Выдающийся сын агинской земли
Цыбен Жамцарано – российский ученый-востоковед, один из выдающихся представителей бурятской интеллигенции, талантливый исследователь фольклора, этнографии, истории, культуры и языка монгольских народов, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, ученый с мировым именем. , Агинское, Забайкальский край
О великом ученом, просветителе бурятского народа Цыбене Жамцарано.
Агинская земля – родина и колыбель многих выдающихся деятелей, оставивших глубокий след в истории, вложивших свою лепту в развитие России. Почти каждому жителю округа известны имена и биографии тех, кто оставил значимый след в истории своей малой родины, личная деятельность которых была направлена на пользу округа, государства, обеспечение их благополучия и процветания. Были и есть в истории Агинского Бурятского округа люди необычной судьбы, их общественно-полезная деятельность вносит большой вклад в социально- экономическое развитие не только нашей территории, образования, культуры, спорта, сохранение обычаев и традиций.
Одним из них является Цыбен Жамцарано – российский ученый-востоковед, один из выдающихся представителей бурятской интеллигенции, талантливый исследователь фольклора, этнографии, истории, культуры и языка монгольских народов, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР, ученый с мировым именем. Его многогранное творчество поражает не только содержательным диапазоном, но и глубиной осмысления социальных проблем. Научное и литературное наследие Цыбена Жамцарано составляет золотой фонд бурятского народа, неисчерпаемый кладезь знаний и творчества. Вне сомнений, значение его научного и творческого наследия не ослабевает и в наши дни, вызывая большой интерес не только у специалистов. Они прославляют свою землю, их имена навсегда вносятся в историю.
Разносторонне образованный, выдающийся сын бурятского народа Цыбен Жамцарано родился в 1881 году местности Судунтуй на территории нынешнего Агинского округа в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Генеалогия Ц.Жамцарано показывает, что он представитель рода «шарайд». Надо отметить, что из этого рода можно назвать известных личностей, как Данжинов Лубсан-Доржи (Ензон багша) – известный буддийский религиозный деятель; Тимур Ухинович Жалсарайн – педагог, краевед, исследователь, открыватель самой высокой водораздельной точки планеты; Ким Иванович Базарсадаев - бурятский оперный певец, Народный артист СССР; Хубисхал Цыренжапович Ральдин - журналист-международник, специальный корреспондент отдела радиовещания Монголии и Вьетнама Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»; Баир Баясхаланович Жамсуев - российский государственный деятель, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Владимир Николаевич Ешеев - Президент Российской федерации стрельбы из лука, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации и другие.
У Ц.Жамцарано в дневнике есть такая пословица, в которой говорится о том, что человек является неотъемлемой частью своего рода и о значении рода в жизни человека. В целом, у него немало пословиц нравственно-этического и эстетического характера.
Родители Ц.Жамцарано были передовыми людьми в аймаке. Они обладали монгольской и русской грамотой. Начальное образование Цыбен Жамцарано получил, окончив Читинское городское трехклассное училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге в гимназии, основанной Петром Бадмаевым. Поступил в Иркутскую учительскую гимназию. Здесь, в Иркутске, Жамцарано предпринимает первые попытки сбора фольклорного материала бурят. После окончания данной семинарии стал учителем Агинского приходского училища. Затем поступил на учебу в Санкт-Петербургский университет. Будучи вольнослушателем, он посещал лекции и занятия юридического, восточного и естественного факультетов; летние каникулы посвящал сбору произведений устного народного творчества бурят и их исследованию.
Объездил районы этнической Бурятии в целях сбора фольклора. По окончании он был оставлен в университете в должности лектора монгольского языка на факультете востоковедения. С 1905 начинает общественно-политическую деятельность. Был направлен в длительную научную командировку в Китай и Монголию. В 1913 году инициирует издание первого периодического издания в Монголии — «Новое зерцало». До 1917 г. много путешествует по Монголии, работает при дворе правителя Богдо-гэгэнa VIII в должности советника Российского консульства и советника монгольского правительства по вопросам образования. В этот период своей деятельности он внес большой вклад в установление дружественных отношений между Россией и Монголией, являясь, кроме своих прямых обязанностей, основателем и редактором журнала «Шинэ толь» (Новое зерцало) и газеты «Нийслэл хурээний сонин бичиг» (Столичная газета). Им написаны здесь научные труды по истории монгольских племен дархатов, урянхайцев, дербетов и других.
