Этнографический проект "Калмаки" - ХранителиРодины.рф

В лесистой местности Нижнего Притомья раскинулась уникальная по красоте и историческому наследию деревня, окружённая таёжными лесами и живописными озёрами. Известна она среди населения района, и уже даже региона, своей богатой историей и привлекает большое число любознательных туристов своими необычными рукотворными и природными достопримечательностями. На территории Кузбасса – Кемеровской области Яшкинского муниципального округа на протяжении нескольких веков живёт малочисленный народ, который поныне зовётся калмаками. Что мы знаем об этой деревне? Что скрывает от глаз пытливого наблюдателя 400-летняя история края? Что скрывают в своих недрах двухтысячелетние курганы, найденные не так давно недалеко от Юрт-Константиновых?

На землях Притомья несколько столетий назад поселились казаки, что строили остроги и основывали деревни с целью защиты границ от возможных нападений. Но также есть и информация о тех народностях, которая исторически занимала обширные территории ещё даже до прихода сюда людей из Московии. Можем коснуться истории этих народов, потому что многие аспекты современной жизни становятся более понятными через призму понимания истории края.

Юрты-Константиновы - деревня, состоящая из двух частей, в одной живёт русскоязычное население, в другой - калмаки, или сибирские татары. Каким путём представители этой народности оказались на территория сибирского побережья? Что послужило причиной их обоснования на территории нынешних Юрт? Какие существуют особенности в традициях, быте и языке калмаков?

Образование поселения калмаков на правом берегу Томи

Вследствие набегов соседних народностей на территорию государства теленгетов, сложившейся сложной политической ситуацией, желания и проявленной настойчивости посланников Московии обратить в христианство многочисленный народ, большая часть теленгутов вынуждены были откочевать на территорию Алтая.

В начале XVIII века (1711-1713 г.г.) теленгетский народ откочевывает на территорию Джунгарии и теряется в анналах истории. Впрочем, некоторые семейные кланы не захотели следовать за своими соотечественниками и предпочли принять русское подданство. И с этого момента начинается история калмаков.

В 1661-1662 г.г. 25 кибиток (75 семей, около 300 человек) откочевали с левого притока Томи Искитима под Томский острог. Переселение шло группами в разное время. Они поселялись вблизи Томска и Кузнецка, несли военную «караульную службу в порубежных волостях», получали «государево жалование» и платили льготный ясак. Так один из кланов теленгетов стал «выходцами на царево имя», русскоподданными. Спустя десятилетие, в 1673 году за верную пограничную службу царь Алексей Михайлович через томского воеводу пожаловал им земли вверх по Томи в устье Искитима. До наших дней в центре п.Зимник Юргинского района сохранилось несколько великокняжеских погребальных курганов, имеющих по поверьям священную силу.

В том же 1673 году, не сойдясь с русскими в «житье-былье», к ойратам бежит Ирка Уделеков с 15 своими соплеменниками. При этом, как пишут русские летописи « изменник Ирка ,русские деревни и пашни повоевал и выжег, и сам он вор, побежал из Томска в свою калмыцкую землю». Беглецы были, как пишут те же летописи, настигнуты, «кои побиты, а иные пленены».

В 1674 году в ходе боевых действий теленгуты громят томские деревни и «выезжих» соплеменников старшего из братьев Кожановых - Балыка. Сам Балык, его братья и дети были убиты.

После этого основная масса калмаков навсегда осела в этих краях под самым Томском, а также на земле чатов , в окрестностях с.Калтай.

В первой половине XVIII века несколько калмакских семей переселились с левого на правый берег Томи к курье близ Сосновского острога и окрестных деревень - Константиновой, Усть-Сосновки и Лебедевки, где ранее много веков назад жили кыштымы (вассалы) теленгетов – томские татары.

В середине XIX века калмаки переходят на оседлый образ жизни и значившаяся в «Книжке памятных мест Томской губернии» за 1852 год д. Константинова, в 1859 году фигурирует там уже как Юрты-Константиновы.

В Юртах-Константиновых калмаки занялись производством и торговлей сена, рыбы, мяса, многие занялись извозом на Сибирском тракте. Они быстро разбогатели и с помощью русских плотников срубили двухэтажные дома, мечеть, торговые лавки и хозяйственные постройки.

В конце XIX века калмакские поселения стали интенсивно заселяться поволжскими татарами и бухарцами, от которых местное население переняло ислам, арабскую графику и многие элементы материальной и духовной культуры Востока. Традиционная в теленгетско-калмакской среде языческая система мировоззрения со временем полностью была вытеснена из культуры и традиций калмаков. Калмаки-мусульмане стали больше тяготеть и осознавать свое единство с томскими татарами – чатами и эуштинцами, переняли у них многие элементы культуры, но сохранили свой язык. В наши дни калмаки все более тяготеют к поволжским татарам. В тоже время часть калмаков, проживающих в д. Шалай и Усть-Искитим, оказавшись в тесном соседстве с русскими, приняли православие, обычаи и культуру русского народа и полностью обрусели.

