Нет сёл не перспективных! - ХранителиРодины.рф

На карте Мордовии есть село, которое находится в Ичалковском районе. Это Камаево. То самое которое в 70-е годы являлось центром бригад колхоза им. Карла Маркса и которое ждала участь многих неперспективных сел, стертых с лица земли безжалостным временем и близорукостью, проводимой по отношению к сельскому хозяйству политики. К счастью, Камаеву такой судьбы удалось избежать. А обязано оно этим молодому руководителю, экономисту по образованию Николаю Викторовичу Шлукину, вставшему в 1985 г. у руля колхоза «Победа» организованного на базе отдаленной бригады.

Шлукин Николай Викторович родился 3 ноября 1954 года в селе Ведянцы Ичалковского района в семье простых крестьян. После окончания 8 классов Ведянской школы поступает в Кемлянский сельхозтехникум на специальность механизация с/х. После окончания учебы он был призван в ряды Советской Армии. После службы начал трудовую деятельность на Оброченском мясокомбинате, позже работал начальником участка РСУ «Мордовпотребсоюза», затем был избран секретарем парторганизации К-3А «Культура» в селе Гуляево. 11 ноября 1985 года избирается председателем вновь организованного колхоза «Победа» в селе Камаево, где и проявились его организаторские способности, талант и неиссякаемая энергия

- Временами я думаю: "Для чего все это? Ведь успел уже разменять пятый десяток лет, сорвал себе сердце, заработал сахарный диабет, был многократно хвален и еще большее число раз бит, причем очень больно и сильно. Есть спокойная и интересная работа, для многих такой уровень - предел желаемого. Есть новый дом, семья, трое детей. А я опять берусь за дело, которое не сулит лично для меня, по крайней мере на первом этапе, ничего кроме очередного огромного расхода нервных клеток...

(Николай Викторович Шлукин, председатель комитета по земельной реформе Ичалковского района Мордовии, депутат Госсобрания республики)

В неизбалованную вниманием эрзянскую глубинку то и дело наведывались высокие должностные лица, даже из ЦК КПСС инструктор приезжал. О нем писали центральные газеты. И в книжке был очерк. С цветными фотографиями.

То, что сделал Шлукин, не удавалось за последние пару десятков лет никому в Мордовии и, наверное, в России тоже. Секретарь партийной организации в колхозе-середнячке набрался решимости круто изменить в первую очередь свою собственную жизнь. Он уехал на другой край района и взял под свою ответственность умирающее сельцо Камаево, в котором к тому времени оставалось на все про все двенадцать трудоспособных колхозников, в большинстве своем прошедших через "места не столь отдаленные". Воду для тракторов в холода грели в частной бане, а про надои, привесы и урожаи, приличествующие неплохим в принципе землям, забыть успели давно и прочно.

Сомнения нам даны, чтобы их преодолевать. Оптимистам и людям, обладающим чувством юмора, это удается быстрее и с меньшими душевными потерями. Что отнюдь не означат, что сей процесс проходит у них легко. По крайней мере Николай Шлукин, характер которого вполне согласуется с этой породой людей, сейчас спустя много лет, нам остается догадываться каково было ему тогда – 11 ноября 1985 года. Именно в этот день датирован протокол №1 общего собрания, принявшего решение об организации в селе Камаево Ичалковского района колхоза.

Николай Викторович хотел видеть прообраз нового села, в котором каждый бы работал на себя и своей землей распоряжался по собственному усмотрению, а не под диктовку бригадира, управляющего или председателя колхоза. Для этого с согласия большинства поделили колхозную землю на паи, материальные ценности – тоже, и бывшие колхозники стали свободными землепашцами.

Через год в селе сыграли первые новоселья, открылись детский сад, восьмилетняя школа. Еще через пару лет вновь созданный в Камаеве колхоз "Победа" в полном смысле этого слова ошарашил всех в округе невиданными ранее результатами, рассчитался до копеечки с многомиллионными кредитами. Уже этого, согласитесь, было вполне достаточно для того, чтобы имя Шлукина осталось в истории.

