«Туманный» колокол – герой двух столетий - ХранителиРодины.рф

К церковным колоколам русские люди всегда относились по-особому. Их делали посредниками между человеком и Богом, приписывали каждому характер и трепетно следили за их судьбами. Они несли героические личностные черты. Богослов и философ И.Н. Корсунский писал: «Лишь триста, четыреста лет висят наши большие колокола на наших колокольнях; но если бы допросить эти колокола, как они созидались, и если бы они рассказали нам об этом; если б да поведали нам они, откуда они взялись, о, какая бы тогда назидательная летопись раскрылась пред миром! Бесчисленные звуки от них, к Нему восходящие. Но какой длинный свиток поучительных любопытных сказаний о праведной жизни, полной святых подвигов, с картинами самоотвержения, благочестия, чудес благодати и промысла развернулся бы пред нашими изумленными глазами, если б эти колокола да попросить рассказать нам о радости и горе, о входах и исходах, о смерти и о жизни православного народа под их звуки!..». Один из колоколов поведал нам свою судьбу, которая полна захватывающих событий и особых смыслов. Сегодня мы поговорим о колоколе из Никольского храма г. Таганрога, носящего имя «туманный».

К церковным колоколам русские люди всегда относились по-особому. Их делали посредниками между человеком и Богом, приписывали каждому характер и трепетно следили за их судьбами. Они несли героические личностные черты. Богослов и философ И.Н. Корсунский писал: «Лишь триста, четыреста лет висят наши большие колокола на наших колокольнях; но если бы допросить эти колокола, как они созидались, и если бы они рассказали нам об этом; если б да поведали нам они, откуда они взялись, о, какая бы тогда назидательная летопись раскрылась пред миром! Бесчисленные звуки от них, к Нему восходящие. Но какой длинный свиток поучительных любопытных сказаний о праведной жизни, полной святых подвигов, с картинами самоотвержения, благочестия, чудес благодати и промысла развернулся бы пред нашими изумленными глазами, если б эти колокола да попросить рассказать нам о радости и горе, о входах и исходах, о смерти и о жизни православного народа под их звуки!..».

Один из колоколов поведал нам свою судьбу, которая полна захватывающих событий и особых смыслов. Сегодня мы поговорим о колоколе из Никольского храма г. Таганрога, носящего имя «туманный».

Исторически Приазовье и Причерноморье довольно долгий промежуток времени переходило из рук в руки: то Россия захватывала эти земли, стремясь к выходу в Азовское, Черное и Средиземное моря, то Турция опять забирала эти земли под свою юрисдикцию. Начал эту деятельность Петр I, осуществив потрясающий даже по современным меркам план фортификации устья Дона, Миуса и Миусского полуострова в целом.

Екатерина II успешно продолжила дело, начатое Петром I, и при ней Приазовье уже навсегда было отвоевано у Турции, стал восстанавливаться город у Троицкой крепости – Таганрог. Для охраны границ была предпринята попытка создания Азовской флотилии – первой военной русской боевой структуры, связанной с морем.

В память о грандиозных стратегических планах Петра I на месте стоянки его походной палатки в 1778 г. была заложена Никольская церковь, а главный колокол для нее весом около шести тонн был отлит из трофейных турецких пушек, которые собрали в гавани, чтобы он своим звоном возвещал горожанам о славе и доблести русского оружия, о несгибаемой воле к победе.

На колоколе изобразили Николая Чудотворца и святого Фоку – покровителей моряков, а по краю отлили надпись, которая в наши дни читается не полностью: «Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа». Уже на первом шаге в жизнь колокол получил особый статус. Четверть века прослужил он в Таганроге.

Дальнейшие военные действия России привели к завоеванию Крыма. Азовская флотилия покинула Таганрог, перебазировавшись в крымские гавани. Обустраивались быт и обрядовая жизнь русского Крыма. По приказу Александра I в 1803 г. на колокольню вновь построенного храма Святого Николая в Севастополе колокола собирали со всей страны. И наш колокол, как имеющий прямое отношение к военным морским победам, был передан в новый храм.

Около 50 лет он трудился, созывая севастопольцев на молитву. В середине XIX в. вновь обострились отношения с Турцией, но теперь на стороне Турции выступила англо-французская эскадра, которая успешно завоевала Крым, пошла глубже на материк, завоевав Мариуполь, Бердянск. И только ополченцы Таганрога смогли дать отпор врагу. Трижды в 1855 г. Таганрог не сдавался. И именно здесь во время переговоров парламентеров военный прокурор Д.П. Война сказал фразу, ставшую легендарной: «Русские своих городов не сдают!».

Однако эскадра, уходя из Крыма, увезла с собой все, что посчитала ценным. В число этих ценностей попал и наш колокол. Во Франции, в Париже, куда он был перевезен, его сначала хотели переплавить на пушки, но к тому времени сплавы, из которых делали орудия, уже были усовершенствованы, и колокол не пригодился для этих целей, а получил «работу по специальности»: стал своим звоном созывать прихожан в церковь, но в какую!.. Его водрузили в звоннице собора Парижской Богоматери, знаменитом Нотр-Даме, где он прослужил до 1913 г.

