Усадьба Купца Прохора Кайдалова - ХранителиРодины.рф

Добрый день. Вашему вниманию предлагаю конкурсную работа «Усадьба купца Прохора Кайдалова. Прошлое - Настоящее - Будущее ». Данная работа направлена на формирование национального самосознания, бережного отношения молодежи к истории и культуре родного края, на воспитание чувства гордости за свою малую Родину, возрождение, сохранение и развитие народных традиций, на популяризацию богатого культурного и исторического наследия села Ларьяк и Югры в целом и основывается на том, что краеведческая работа является важнейшим элементом гражданско-патриотического и духовно - нравственного воспитания молодежи, от которой зависит будущее нашей страны. У каждого человека есть своя малая родина, будь то село, город или район. Это то место, где он родился и вырос, где находится отчий дом. Уголок, где впервые познал этот мир, где прошло его безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, прошла молодость. Этот уголок для него самый дорогой и близкий. И как же верно, что любовь к Отечеству определяет любовь к Родине в целом. Эта любовь всегда жива в нас. Но знает ли человек историческое прошлое своего родного уголка? К сожалению, многие из моих земляков мало знают о родном крае, незнакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. У каждого человека есть своя Малая Родина, то место, о котором он хотел бы рассказать. Вот и я хочу описать свою Родину, с ее уникальной и неповторимой историей.Мое родное село - Ларьяк. Здесь жили мои предки, родители, живут мои сверстники, дети, внуки, которые должны помнить прошлое, из этого состоит память народная.

Введение

Память - это, конечно, предельно общее, абстрактное понятие. Ее наиболее полным воплощением являются все же объекты реального мира - "генераторы духовной энергии", как назвал их русский писатель Ф. Абрамов. В русскоязычной нормативно-правовой и делопроизводственной лексике сейчас их называют "объектами культурного наследия".

По своему характеру они делятся на две группы. Первая - это небольшие по своим физическим характеристикам предметы, способные к перемещению в пространстве, - иконы, картины, монеты, предметы быта "старины глубокой" и тому подобное. Их называют "движимые объекты культурного наследия". Во вторую группу входят масштабные творения рук человеческих, которые неотъемлемы от места их создания, - крепости, заброшенные и уже сокрытые в толще земли поселения, некрополи (кладбища), отдельные дворцы и дворцовые ансамбли… Соответственно и называют их "недвижимые объекты культурного наследия".

Система сохранения культурного наследия поэтапно начала формироваться после наделения Ханты-Мансийского автономного округа статусом субъекта Российской Федерации - в 1992 году. Уже в том же году была утверждена концепция сохранения и использования историко-культурного наследия округа. Она вобрала в себя основные направления развития и принципы организации системы контроля за состоянием объектов культурного наследия, определила стратегию формирования региональной нормативно-правовой базы.

Энергичное включение в сферу охраны историко-культурного наследия окружных органов власти и управления всех уровней позволило довольно быстро, за четыре года создать в Югре правовую и организационную основы системы. Было принято несколько основополагающих нормативных актов - прежде всего, закон "О сохранении и использовании историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа". В органах исполнительной власти появилось специально уполномоченное подразделение окружного управления культуры - отдел по сохранению и использованию историко-культурного наследия. Подобные структуры и должности начали возникать и на местах - в Нефтеюганском, Нижневартовском, Советском, Сургутском районах.

Было введено условие передачи в местные музеи всех материалов археологических раскопок на территории округа. Ведь до тех пор действовала порочная практика, которую можно передать строфой В. Высоцкого "Искусство древнее от нас бывало - и сплывало": археологические древности вместе с раскопавшими их приезжими специалистами уезжали из Югры во многие города России и даже зарубежья.

В соответствии с федеральным и окружным законодательством главной целью службы стали сохранение и защита культурного наследия народов многонациональной Югры в интересах настоящего и будущего поколений.

В 2007 году впервые в истории охраны югорского культурного достояния была утверждена окружная программа на 2008-2010 годы "Сохранение памятников архитектуры и градостроительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Ее реализация позволит спасти от разрушения 14 объектов архитектурного наследия регионального значения, расположенных в Березовском, Октябрьском, Белоярском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах.

Прошедшее десятилетие в истории государственной охраны культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре можно назвать периодом становления и взросления. Наступил период зрелости и, следовательно, время решения более ответственных задач. И перед современниками, и перед потомками.

Нижневартовский район обладает огромным историко - культурным потенциалом, имеет богатую историю. Изучение, сохранение старины являются приоритетными направлениями культурной политики района.

