинные церковные книги. Существовала и церковная библиотека, в которой хранилось 189 томов (на 1917 г.), среди них - описание села Менчаково с повествованием о его возникновении. Клирос и свечной ящик в обеих частях церкви находились с правой стороны. Церковный хор состоял из 7-8 человек и был смешанным. По воспоминаниям, пели «очень хорошо, звонко, по нотам». Во время службы прихожане соблюдали строгий порядок, мужчины стояли справа, женщины слева, дети стояли впереди.
На колокольне висел один большой колокол низкого звучания, два небольших и три маленьких зазвонных. Звонаря не было, и потому звонили те, кто умел. Вспоминают, чтобы раскачать язык большого колокола требовалась огромная сила, его раскачивали даже не рукой, а плечом.
На церковные праздники в Менчаково стекалось множество народа, приезжали гости. Вокруг храма разжигали большие костры, которые освещали местность в темное время суток. В селе была доведена традиция: на Пасху, Рождество Христово и на престольный праздник Рождества Богородицы в течение трех дней священник с псаломщиком обходили все дома и поздравляли сельчан с праздником, читали тропарь, кропили домочадцев святой водой. Жители угощали их пирогами.
Рядом с храмом с южной и восточной сторон находилось кладбище, открытое, по всей ви¬димости, в 1799 году по завершении церкви. Ближе к алтарю хоронили священнослужителей и членов их семей. Могил было немного. Среди них местные жители указывают места, где находились три склепа, в которых похоронены местные священники, кроме них еще четыре могилы детей псаломщика Германа Александровича Афинеевского. Кладбище было огорожено, на могилках стояли кресты или памятники, было около десяти оградок. Это кладбище закрыли еще до революции, новое кладбище находится в километре к северо-западу от села.
Последний раз, как видно из документов, правящие архиереи посещали приход в селе Менчаково в 1882 году.
В 1878 году в Менчакове была выстроена первая школа, она размещалась около дома помещика Лялина. В 1885 году открылась церковно-приходская школа. Она размещалась в церковном доме. Школа была тесной и рассчитана на несколько учеников. Все три класса помещались в одной комнате. Детей учили Закону Божиему, грамоте, счету, пению. Выдавали даже учебники, но их было немного. Законоучителем был местный священник. В 1915 году школа сгорела, и с детьми занимались в крестьянских избах. Позднее был прислан из уезда учитель С.Е. Орлов. Он не только учил детей, но и много помогал больным.
Священнослужители Богородице-Рождественского храма
Бывший музейный работник Н.Н.Антонов, проживающий в Суздале, рассказывал, что в Богородице-Рождественском храме села Менчаково сменилось 13 поколений священников из рода Херасковых. В течение двух веков от отца к сыну переходило преемство служения.
Сохранились сведения об отце Никаноре Хераскове. Отец Никанор не получил богословского образования и был простым добрым священником, горячо любимым своими прихожанами. По кончине отца Никанора священником в Менчаково стал его сын Иоанн Никанорович Херасков (р. 4 мая 1810 г.). Отец Иоанн также как и его отец был любим прихожанами. Известно, что 7 марта 1866 года он был выбран членом суздальского училищного совета. Участвовал отец Иоанн и в заседаниях Суздальского земства. На первом земском собрании он как выбранный в гласные от суздальских землевладельцев произнес речь. Материалы собрания сохранились, сохранился и текст речи отца Иоанна. В ней он обратил внимание на те качества, которыми должны обладать представители, избранные в земское учреждение: «Здесь требуется и житейская опытность, ум зрелый и здравый, чрезвычайно важно образование,... полезна и общественная значимость избираемых особ и даже их материальная сила и вес..., но необходимы и некоторые особые качества, определяемые сущностью нашего дела и современными обстоятельствами... Из общественных вопросов, стоящих теперь на очереди..., едва ли не самый передовой вопрос - о народном воспитании, об улучшении его материального быта и о возвышении умственно-нравственного его развития. За этот вопрос... земство наше... должно приняться прежде всего..., от будущих членов своей управы мы не только имеем право, но обязаны требовать близкого и короткого знакомства с нашим народом, просвещенного понимания нужд его, искренней, а не напускной симпатии к народу, словом, того, что мы называем русским духом, или народностью. Иноземщины нам. столько же не нужно, сколько тьмы и тупости...».
