Село родное-сердца моего частичка - ХранителиРодины.рф

Малая родина играет большую роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к своему родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. "Память формирует духовную крепость человека. Только и память разная бывает. Иной всемирную историю вызубрил, а про славу своей деревни не слыхал - не интересовался". Василий Беляев

«Село родное – сердца моего частичка»

Моя милая, малая Родина! Для каждого человека это самое любимое и милое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки и добрые люди. Это то место, которое дает вдохновение и дарит спокойствие, приносит массу положительных и радостных воспоминаний. Как говорил И. Гёте: "Чужбина родиной не станет". На чужбине человеку сложно жить, потому что душа всегда просится домой и не понимает, почему её разлучили с родными местами.

Для каждого человека малая родина по - своему прекрасна.

Наше село Коровино, как и тысячи сёл и деревень находится в окружении живописных холмов и лесов. Уникальна красота наших смешанных лесов в любое время года.

Уже въезжая в наше село как бы окунаешься в удивительный мир.

А так же богата и своеобразна история нашего села…

Несколько столетий назад, на территории Бугурусланского района, по степям и лесам бродили со своими стадами кочевники. Здесь, начиная с 11 века, жили башкирские племена. Они вели кочевой образ жизни, только на зиму собирались в стойбища. История Бугурусланского края тесным образом связана с историей башкирского народа.

В конце 17 века усилился приток народов Поволжья на башкирские земли. Заселялись все те, кому жизнь на родине была «не сладкой», здесь находили приют многие обездоленные люди, которые в дружбе с башкирским народом осваивали край. Следует отметить, что на башкирских землях, в пределах нынешней территории Бугурусланского района первоначально селилась мордва. Жестокая налоговая политика, насильственная христианизация вынуждала эрзю и мокшу искать необжитые места. Село Коровино упоминается в архивных документах 1740 года, где староста просит представителей власти об отсрочке уплаты налога крестьянской деревней, тогда оно называлось Афонькино. Вероятно, первоначальное название села исходит от имени первопоселенца. По одной из версий, это были выходцы из Пензенской губернии. Бытует легенда, что село Коровино получило своё второе название по причине того, что Афонькинцы разыграли воровскую шутку, уведя корову с соседнего села Павлушкина, переобув её в лапти, а чтобы запутать дело, лапти обули задом наперёд. Этот случай вскоре выявился, и село получило новое название – Коровино, которое в начале 19 века упоминается наряду с названием «Афонькино», а впоследствии вытеснило его и стало официальным. А овраг, по которому вели корову, стали называть – «Скал латко» (коровий овраг); так называют в народе по сей день и одну из улиц села, которая располагается рядом с оврагом. Коровино является одним из старейших населённых пунктов в Оренбургском крае. Во второй половине 19 века и в начале 20 века Коровино являлось волостным центром, в состав которого входили сёла и деревни Исайкино, Васькино, Григорьевка, Полибино, Бестужевка, Н-Павлушкино, Николаевка и многие другие. Коровинская волость являлась частью Бугурусланского уезда, Самарской губернии. С 1922- по 1930 гг. существовал Коровинский район, затем он был реформирован.

В 1864 году в России была проведена земская реформа, именно к этому времени относятся первые упоминания о существовании земского училища, больницы в нашем селе.

История названий улиц.

Улица Степана Разина (Бабаюдма).

В настоящее время в селе проживают 765 человек разной национальности, но преобладающая часть населения – эрзяне. Село состоит из 15 улиц, названия их самые разнообразные и каждая хранит удивительную историю её возникновения. Улица без названия - как человек без имени. Названия улиц являются важной частью нашего исторического наследия. До 30 годов они не имели официальных названий, но в простонародии каждая имела мордовское название, согласно её характерным особенностям, рода занятий. К примеру: Вере пе (Верхний конец), Покшульця (Большая улица), Вишкаульця (Маленькая улица).

В названиях сельских улиц кроется богатая история мордовского народа, переплетаются события разных времён. По названиям улиц можно узнать, как жили сельчане, чем занимались. Село начинается с улицы, которая носит название Бабаюдма. Женщины, живущие на этой улице, отличались умением печь вкусный хлеб.

Женщины другой улицы славились звонкими голосами. Запевая в праздник на своей улице, их звонкоголосье можно было услышать на другом конце села. Улица получила название Гай-пе («гай» - звонкий, «пе» - угол). Топонимы улиц соответствовали духу того времени и говорили сами за себя.