В настоящее время калмаки проживают только в нескольких деревнях Юргинского (п.Зимник, Сар-Саз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) районов.

О языке калмаков

Ныне на калмакском языке говорит менее 50 человек старшего поколения калмаков из общей численности народа около 200 человек. Это люди старшего поколения ,которые не используют в своей речи слова языка поволжских татар или отличают их от калмакских. Еще несколько десятков человек владеют небольшим словарным запасом и умеют составлять несложные предложения. В основном повседневное общение ведется на русском и татарском языках. По ряду признаков калмакский язык относится к алтайской группе языков, согласно последним исследованиям лингвистов очень близок в лексическом, фонетическом и синтаксическом отношении к турецкому языку. Сами калмаки указывают на значительное отличие их языка от языка поволжских татар, а также от диалектов сибирских татар - чатов и эуштинцев. Язык состоит из 8 гласных и 20 согласных и является бесписьменным. Преподавание языка не ведется. Некоторые калмаки трехъязычны - владеют калмакским языком, знают литературный татарский, но преимущественно говорят по-русски, не только на производстве, но и в быту.

Музей как жемчужина нашего района

В национальном культурном центре д.Юрты-Константиновы находится музей, который был основан в 1990 году ныне покойной Покоевой Фараузой Кадыровной. Большая часть экспонатов была собрано ею. И он располагался в другом здании. В современное здание клуб вместе с музеем переехали в 1998 году в здание бывшего детского садика. С этого же года Фарауза Кадыровна отошла от управления клубом и музеем, передав бразды правления.

В качестве экспонатов вещи и предметы посуды и мебели, каждый из которых имеет свою историю, несёт в себе информацию о хозяевах, коим они служили ранее на протяжении многих лет.

Вы также обнаружите казаны огромных размеров. Там же есть и тазы из лиственницы, выдолбленные из цельного куска дерева, бочки-долблёнки; патефон, который при небольшом восстановлении целостности детали находится в рабочем состоянии. Уют музейной комнаты создаётся благодаря гармоничному убранству комнаты, дополнительный колорит добавляют свисающая с потолка люлька с куклой, воплотившей в себе образ маленькой девочки-калмачки, и большое количество салфеток, панно, шали (ставшие привычные для калмачек во времена проживания рядом с русскими). Ну и, конечно, стол с самоваром и яствами дополняют образ дома, хотя и не являются традиционными для народности.

В хранилище также есть и различного рода обувь, и национальная одежда, головные уборы, молитвенные чётки - всё это передали в дар музею уже умершие и поныне здравствующие жители Юрт-Константиновых и окрестных деревень. Часто бабушка и дедушка, понимающие, что жизнь их скоро может закончиться, завещают своё старинное добро отдать для обогащения музея экспонатами.

Также в музейной комнате есть уголок военной истории, на почётном месте которого расположена документальная информация о двух братьях Сидельниковых, Героях Советского союза, Василии Михайловиче и Пармене Михайловиче, которые и по эту пору являются гордостью нашего района, да и региона в целом. Братья родились и выросли именно здесь и призывались как жители этой деревни.

О жителях деревни

Населенный пункт образовался в результате слияния двух деревень – татарской «Юрты» и русской «Константиновы». В период коллективизации в Юртах образовался колхоз «Кызыл сабанчи» (Красный пахарь), в Константиновке – колхоз «Красный факел». В 1931 году эти колхозы объединились в один – «Кызыл-Шарэк», что значит Красный Восток. В объединенном колхозе открыли две школы – русскую и татарскую. Последняя размещалась в доме репрессированного муллы Валиша Абдрашитова.

Позже на базе деревень Ленинского поселения были созданы совхозы, отделение одного из которых находилось и в Юртах-Константиновых. В деревне было хорошо развито животноводство, рыболовство и некоторые другие направления.

На данный период жизни деревни число жителей становится всё меньше, сейчас здесь проживает около 70 человек, из них 4 ребёнка. Калмаки смешиваются с другими национальностями, и сейчас чистых калмаков осталось около 50 человек. Около 50 человек знают свой родной язык и могут на нём изъясняться. Однако люди, рождённые в 60-х и позже, уже не обладают навыками говорения на хорошем уровне, знания языка потихоньку утрачиваются, потому что в школах теперь нет обучения их родному языку.

Деревня Юрты - Константиновы интересна своей историей, смешением культур, традиций, культур и языков, и очень важно суметь сохранить это заповедное благодаря своему этническому наследию место. Эта деревня является историческим наследием нашего региона.

