Жизнь – это поток. Построй свой корабль - ХранителиРодины.рф

Случайностей не бывает. Памятники культуры – портал в прошлое. Многослойный исторический «пирог» - Парамоновский комплекс. Внезапные открытия на виду: самое старинное здание Ростова-на-Дону и тайный ход из крепости. Суворов был тут. Впервые в истории города - спасённые родники. Не хуже Колизея. Парк-музей «Парамоны» - новая жизнь памятников. Осознанность и единство – ступенька в лучшее будущее.

Если что-то действительно любишь, хочется об этом заботиться. Так и с памятниками культуры нашего замечательного Ростова-на-Дону.

Я работал конструктором, стал лауреатом премии «За ускорение научно-технического прогресса» в далёком 1985 году. Потом жизнь привела на должность заведующего отделом Ростовского-на-Дону Музея изобразительных искусств. В пресловутые «90-е» пришлось выживать, и я занялся натуральными целебными средствами. Это было и приятно, потому что благодарных выздоровевших клиентов было немало. А известный ведущий программ по натуральному оздоровлению Геннадий Петрович Малахов снял о моей деятельности фильм.

ПАМЯТНИКИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ

С 2013 года «повело» меня к памятникам культуры. Регламент данной статьи по количеству знаков позволяет описать лишь отдельные эпизоды моей краеведческой деятельности и в конце очень кратко упомянуть ещё несколько её направлений.

Ростов-на-Дону в конце 19-го – начале 20-го веков был красивейшим городом России. Местные купцы заботились о прибавлении своих капиталов и щедро делились ими с жителями города, строя больницы, бесплатные школы, библиотеки, храмы.

Старинные фотографии Ростова наполняют гордостью за наш удивительный город, выросший на месте крепости 18 века Святого Димитрия Ростовского.

Послевоенные фотографии 40-х вызывают тяжкое сожаление о расстрелянных горожанах в периоды двух фашистских оккупаций и о том, что наш город вошёл в десять самых разбомблённых городов России. Оставшееся хочется сохранить.

ПАРАМОНОВСКИЕ СКЛАДЫ. АЙСБЕРГ ИСТОРИИ

Культовое место в Ростове - «Парамоны» - привлёк моё внимание своей историко-природной многосложностью.

Состоит он теперь из: пяти кирпичных зерновых складов (памятников федерального значения 19 в); склада портового каменного конца 18 в (фортификационного регионального памятника); более 20 древних родников; памятника археологии «Ростовское городище» первых веков нашей эры и территории, относящейся к Крепости Дмитрия Ростовского 18 века.

Бери, радуйся и греби туристов лопатой. Драгоценность. Но её «огранкой» десятилетия никто не занимался.

В 2013 году у комплекса появилась фирма-арендатор, И пришлось распрощаться с огромным родниковым бассейном прямо внутри старинного склада, как магнитом притягивавшим ростовчан, и туристов, в том числе, иностранных.

НЕ КОЛИЗЕЕМ ЕДИНЫМ

Некоторые администраторы, которым не хотелось возиться с федеральным памятником культуры, заявляли, что «Парамоны» надо снести и построить что-нибудь новенькое. Вот если бы это, говорят, Колизей был – другое дело.

И вот к друзьям приехал как-то знакомый, космический инженер из Рима, который на работу мимо этого Колизея каждый день ходит. Попросили, я провёл гостю экскурсию по Парамонам, он даже искупался там в родниках – восторгам итальянца не было предела.

«ПОТОК – НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННАЯ ФОРМА ЖИЗНИ»

Надо было Парамоны спасать. Я создал группу инициативных соратников. Когда действуешь во благо и целеустремлённо, подтягиваются нужные люди и обстоятельства. И подаются знаки. Группе понадобилось точное название. И однажды вечером мне пришло – «Поток». Утром, заглянув в случайную книгу на столе, я понял, что всё в порядке. Потому что на глаза сразу попалась фраза: «Поток – наиболее выраженная форма жизни. Будда».

Начались общественные будни, требующие продуманного системного труда. Координируя действия «Потока», мне удалось добиться невероятного: к нам прямо на Парамоновский комплекс пришёл заместитель губернатора по вопросам культуры с командой: главным архитектором города, областным министром культуры, вождями по строительству. Позже этот рабочий диалог продолжился ещё в четырёх встречах, уже в здании областного правительства.

В 2016 году, в день освобождения Ростова от фашистских захватчиков, мы провели в самом публичном месте города на многолюдной Пушкинской улице официальный митинг в защиту Парамоновского историко-природного комплекса. После митинга в администрациях гораздо внимательнее стали нас выслушивать.

ДРЕВНИЕ РОДНИКИ ВПЕРВЫЕ ОБРЕТАЮТ ГРАЖДАНСТВО

А дальше удались две вещи, которые очень помогли сохранить Парамоновский комплекс.

Наш город вообще должен был бы называться «Ростов-на-родниках». Именно из-за родников на «Парамонах» и соседнем «Богатом колодезе» селились здесь люди с далёкой античности, выживали в Гражданскую и Отечественную войны. Именно из родников и складывается наш замечательный Дон.