Хочется отметить, что в неофициальном общении между собой жители села используют исконные эрзянские названия и в наши дни. Это говорит о том, что всё, что навязывается, спускается свыше - не приживается, не становится народным.

Село берёт своё начало с улицы Степана Разина. Она является самой короткой улицей нашего села, а по малочисленности жилых домов, является рекордсменкой – всего 2 жилых дома. Как и говорилось, в простонародии её называют Бабаюдма. Современное название получила в честь повстанца, предводителя Крестьянской войны 17 века Степана Разина.

Улица Мостовая.

Повернув влево от этой улицы, мы окажемся на улице Мостовой, это скромный, уютный переулок, где можно постоять на мосту (от чего улица получила своё название) и помечтать, всматриваясь на течение нашей неполноводной речушки - Малый Мочегай.

На этой улице проживают исполнительницы народных эрзянских песен Коршунова Мария Николаевна и Андреева Марина Фёдоровна. Их звонкие голоса очаровывают, берут за душу.

Исторические улицы.

С Мостовой мы сворачиваем на улицы Красноармейская, Чапаева, Красногвардейская; эти улицы неразрывно связаны с историческими событиями, которые произошли в годы гражданской войны. По воспоминаниям старожилов, в период гражданской войны здесь проходили бои между «белыми» и «красными», доказательством являются многочисленные гильзы от патронов той войны, которые в изобилии находят на своих огородах сельчане. На холмах, которые тянутся за огородами, по утверждениям старожилов, сохранились следы от окопов времен Гражданской войны. А по мосту, что находится по улице Мостовой, прошли Красноармейцы Чапаевской дивизии, которая направлялась в город Уфа.

Пройдя по улице Красногвардейской, свернув направо, мы окажемся на втором мосту, пройдя через него, мы попадаем на улицу Советская.

Улица Советская (Покшульця).

Улица Советская – самое распространённое название улиц на территории бывшего СССР. Как и тысячи улиц городов и сёл получила своё название в соответствии с коммунистической и партийной идеологией. А также улица имеет и мордовское название: «Покшульця», что в переводе на русский язык означает – Большая улица. И действительно, она отличается от других улиц села своей широтой. В начале улицы установлена электроподстанция, передающее устройство для обеспечения электроэнергией населения. В середине улицы расположен частный магазин «Радуга», который радует коровинцев вкусной, качественной продукцией, а обслуживающий персонал заслуживает уважения. Именно на этой улице сохранился действующий колодец - «журавль». Колодцы этого типа когда-то были неотъемлемой частью ландшафта села, но в наши дни их вытеснили водопровод и скважины.

Ул. Кирова (Верепе).

Самой длинной улицей нашего села является улица имени Кирова. В народе ее называют «Верепе», что означает «Верхний конец», так как улица расположена на крутом берегу реки Малый Мочегай. В настоящее время улица состоит из 53 жилых домов.

С 1934 года она официально стала называться именем советского партийного лидера Сергея Мироновича Кирова (партийный псевдоним революционера Кострикова). После революции, в 20-м столетии, было принято называть города или улицы в честь партийных деятелей. Эта улица имеет богатое прошлое.

История Коровинского детского дома.

Наше село является колыбелью осиротевших детей, в Коровино в первые месяцы Великой Отечественной войны был эвакуирован Витебский детский дом, который расположился в добротном здании постройки середины 19 века. До войны в нём размещалась ШКМ (Школа Коммунистической Молодёжи), ликбез.

Также были выделены отдельные строения под кухню, баню, склад. На «обзаведение», на первый случай, колхоз подарил корову, лошадь, несколько свиней. Так началась их жизнь на новом месте. В последующем заимели земельный надел, выращивали пшеницу, просо и овощи, увеличивалось поголовье коров и свиней, завели овец и пасеку. Но на стол воспитанникам попадало лишь то, что оставалось после выполнения плана государству. Из воспоминаний Ларисы Гавриловны Лысенко (Витебск): «Жили мы, как и все в то время, трудно и питались не очень хорошо. Но всё-таки, наверное, не хуже, чем местные жители, которые ели хлеб из лебеды…»

