Последний шаман Таймыра - ХранителиРодины.рф

Последний шаман сидел на берегу озера и готовился к камланию. Если бы, кто – нибудь посмотрел на него со стороны, то подумал бы, что нгэзэ (шаман) сидит совершенно один. И только шаман знает, что не один он, с ним всегда его духи – помощники. Главный помощник шамана – бубен, с его помощью шаман будит мир нго (духов). Гуси помогают шаману подниматься в верхний мир. Олени людей счастливыми делают – с оленем семья прибавляется. Волк, медведь, росомаха и другие животные тоже выполняют для шамана разные поручения. Грустно шаману – знает он, что после его ухода в нижний мир долго еще не будет шаманов на этой земле. Но даже когда уйдет он в другой мир, не перестанет заботиться о Таймырской земле и ее людях.

Сокровищница культуры Таймыра

Слово «Таймыр» с эвенкийского языка переводится как «богатый, щедрый». И наш Таймыр действительно такой. Помимо залежей нефти, газа, цветных металлов и золота, он богат и культурно. Нематериальные богатства нашего региона сохраняет, изучает и популяризирует Таймырский краеведческий музей. Созданный в далеком 1937 г., он вырос из небольшой комнатки в здании Дома культуры до огромного музея, экспозиционная площадь которого составляет примерно полторы тысяч квадратных метров.Сегодня здание музея оригинальной формы, построенное по проекту красноярского архитектора Андрея Викторовича Курицына, является украшением Набережной площади города Дудинка. Фондовые коллекции музея насчитывают около 90000 единиц хранения, в их числе есть уникальные экспонаты, аналогов которым нет.

Дар шамана

В 1982 г. Таймырским краеведческим музеем было совершено уникальное приобретение – костюм и комплект шаманских предметов, принадлежащих последнему нганасанскому шаману Тубяку Костеркину.

До этого момента в 70-80-е годы ХХ века музейные сотрудники активно собирали экспонаты для оформления культовой коллекции. Для этого они ездили в экспедиции в поселки Таймыра. Но это приобретение было особенным.

Уникальность костюма и предметов в том, что они переданы одним человеком, и активно использовались им в осуществлении шаманской деятельности, а именно – в камлании. То есть можно сказать, что это «действующий», «рабочий» комплект облачения и инструментов.

Костюм и предметы были переданы музею на особых условиях. Шаман оставлял за собой право приезжать в музей для общения со своим костюмом. И действительно, до самой своей смерти в январе 1989 г. он периодически навещал свой костюм «кормил» его.

Судьба шамана

Тубяку Дюходович Костеркин принадлежал к знаменитому шаманскому роду Нгамтусуо. Это один из пяти родов авамских нганасан. Отец Тубяку – Дюходе, был сильным и известным шаманом. Именно он предсказал рождение сына-шамана, отметив, что у него на груди будет особый знак – родинка в форме пуговицы. Так и случилось, а имя данное сыну – Тубяку, означает «пуговица». Родился будущий шаман в сентябре 1921 г. и был третьим ребенком в семье. Кроме него шаманский дар от отца унаследовали его старший брат Демниме и сестра Нобобте. Всего же в семье было 11 детей.

О нганасанах известно, что это пешие охотники на дикого северного оленя, которые пришли на Таймыр более 7000 лет назад. Нганасаны это не самоназвание народа, такое «имя» дали им этнографы, сами себя они называют «Ня», что означает «человек». Это самый древний арктический этнос Таймырского полуострова. Для них, как и для большинства коренных народов характерно анимистическое восприятие мира. Иными словами, нганасаны верили в духов. Душой наделялось все окружающее человека пространство, силы природы, события, животные. Взгляд на устройство мира и место человека в нем были естественным образом связаны с жизнью в суровых условиях Крайнего севера. Поэтому очень важна была роль шамана, человека, являвшегося посредником между миром духов и миром людей. С духами шаман общался по определенным поводам: найти потерявшихся в тундре людей или оленей, помощь при болезни и родах, на удачу в охоте, при прощании с умершим родственником и др. Фигура шамана была уважаема и почитаема соплеменниками всегда. Но, в Советское время все изменилось…

Испытания шамана

На Таймыре Советская власть была установлена в январе 1920 г. В 1926 г. был утвержден Декрет, закреплявший родовые советы как временную переходную форму политического устройства у народов Севера. Управление передавалось трудящимся, к нему не допускались крупные оленеводы, торговые посредники и шаманы. Далее последовал период репрессий: шаманов лишали избирательных и имущественных прав, изымались и уничтожались шаманские костюмы и бубны. Шаманы превращались из уважаемых, почитаемых людей в изгоев. Конечно, такие сильные традиции невозможно уничтожить за несколько десятилетий, люди все равно обращались за помощью к шаманам. Но занимать свое место легитимно и безбоязненно представители культа уже не могли.

Важно отметить, почему изымались костюмы и шаманские атрибуты. Дело в том, что костюм, бубен и другие вещи, являлись неотъемлемой частью «экипировки» шамана при общении с духами. Совершать камлание в обычной одежде шаман не мог. Именно поэтому лишение костюма выводила шамана из строя надолго. Шаманские костюмы имели свою «специализацию»: для камлания над роженицей один, для камлания духам и божествам «нижнего» подземного мира другой, для духов «верхнего» мира третий.

Быть шаманом в ХХ веке оказалось особенным испытанием. Сам Тубяку был судим и находился в заключении в конце 1940-х – начале 1950-х годов, из-за своей шаманской деятельности. Потом он жил в тундре вместе со своей семьей, сочетая жизнь тундровика-единоличника, а так же охотника, рыбака и оленевода с обширной шаманской практикой. Несмотря на официальный запрет, люди тянулись к шаману за помощью и он никогда им не отказывал. Камлал Тубяку всю свою жизнь, даже когда находился в тюрьме.

Наследие шамана

Кроме шаманского дара Тубяку Костеркин был прекрасным сказителем. Для изучавших нганасан этнографов, с которыми он активно сотрудничал, он исполнял эпические повествования – ситабы. Благодаря этому сотрудничеству была записана уникальная коллекция нганасанского фольклора.

Интересным событием в жизни Тубяку Дюходовича было выступление перед большой аудиторией с камланием на Международном фольклорном фестивале в Москве в 1988г. Облаченный в свой шаманский костюм, с повязкой закрывающей глаза, шаман ударял в бубен и пел своеобразным гортанным пением. Это действо произвело на зрителей неизгладимое впечатление.

Решение о передачи в музей своего костюма и атрибутов к нему далось Тубяку нелегко. Многие его соплеменники были против этого. Однако, после смерти своей жены Балоку, которая всегда помогала ему в камланиях, Тубяку Дюходович принял это решение. Тем самым он сохранил огромный пласт культуры своего народа, как для потомков, так и для всего мира.

Комментарии