Культработники Ленинского ДК разработали проект этнографического тура «Калмаки» для сохранения исторического наследия малочисленного народа – калмаков.

Запущен первый в регионе туристический проект

Первый в Кузбассе этнографический тур по местам исторической родины малых народностей региона состоялся, как и было заявлено, 27 июня и прошёл на очень хорошем уровне, хоть и опыта проведения больших мероприятий такой направленности у организаторов Ленинского ДК ранее не было.

Направление этнотуризма в регионе малоразвито, и сотрудничество представителей Управления молодёжной политики и спорта Яшкинского округа и руководством компании "Собус Тур" интересно обеим сторонам. Воплощение в реальность идеи развития культурного и исторического туризма - одна из важных целей на пути развития района. С наступлением даты 27 июня Ленинское поселение ожидало гостей.

  Приезд туристической группы в п. Ленинский

Немного измотанные по причине долгого переезда из г. Кемерово гости в количестве 28 человек были с радушием приняты работниками Ленинского ДК. 

В то время, пока экскурсанты отдыхали, им была предоставлена возможность прикоснуться к истории жизни, культурным ценностям, традициям и обрядам калмаков. Гости смогли узнать не только о д. Юрты-Константиновы, но и о деревнях Сосновый Острог и Усть-Сосновка, жизнь которых неразрывно связана между собой. Ведь близлежащие деревни оказали сильное влияние на развитие и становление изучаемой в этой туристической поездке калмакской малой родины. Некоторые нюансы повествования были настолько интересны для слушателей, что по ходу началось оживлённое обсуждение исторических фактов. А вопрос уменьшения количества говорящих на калмакском языке вызвал настоящую полемику. Ряд условий, распад СССР, развал совхозов, отток местного населения, молодёжи в города в поисках заработка уже на протяжении полувека оказывают давление на существование народности, языка и традиций.

Туризм может стать одной из ступеней возрождения экономики края, ведь природа края богата большим количеством элементов фауны и флоры. А об истории и говорить нечего, очень интересно познавать, как шло соприкосновение и сотрудничество народностей разных традиций и вероисповеданий, как кочевые народы оседали и меняли коренным образом свою жизнь, не забывая своих корней. Ведь именно здесь кочевой народ научился строить рубленые дома, а жители близлежащих деревень были первыми помощниками и наставниками.

После теоретической подготовки участников тура автобус с гостями и организаторами, как говорится, на борту отправился в путь. По ходу движения автобуса экскурсоводы рассказывали и об истории посёлка п. Ленинский, о ранее существовавшем совхозе, о развитии и некоторых перипетиях жизни населённого пункта, о том, чем занималось население ранее и чем занимается сейчас, какие культуры выращивались на Ленинских полях. Вниманию заинтересованного слушателя была предоставлена информация о грибных и рыбных местах края.

Окрестные земли близ Юрт-Константиновых известны также наличием там нескольких десятков древних курганов, на изучение которых приезжала в эти края группа студентов-исследователей во главе с учёным Александром Сергеевичем Васютиным.

Чудеса Ленинского поселения

На землях Ленинского поселения находятся Шумихинские курганы, расположенные в долине реки Шумиха, куда приезжала экспедиция группы археологов, чтобы проводить раскопки. Вдоль побережья Томи находится ряд курганов, около 30 захоронений воинов X века. В 2003 году экспедицией А.С.Васютина вскрыт один из курганов, где обнаружено тело древнего воина, железное тесло и фрагменты орнаментированной керамики. В местах, расположенных не далеко от деревни, находится "Притомский заказник", который включает от  32 до 63-х озёр. 

   Ещё одно историческое

место этой части Притомья - "Аникин-камень". Он лежит на побережье

реки Томь и частично задерживает воду. И у каждой достопримечательности края, что у озёр, что у "Аникина-камня" есть своя легенда. И некоторые легенды по сию пору передаются из поколения в поколение. Может, помните такой фильм "Ещё до войны", где есть сцена: молодая учительница высаживается на берег, прибыв на теплоходе "Заря", - вот как раз сходила она близ деревни Усть-Сосновка, где и лежит "Аникин-камень", и он попал в кадр при съёмках описанного эпизода.

  Недалеко от д.Иткара из

скалы вытекает источник, местные жители называют его Иткаринским водопадом,

вода источника, кроме своей идеальной чистоты и прекрасного вкуса, обладает и

лечебными свойствами.

В центре д.Иткара находится старинное кладбище, на котором захоронены предки местных жителей. Уникальность в том, что хоронили своих предков под закладными камнями по старинным обычаям без гробов, в колодах, без крестов. Эти камни сохранились до наших дней.

Сибирский баобаб, так назвали исполинский тополь, диаметр его ствола составляет 5-6 обхватов взрослого человека. Ему более 300 лет.