Отец Иоанн много заботился о том, чтобы народ был воспитан в религиозном духе. Свои мысли на собрании земства по этому вопросу он высказал следующим образом: «Религия есть фундамент, на котором зиждется всякое общественное благо. Беда тому обществу и той стране, где начнет погасать светильник религии! Там все пойдет дурно, все пойдет безуспешно, хотя бы сотни гениальных голов работали над общественным благом. Ибо дух народный без религии мельчает, общественные связи и отношения делаются материальными, эгоистичными и непрочными; а это суть роковые признаки разложения политического... Самая первая... забота нашего земства-возрождение и распространение религиозных начал в обществе».
Скончался отец Иоанн в 1879 году. Он был тринадцатым и последним священником из рода Херасковых, служивших при церкви села Менчаково,
По кончине отца Иоанна Никаноровича Хераскова на его место был назначен отец Евгений Акциденский. Отец Евгений был близким родственником Херасковых, по-видимому, зятем. Он также происходил из духовного сословия. Родился отец Евгений 12 декабря 1850 года. В 1875 году закончил Владимирскую духовную семинарию и в том же году был поставлен учителем в Клементьевскую земскую школу Владимирского уезда. Через год его перевели в Гаврилов Посад учителем в двухклассное училище. В 1877 году он был рукоположен в сан священника и определен к церкви в село Менчаково. Девять лет отец Евгений состоял законоучителем в менчаковской школе (1878-1886). К пятилетию своего служения он был награжден набедренником (14 января 1882 года), через девять лет его наградили бархатной скуфьей, а к 20-летию служения - камилавкой и серебряной медалью в память почившего императора Александра III. В 1900 году отец Евгений был пожалован наградным наперсным крестом, через шесть лет его наградили орденом Святой Анны III степени. В 1910 году в память 25-летия церковно-приходской школы в селе Менчаково отец Евгений был награжден серебряной медалью, а 15 мая 1911 года в Успенском кафедральном соборе г. Владимира Преосвященный Александр, епископ Владимирский и Суздальский, посвятил отца Евгения в сан протоиерея.
Отец Евгений рано потерял супругу, детей у него было трое: Надежда (р. 1878), Нина (р.1879) и Вера (р.1885). Дочери вышли замуж и переехали во Владимир.
По документам, отец Евгений Акциденский скончался в конце 1919 или в самом начале 1920 рода.
Псаломщиком при храме был Герман Александрович Афинеевский (р. 1889). Родился и жил он в Иваново, окончил там двухклассную церковно-приходскую школу. 29 апреля 1909 года он был определен в село Менчаково к Богородице-Рождественскому храму. 22 января 1912 года Герман Александрович женился на Анастасии Абрамовне Барановой (р. 1893). Анастасия Абрамовна родилась в деревне Курки в зажиточной крестьянской семье. Ее отец Абрам Баранов был фабрикантом. Он выстроил в Курках текстильную фабрику на 200 или 250 станков. На фабрике работали местные жители. Баранов имел проект постройки железной дороги из Гаврилова Посада до Суздаля, а далее на Владимир, хотел также реку Нерль сделать судоходной, чтоб удобнее было перевозить товар, на лошадях было дорого. Однако революция 1917 года помешала его намерениям.
А. Афинеевский построил в Менчаково большой дом, к нему примыкали двор, баня, сеновал, была большая усадьба и сад. 3 сентября 1914 года Германа Александровича утвердили в должности псаломщика Богородице-Рождественского храма. У псаломщика Афинеевского была большая семья: шесть сыновей и три дочери. Четверо из них: Николай (ум. 1913), Зоя (ум. 1917), Анатолий (ум. 1919) и Виталий (ум. 1923) умерли в детстве и были похоронены у Богородице-Рождественского храма с правой стороны. Старожилы помнят Германа Александровича и рассказывают, что семья его жила в достатке, богато, он всегда помогал крестьянам в нужде и давал совет, «Афинеевского помню, достойный был человек. У него была хорошая семья. Деревцов они насажали. В селе им дали мало земли. Его все любили в селе. Он всегда кланялся всем, одно доброе от него исходило», - вспоминает Параскева Васильевна Савельева, жительница с. Романова.
У Анастасии Абрамовны Барановой в Суздальском Ризоположенском монастыре жила родственница — послушница Александра Баранова. Анастасия Абрамовна вместе со средним своим сыном Николаем не раз навещала ее. В документах имя Александры Барановой встречается несколько раз. В 1919 году она еще оставалась в монастыре, но в связи со сложившейся тогда сложной обстановкой уехала из монастыря, по-видимому к родственникам.