Предметом особой гордости была собственная электростанция (ток вырабатывал двигатель, который работал на солярке), она приносила доход, подавая свет в местный клуб. Коллектив воспитанников постоянно обновлялся: кого-то привозили, кого-то увозили родственники. Детский дом был закрыт через 15 лет своего существования: летом 1956 года. Время неумолимо идет вперед, меняя всё на своем пути. Оно изменило до неузнаваемости и улицу, где находился детский дом. Нет прежних построек, но уцелел колодец-деревенский символ, который питал и утолял жажду детям-детдомовцам. С годами он не утратил своего значения, но первоначальный вид колодца не сохранён, деревянный сруб прогнил, и на его замену была установлена металлическая труба. Этот колодец можно смело назвать исторической достопримечательностью нашего села, улицы, и находится он во дворе дома №7 по ул. Кирова.

Ул. Почтовая (фото школы)

Изучив документы, предоставленные работником архива, удалось выяснить, что улица Почтовая, получила своё название из-за расположенной на ней почтовой конторы, улица богата значимыми населёнными объектами и является центральной улицей села.

История села неразрывно связана с историей школы. Из книги Фортунатова «Экономические примечания» за 1885 год удалось выяснить следующие данные о развитии образования в нашем селе: процент грамотных и учащихся-7,5 %, дворов с грамотными-23%, безрамотных-76,6%. В селе имелись 2 школы 1 ступени. Преподавание велось на мордовском и русском языках. Школу посещали дети зажиточных крестьян. Учебный год обычно начинался в «разных числах октября» и заканчивался в апреле - мае. Средняя продолжительность учебного года составляла 5-6 месяцев. Школа содержалась за счёт села. В подтверждение этому в архиве найден документ, в котором указано, что «Коровинское общество взяло долг у земства ссуду на постройку школьного здания в 1915 году в размере 218 рублей». В 1924 году в селе была построена школа из трёх корпусов. Численность учащихся достигала до 800 учеников. В 1979 году построено новое двухэтажное здание школы, в которую вошло 160 учеников. В настоящее время обучаются 69 учеников. В здании школы функционирует детский сад «Колобок». Воспитывается разновозрастная дошкольная группа численностью 15 человек.

В МБОУ «Коровинская СОШ» функционирует школьный музей «Прошлое и настоящее села Коровино». В нем можно ознакомиться с предметами быта разных эпох, элементами эрзянского женского костюма, которому более 100 лет. Учащиеся школы с удовольствием проведут ознакомительную экскурсию.

(Фото приюта и амбулатории)

Дом Милосердия.

На этой же улице, напротив школы, расположено двухэтажное здание, в котором с 2012 года нашли свой приют пожилые люди и инвалиды. Звездин А.В. сохранил навыки плетения лаптей, может провести мастер-класс по этому, очень необходимому когда-то ремеслу.

В этом же здании размещена амбулатория, где местные жители, и жители окрестных сёл поправляют своё здоровье. Это здание 1991 года постройки, где произошла коренная реконструкция, так как из востребованной, оборудованной больницы осталась лишь амбулатория. История больницы берёт начало с 1860 годов, на этом месте находилась участковая больница общего типа на 44 места. Имелось больничное подсобное хозяйство, которое почти полностью обеспечивало продуктами питания пациентов. В больнице в разное время работали высококвалифицированные врачи: Моисеев А.С., Куликов Ю.А., Винаев И.В. и многие другие. До 1975 года работали родильное, операционное и много других специализированных отделений. Из-за оптимизации сети лечебных учреждений в России, в число «затратных» вошла и наша Коровинская больница. В итоге доступного медицинского обслуживания лишились люди нашего села и многих сёл нашего района.

(Фото Администрации с/совета)

Рядом со школой красуется двухэтажное здание Администрации сельского совета. Под одной крышей разместились: сельская библиотека, дом культуры, почтовое отделение, администрация сельского совета. Здание администрации сельского совета новое, введено в эксплуатацию в 2006 году. При входе в здание, по правую сторону, расположена сельская библиотека. История её прошлых лет замечательна: в 1915 году по плану Губернского земства в ознаменование 50-летнего юбилея Земских учреждений была открыта первая изба-читальня в уезде. В настоящее время обслуживаются различные возрастные группы читателей, проводится акции, культурно – массовые мероприятия различной тематики, библиотека является главным информационным центром села.