Но еще через несколько лет колхоз взял да и расформировался. По инициативе "снизу". А на его месте выросло невиданное. Все до одного вчерашние колхозники, учителя, пенсионеры и почтальоны стали всамделишными крестьянами-единоличниками, разделив между собой по справедливости земли, технику, скот. Причем не просто паи делили, а собирали дома последние деньги, занимали у родственников, чтобы приобрести действительно "cвой" трактор, комбайн, плуг. "Наверху" Шлукина, а идейным вдохновителем происходившего был именно он, в целом поддерживали. Очень многие соседи-руководители смотрели с тревогой, не понимали. По-настоящему препятствовать не решались, время было не то, конец восьмидесятых на дворе. Но если безуспешные в основной своей массе попытки повторить возрождение сел "по Шлукину" еще делались, то повторять такую вот полную реорганизацию колхозов не решился больше никто.



- Вы можете мне не верить, но я твердо знал, что сумею вернуть село к жизни. Как сейчас понимаю, кроме меня в это не верил никто. Даже печать полгода получить не мог, не давали. И все равно как-то выкручивались. Сейчас такое уже не удалось бы. А тогда другими были правила игры. Смешно сказать, даже без денег как-то обходились. Главное, чтобы фонды были. Само собой, очень много значил звонок одного министра другому. Кое-чего можно было добиться, прикинувшись дурачком, открывая двери кабинетов грязным сапогом, научившись "брать горлом" Такими, повторюсь, были правила игры, и мы по ним играли. Но я всегда знал, что это все - временно. Жизнь так не проживешь.( Н. В. Шлукин)

Став начальником районного сельхозуправления, Шлукин и на этом уровне попытался создать структуру, подобную камаевскому совету села. Так родилось объединение "Лада". Схема, повторимся, была использована уже проверенная временем. Лишь масштабы были чуть-чуть другими.

У кого-то может возникнуть соблазн объяснить феномен Камаева элементарным "блатом", которым умело пользовался Шлукин. Безусловно, со счетов это сбрасывать не стоит. Но нам представляется, что не менее важно другое. Шлукин сумел создать и сплотить коллектив, который поверил в него и в себя, пошел за лидером.

За время работы в селе Камаево вновь было отстроено село; построены детский сад, школа, магазин, культурно-спортивный комплекс, дорога, медпункт, гараж, фермы. Построены и отремонтированы более 60 домов, проведен газ. Численность человек увеличилась от 80 до 214 человек. С организацией Ассоциации КФХ в Мордовии он был избран ее президентом. После этого он был избран заместителем председателя Ичалковского райисполкома-начальником управления с/х. В последнее время он возглавлял земельный комитет Ичалковского района. Николай Викторович избирался депутатом Госсобрания РМ, депутатом райсовета, местного Совета







Не говорите мне о необратимом развале сельского хозяйства. Даже сейчас я готов вполне официально заявить о следующем. Я, Николай Викторович Шлукин, готов в любой момент стать главой любого, даже самого лежачего хозяйства и обязуюсь поставить его на ноги. причем готов нести материальную ответственность за все свои возможные неудачи. Только зачем выбирать самый трудный путь, если можно добиться того же, но меньшими усилиями?



Увы, АО"Заречье" так и не заработало. Устав его, не смотря на все старания заинтересованных сторон, долго оставался неутвержденным, а затем… Некому стало проталкивать идею в жизнь. Шлукин умер.

Н.В. Шлукин жил и работал для людей. Его жизнь- яркий пример служению Отчизне.

Мне бы жить и жить,с сквозь года мчась...

Позже в с. Камаево был установлен бюст в честь Н.В. Шлукина. Его бюст стоит на высоком постаменте на площади возле построенного им Дворца культуры. У подножия памятника растут цветы, благодарные односельчане как бы отчитываются перед тем, кому обязаны своим возрождением.

Комментарии