Средний сын Германа Александровича и Анастасии Абрамовны Николай Германович Афинеевский (р.1920) живет сегодня в Иваново. Он рассказывал: «Мой отец был не только псаломщиком в храме, но и учителем в церковной школе, он многим помогал и пользовался почетом. У нас было большое хозяйство, держали корову, лошадь, гусей, овец, был огород. Моя мать еще помнила места Пановых могил, которые находились у деревни Курки. Там в XVII веке было становище польского пана Лисовского, который в Смутное время грабил русские города, в том числе и Суздаль. Все награбленное он зарывал близ становища. Раньше могилы панов были еще видны, но сейчас там уже ничего нет».
С января 1917 года церковным старостой в Богородице-Рождественском храме стал Козьма Иванович Голиков (р. 1854). Он жил в деревне Курки и имел там свою текстильную фабрику.
В 1917 году, по-видимому, в связи с переживаемыми событиями, менчаковский храм был подчинен Покровскому монастырю г. Суздаля. В то время в Менчакове было 110 домов (637 жителей), в Курках - 72 дома (495 жителей), в Пантелеихе - 47 домов (283 жителя). Среди местные жил один раскольник, инославных не было.
В 1918 году в село приехали солдаты и объявили о вооруженном восстании в Петрограде и установлении советской власти. В селе был создан комитет бедноты, председателем которого стал Ефим Щабров.
В 1920 году сразу после смерти отца Евгения Акциденского на его место прислали нового священника - отца Михаила Валькова. Михаил Иванович Вальков родился в 1888 году в семье крестьянина. Местом его рождения было село Тараново Фоминского района Горьковской области. Он окончил сельскую школу, затем в 1908 году - Миссионерские курсы в Вятке. 28 сентября 1908 года был назначен помощником Владимирского епархиального миссионера, эту должность он исполнял до 1911 года. В 1911-1913 годах Михаил Иванович Вальков состоял помощником и затем исправлял должность Тверского епархиального миссионера-проповедника. В 1913-1914 годах переехал в Сарапул и занимал такую же должность.
Супругой отца Михаила была Софья Ивановна Валькова (р. 1888). В семье Вальковых было трое детей: дочери Татьяна, Нина и Мария. В 1913 году Преосвященный Павел, епископ Вятский и Глазовский, рукоположил Михаила Ивановича во священника к Сарапульскому кафедральному собору. В 1914 году отец Михаил переехал во Владимир и состоял Владимирским епархиальным противораскольнйчьим миссионером. 26 июля 1915 года в Успенском соборе Флорищевой пустыни за литургией Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Владимирский и Суздальский, наградил отца Михаила набедренником. В 1919 году указом патриарха Тихона и Синода, согласно личному прошению, отец Михаил был определен в местечко Собинку Владимирского уезда с увольнением от должности миссионера. 6 февраля 1920 года он был перемещен в село Менчаково к Богородице-Рождественскому храму на место умершего протоиерея Евгения Акциденского.
«Его народ очень любил и уважал, - вспоминает Параскева Васильевна Савельева, - отец Михаил старался, чтобы служба в храме была торжественной, чтоб хорошо пели. Многим сельчанам он помогал в нужде. Сам отец Михаил был доволен, что приехал в такое место».
В 1921 году местные жители построили в селе новую деревянную школу, она была четырехклассной. Много средств для строительства выделил псаломщик храма Герман Александрович Афинеевский. К тому времени фабрика его тестя - Баранова Абрама была разобрана, и Герман Александрович использовал бревна для постройки школы.
В 1922 году по постановлению ВЦИК в храмах началась экспроприация церковных ценностей. 27 апреля 1922 года по поручению Суздальского уездного комитета по изъятию церковных ценностей в Менчаково приехала комиссия во главе с тов. И.Т. Федуловым и произвела изъятие ценностей в Богородице-Рождественском храме. Были составлены протокол и опись изъятого церковного имущества: два потира, дискос, звездица, лжица, два блюдца, напрестольный крест, риза с иконы святителя Николая Чудотворца и дарохранительница общим весом 7 фунтов 2 золотника 48 долей. Все эти предметы комиссия увезла в Суздаль, на следующий день их сдали в Уфинотдел.
Вспоминают, что в 1923 году в Менчаково приехали комсомольцы. Они устраивали диспуты о вере и приглашали отца Михаила. Прения шли между ним и идейными атеистами Журавлевым и Макаровым. Говорят, на диспутах отец Михаил одерживал победы. На диспуты собиралось очень много народа, диспуты производили на крестьян большое впечатление.
Когда в 1928 году в селе создали колхоз, комсомольцы раскулачили семью Афинеевских, забрали имущество и выгнали из дома. Опасаясь скорых репрессий, Герман Александрович уехал в Иваново к родственникам, там он купил дом и смог определить детей в учебные заведения. Дом Афинеевских был обращен в клуб. Известно, что тесть псаломщика Афинеевского фабрикант Абрам Баранов был репрессирован. «Его сослали в Сибирь, но он без дела не сидел, наладил там производство кирпичей и был нарасхват. Он работал сам и другим давал работу и заработок», - вспоминает Николай Германович Афинеевский.
