Сердцу милый городок - Куровское - ХранителиРодины.рф

Господи, люблю Твои творенья: Леса, озера, реки и поля И все их расписное населенье, Где в каждом, кажется, есть маленькое «я». (четверостишье Константина Коблова - г. Куровское)

К востоку от красавицы Москвы,

Среди лесов, среди болот Мещёры,

Где, может, иногда бывали вы,

Стоит на Нерской мой любимый город.

Город детства моего – Куровское!

Город юности моей – Куровское!

Город зрелости моей, город счастья моего!

Я душой всегда с тобою, Куровское!

Здесь повстречал я истинных друзей,

Они – моя надежда и опора.

В круговороте беспокойных дней

Стремится выстоять, любимый город.

Есть много мест красивых на Руси,

Но для меня ты краше всех на свете,

Мой город, Куровчан своих спроси –

Они тебе наверняка ответят

Город детства моего – Куровское!

Город юности моей – Куровское!

Город зрелости моей, город счастья моего!

Я душой всегда с тобою, Куровское!

(автор – Булыгин Виктор Ефимович – Куровчанин, краевед,

учитель истории Куровской гимназии)

В западной части Мещёрской низменности, в краю лесов, озер и болот к востоку от первопрестольной красавицы Москвы расположился наш тихий и уютный городок районного подчинения, каких немало по России с несколько странным и необычным названием Куровское.

Город раскинулся на берегах реки Нерской, одного из наиболее значительных притоков Москвы – реки. Протяженность её от истока до устья 72 километра. Плавно несет она свои воды с северо-востока на юго-запад и впадает в Москву – реку у города Воскресенска.

На берегах речушки Нерской

Среди лесов, среди болот

Селился люд, не злой, но дерзкий,

Как летопись о том поёт.

Река поила, лес кормил,

Туман стелился по болотам.

Зимой наш предок выходил

Тропой звериной на охоту.

А летом: ягоды, грибы,

Всё золото вод, трав, кореньев,

Косил, удил, дрова рубил, -

В труде он черпал вдохновенье.

История нашего поселения уходит вглубь веков. Еще в эпоху общинного строя, в YII тысячелетия до н.э., на берегах реки селились первобытные люди. До пришествия славянских племен – вятичей здесь селились племена «меря». Отсюда и название нашей водной артерии – реки Мерьской, Мерской (Нерской).

Первое письменное упоминание о деревне Куровская относится к 1646 году. По мнению географов, название деревни происходит от слова «курья», что означает высохшее русло реки. В «Ономастиконе» - другое объяснение этого названия. «Кур» - прозвище первого поселенка этих мест. Есть и еще одна версия, высказанная ученым-востоковедом М.М. Юминым, знатоком монгольского языка. Он объяснил это так: «В русский язык за время монголо-татарского нашествия вошло немало монгольских слов. В данном случае слово «курэ», с монгольского – «монастырь, храм». Подтверждение этой версии мы находим в «Сказании о Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре» отца Парфения – первостроителя этой обители.

Глухие топкие места –

Они – приют старообрядцев.

Утёк – и раскрывай уста!

Кого в такой глуши бояться?

Когда в России шел раскол,

Крестьяне открывали школы,

Учили грамоте, письму,

Учили разуму – уму.

Те гуслицкие письмена,

Оригинальны и красивы,

Их книги знала вся страна,

По ним училась вся Россия.

Большую роль в заселении наших мест сыграла церковная реформа Никона. Сюда бежали преследуемые никонианами «старообрядцы». Они стали населять эти глухие болотистые места. Именно в этот период Гуслицкий край становится центром крестьянской письменности. Основным занятием населения в то время было земледелие и разведение хмеля, которое приносило немалую выгоду владельцам хмельников.

В своих домах жители держали ручные станки для производства грубых тканей.

В период зарождения капиталистических отношений в деревне Куровская в начале 40-годов возникает мануфактурное производство. Фабрика Балашова была единственным предприятием, обеспечившим жителей деревни работой.

В 1852 году деревня Куровская состояла из 60 дворов: 382 души мужского пола и 362 души женского пола.

В 1859 году в деревне Куровская насчитывалось 59 дворов, в которых жили 491 мужчина и 590 женщин.

Благодаря росту и расширению ткацкого производства растет и население Куровской. Строятся новые дома, появляются новые улицы, открываются поликлиника, родильное и детское отделения, создается лесхоз, парк – стадион, школы, Дом пионеров, детский сад, ясли, первый клуб «10 лет Октября» и др.

