Гражданин Юганского Приобья - ХранителиРодины.рф

Редкий человек, имея за плечами 4 класса образования, сможет заявить о себе как об историке, художнике, писателе. Но, тем не менее, такие люди встречаются. И один из них - угутский самородок П.С. Бахлыков. О нем и пойдет речь в данной статье.

Юганское Приобье – обширная территория, располагающаяся в среднем течении реки Оби. Она вбирает в себя бассейн р. Большой Юган и является левым притоком Оби, что составляет 34700 кв. км.

Сегодня Юганское Приобье – это административная единица Сургутского района ( ХМАО – Югра) – Угутское сельское поселение. А в прошлом эта же территория именовалась Юганской управой с административным центром в с. Юган.

Сегодня земли Угутского сельского поселения – это район активного нефтяного освоения, которое ведется здесь уже более 50 лет.

Но не только нефть и природные возобновляемые запасы определяют уникальность Юганского Приобья. Пожалуй, средоточие его самобытности составляет культура коренного населения Большого и Малого Югана – юганских ханты.

В период активного нефтяного освоения территории (50-80-е гг. XXв.) об уникальной природной, исторической и культурной среде этих мест и не думали: важен был план добычи углеводородов и возобновляемого таежного сырья.

Более того, вопреки интересам сохранения самобытной историко-культурной модели Юганского Приобья, в начале 50-гг. XXв. Проводилась политика перевода коренного кочевого населения Севера на оседлый образ жизни, в так называемые вновь строившиеся национальные населенные пункты. Одним из таких центров перевода ханты на оседлый образ жизни стал поселок Угут, расположившийся на р Большой Юган.

И в это динамичный период «покорения природы», в 50 – 70-е гг. XXв., одним из первых, кто поставил вопрос уникальности культуры народа ханты, о самобытности Юганской территории, о необходимости сохранения уникальной истории, природы и этнической культуры Юганского Приобья стал коренной сибиряк, выходец деревни Вахлово Петр Семенович Бахлыков. Он заговорил о том, что юганская земля уникальна в своем развитии и в состоянии сохранности культуры местного населения, как ханты, так и русских старожилов.

Отметим только некоторые реперы истории Юганской земли: село Юганское возникло в к.XVII – н.XVIII вв. на р. Большой Юган недалеко от места слияния его с Малым Юганом. В отношении административного деления эта территория являлась относительно самостоятельной единицей и называлась Юганской управой, которая входила в состав Сургутского уезда.

В Юганской управе было 40 населенных пунктов. В основном это были юрты инородцев, которые делились на три рода: оленя, тетерева и соболя. Общая численность населения управы составляла в среднем 1000 человек. Административный центр управы – село Юганское - стояло на левом берегу р. Большой Юган в 36 верстах (по зимнику) или 46 верстах (по воде) от устья Оби, в 60 верстах южнее Сургута.

Село служило своего рода форпостом российского государственности в сибирской глуши. Кроме того, с. Юганское являлось одним из крупнейших торговых точек Сургутского уезда – здесь проходила довольно известная региональная ярмарка – Юганская, где предметом торга была мягкая рухлядь – пушнина и немного рыба и дичь. В с. Юганском располагалась резиденция крупного западносибирского купца Николая Петровича Тетюцкого. Ф. Мартин, исследовавший коренное население Сибири, писал в 1891 году.: «…он (Тетюцкий-М.Д.) почти единственный владелец Югана. Каждый год он совершает поездку к истокам реки и поэтому знаком с остяками..».

В советский уже период, в январе 1924 года на месте Сургутского уезда в рамках акции повсеместного районирования был образован Сургутский район. Соответственно были переименованы и управы – вместо Юганской управы возник Юганский сельский совет, который в 1929 году был переименован в Угутский сельский совет с центром в п. Угут.

Поселок Угут – новообразование советского времени – он начал строится в 1929 году, на месте летних хантыйских юрт Уотских, зимние юрты находились в лесу в 1,5 км. от летних.

С приходом нового времени начались преобразования в обществе, в том числе и в среде коренных народов Севера. Как отмечалось, в эти перемены внесло свой вклад и нефтяное освоение Севера, начало которого приходится на середину XXвека.

Не все изменения прошлого века на Юганской земле можно оценить однозначно. И. прежде всего, эти изменения касались природной среды и традиционной культуры юганских ханты – последняя утратила часть своих исконных элементов, которые были заменены на их аналоги – нововведения современной цивилизации. Перемены коснулись традиционного хозяйственного уклада жизни, а вместе с ним традиционной одежды и пищи, привели к активному включению в обиход образцов современной техники, вызвали трансформацию традиционных религиозных верований.

