Свидетель века - ХранителиРодины.рф

«Феномен творческого метода Александра Анисенкова заключается, на мой взгляд, в том, что будучи от рождения поэтической натурой, но при этом профессионально работая в прессе, он интуитивно определил, выбрал для себя «оригинальный жанр», а затем десятилетиями плодотворно реализовался в этом, действительно непростом, но привлекательном жанре, который можно обозначить, как художественная журналистика. А может, это Жанр выбрал его, учитывая миссию Александра Андреевича Анисенкова… Думается, что на небесах заключаются не только браки, но и вершатся творческие судьбы избранных…» В.Ф. Ситнов

Александр Андреевич родился в 1932 году в Смоленской области. Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в газете «Знамя Ленина» в родном Павловском Посаде, был заведующий отделом промышленности с 1961 по 1967 годы. С 1967 по 1981 год заведующий отделом науки в редакции газеты «Водный транспорт» г. Москва. С 1981 по 1998 год – старший научный редактор журнала «Природа и человек». С 1998 года по двухтысячный – старший референт Российского комитета ветеранов войны.

Награжден медалями: «Маршал Советского Союза Жуков», 65 лет Победы 1945-2010, Знаком «Почетный ветеран Подмосковья». Член редколлегии журнала Природа и Свет».

Александр Андреевич – свидетель эпохи. Сама судьба в детстве отметила его: разорвалась в мальчишеских руках оставшаяся с прокатившейся по его родной Смоленщине войны мина, сильно повредив руку и глаз. Это был знак свыше. Тяжкая память о войне, преодоление трудностей, связанных с полученной травмой, обострили интуицию; наблюдательность и особое – глубинное – зрение, позволяющее видеть скрытую от многих суть вещей. Вся вторая половина ХХ столетия прошла под пристальным наблюдением Анисенкова. Во встречах и беседах с выдающимися людьми этой эпохи схвачены её основные узлы и перепутья, определившие дальнейшее её движение. В необъятных запасниках накоплен уникальный материал, непредвзятое знакомство с которым даст любознательному человеку ответ на многие жизненные вопросы. А также на главный и самый болезненный вопрос нашего времени: в чем причина столь головокружительного, занебесного взлета советской цивилизации и такого бесславного провала на рубеже веков? Думаю, что Александр Андреевич знал ответ на этот вопрос и побуждал нас к самостоятельным размышлениям своими статьями и книгами.

Анисенков- собиратель и хранитель всего истинно ценного. В его родном городе Павловский Посад выходит серия книг под общим названием «Строка длинною в жизнь». Это очерки, интервью, воспоминания Александра Андреевича с выдающимися людьми вверенной эпохи. Среди собеседников автора – Николай Рубцов, писатели Леонид Леонов, Константин Федин, Валентин Пикуль, артист Вячеслав Тихонов и многие другие. Как яркие кометы промелькнули они на творческом небосклоне Анисенкова, и мы, павловопосадцы, гордимся тем, что рядом с нами жил человек, осененный их величественным блеском.

Не смотря на то, что Александр Андреевич не был коренным павловопосадцем, он очень горячо любил этот город. Его дом располагался в центральной части, недалеко от бышей торговой площади. Вся эта местность, не смотря на то, что многие старые дома не сохранились, пропитана тем самым купеческим духом старого Посада. Здесь, что не дом, то легенда. По соседству, на противоположной стороне улицы расположился дом одного из основателей города Павловский Посад, купца первой гильдии Давыда Ивановича Широкова. Хоть эпоха купца прошла, но дом остается городской жемчужиной, хранящей в себе историю той поры. Через площадь расположилась красавица колокольня, построенная все тем же Давыдом Ивановичем. Недалеко колоритная пожарная каланча. В низине, недалеко от дома бежит небольшая, но резвая речка Вохна, заросшая по берегу камышами и густым кустарником. Как не влюбиться в эту красоту!

Вохна.

Меж берегов, не ведая границы,

Река-речушка тонкой лентой стелется.

Родная Вохна – малых рек сестрица,

Не силою, а лаской с нами делится.

И лишь весна свои ковры расстелит,

А город снимет зимний свой наряд,

Вновь наша Вохна скромным ожерельем

Украсит дивный Павловский Посад.



Тематический и сюжетный «спектр» поэзии Анисенкова притягательно разнообразен. При этом его гражданская, философская, пейзажная, любовная лирика в в ограниченной взаимосвязи и взаимодополнении лучшим образом отражают и раскрывают духовный мир автора, его гражданские и сердечные пристрастия. Неравнодушного читателя подкупает, располагает к доверию и сопереживанию то, что лирическое повествование-исповедь всегда идет от первого лица, а в тональности преобладает светлый мажор.



Город мой.

Город, город. Шум знакомых улиц,

Взгляд прохожих строгий и доверчивый,

Великаны-краны чуть сутулясь,

Колдовство творят с утра до вечера.



Ранним утром тянут тротуары

Торопливых пешеходов нитями.

И горят рассветные пожары

Над тобою красотой пленительной.



Работяга – город мой, старательно

Вымытый дождем, припудрен росами,

Входит в день художником-ваятелем

С вытканными сказочными розами.



В поздний час не плавишься неоном,

В час ночной сиреной не звенишь.

Добродушно кланяешься клёнам

И листвой устало шелестишь.



Нет для мысли лучшего простора,

Для Влюбленных нет прекрасней мест…

Приезжайте к нам на праздник в город –

Город ситца, шёлка и невест.



В ноябре 2015 года Александр Андреевич ушел из жизни, а спустя год город по праву оценил его большой творческий и общественный вклад, установив мемориальную доску на доме, где он жил и работал по адресу: улица Дзержинского дом 2.



Конечно же, творческий и личностный феномен Александра Андреевича невозможно раскрыть до конца, но похоже, на сегодня он является своеобразным историко-литературным «талисманом» Павловского Посада.

Комментарии