В 1931 году деревня Куровская получает статус рабочего поселка.

26 декабря 1952 года поселок Куровское был преобразован в город областного подчинения. Население города в этот период составляло 16 тысяч человек.

В настоящее время город Куровское значительно вырос и изменился.

Лес кругом, березы, сосны, Люблю свой город за уют,

Серебристая вода. За зелень у окна.

Это наше Куровское, За электрички, что бегут

Милое для нас всегда. С рассвета допоздна.

Я люблю, как ветер дует, И пусть наш город небольшой,

Как черемуха цветет. Не всякий его знает.

Как в родное Куровское Но если ищешь ты покой –

Солнышко весна несет. Москва здесь «отдыхает».

Почему сирень густая? Здесь речка Нерская течет,

Потому что над водой. Пересекая город.

Почему так сердце бьется? И в ней купается народ,

Ведь живу я в Куровской! Особенно, кто молод.

(стих - выпускницы МОУ «Куровская СОШ № 2» У нас еще озера есть.

Елены Берест) И лес. Найдешь ли лучше?

Живи, мой город, много лет

И расцветай погуще!!!

(стих - выпускника МОУ «Куровская СОШ № 2» Щелокова М.)

ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА КУРОВСКОЕ

(ГЛАВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА КУРОВСКОЕ)

- ПРИРОДНЫЙ ПАМЯТНИК – «ПУЛЬСИРУЮЩЕЕ ЧУДО» - РОДНИК

(маршрут: из Куровской ехать на Пролетарку до развилки ( скульптура «рабочий и колхозница») поворот налево (на трассу А-108 на Егорьевск), за футбольным полем поворот направо (в лес) – дорога асфальтирована.

Родник известен более 150 лет, освящён в честь святого Георгия Победоносца. Он входил в сферу внимания располагавшегося здесь ранее Спасо-Преображенского мужского монастыря. Это наиболее посещаемый и благоустроенный родник в нашем районе. Молва о качестве его воды распространена далеко по области. Как рассказывают местные жители, качество воды обязано небольшому присутствию в ней серебра. Вода из источника может применяться как природная столовая для питья и приготовления пищи без ограничений, а также использоваться при организации диетического питания, требующего ограничения употребления поваренной соли, например при болезни обмена (ожирение), заболеваниях почек.

Вода прозрачная и приятная на вкус. Подъезд к роднику асфальтирован, имеется стоянка для автотранспорта. Подход к роднику так же удобен и осуществляется по специальным дорожкам с твёрдым покрытием. Имеется часовенка с иконами святых.

Сток из родника направлен в маленькую купальню, изготовленную из досок со специальными ступенями для спуска. Далее вода стекает в ручей Суржица - правый приток реки Нерской. Подход к источнику декорирован деревянной аркой.

- СПАСО – ПРЕОРАЖЕНСКИЙ ГУСЛИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

– г. Куровское, ул. Лесная (тел. 8(496)411-34-07, проезд до обители: до ст. Куровская, далее любым автобусом 4 остановки до ворот монастыря)

Преображенский монастырь

Открыт нам Богом для спасенья.

Он светоч наш и поводырь,

Для православных утешенье.

Как в кружевах стоит собор,

Пять куполов его венчают.

Ну, а кресты на куполах

Встречают нас и провожают.

Мы столько нагрешили за столетья,

В безверии прожив и без креста.

Над нами затихало лихолетье,

И открывались намоленные места.

Открылось в Куровской такое место,

Нам надо миром Господа просить,

Чтоб служба шла в Соборном храме,

И Господа за все благодарить!

Сюда мы с радостью и с верою приходим,

И забываем все житейские дела,

И с каждым разом, обновленные уходим.

Храни нас, Боже наш, сегодня и всегда!

Земной поклон священникам обители!

Мы с вами к Богу тянемся душой.

От дьявола спасают покровители

И ангел наш небесный и земной.