Целенаправленная работа по выявлению объектов историко-культурного наследия на территории района ведется с 2001 года. На сегодняшний день исследовано 20% территории района, выявлено и поставлено на учет 392 объекта истории и культуры.

В районе 3 объекта культурного наследия имеют статус регионального значения - усадьба купца А.П. Кайдалова. с. Ларьяк.

Дом П.А. Кайдалова - один из уцелевших в с. Ларьяк домов постройки последней трети XIX - начала ХХ вв. Усадьба имеет богатую историю. Исследования истории семьи и дома П.А. Кайдалова были проведены краеведом- историком Игониной И.В. в 2000 году.

Деревянная усадьбаКайдалова расположена в историческом центре села Ларьяк, восточнее Утраченной Знаменской церкви, в квартале улиц Гагарина и Чумина. С северной и западной сторон территория усадьбы ограничена улицами, с южной - деревянным полуразрушенным сараями, с восточной стороны территорию замыкает амбар и забор из штакетника, выходящие на берег реки Вах. Согласно источникам, усадьба возникла во второй половине ХlХ в. и принадлежала Прохору Акимовичу Кайдалову выходцу из казачьего и священнического рода.

Мой рассказ продолжается. Вашему вниманию предлагаю

Историю Одного Человека.

Усадьба купца Прохора Кайдалова.Прошлое – Настоящее - Будущее.

Время не может наложить печать

забвения на достойных людей,

сделавших немало доброго

для Ваховского края и всей Югры.

Прохор Акимович Кайдалов.

1857 год. Сургут. Прохор Акимович Кайдалов родился у казака 4-й роты Акима Федорова Кайдалова и его жены Параскевы Семеновой. Выходец из сургутских казаков Прохор Кайдалов поселился в Ларьяке в 70-х годах XIX века. Он занимался торговлей, открыл в северном селе лавку, наладил связи с Тобольском и Нарымом.

Прохор Кайдалов был многолетним попечителем Ларьякского сельского училища и многолетним старостой Ларьякской церкви. На рубеже XIX - XX веков в Ларьяке останавливались многочисленные научно- исследовательские экспедиции. Кайдалов, отлично зная край, нередко сопровождал экспедиции исследователей бассейна Ваха и слыл в Сургутском уезде уважаемым человеком.

В 1898 году с 26 сентября до самого ледостава в Ларьяке жил финский учёный УноТави Сирелиус и ежедневно бывал в доме Кайдаловых. В июне 1899 года и зимой 1900 г. в Ларьяке останавливался и посещал дом Кайдаловых главный лесничий Тобольской губернии, известный исследователь Тобольского Севера А.А. Дунин-Горкавич.

В доме Кайдалова бывали Б.Н. Городков геоботаник, путешественник и исследователь (эксперт Императорской академии наук, июль l913 г.) и Кай Доннер - финский лингвист и этнограф (зима 1913 г.). Имя Прохора Кайдалова встречается в трудах Дунина-Горкавича, У.Т. Сирелиусаи, Г.М. Дмитриева-Садовникова.

Г.М. Дмитриев-Садовников - заметная фигура среди исследователей Тобольского Севера начала ХХ века, публицист и общественный деятель. в 1904-1913 гг. Григорий Матвеевич служил учителем ларьякского сельского училища. В 1906 г. дочь П.А. Кайдалова, Анна стала его женой.

Прохор Акимович Кайдалов вел крупную торговлю в селе Ларьяк, прибыль от которой достигала 3-3.5тысяч в год. Выезжал на ярмарки, даже собрал деньги на покупку парохода, но революция спутала все планы.

Давайте войдем в этот дом о ближе познакомимся с историей семьи Кайдалова. Дом, в котором мы сейчас находимся, является единственным сохранившимся до наших дней сооружением, возведенным в Нижневартовском районе в конце 19-начале20 века. Дом относится к памятникам архитектуры ХМАО-Югры и внесен в единый реестр памятников истории и культуры Югры в 2012 году.Дом располагается на своем исконно-историческом месте.

Типичный дом сельского русского торговца Северо-Западной Сибири конца 18-начало 20 века. История дома купца П.А. Кайдалова – это часть истории и развития Нижневартовского района и села Ларьяк.Первое упоминание о Ларьяке прослеживается в 14 веке. История Нижневартовского района тесно перекликается с историей Ларьяка и было бы справедливо нашу экскурсию начать с выставочного зала, здесь мы познакомимся с историей нашего края. Выставка наша называется «Листая страницы истории Нижневартовского района». Предки наших остяков переселились с заливных лугов Оби на берега Ваха. В переводе с языка ханты люди с заливных лугов (Ларь-ях), так получило название моего села.С этого места началась жизнь нашего района.