К этому времени расположение сил в мире опять изменилось. В связи с усилением Германии была создана Антанта – военный союз Франции, Англии и России. В знак доброй воли, по предложению весьма влиятельного консула Франции в Севастополе Л.И. Ги и при поддержке Николая II и президента Пуанкаре, колокол решили вернуть России. 23 ноября 1913 г. Севастополь торжественно встречал легенду и воина – таганрогский колокол.

Он был установлен во Владимирском соборе, на том месте, где князь Владимир принял крещение с последующим крещением всей Руси. Но недолго пришлось ему пробыть на новом месте. Революционные события 1917 г. вновь вмешались в его судьбу – его решили переплавить на нужды революции.

К счастью, новые вершители судьбы страны все же вспомнили, что прибрежные церкви часто выполняли функции звуковых маяков и в туманную погоду звонили, обозначая береговую линию или мысы. Для нашего колокола в древнем городе Херсонесе, на краю Севастополя, на мысу соорудили отдельно стоящие пилоны и предназначили его для маячной работы, которую он исправно исполнял до 50-х гг. XX в. Со временем были изобретены новые виды маяков, а наш колокол, к тому времени получивший имя «туманный», вновь стал не нужен.

Когда городская администрация решила убрать колокол, вмешались общественность и музейные работники. К этому времени красиво вписавшийся в морской пейзаж древнего города колокол красовался на всех открытках, в буклетах и путеводителях. Было принято решение не убирать колокол, а сделать его музейным экспонатом.

По наши дни «туманный» колокол пребывает в крымском Херсонесе. В конце 1980-х годов музейщики и краеведы Таганрога заговорили о том, что было бы здорово вернуть колокол в Таганрог, но в ту пору этим планам осуществиться было не суждено по причине категорического отказа украинских властей.

Но спираль истории вновь изменила ход событий. В 2014 г. Крым был присоединен к Российской Федерации. Всеобщее воодушевление позволило вновь заговорить о колоколе как о символе единства истории и сердец. Таганрогское ПО «Лемакс», возглавляемое Леонидом Матусевичем, приняло решение о создании точной копии «туманного» колокола и о возвращении его на родину. Самое непосредственное участие в этом принимал художник Владимир Елитенко.

Необходимо было принять решение о заводе, который сможет выполнить заказ. Русские мастера литейного искусства обладали секретами передовых для своего времени технологий и создавали великолепные колокола. Особо известны «Царь-колокол» (1735 г., 208 тонн), «Успенский» – самый большой из колоколов Ивановской звонницы (1819 г., 65 тонн) и «Ревун», до сих пор звонящий на той же колокольне (1622 г., более 30 тонн); свой «Царь-колокол» был и в Троице-Сергиевой лавре (1748 г., 64 тонны), который был уничтожен в 1930-е гг. После революции 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах (в эпоху нэпа), но в 1930-е гг. прекратилось полностью.

Активную заинтересованность и высокий профессионализм проявили специалисты Воронежского литейного завода. При их поддержке было проведено физическое (спектральное) и химическое лабораторное исследование колокола из Херсонеса. Создан точный аналог сплава, в котором оказалось большое количество меди, что придавало особое звучание колоколу. Были сняты лекала, замерены радиусы и прочие параметры, необходимые для изготовления, при помощи современного оборудования. Визуальный осмотр дал информацию о наличии серьезных трещин, которые не дают возможности бить в колокол во избежание разрушения. После долгой и кропотливой работы колокол был отлит на Воронежском литейном заводе. Сохранены изображения и надписи.

Сохранен и звук колокола. Колокол издает только один звук, но его характеристики могут быть различны, что зависит от сплавов и форм изделия. Поэтому точное попадание копии в оригинал по этим параметрам особо порадовало и специалистов, и заказчиков.

Идеи о месте установки колокола были очень разнообразны: предлагались и привокзальная площадь, и городские скверы, но одна из них, на наш взгляд, была самая красивая и символичная. Она принадлежит В. Елитенко, который предлагал установить колокол на пилонах на острове-форте «Черепаха», в двух километрах от современной портовой гавани. Снабдив колокол солнечными аккумуляторами, можно было настроить механизм таким образом, чтобы он звонил в определенное время, а местоположение – древний форт на краю современного судоходного канала – давало возможность видеть его как со стороны моря, так и с суши. Но документальные и технические сложности не позволили реализоваться этой идее.

В итоге колокол был передан Русской православной церкви. В настоящее время он находится во дворе Никольского храма, и каждый желающий может подойти к нему и осмотреть как достопримечательность или поклониться ему как святыне, проделавшей такой непростой и долгий путь. В колокол можно и позвонить.

Торжественная передача колокола церкви в 2016г. была приурочена к не менее торжественному событию – причислению праведного Павла Таганрогского к общецерковному почитанию. При его жизни колокол звучал, освещая молитвы старца, при его жизни происходили и судьбоносные для коло¬кола события.

Таким образом, колокола во все времена и поныне воспринимаются человеком и как средство связи с Богом, и как объект в искусстве, и… как средство оздоровления. А для нас «туманный» колокол – еще одно подтверждение участия г. Таганрога и его жителей во многих исторических процессах и безусловного влияния на них.



Храм Николая Чудотворца г. Таганрога

Храм Нотр-Дам в г. Париж

Храм Святого Владимира с «туманным» колоколом в г. Севастополь

Точная копия «туманного» колокола

Икона святого блаженного Павла Таганрогского

Комментарии