(стих - Валентины Филатовой, г. Куровское)

Монастырь был основан на рубеже 1858-1859 гг. иеромонахом (впоследствии – игуменом) Парфением в исторической местности Гуслицы, известной тем, что подавляющее большинство её жителей держались старообрядчества. Обитель должна была сочетать монашеское делание и миссионерством, стать центром православия в местности, где преобладал раскол. В 1922 году Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь был закрыт. В течение нескольких десятилетий монастырская и прилегающая территория, монастырское хозяйство были разорены и изуродованы до неузнаваемости, хотя само хозяйство еще в трудные послевоенные годы кормило инвалидный дом, располагавшийся на территории храма, и его семьи. В 1994 году в городе Куровское, на окраине которого теперь оказались постройки Спасо-Гуслицкого монастыря, образовалась и была зарегистрирована православная община. На новы приход был назначен настоятелем иеромонах Георгий (Хлебников). Усилиями прихожан была приведена в порядок Воскресенская церковь, находящаяся в трапезном корпусе. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 июня 1998 года Преображенский храм города Куровское, находящийся в стенах обители, был преобразован в Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь. Иеромонах Георгий (Хлебников) назвачен его настоятелем с возведением в сан игумена. Фактическое возрождение старинной обители состоялось 29 августа 1998 года, когда в новоустроенную обитель прибыл Высокопреосвященнейший Ювеналий митрополит Крутицкий и Коломенский, после Божественной Литургии, огласивший Указ о возобновлении монашеской жизни в Гуслицкой обители.

В настоящее время действующий храм с активной приходской жизнью (крепкой общиной, воскресной школой, социальным служением, работой с молодежью, проведением культурно-просветительских мероприятий) благотворно влияет на весь регион, оздоравливает духовную, нравственную и даже материальную стороны его жизни. Настоятель храма - игумен Стефан (Макаров). С Божьей помощью все больше расширяется миссионерская деятельность монастыря, ведутся работы в трапезном корпусе, где устраивается храм в честь Царственных страстотерпцев. На очереди – колокольня.

Сохранился архитектурный ансамбль, включающий в себя постройки второй половины XIX – начала XX вв.:

* Собор Преображения Господня, 1879 – 1886 г.

* Скорбященская церковь и корпус, 1860-е гг.

* Трапезная, вторая половина XIX века.

* Колокольня, 1914 – 1916 гг.

* Фрагменты ограды с тремя угловыми башенками и южными воротами, конец 1870-х гг.

- СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ОБЩИНА ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ

ПРИХОД ХРАМОВ ПРЕОРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ И ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

(г. Куровское, ул. Советская, д. 89, тел: 8(496)411-51-59, проезд: от вокзала по ул. Вокзальной до пересечения с ул. Советской, поворот налево, далее прямо)

После празднования Тысячелетия Крещения Руси отношение к вере в нашей стране изменилось. Стали открываться храмы и монастыри, народу была дана возможность возвратиться к Богу. К 1994 году группа местных христиан-старообрядцев, которую возглавляла почетный гражданин Орехово-Зуевского района, уроженка гуслицкой деревни Степановка, старообрядка неокружного согласия, местный краевед Устинья Григорьевна Андриянова, после тщательного изучения документов касающихся истории русского раскола XVII века и других исторических свидетельств, решили присоединиться к Русской православной церкви на правах единоверия. Весной того же года в Куровское впервые приехал единоверческий священник отец Димитрий Кузнецов и состоялось его знакомство с Устиньей Григорьевной. Затем отцом Димитрием и Устиньей Григорьевной было найдено было найдено пустующее полуразобранное здание по ул. Советской, которое до 1917 года принадлежало купцу Кудрявцеву, затем милиции. Обратились к мэру города Виктору Альбертовичу Егереву, который оформил передачу здания создаваемой общине. Это было 20 апреля 1994 года, а 30 мая в Московской епархии была зарегистрирована единоверческая община и ей был выдан гражданский устав. Храм этот было решено освятить во имя Преображения Господня, а отец Димитрий был назначен настоятелем новоустроенной Общины. К престольному празднику Преображения господня следующего года уже с восточной стороны здания был пристроен алтарь и устроена главка с Крестом. В храм потянулись старообрядцы из Куровского и многих окрестных деревень. Сложился крепкий приход. Вскоре возникла идея построения нового кирпичного храма. 16 февраля 1996 года глава Орехово-Зуевского района А.П. Филиппов своим Постановлением выделил общине участок рядом с существующей церковью. Закладка нового храма, который было решено освятить в память Преподобного Иоанна Лествичника, состоялось осенью того же года. Его строительство также привлекло внимание многих местных благодетелей и к осени 2000 года храм был готов к освящению, которое состоялось19 ноября 2000 года. В планах общины – дальнейшее украшение обоих храмов, благоустройство территории, а также возрождение других единоверческих храмов в Гуслицах.

- МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (г. Куровское, ул. Советская)

Мемориальный комплекс создавался в течение ряда лет с 1967 по 2005 г. Первым памятником на этом месте был памятник воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны, открытый 4 ноября 1967 года. В мае 1995 года была открыта левая кирпичная стена с мраморными таблицами, увековечившими имена Куровчан, не вернувшихся с фронта. Через 5 лет, в 2000 году была открыта вторая стена с именами земляков – Героев Советского Союза, солдат, погибших во время боевых действий в Афганистане и Чечне, а также списком тех участников Великой отечественной, кто не был зафиксирован ранее.

В октябре 1999 года состоялось торжественное открытие «Валаамского камня» - памятника репрессированным Куровчанам, на котором присутствовал Губернатор Московской области , Герой России Борис Всеволодович Громов.

Часовенки в честь Георгия Победоносца

Памятник труженикам тыла.

Памятник сооружен в 2011 году. Открыт накануне дня Победы в ознаменование самоотверженного труда тех , кто вместе с воинами, сражавшимися на передовой, ковал Победу в тылу.

Эта страница Великой Отечественной войны вписана золотыми буквами в историю нашей Родины. Свою скромную лепту в Победу внесли труженики нашего города – женщины, старики, подростки. В годы войны текстильщики осуществляли выпуск тканей для нужд Красной Армии. Широкое развитие получило движение «Гвардеец трудового фронта». Этого звания было удостоено более 1200 человек. В ЦРММ( Центральные ремонтно-механические мастерские) был налажен выпуск артиллерийских снарядов. На средства, собранные работниками комбината в 1943 году было построено 2 самолета «Текстильщик Куровского комбината».

«Сашин дубок» - природный памятник. Раскидистый дуб растет рядом с часовенкой в честь Георгия Победоносца. Посажен в 1907 году Сашей Черкасовым. Дом семьи Черкасовых находился на этом месте, был снесен в 1978 году.

ГИМНАЗИЯ (г. Куровское, ул. Советская, д. 109 – рядом с памятником погибшим Куровчанам в годы Великой Отечественной войны)

Здание современной Куровской гимназии - это бывшее здание фабрично-заводского училища, построенное в 1930 году. Здание историческое. До войны здесь ковались кадры для Куровского меланжевого комбината. Во время Великой отечественной войны здесь проходила запись в Народное ополчение, а с 1941 г. по апрель 1942 г. располагался госпиталь ЛР № 2913.

Мне довелось много лет бок о бок проработать с замечательной женщиной, педагогом, театралом - Галиной Васильевной Артюшиной. Родилась она в 1938 году. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 3 года. В один из воскресных дней я попросила Галину Васильевну поделиться воспоминаниями о себе, о своей жизни. И услышала очень интересный рассказ, который пересекается с историей Малой Родины - небольшого Подмосковного города Куровское.

«Оказывается трудно начать воспоминания, хотя они всплывают и уходят. С чего начать?

Война. В памяти - картинки. Вот воет сирена, и мы с сестрой сидим на полу и дрожим от страха…

Вот вокруг нашего дома на Первомайке расположились солдаты, и один из них дал нам по куску хлеба с салом (с высоты нашего 3-х, 5-и летнего возраста этот солдат казался нам старым, почти дедушкой). Вот подъехал грузовик, погрузил всех солдат, а нам ничего не оставалось, как бежать и махать им вслед. Куда они уезжали? На войну? Уже много позже я успела спросить об этом маму, и она сказала, что это было году в 43-ем и солдаты прибывали с фронта и уезжали на «переформирование».

А весенним днем 45-го года мама вырезала из газеты фигурку фашиста, и на наших глазах сожгла его, сказав нам «Война закончилась! Мы победили!», и она радовалась и плакала. Радовалась от того, что войны закончилась, а плакала, потому что наш отец (во время войны он был курсантом подольского пехотно-стрелкового училища) не вернулся с фронта. Он погиб 17 октября 1941 года, но мы с сестрой этого не знали, и каждого возвращавшегося с фронта родственника, заходившего к нам перед тем, как вернуться в родную деревню (Хотеичи или Лашино) считали папой и радостно бежали к нему.

Дядя, брат матери, вернулся с войны позже, в 1947 году. Он служил на Тихоокеанском флоте, и война для него закончилась не в мае 45-го.

Мама встречала его торжественно. Она поставила на патефон пластинку с морской темой («Варяг», «Плещут холодные волны»). Пластинок было несколько, по-моему, и она их меняла. А пластинки наша мама коллекционировала, Я позже передала их в наш музей.