История дома тесно переплетается с историей села Ларьяка и историей храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы.В энциклопедии «История Сибири» упоминается, что во второй половине 17 века было село Ларьяк из 10 домиков с русским населением, была одна улица, которая тянулась вдоль берега.Первыми русскими были-миссионеры-священники. О встрече с остяками первого священника рассказывают,что остяки задолго узнали о приезде священника и собрались с луками,чтобы застрелить священника,как только он выйдет из лодки,но когда он вышел к ним,неся в одной руке крест, и сказал: «Кого хотите убить меня или Бога моего?»-они, пораженные и устыженные,опустили луки и пали ниц. После того их крестили,Крещение было общее групповое и происходило близ села.После крещения было принято решение построить церковь,для этого было выбрано наиболее почитаемое на Вахе место, «Благочистивые наши предки не могли жить без храма – он был также необходим, как дом, как пища для его телесного существования» Патриарх Московский и всея Руси Алексей 2. В те годы Ларьяк находился на высоком песчаном берегу, среди кедровника, здесь же находилось старинное кладбище. Остяки это село называли еще Божьи Юрты и оно было особо почитаемым на реке Вах. Потому оно и было выбрано для строительства храма.Первоначально Знаменская церковь имела три престола,в холодном помещении располагался пристол Божьей матери Знамение, в теплом помещении располагался пристол Николая Чудотворца и был переносной пристол святого Семиона Верхотурского, с иконой которого священники ходили по реке Вах. К храму была приписана лодка на которой была прикреплена икона Николая Чудотворца. Священники ходили по Ваху в дальние юрты проводили обряды крещения и другие требы. Перед Октябрьской Революцией приход состоял из 880 верующих. После Октябрьской Революции в церкви проходили службы до 1922 года. В 1922 году, в рамках кампании по борьбе с голодом из пользования были изъяты самые ценные вещи и иконы все было вывезено, в 1936 сняты колокола общим весом 342 кг и вывезены предположительно в Самарово, а церковь постановили отдать под клуб. В дальнейшем в церкви располагались организации разного направления.

В2005 году было принято решении о проведении раскопок на месте бывшей церкви для уточнения месторасположения церкви. Раскопки были произведены Северной Археологией. В результаты раскопок было определено точное место расположения храма. Найдено 13 захоронений, которые были перезахоронены на местном кладбище. В 2016 году глава Нижневартовского района Б.А.Саломатин принял решение о строительстве церкви Знаменской божьей матери в селе Ларьяк.

Но мы вернемся в 20-е годы.

После революции меняется система управления территориями,создаются волостные затем туземные советы, туземные райисполкомы. В 1928 году Ларьякский туземный райисполком подчинялся Александровскому райсовету Томского округа. Первый съезд советов состоялся 12-13 июня 1928 года. Эта дата официально считается датой рождения Нижневартовского района. В район входило 9 советов, население составляло 1412 человек. С приходом Советской власти большое внимание уделяется развитию образования, медицинского обслуживания, культуре. В районе создаются колхозы, артели. В колхозах выращивают овес, рожь, пшеницу, ячмень, картофель, капусту. Район является, поставщиком пушнины за сданную пушнину остяки получали по нормам продукты питания. Создаются пионерские, комсомольские организации. Очень важным направлением в образовании является ликвидация неграмотности. В районе было 6 школ по ликвидации неграмотности. Активное участие к в привлечении населения к грамотности принимали комсомольцы, нередко работники красных чумов кочевали вместе с рыбаками по местам лова, они оказывали медицинскую помощь и учили грамотности, их действия вызывали гнев шаманов и кулаков так как нарушали их уклад жизни и традиции. Так случилось и с комсомолкой Марией Петухиной, в ночь с 6 на 7 марта 1939 года близ юрты Эмтор-Пугол, когда М.П. пошла пешком в Большой Ларьяк за получением комсомольского билета Марию нагнали ее ненавистники. Девушку нашли замученной и замерзшей в снегу. Но полностью ликвидировать неграмотность к началу войны не удалось.

В годы ВОВ район административно входил в состав Омской области,из района на фронт ушло 987 человек вернулась лишь четвертая часть. В районе, ушедших на фронт мужчин, заменили женщины и дети. Они занимались сельским хозяйством, рыбодобычей, заготавливали лес и продукцию промысла. Наши земляки в первый же год войны стали собирать средства в фонд обороны, на строительство танковой колонны и авиаэскадрильи - было собрано 30000руб. В годы ВОВ издается районная газета «Стахановец», где печатались сводки СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО, о геройстве на фронте,трудовые показатели тружеников тыла, развивается дух соревнований. Каждый хотел сдать больше пушнины, выловить рыбы, надоить молока, заготовить леса. Все шло для снабжения фронта.

