Бегут поезда днем и ночью... - ХранителиРодины.рф

2020 год - год 120-летия локомотивного депо Хилок. Большую краеведческую работу по сбору информации о работниках депо провел Почетный железнодорожник, ветеран труда Алексей Станиславович Игнатик в преддверии этого юбилея. Жизнь А.С. Игнатика тесно связана с железной дорогой, с локомотивным депо Хилок. Ему принадлежит инициатива по восстановлению музея трудовой и боевой славы локомотивщиков. Алексей Станиславович добрый, ответственный, трудолюбивый, продолжает собирать материал для музея, пишет книги о своих товарищах-железнодорожниках.

Наш небольшой железнодорожный городок Хилок основан в 1895 году. Построили его как поселок при станции Хилок. Примечательными местами города являются храм святого князя Владимира, освящённый в 2005 году, старинные дома с фасадами, украшенными деревянной резьбой. Они были построены на стыке 19-20 столетий.

В предместье города находятся археологические памятники - стоянки древних людей. Священным и почитаемым местом для коренных жителей здешних мест является гора Амбон. Почти до конца 30-х годов прошлого столетия у её подножья буряты проводили религиозные обряды. Об истории и развитии города рассказывают экспонаты историко-краеведческого музея. Среди уроженцев города есть много знаменитостей. Здесь родились композитор Павел Толмачёв, известный лётчик - герой России Роман Таскаев, писатель Эдуард Анашкин.

Подзаголовок H2

Живет здесь человек, чья жизнь тесным образом переплелась с железной дорогой. Это Игнатик Алексей Станиславович. Родился Алексей Станиславович на разъезде Тарский, Карымского района, Читинской области, в семье путевого обходчика. С трех лет остался без отца, так как в 1937 году отец был арестован и из тюрьмы не вернулся. Решением прокуратуры Читинской области от 14.12.1989 года, отец был реабилитирован, с сообщением, что в 1938 году он скончался в Читинской тюрьме. С матерью Клавдией Матвеевной осталось семеро детей, из которых Алексей был самым младшим. В 1940 году семья переехала для проживания в поселок Карымская, а в 1941 году грянула Великая Отечественная Война и для семилетнего Алексея, как и для сотен тысяч его сверстников, началось босоногое военное детство.

После окончания в 1950 году Карымской средней школы №30 Алексей поступил в Читинскую школу военных техников, которая в то время была очень престижной. Так как ее курсанты находились на полном государственном обеспечении, то на одно месте было 12 желающих. Но, как бы не было трудно, Алексей Станиславович, прошел конкурс и стал курсантом школы военных техников, по специальности «паровозное хозяйство». В этой школе готовили не только всесторонне грамотных высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта, но и обучали воинским дисциплинам, с прохождением воинских летних сборов, привили любовь к труду и спорту. Вместе с другими курсантами этой школы Алексей Станиславович два раза принимал участие в военных парадах Читинского гарнизона, на площади имени В.И. Ленина. В 1954 году после окончания школы Алексею Станиславовичу, приказом начальника Забайкальской железной дороги Тышкова, было присвоено звание «техник лейтенант тяги». Направили его на работу в Карымское паровозное депо, в качестве бригадира, на промывочный ремонт паровозов, с чего и началась его трудовая деятельность, которая продлится несколько десятков лет.

Подзаголовок H2

С 1954 по 1957 гг. была служба в рядах Советской Армии в железнодорожных войсках в Монгольской Народной Республике, а затем на Западной Украине, в связи с венгерскими событиями 1956 года. После службы в армии он, управлением Забайкальской дороги, был направлен на работу в оборотное депо станции Отпор, которая была переименована в станцию Забайкальск, где и проработал пятнадцать лет помощником, а затем машинистом паровоза и тепловоза. Водил грузовые поезда до станции Маньчжурия (КНР). В 1970 году, работая машинистом тепловоза, окончил заочно Хабаровский институт железнодорожного транспорта, по специальности «тепловозы и тепловозное хозяйство». Затем работал в паровозном депо Могзон, заместителем начальника депо по ремонту; в оборотном депо Петровский Завод. А в 1973 году был направлен для работы в должности начальника подменного пункта станции Хилок, где вместе с коллективом, в декабре 1979 года, осваивал переход на электровозную тягу на участках Петровский Завод-Хилок, Хилок-Чита.

Подзаголовок H2

«Однако, самыми запоминающимися и замечательными годами в моей работе, - вспоминает Алексей Станиславович, - были годы работы машинистом-инструктором маневровой колонны подменного пункта станции Хилок с 1979 года по 1989 год, вплоть, до ухода на заслуженный отдых». Алексей Станиславович имеет права управления паровозом, тепловозом, электровозом и первый класс машиниста тепловоза. За этот период, маневровая колонна неоднократно выходила победителем на различных уровнях, перешла на работу маневровых тепловозов в «одно лицо». Сам Алексей Станиславович, за свой многолетний и добросовестный труд, имеет около ста поощрений на различных уровнях. В том числе, награжден двумя значками «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта». В 1987 году приказом №849 Министра путей сообщения ССР за большие достигнутые успехи скоростного движения поездов, качественного содержания и обслуживания локомотивов награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Подзаголовок H2

После ухода на пенсию из подменного Пункта, Алексей Станиславович перешел работать в Хилокское железнодорожное училище №3 где, вместе с другими специалистами, готовил кадры помощников машинистов электровоза, проводников пассажирских вагонов Забайкальской железной дороги, за что в честь 75-летия училища, награжден почетной грамотой и денежной премией начальника Забайкальской железной дороги. Из 61 года трудового стажа - 35 отданы работе на предприятиях Читинского отделения Забайкальской железной дороги 26 лет в Хилокском железнодорожном училище. Как и все его сверстники, Алексей Станиславович перенес все лишения военных и послевоенных лет, однако не только выжил, но и прошел большой трудовой путь, от рядового рабочего железнодорожного транспорта, до руководителя. Имеет медаль «Ветеран труда». Совместно с женой, Лидией Ивановной, воспитали и вырастили двух дочерей и одного сына, имеют шесть внуков. Внук Алексей пошел по стонам деда, окончив Хилокское профессиональное училище, работает машинистом локомотивного депо Хилок.

В 1978 году в депо был образован музей трудовой и боевой славы, к сожалению, который в годы перестройки был ликвидирован. И только благодаря активной настойчивости и инициативе ветерана депо А.С. Игнатика при поддержке начальника Забайкальской дороги Александра Скачкова в 2018 году музей депо был восстановлен. Теперь в нем можно познакомиться с трудовой и боевой историей депо, чем жили и как водили поезда Хилокские машинисты, как зарождались трудовые династии, а их в депо не один десяток.

Про Алексея Станиславовича можно сказать, что он всегда отдавал себя любимому делу, железной дороге и депо, потому что – день и ночь гудит железная дорога, днём и ночью мчатся поезда.

Комментарии