Пятьдесят два года у классной доски
Сельский учитель П.М. Константинов, Петровичи, Смоленская область
Учитель П.М. Константинов, принадлежал к тем русским интеллигентам, учителям - подвижникам, которые, пережив революцию, гражданскую и Великую Отечественную войну, посвятил себя великой миссии-нести идею просвещения в народ. Он соединил две эпохи, передав своим ученикам, детям и внукам традиции передовой интеллигенции прошлого. П.М. Константинов является родоначальником учительской династии, состоящей из двадцати семи педагогов. Их общий педагогический стаж составляет свыше пятисот лет. Двенадцать из них преподают в настоящее время.
Деревня Петровичи (до 1941 года местечко) - одно из самых древних селений Шумячского района Смоленской области, в которой родились: всемирно известный писатель-фантаст Айзек Азимов, авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин, разработавший знаменитую серию истребителей «Ла», создатель первой в мире межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря».
Первое упоминание о населенном пункте относится к 1404 году, когда под Петровичами застряла артиллерия литовского князя Витовта, направлявшаяся к осаждённому Смоленску.
В прошлом в Петровичах жили многие интересные и замечательные люди: поляки, евреи, украинцы. Съехавшись с разных мест, каждый со своей верой, со своими традициями, со своей мерой добра, совести и чести, они жили в согласии между собой и с местным населением, белорусами и русскими, не нарушая сложившихся нравов и обычаев.
В начале ХХ века в местечке существовали: церковно - приходская школа, врачебный пункт, аптека, ветлечебница, мастерские, крупорушки, мельницы, торговые лавки, почтовая станция, церковь, синагога, костёл.
Земельные наделы жителей были малы, и чтобы прокормить семью они занимались подсобными промыслами: портняжничали, сапожничали, занимались извозом, забоем скота, мастерили добротную мебель, красили ткани. Петровичские мастера умели остеклить окна, наточить ножи.
Отработав всю неделю, евреи в субботу, а русские в воскресенье - отдыхали. С утра в праздничной одежде люди шли на базар, где проходили деловые встречи, сделки купли-продажи.
Зажиточные еврейские купцы скупали у крестьян пеньку, полотно, щетину, скот, птицу, коноплю, кожу, перерабатывали их и перепродавали. На базарах всегда был большой выбор глиняной посуды: горшки, горлачи, глёки, терла, макитры, латушки, миски, кувшины, бутыли для дёгтя, вазоны для цветов на любой вкус, свистульки (петушки и птички).
По традиции праздновали годовые церковные праздники, особенно Пасху. Еврейская и русская Пасхи следовали одна за другой ровно через неделю. У евреев она была поскромнее. Всю Пасху они ели только мацу (лепёшки из бездрожжевого теста) и приготовленные из неё разнообразные блюда. После Пасхи в белых скатертях разносили мацу по русским домам.
У русских после сорокадневного поста, стол был обильным: крашеные яйца, пасхальные куличи из сдобного теста, окорок, копчёные колбасы, «густое молоко», сыр. По устоявшейся традиции перед Пасхой все должны были помочь бедному, одарить нищего, чтобы праздничный стол был у каждого. Целый день до вечера желающие играли «в набитки», христосовались.
В Петровичи два раза в день, впервые в истории местечка, по маршруту Смоленск – Хиславичи – Соино – Петровичи стал прилетать пассажирский самолёт.
«Мы – петровичане». С гордостью произносили жители местечка эти слова. Гордость эта была за свои Петровичи, за нежно – голубую с золочёным куполом древнейшую деревянную церковь Петра и Павла, за удивительной красоты пруд, за родниковые криницы, за ухоженность своих усадеб и подметённых веником улиц, за обильные базары и ярмарки, за профессиональную честь мастерового человека, за дружбу, за школу.
Школа в Петровичах начала своё сосуществование 1 января 1883 года как церковно – приходская с четырёхгодичным обучением и была открыта по ходатайству священника Петра Суходольского. В ней учились дети как из самих Петрович, так и из Щедровки, Стаховщины, Гороватки и других окрестных деревень. Причём девочки были только из Петрович, но и они не заканчивали полный курс обучения, а научившись читать и писать, покидали школу.
В это время семья Мирона и Пелагеи Константиновых вместе с детьми, Колей, Павлом Клавой, Анной, Прасковьей, переехали из города Рославля в Петровичи и открыли красильню. Работа была тяжелая, работали много, но всегда вместе, всегда вдвоём. Хороший дом, у дома две яблони, несколько деревьев слив, кусты смородины и крыжовника, в конце огорода озеро и лодка, а озере рыбы всякой, лови не ленись. Детям в Петровичах нравилось, особенно Павлу. Он не ленился, вставал на зорьке, ловил рыбу на завтрак семье. Ещё до школы научился читать. Все свои денежки, которые родители по праздникам на конфеты давали, по копеечке на книжки собирал. Отец похваливал его, и сам из города никогда не забывал книжку ему привезти.