Храм в Менчаково действовал до начала 1938 года. 12 марта арестовали отца Михаила Валькова. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к восьми годам исправительно-трудового лагеря. Местные жители вспоминают, как однажды из Суздаля в Гаврилов Посад гнали этапом священнослужителей. Дорога шла через Менчаково. Жители выходили из домов и в последнем из арестованных узнавали своего батюшку. Он шел и всем кланялся. Матушку Софью Ивановну к нему не допустили. Отец Михаил, пройдя село, остановился на окраине, встал на колени, сделал три поююна на храм и сказал: «Прощай, моя любимая сторонка». Говорят, отец Михаил был отправлен в Архангельскую область и работал на лесоповале, там он скончался от полученных травм: на него упало дерево. По другим сведениям, он погиб во время какой-то обороны. По словам А.П. Назаровой, учительницы, жительницы города Суздаля, отец Михаил умер в ссылке от голода. Она рассказала: «Дочь отца Михаила - Мария Михайловна Валькова приезжала в Суздаль несколько лет назад. Она сказала мне, что после отправки в Архангельск отец прислал домой письмо, в котором просил прислать что-нибудь съестное, так как у него украли карточку. Когда она отправила посылку с хлебом, то получила сообщение, в котором говорилось, что тот, кому она была адресована, уже умер. И потому вся семья думает, что отец Михаил умер в ссылке от голода».
«Дом у Вальковых был большой и крепкий, на каменном фундаменте, печи были изразцовые, - рассказывает Табакова Софья Васильевна, учитель истории в местной школе, краевед, - я часто после службы ходила к ним в дом, так как их дочь была моей крестной. Потом дочери разъехались, мать осталась одна. Когда она умерла, дом продали и после разобрали». Старшая дочь отца Михаила - Татьяна Михайловна, в замужестве Леонтьева, поступила в институт и по окончании получила распределение в школу села Павловского, где позже работала директором. Известно, что она умерла от туберкулеза в 1950-е годы и похоронена на сельском кладбище в Павловском. У нее был сын Валентин (р.1930), который жил во Владимире. Сейчас о нем ничего неизвестно. О средней дочери Нине Михайловне известно, что из родного дома она уехала рано, вышла замуж за некоего Румянцева, уехала в г.Горький, была домохозяйкой. О младшей дочери - Марии Михайловне известно, что она была учительницей в селе Тольский майдан Лукояновского района Горьковской области. О Марии Михайловне подробно рассказала А.П. Назарова: «Я училась в одной школе с Марией Вальковой, но она на год была меня старше. Начальную школу она окончила в Менчаково, а с пятого класса поступила в среднюю школу в Суздале. Жила она на квартире и каждое воскресенье ездила в Менчаково навестить своих родных. Свое происхождение она всячески скрывала. Замуж она выходила, но оставила свою фамилию. У Марии сейчас жив сын, который живет в г. Дзержинске Нижегородской области. Сама Мария Михайловна жила в г. Лукоянове Нижегородской области, ул. Коммунистическая, 10, кв. 5. Попала она в этот город по распределению, окончив физико-математический факультет Горьковского пединститута. Раньше Мария Михайловна всегда писала письма мне и поздравляла с праздниками, но в течение последних двух лет от нее ничего нет, наверное, она уже умерла. В Суздале у Марии Михайловны осталось много знакомых, они тоже ничего не получают от нее. Лет 5-7 лет назад она приезжала в Суздаль, посещала своих знакомых, была и в родных местах. Говорят, в Менчакове она много плакала, выкопала рябинку на память, что растет на месте их бывшего дома». Матушка Софья Ивановна во время войны, рассказывают, уехала к своей старшей дочери в Павловское, там она умерла и там похоронена.
Село Менчаково в советское время
После закрытия храм был разорен и осквернен: иконостас разобран, сняты паникадила и иконы. Церковную библиотеку комсомольцы отправили, говорят, в село Кибол. В 1932 году в Менчаково организовали союз воинствующих безбожников. Местные комсомольцы сбросили колокола. Для большого колокола даже разобрали часть арочной перегородки. Когда он упал, земля загудела. Большой осколок от этого колокола долго лежал потом у храма. Все колокола увезли на переплавку кроме одного маленького, его оставили в селе на случай пожара. Сейчас этот колокол в музее. У входа в летнюю церковь с левой стороны находилось деревянное распятие Спасителя. Один мужчина во время разорения храма стал рубить его, он отрубил ноги у Христа. После войны домой ой вернулся без ног. Все село говорило тогда об этом, говорили: «Бог наказал».