Деревня Сосновый Острог в древности(1657г.) была оборонительным пунктом от набегов кочевников.  Острог имел охранное значение для рубежей русского государства и сибирского губернского г. Томска.

 Автобус прибыл в д.Юрты – Константиновы и остановился рядом с домом, где проживает Садыкова Кызылбанат  Мингалиевна, бабушка, которой 87 лет. В деревне её кличут бабушкой Абау, а дом так и называют домом бабушки Абау. Около 200 лет назад таких домов было больше, в одно время возвели здесь 22 сооружения без использования гвоздей и металлических скоб, по старинной технологии. Насколько сейчас известно, дома были построены из лиственницы.  

     Группа не спеша добралась до родника

"Чишма", поднялась чуть выше и достигла обрядовой Священной поляны, где ещё не так давно, несколько десятилетий назад проводились традиционные обряды. Встретила гостей исконная калмачка Лазарева Минихаят Мухарамовна в традиционной калмакском женском наряде, рассадила гостей по лавочкам вокруг поляны и начала свой рассказ о жизни, обрядах и традициях своего народа. С поляны открывается обзор живописных заливных лугов, раскинувшихся близ деревни, а чуть дальше располагаются знаменитые озёра.

Легенда родника "Чишма"

Существует легенда об источнике "Чишма", которая переходит из поколения в поколение. Среди тех калмаков, которые заселили Юрты столетия назад, был один глухонемой мальчик. И звали его Амир. В деревне его соседи не понимали, он часто уходил гулять на природу, в лес, на берег реки. Однажды он вернулся и заговорил, удивлённые близкие и друзья пошли за ним туда, куда он их позвал с собой. Подведя их к роднику, он рассказал, что из этого источника он умывался и пил воду, и в один из дней пребывания здесь с ним произошло чудо, и он выздоровел от недуга. С того момента этот источник считается святым.

Мечеть

Поднявшись в сторону деревни, группа под руководством экскурсоводов направилась в разрушенную мечеть. 

До 30-х годов 20-го века в этом здании была мечеть.

Но когда начались гонения на религии, мечеть закрыли, и проведение мусульманских молебнов и обрядов стало осуждаться. Далее это здание перестроили, перекроили крышу и сделали в нём клуб. Поставили здесь сцену, кинопроектор. Здесь показывали кино, проводили танцевальные вечера, праздники.

Сейчас хотят возродить мечеть в деревне, и сюда даже приезжал муфтий из г. Кемерово для качественной оценки состояния здания. Он сделал заключение, что дешевле это здание оставить как архитектурный памятник, а для мечети построить новое небольшое, по типу православной часовни.

В данное время все праздники проводятся в действующем клубе, и религиозные и национальные тоже, например, Курбан-байрам. Приезжает мулла, люди молятся и празднуют все вместе.

Рыболовно-охотничья туристическая база "Юрты"

Следующий пункт туристического маршрута — рыболовно-туристическая база, которая начала свою деятельность 1,5 года назад. Пока гости осматривались, хозяин для желающих провёл обзорную экскурсию, показывая домики, предназначенные для туристов,  немного рассказал о деятельности самой базы, из чего стало ясно, что услуги туристического отдыха пользуются популярностью. Сюда приезжают и рыбаки, и охотники, и просто любители расслабиться на природе, покупаться и покататься на каяках. И зимой, и летом двери базы открыты, а зимой сюда наведываются любители зимней рыбалки.   

  Для туристов проведен мастер – класс по изготовлению березовых веников. Гости сами связали веники и узнали целебные свойства этих заготовок. 

Юрты - Константиновский национально-культурный центр

Последним пунктом пребывания на калмакской земле стал Юрты - Константиновский национально-культурный центр. Как только туристы  стали приближаться к месту расположения центра, их охватили запахи различных вкусных угощений: выпечки, шашлыков и плова.

Староста деревни Минихаят Мухарамовна провела всех по музею и рассказала историю

нескольких экспонатов и самого музея.   

Любителям рукоделия было предложено поучаствовать в

мастер-классе по изготовлению тюбетеек.

Далее некоторым представительницам прекрасного пола предложили облачиться в народные калмакские костюмы, они согласились и запечатлелись на память в красивых нарядах. Туристов угостили пловом с зеленью, национальным блюдом - лепёшками кастыби, напоили травяным чаем с чак-чаком. Также на территории центра готовили шашлыки, работали торговые лавки с сувенирами и  экологически чистой пищевой продукцией, где продавали выпечку, травы, варенье, веники.

Этнографический тур прошёл успешно, и есть надежда, что нас теперь ожидает расцвет туризма и развитие инфраструктуры края, что может оказать влияние на сохранение такой интересной и уникальной народности, как калмаки.

Комментарии

  • Очень понравился проект. Настоящая история нашей многогранной и многонациональной Родины!!!