В 1944 году район переходит в состав Тюменской области и в 1947 году в районе приступила к работе группа геологов Западно-Сибирского геологического управления, формируются буровые партии.

Сфера услуг находится в стадии становления.Продолжается работа по ликвидации неграмотности, культурная жизнь приобретает новые формы работы и в 1962 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР районный центр переводится из Ларьяка в село Нижневартовское и район переименовывается из Ларьякского в Нижневартовский. Развивается нефтяная промышленность. Сегодня Нижневартовский район –лидирующий район по уровню жизни населения. В районе добывается каждая пятая тонна нефти.

В Нижневартовском районе проживает 36 тысяч человек, в состав района входит 22 населенных пунктов. В районе все делается для комфортного проживания людей: строятся школы, больницы, спортивные комплексы, жилье, благоустраиваются населенные пункты, строятся храмы. Таким образом за сравнительно небольшой период истории Нижневартовский район стал передовым районом ХМАО-Югры и России.

Ну, а мы с Вами продолжим экскурсию в историю купечества. П.А.Кайдалов родился в 1857 году в городе Сургут, там же он окончил школу , после окончания П.А.Кайдалов возвращается в село Ларьяк чтобы продолжить дело своего отца. По своей натуре П.А.Кайдалов был человеком любознательным, предприимчивым, ценил образованность, до старости сохранил интерес к новому .Вернувшись в село Ларьяк он налаживает связи с Сургутом, Томском, Тобольском, Нарымом . Судя по историческим данным семья П.А.Кайдалова относилась к купцам второй гильдии. В 1863 году купечество третей гильдии было упразднено, а купцам второй гильдии разрешалось иметь речной флот и заниматься внутренней оптовой и розничной торговлей. Когда П.А.Кайдалов женился на Балиной О.С. дочери Тобольского судовладельца, отец отделил его от основного дома т.к. в Сибири не было принято, чтобы молодые семьи жили в доме своих родителей и П.А.Кайдалов начинает строительство собственного дома. Еще живя в Сургуте, он познал плотничье и столярное мастерство. Лес для своего дома он выбирал зимой, делал надтески, чтобы дерево осмалилось и весной валил деревья, ошкуривал бревна и складывал на просушку, на следующий год лес был вывезен и началось строительство дома. Всю плотничью и столярную работу П.А. Кайдалов делал сам. Мебель в своем доме он тоже делал сам. Кабинет же должен был соответствовать кабинету купца того времени. В кабинете стоял двух тумбовый стол под зеленым сукном, кресло. На столе стояла лампа, лежали бумаги. В кабинете хозяин проводил много времени. У нас на столе лежит Библия издания 1908 года, П.А.Кайдалов был человеком верующим. Девять лет прихожане избирали его церковным старостой, им была открыта при Храме приходская школа, где детям преподавали уроки русского языка и православной культуры. В этом доме прошли самые счастливые годы П.А.Кайдалова.На рубеже 19-20 веков в его доме останавливались известные исследователи Севера, Прохор Кайдалов оказывал содействие в их работе в качестве переводчика и проводника.Он был хорошим рыбаком и охотником знал остяцкий язык, обычаи коренного населения. Здесь побывал финский ученый Тави Сирелиус, исследователь Тобольского Севера А.А.Дунин –Горкавич, исследователь Г.М.Дмитриев Садовников, в последующем Г.М.Дмитриев-Садовников женился на дочере Кайдалова –Анне и служил учителем Ларьякского сельского училище. В своем доме П.А.Кайдалов открыл лавку в которой и после революции работал продавцом.

Лавка или как мы ее называем остяцкая служила особым помещением в доме. Здесь собирались остяки, располагались на оленьих шкурах пили чай вели беседы. Торговля носила обменный характер. Два раза в год в Ларьяке проводились ярмарки Зимняя-декабрь, весенняя – Май. О Ларьякских ярмарках знали за пределами волости. Сюда съезжались купцы с Урала Тобольска, Новосибирска, Томска. Остяки везли на ярмарку добытую продукцию, а взамен увозили муку, сахар, крупу, порох, дробь и прочие товары. Зимняя ярмарка была многолюдной и длилась несколько дней, проводились ярморочные гулянья. Если у кого из остяков не было своего транспорта для привоза продукции на ярмарку П.А.Кайдалов выделял свой транспорт за определенную плату. У нас в этой комнате представлены экспонаты, которые использовались в быту остяками.