«Вдоль реки раньше была улица, на ней стояли и дома местных помещиков Лялина и Бабкина... На берегу есть еще яма — здесь был погреб помещичьего дома. Сам дом разобрали и перевезли в Суздаль, у него низ каменный, а верх - деревянный, дом двухэтажный. Стоял дом еще одного помещика. Известно, что к нему приезжал какой-то известный писатель», - вспоминает С.В.Бабакова
В советское время было разорено и старинное менчаковское кладбище близ храма. Памятники и Тресты сбросили к реке, могилы сравняли с землей. На этом месте был устроен зерноток под навесом. Рассказывают, что два раза проваливались грузовые машины — склепы, в которых были похоронены священники, не выдерживали тяжести груза, но один склеп, говорят, сохранился целым.
Из рассказа местных жителей: кладбище находится на высоком берегу реки, и весной, когда берега начинают обваливаться, можно было видеть человеческие кости. Кости эти собирали и закапывали в летнем, а потом и в зимнем храмах на небольшой глубине. Местных хоронили пониже в горе. «Однажды обвалилась часть земли, и видна была колода деревянная, в ней - бархатная шапочка с украшениями», - рассказывает С.В. Бабакова. Из рассказа Сурикова С.Н, старосты села. «Мы были еще мальчишками. Когда провалился склеп, мы видели, что там внутри обгорела часть гроба и иконки, на священнике сохранилось облачение. Мы даже лазили туда внутрь, кости сохранились все. Останки эти потом поднимали, осматривали и положили назад, ничего не тронув, и закопали. Рядом в метрах двух находится еще один склеп, тоже, наверное, священник похоронен... Была еще могила с монетами. Когда берег стал осыпаться, то по одной монетке находили, а потом эти монеты стали даже в речку кидать, много их было и старые. Могила эта не тронута. Кладбище шло от алтаря с южной стороны до спуска к речке. Каждый год оголялось много костей, и мы их собирали и относили в храм. В зимнем храме их много и в летнем тоже закапывали».
В наши дни…
В 1995 году Покровскому монастырю выделили участок земли для строительства рядом с Богородице-Рождественским храмом и отдали под жилье старую полуразвалившуюся школу, которая была построена еще в 1921 году. Летом того же года в Менчаково началось строительство первого монастырского дома.
В январе 1996 года передали Богородице-Рождественский храм, который требовал серьезной реставрации. В июне по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Богородице-Рождественский храм и земля, выделенная под строительство, были зарегистрированы как подворье Покровского женского монастыря.
В июле началась реставрация Богородице-Рождественского храма, тогда же были выстроены еще один дом и несколько хозяйственных построек. В течение месяца восстановили крышу над трапезной частью храма и разрушенную часть стены. Накануне Покрова Богоматери был завершен ремонт крыши над летней частью храма и алтаря, поставлены четыре купола. Главный купол и кресты были установлены в начале ноября.
В следующем 1997 году ремонт храма продолжился. Его побелили снаружи, затем начали штукатурить и белить внутри, вставили рамы, настелили и покрасили полы, установили две железные печи. Затем начались работы по восстановлению правого придела в честь святителя Николая Чудотворца, поставили престол и жертвенник, установили временный иконостас, провели электричество.
27 апреля 1997 года на Пасху была совершена первая Божественная литургия, которая собрала множество народа, вокруг храма был совершен и первый крестный ход. На Троицу служили во второй раз. Следующая литургия совершена была на престольный праздник храма - 6 праздник Рождества Богородицы. Собралось много местных жителей, был совершен крестный ход.
В 1997 году в Менчаково приезжал Николай Германович Афинеевский. Он рад был увидеть восстанавливающийся храм, где служил псаломщиком его отец. Старый дом Афинеевских стоит до сих пор, в нем находится сельский клуб и библиотека, пристройки нарушены.
К настоящему времени к храму проложена асфальтированная дорога. Завершена работа по установлению иконостаса в левом приделе в честь святителей Суздальских Феодора и Иоанна (9 временными иконами).
Богослужения в храме совершаются по большим праздникам. Поют на клиросе сестры монастыря, службы совершают монастырские священники. В храме проводятся также таинства исповеди, соборования. В праздник Крещения Господня совершается молебен с чином Великого освящения воды. В дни родительских суббот совершаются панихиды, служатся панихиды и на местном кладбище.
В 2003 году монастырское подворье в Менчаково посетил Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.
Комментарии