На этом же этаже находится Дом Культуры, он является центром общения и досуга сельского населения. Проводятся культурно-массовые мероприятия, концерты. В этом же здании установлен банкомат, а также функционирует почтовое отделение-это неотъемлемая часть села, которая выполняет ряд услуг, которые необходимы для жителей нашего населённого пункта. На втором этаже этого здания функционирует администрация сельского поселения, где выполняются решения вопросов местного значения.

Космодамиановская церковь.

По левую сторону от здания Администрации сельского совета расположена Космо - Дамиановская церковь. Она является регистратором всего течения жизни человека (крещение, венчание, отпевание).

В документах госархива в «Клировых ведомостях церкви» за 1857-1912 года о нашей церкви имеются сведения, что в 1838 году на средства прихожан была построена каменная церковь с колокольней, но из-за непрочной кладки в церкви обвалился купол, от чего уцелели только алтарь и трапезная. В 1857 году, вместо развалившейся каменной церкви, было решено выстроить на каменном фундаменте новую деревянную церковь. Здание церкви вмещало до 900 прихожан и вместе с деревянной оградой занимало 500 кв. саженей земли. В 1908 году при церкви была построена сторожка. Престолов было три: престол во имя св. бессеребренников Космы и Дамиана, Чудотворца Николая, Иверской Божьей Матери. В распоряжении церкви имелась земля: усадебной вместе с церковным погостом десятина 500кв.сажен, пахотной и сенокосной-55 десятин; здания, принадлежащие церкви , церковно – приходская школа. На усадебной земле церкви построено 2 дома, принадлежащих священнику Николаю Каминскому. Один из домов, принадлежащих ранее священнослужащим церкви, сохранён и по сей день. Менялось время, менялись жители этого дома. В настоящее время в нём проживает Прошин Василий Иванович. Этот дом является самым старым деревянным строением в селе, которому более 150 лет.

Церковная жизнь была прервана в 1937 году. Церковный клир и священник Иван Петрович Ананьев были репрессированы, купола снесены, а колокол был переплавлен.

В конце сороковых годов здание было отведено под зернохранилище. В 1961 году оно было переоборудовано под Дом Культуры. И только в 1992 году здание вновь была освещено, сельчане услышали долгожданный колокольный звон, храм обрёл свой современный статус. По сей день возвращаются в свои родные стены старинные иконы, которые были разобраны в период разгрома и уничтожения церквей и были сохранены жителями. Наша местная церковь является центром духовно-культурной жизни села.

Рядом с церковью стоит памятник Солдату – Освободителю, который был установлен в 1975 году к 30-летию Победы над фашизмом. В 2005 году, к 60-летию Победы установлена мемориальная доска, на которой высечен поимённый список односельчан, погибших в этой страшной войне. Из 668 участников, домой вернулись 242 фронтовика. Это место, где природа подчёркивает красоту и торжественность, это место, где можно почтить память своего родственника или односельчанина, не вернувшегося с войны.

Напротив памятника, расположен наш кирпичный универмаг, который в этом году отметит свое 45-летие.

Продолжением улицы Почтовой будет переход по мосту через нашу мелководную речушку малый Мочегай, пройдя мимо несколько домов, дорога нас поведёт вверх в горы, взобравшись на самую вершину, мы увидим полный обзор нашего села. Наше село богато родниками, имеется источник с солёной водой.

Имеется карьер, в котором добывается уникальный камень, места добычи которого в России можно пересчитать по пальцам. Ограждение церкви обложено нашим местным камнем. Его вывозят в различные города и селения нашей страны. Из нашего местного камня выложен фасад дома и строений Леонида Якубовича, телеведущего капитал-шоу «Поле чудес», сведения об этом имеются в газете «Бугурусланская правда».

На улице Кирова сохранилось несколько небольших домиков из этого материала. Им более 100 лет, но можно изумляться, как из камня и глины простые люди строили свои немудрящие жилища, которые пережили несколько эпох и до сих пор служат своим хозяевам, конечно уже в качестве надворных построек.

Заключение.

Мы живём в Российской глубинке, где можно досыта надышаться ароматом цветущих трав, попутешествовать по нашим лесам, которые богаты разными видами ягод и грибов и наполняет сердце свободой и природной силой! Как бы город не был хорош, нет там простора, широты, свободы.

В заключении хочется выразить надежду на то, что русская деревня начнёт возобновлять своё значение в умах современных людей. Жизнь в большом городе даёт множество преимуществ, но высокий уровень счастья в этот список не входит.

Комментарии