Все это видел и отчетливо понимал последствия Петр Бахлыков, на тот момент техник-лесовод Тауровского отделения Промыслово-охотничьего хозяйства. С середины 1960-х гг. и до конца жизни основным лейтмотивом его судьбы стала тема сохранения культуры, истории и природы Юганского Приобья. О таких людях и сегодня говорят – подвижники, бессребреники.

Коснемся биографии угутского краеведа – подвижника.

Уже упоминалось, что Петр Семенович Бахлыков – коренной сибиряк. Он родился 10 октября 1932 года в деревне Вахлово Сургутского района Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа. По линии матери, Пелагеи Дмитриевны, корни художника восходят к купеческому и княжескому родам. А по линии отца, Семена Терентьевича, - к тобольским крестьянам, которые, как утверждает семейная легенда, являются потомками дружинников Ермака Тимофеевича.

В школе деревни Вахлово Петр Бахлыков получил начальное образование – 4 класса. Дальше учиться помешала война, послевоенные тяжелые годы. В 1952 году П.С. Бахлыков уходит служить в Советскую Армию и в 1955 увольняется в запас старшим сержантом зенитной артиллерии.

В 1961 году семья Бахлыковых переезжает в п.Угут Сургутского района, где Петр Семенович работает в Тауровском отделении ПОХ (промыслово-охотничье хозяйство) техником-лесоводом, заведующим производством.

В 1965 году техник-лесовод Петр Бахлыков увлекается краеведением и начинает собирать коллекцию памятников юганских ханты, которая впоследствии и легла в основу создания Угутского краеведческого музея. Коллекция эта включает в себя как археологические, так и этнографические источники: подъемный сбор с археологических памятников, предметы палеонтологии, предметы быта и культуры юганских ханты.

А в 1973 году Петр Бахлыков взял в руки краски и кисть, чтобы перенести на холст богатство местной природы и культуры. Центром всего его творчества стали взаимоотношения человека и природы, противостояние этнической и урбанизированной культур. Сегодня работы Петра Бахлыкова хранятся не только в Угутском краеведческом музее, но и в Сургутском художественном музее, Музее Природы и Человека в г. Ханты-Мансийске, Тюменском областном краеведческом музее, частных коллекциях России и зарубежья.

С июня 1979 года начинает свою работу созданный Бахлыковым Угутский краеведческий музей. Петр Семенович работает изначально как научный сотрудник, а позже – как директор. На этой должности он остается до последнего дня своей жизни – 16 мая 1999 года.

За многолетний труд и заслуги в области Советской культуры в 1990 году Петру Бахлыкову присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1995г. – почетное звание «Заслуженный деятель литературы и искусства Ханты-Мансийского округа». 1 января 1999г. Угутский подвижник был удостоен звания «Почетный гражданин Сургутского района».

Наследие угутского подвижника велико – это не только созданный им музе и коллекция художественных работ, которые известны сегодня не только в России, но и за рубежом. Это и выпущенная в 1996г книга «Юганские ханты: история, быт, культура», которая стала результатом многолетних этнографических исследований автора. В 1997г. Увидел свет его роман-сказание «Медвежья падь», который был посвящен уже русскому старожильческому населеню Западной Сибири и во многом опирался на воспоминания автора (сам автор называл эту работу роман-быль).

Уже после смерти Петра Бахлыкова был издан сборник «Подвижник из Угута», где были собраны его ранее не опубликованные материалы: размышления на разные темы, стихи.

В 2001 году сбылась мечта угутского подвижника: построено новое здание Угутского краеведческого музея, с 1999 года носящего имя своего создателя.

Как оценить деятельность юганского краеведа Петра Бахлыкова? Думается, что не ошибусь, если сравню его работу с трудами энциклопедистов – группы передовых французских мыслителей второй половины XVIIIв., объединившихся вокруг Энциклопедии, издававшейся под редакцией Д. Дидро.

Не смотря на разницу в два столетия, угутского подвижника Петра Бахлыкова и французских энциклопедистов XVIII в. Роднит неутомимая работа на благо всего общества и отдельного человека в частности. Их главная и конечная цель – стремление к Просвещению, к гуманизации отношений всех элементов природы, к возвращению Человеку статуса не покорителя Природы, но ее рачительного хозяина.



Комментарии