В 1946 году я пошла в школу, в нашу прекрасную Куровскую школу № 2. Началась школьная жизнь.

А вообще-то мы росли на улице, улице Первомайской. Она была тихой, зеленой. И мы, дети, которые жили в домах от стадиона до Аптечного переулка, жили одной дружной компанией. В свободные от уроков время мы играли в городки с мячом, бегали по городу «казаками-разбойниками», устраивали походы в лес. В зимнее время - катались на коньках (чьи были коньки, неважно, катались по очереди, привязывали коньки к валенкам с помощью палочек и веревочек, и учились кататься все, кто хотел). Катались на улице, а потом на залитом «пятачке» возле школы ФЗУ (фабрично-заводское училище - ныне гимназия) и позже на стадионе.

Летом мы играли еще в маленьком запущенном парке, вместо которого теперь Дворец культуры и Дворец спорта «Молодежный».

Тогда, одно время, на месте Дворца культуры были отведены грядки, на которых выращивали капусту, морковку, лук. А воду мы носили из прудиков с улицы Вокзальная. На этом месте сейчас стоят высоченные дома.

В нашей «лучшей в мире школе № 2» мы учились 10 лет. Её сделали десятилеткой, как раз тогда, когда мы закончили семилетку, и кто-то собирался учиться дальше, идти в 8-ой класс (а это значило, в школу № 1), а кто-то уже устраивался на работу. Но школа № 2 стала средней и мы были самыми старшими в ней. Учиться еще три года, а это значило - активность, ответственность, горячие комсомольские собрания (в школу пришли сразу три молодых учительницы, и это было здорово!).

А на уроках литературы порой происходили диспуты, и мой любимый учитель С.Д. Кичигин научил нас высказывать разные мнения, свое мнение к оппоненту (разумеется, без перехода на личности и оскорбления).

На комсомольских собраниях мы тоже могли горячо спорить (что называется, с «пеной у рта»), но, не обижая, не оскорбляя друг друга. Наша активность подразумевала участие в субботниках, колка и пилка дров для школы, сбор металлолома.

В нашем рабочем поселке Куровское были давние театральные традиции. Мама рассказывала, как они ездили по нашему Куровскому району и показывали мини-пьески про героев-коммунаров, комсомольцев-борцов за светлое будущее, в которое они горячо верили. В клубе, который находился на Почтовой улице, работали разные кружки (был духовой оркестр, кружок народных инструментов и другие). Особой популярностью пользовался драматический кружок, которым руководил очень талантливый педагог Бутюгин. На спектакли, которые он ставил, буквально ломились все взрослые, а потом долго обсуждали увиденное. Имена участников кружка были на слуху у всех, они пользовались особым уважением. В Куровской школе № 1 успешно существовал драмкружок, которым руководила учительница химии Софья Григорьевна Анисимова. У меня, в дальнейшем, при более близких отношениях с ней сложилось впечатление, что химию она преподавала хорошо, но для неё было главным - руководство драмкружком. Драмкружок Куровской школы № 1 тоже давал спектакли в клубе на Почтовой, и на них также ломились зрители. Пригласительных билетов было не достать! Я с огромным удовольствием посещала театральные занятия, на которых готовили отрывки из разных пьес. Память о занятиях в драмкружке под руководством Софьи Григорьевны Анисимовой у меня осталась навсегда, как и любовь к театральным репетициям, и любовь к театру, которую я передала потом классу в Давыдовской школе, в которой была классным руководителем. Со своими подопечными мы посетили, чуть ли не все Московские театры.

В 1963 году (в то время рабочий поселок Куровское уже стал городом) построили новенький Дворец Культуры, и чуть позже я пришла туда в театральный кружок. Много лет я связала с работой во Дворце культуры. Руководила кукольным кружком, была художественным руководителем, руководителем кружка «Художественное слово». Моя любовь к театральному искусству передалась моей дочке, внукам и правнукам.

Так что жизнь продолжается…

Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

1. Историко-краеведческий альманах Гуслицкая округа. Выпуск № 2. – Куровское, 2007. – с. 92

2. Журнал «Преображение Гуслицы» № 6 (20) август 2011 г. – с 16

3. Буклет «Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь»

4. Архивный материал музейного сектора Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр культуры и досуга» Орехово-Зуевского муниципального района

Подмосковный городок Куровское

Комментарии