И, в то же время, в ГВР (Государственном Водном Реестре), как ни странно, не было зарегистрировано ни одного ростовского родника. Их просто хотели пустить в канализацию. С трудом я выяснил технологию внесения водных объектов в ГВР. Забавно: после регистрации родники и земля под ними становятся федеральной собственностью, но за это государству же нужно заплатить! Нам нужен был результат, разбирательства оставили на потом. Собрали общественные деньги, и я оформил все нужные документы, сдал их в Бассейновое Управление. 19 сентября 2016 года, в День Города, любимому Ростову получился замечательный подарок – пришло официальное подтверждение регистрации в ГВР сразу трёх Парамоновских родников. Впервые в истории Ростова. Ура!

Данное событие очень важное: бесплатный народный доступ к родникам обязаны теперь сохранять. Кроме того все поверили, что родники спасать возможно.

НАХОДКА У ВСЕХ НА ВИДУ

Удалось ещё одно важное «парамоновское» дело. Я обратил внимание, что самый западный склад гораздо старше федерального памятника и по характеру фортификационный. Много лет специалисты обмеряли этот склад, но не замечали его особенностей. Пригласил краеведа-эксперта, тщательно исследовали склад и поняли, что это 18 век. Обнаружил Я в литературе и очень похожее крепостное сооружение, в котором служил Александр Васильевич Суворов, улучшавший потом нашу крепость. Вероятность причастности Суворова к строительству нашего укреплённого склада была большой. Я подал заявку в областной Минкульт на признание каменного склада памятником культуры и собранные материалы отослал на несколько историко-архитектурных сайтов. Буквально за три дня до заседания рабочей группы Минкульта пришло письмо, с подтверждением правильности наших изысканий. От доктора искусствоведения, профессора известного столичного института! В Минкульте приняли предложенное мной название теперь самого старинного здания Ростова-на-Дону: «Склад портовой каменный конца 18 – начала 19 века». С 18 веком были все согласны, но ввиду отсутствия конкретных документов 18 века на склад, дописали и век 19-й.

Кроме того в складе 18 века мы обнаружили едва заметную старинную кирпичную арку. Под присмотром археолога я ломом и лопатой разобрал советскую кирпичную преграду и обнаружил начало входа в подземелье с навесами для распашных дверей и старинным запорным устройством. А на карте 1835 года обозначен разрез подземного хода из крепости, направленного точно к отрытому началу подземелья.

ЗАБАВНАЯ ЭКСКУРСИЯ В БУДУЩЕЕ

Теперь обустройство Парамоновского комплекса потребует от владельцев аккуратного подхода.

Провёл я потом «забавную» экскурсию по «Парамонам» для владельцев его (к этому времени арендаторы стали владельцами), чтобы они поняли, что на самом деле купили. Слушали с интересом, пообещали провести раскопки и подумать о создании музея города в новом, самом старинном памятнике.

Примерно в 2015 году мы с моей группой «Поток» разработали концепцию Парка музея «Парамоны», где удивительные природные условия органично сочетались бы с исторически «многослойным» памятником культуры. Эту идею поддержало городское сообщество, и теперь мы её «притираем» с интересами владельцев.

ВМЕШАЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ. ИТОГИ

В январе 2017 года по инициативе Президента Путина правительство Ростовской области создало Общественный Совет при губернаторском Комитете по сохранению Наследия. В этот Совет включили и меня, Разговаривать с администраторами стало легче.

Краткий мой рассказ стал неожиданным подведением некоторых итогов. Но главное в нём тот факт, что при объединении усилий разных заинтересованных в своём Отечестве людей, удаётся сделать много полезного. Краеведы, объединяйтесь!

ЕЩЁ НЕКОТОРЫЕ МОИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА

*Организовал отклонение проекта обустройства федерального памятника «Парамоны», который бы его фактически уничтожил

*Регулярно объединяю усилия различных общественных организаций

*Постоянно участвую в телепередачах, даю многочисленные интервью в газеты и на радио по проблемам сохранения памятников культуры

*Регулярно со своей группой «Поток» занимаюсь устранением негативных процессов на памятниках культуры

*Являюсь участником рабочих групп по сохранению памятников культуры и экологии в Общественной палате города и областном отделении Народного Фронта. Вхожу в рабочую группу при мэрии Ростова по созданию музея города

*Организовал в архитектурных институтах ежегодное создание дипломниками проектов по федеральному памятнику-комплексу «Парамоны»

*Регулярно провожу мероприятия по привлечению всеобщего внимания к федеральному памятнику-комплексу «Парамоны»: выставки, купания, хороводы, субботники и т.д.

*Создал и веду страницы о сохранении памятников культуры и экологии в трёх соцсетях: https://vk.com/public135269258, https://www.facebook.com/groups/etnopark2016/ , https://ok.ru/etnoparkpa

*Провожу экскурсии для желающих подключиться к сохранению памятников

*В 2018 году совместно с ростовским краеведом написал большую статью о федеральном памятнике «Парамоны» в ежегодном областном сборнике «Донской временник»

*Разработал концепцию создания действующего старинного флота с включением его в федеральную программу «Золотое кольцо Боспорского царства»

*Разработал идею большой фрески по истории «Парамонов». Нашёл профессионального художника, и помог создать эту фреску под названием «Жизнь – это поток. Построй свой корабль». Прямо под другим памятником культуры – Мореходным училищем 19 века. Защитил эту фреску на городском конкурсе социально значимых общественных инициатив, и впервые в истории таких конкурсов его лауреатом стал художник.

*Активно способствовал началу реставрации памятника культуры 19 века Дом Врангеля и решению владельца о создании Музея Врангеля и недопустимости гражданских войн.

Комментарии