Церковно- приходскую школу Павел закончил похвально. Отец определил его в Климовичское двуклассное училище. В 1904 году он закончил семинарию в городе Молодечно и остался работать в Виленской губернии. На каникулах Павел Миронович много читал педагогической литературы, закончил курсы повышения знаний и мастерства учителей при университете в Санкт- Петербурге. В 1914 году началась Империалистическая война и Павел Миронович приехал на родину в Петровичи.
С 1915 по 1919 год он работал в школах деревень: Надейковичи, Загустино, Студенец, а с 1 января 1920 года в Петровичской школе преподавал литературу, русский язык и историю.
Шла Гражданская война. Разруха. Голод. Народ бедствовал. Тяжело было и Павлу Мироновичу, имевшему к тому времени свою семью, жену и двоих маленьких детей.
Он работал без отдыха, вёл секретарскую работу: оформлял протоколы педсоветов, выдавал аттестационные документы, заведовал школьной библиотекой.
Индивидуально для учеников подбирал такие рассказы, читая которые всегда хотелось быть добрее, лучше. Постоянно интересовался впечатлением от прочитанной книги и с удовольствием выслушивал пересказы учеников. Павел Миронович придавал большое значение наглядности обучения. Водил учеников на экскурсии в лес, в поле, на озеро, на болото, в парк слушать соловья и других птиц, учил определять их по голосу. Был очень уважителен к детям, советовался, шутил, никогда никого не обижал. Если видел в тетради ошибки, тихонько поправлял, чтобы не обидеть. Зная, что дети приходят в школу голодными, приносил хлеба.
Во время коллективизации в 1929 году учителя вели активную работу среди крестьян за вступление в колхоз и первыми вступали сами. Павла Мироновича избрали членом правления колхоза имени Третьего Интернационала, а через некоторое время председателем ревизионной комиссии соседнего колхоза имени Будёного в деревне Щёдровка. Он приманил участие в переписи имущественных ценностей, ежегодной подписке на заём, следил за ходом проведения сельхозработ.
Первым декретом советской власти был декрет о ликвидации неграмотности. В Петровичской волости была создана комиссия, а её председателем утверждён Павел Миронович. Двадцать лет продолжалась ликвидация неграмотности. Это была настойчивая, кропотливая работа. Не весь народ охотно шёл учиться, всякие бывали случаи. В Шумячском районе она была завершена раньше, чем в других. По итогам экзаменационных испытаний лучшие ликбезовцы получали премии. В 1939 году Павлу Мироновичу в Кремле Михаилом Ивановичем Калининым вручен орден Трудового Красного Знамени.
В 1941 году, когда на родную землю пришли фашисты, Павел Миронович, ожидая указаний Обкома партии ушел к городу Орлу. Затем два года работал учителем в Мокроусовском районе Курганской области. Когда в сентябре 1943 года наши войска освободили Смоленщину, он вернулся в родные Петровичи.
Школа была разорена, территория вокруг неё опустошена, вырезаны деревья, уничтожены кустарники, цветы, пришкольный участок зарос бурьяном. Постепенно всё привели в порядок и возобновили занятия. После двухлетнего перерыва дети многое позабыли, им нужна была помощь. Павел Миронович занимался с ними в выходные дни, в праздники, на каникулах, не считаясь со временем. Вместе с братом, Николаем Мироновичем Константиновым, тоже учителем, организовали в школе художественную самодеятельность. В 1956 году, радуясь успехам детей своего последнего выпуска 7-го «Б» класса, Павел Миронович покидал школу с достоинством.
Жизнь и деятельность учителя Павла Мироновича Константинова можно назвать прекрасным, удивительным явлением Петровичской школы в двадцатом веке. Он был связующим звеном между старой дореволюционной и новой советской школой.
Камениста и длинна дорога учителя к вершинам педагогического мастерства. Павел Миронович Константинов шёл по ней долго – 52 года. Его путь был нелёгким. Но всё, что было у него доброго, светлого, умного, он передал своим ученикам, которые разлетелись во все концы нашей Родины.
Многие из его учеников стали докторами и кандидатами наук, лауреатами государственных премий, врачами, педагогами, инженерами, артистами, ведущими работниками народного хозяйства в различных уголках нашей
страны, героями на фронтах Великой Отечественной войны и партизанского движения, отрядов Сопротивления за рубежом. Родина высоко оценила благородный труд учителя, наградив его орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник просвещения».
Какие же самые характерные штрихи к портрету учителя Павла Мироновича Константинова можно назвать? Это высокая требовательность к себе, аккуратность, простота, терпение и главное – благородство. Таким он остался в памяти своих учеников.
Комментарии