Конечно, как и в каждом купеческом доме, в доме была женская комната. У П.А.Кайдалова было семь дочерей. Женская комната предназначалась для занятия рукоделием. Здесь женщины могли шить, вязать, вышивать, в углу играли дети. Все что хозяйка изготавливала, передавалось по наследству. Дочери П.А.Кайдалова выписывали журналы мод, по журналам шили себе одежду. В селе они одевались очень просто, а если выезжали, то одевали модную одежду.В семье была швейная машинка «Зингер». Машинки «Зингер» особенно популярны были в России. В комнате стояли сундуки в которых хранилась одежда, постельные принадлежности, полотна. Детские игрушки П.А.Кайдалов делал сам. На стенах висели фотографии семьи.

Самым уютным теплым местом в доме была кухня. В кухне главное место занимала русская печь. Условно кухня делилась на две части: языческую и православную. Языческая от православной разделялась занавеской, в языческой части стояла русская печь. За печкой находился Бабий угол- где женщины готовили еду, которая варилась в печи. Сибиряки верили в приметы и считалось, что за печкой живет кикимора, а в подпечнике живет домовой. Каждая хозяйка с утра старалась сказать Добрые слова кикиморе и домовому. Печка служила местом для сна, для обогрева. Русские печи в домах сибиряков бились из глины. Кайдалов в своем доме сам участвовал в битье печи. И назывались они глинобитные. Ну, а в православной части кухни стоял стол. Над столом висела икона, стол был святым местом и на него нельзя было класть ничего, кроме предметов для приема пищи. Считалось, что если на стол положить младенца он обязательно заболеет. Особенно нарядный вид приобретала кухня в праздничные дни, на окнах висели вышитые занавески, стол был покрыт скатертью, на лавках лежали дорожки.Все особенные события в доме проходили в кухне.

Ныне усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. Она находится на балансе Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. С 2014 года из средств окружного бюджета и муниципальной целевой программы «Развитие культуры и туризма в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы» ведутся ремонтно-реставрационные работы на данном памятнике архитектуры.

Музеефикация усадьбы является важным условием сохранения единственного в Нижневартовском районе памятника истории и архитектуры ХIХ – начала ХХ вв. Усадьба позволит познакомить гостей Нижневартовского района с особенностями сибирского архитектурного домостроения, погрузит в атмосферу жизни зажиточных ларьякцев того времени, отразит основные этапы становления района, судьбы и образы людей внесших значительный вклад в его развитие.

Историко-культурный потенциал нашего региона является наиболее ценным источником и для развития туристско-экскурсионных возможностей.

Чтобы усадьбе присвоили статус исторического памятника, строители сохранили более 9% исходного материала - это оригинальные оконные рамы, дверные проёмы и деревянная резьба. Также при реставрации использовали устаревшие строительные технологии - глиняную стяжку и гашеную известь для обработки стен и потолка. На восстановление памятника архитектуры из окружного бюджета было выделено почти 20 миллионов рублей. За качеством и достоверностью восстановительных работ следили инспекторы службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры.

Сотни экспонатов заняли свои места в экспозиции: посуда, газеты, фотографии и даже визитки хозяина дома. В усадьбе шесть больших комнат их украшают старинные светильники и печи, одна из них особенно ценная – русская, где, как и сотни лет назад, можно готовить пищу и греться на лежанке.

Заключение

Каждая эпоха выдвигает свои критерии оценок прошлого. Но если вокруг тех или иных исторических событий, имен не прекращаются споры, столкновения мнений, особенно в наше время, то в отношении памятников истории и культуры у всех истинно образованных и здравомыслящих людей и в первую очередь деятелей культуры — писателей, журналистов, художников, архитекторов, реставраторов... — одна тревога, одна забота: как можно полнее сохранить и донести до последующих поколений все самое ценное и значительное. Сейчас неизмеримо вырос интерес к наследию прошлого, к историческим и культурным памятникам наших древних городов на основе национальных, исторических традиций. Трудно переоценить значение этих перемен в борьбе с современной бездуховностью, рабским преклонением перед не лучшими образцами западной культуры.

Мне приятно осознавать, что именно нам с вами удалось соприкоснуться с историей прекрасного культурного памятника нашего округа и очень приятно, что мы свидетели этого события. Ведь так важно хранить и передавать своим потомкам культурное наследие края.

Комментарии