Октябрьскую социалистическую революцию он встретил в Забайкалье. С установлением Советской власти в Забайкалье участвует в деятельности первых советских органов в Забайкалье. Ц. Жамцарано активно включился в общественно-политическую работу в Бурятии. В это время он становится членом Бурнацкома, председателем Бурнацкома, комиссаром по нацделам Забайкальской области, преподавателем Иркутского университета. Был делегатом Учредительного съезда Монгольской народной партии, состоявшегося в марте 1921 года в г.Кяхте и принявшего программу по его проекту. Правопреемником этой партии ныне является правящая в стране Монгольская Народно-революционная партия. Поэтому они считают Ц.Жамцарано автором своей первой программы и одним из своих основателей. Также он занимал должность ученого секретаря Ученого комитета Монгольской народной республики, работал на различных госдолжностях МНР. В 1932г. был выслан из МНР в период «обострения классовой борьбы». После Монголии работает в Институте востоковедения АН СССР в г. Ленинграде. В эти годы он проявил себя как крупный ученый-исследователь. На основе оригинальных источников написал ряд исследовательских трудов. Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук. Вскоре он был избран член-корреспондентом АН СССР. Цыбен Жамцарано стал жертвой времен культа личности, был оклеветан и арестован в 1937 г. Жизнь его оборвалась в застенках Гулага в 1942 г., в Соль-Илецкой тюрьме (Оренбургская область).
Цыбен Жамцарано вошел в историю как выдающийся ученый-исследователь, непревзойденный собиратель фольклора и круп¬нейший деятель национального движения бурят-монгольского народа. О его активной деятельности и авторитете свидетельствуют исторические документы. Во время научных экспедиций Цыбеном Жамцарано собраны уникальные фольклорные и письменные памятники, архивные и полевые материалы.
Изучая архив Ц.Жамцарано, поражаешься обилием разнообразного материала, в них видна удивительная целеустремленность собирателя, глубокий профессиональный интерес к духовной культуре монголоязычных народов, его высокая работоспособность.
Цыбен Жамцарано особое место отводил бурятским улигерам. Буряты с древних времен обладали богатым наследием устной поэзии. Улигеры – большие эпические народные поэмы (от 5 до 12-13 тыс.стихотворных строк). Наибольшее распространение и известность получили улигеры «Абай Гэсэр», «Ерэнсэй», «Аламжи Мэргэн», «Айдурай Мэргэн» и др. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Испокон веков бурятские улигеры передавались устно, не меняясь в своей внутренней сущности. Бурятский эпос не искажался в угоду идеологии господствующих сословий, а жил в устной передаче народа в первозданном виде, что помогло ему сохранить в относительной чистоте взгляды и представления древних бурят. По словам выдающегося русского востоковеда А.Руднева Ц.Жамцарано взялся «начиная с 1903 года за собирание монгольских эпических сказаний» и ему «во время…неоднократных поездок к разным монгольским народам удалось собрать такое изумительное количество текстов, какого не собрал, кажется, ни один другой собиратель ни у какого другого народа». В общей сложности Ц.Жамцарано зафиксировано около 70 эпических поэм.
О значении улигеров в жизни бурят Ц.Жамцарано отмечал, что они играли немалую роль в воспитании подрастающего поколения. Слушая увлекательные и чарующие рассказы рапсодов и простых сказителей, слушатели впитывали лучшие черты характера героев, проникались чувством гордости за их богатырские поступки и свершения и стремились быть похожими на них. Улигеры являлись могучим средством преемственности поколений, передачи лучших нравственных правил от старших к младшим, сохранения и приумножения общечеловеческих и этнических принципов человеческого общежития. К сожалению, в последнее время отмечается постепенное, можно сказать, угасание отдельных фольклорных жанров, имеется в виду исчезновение их из активной массовой практики, в частности, улигеров.
С началом 90-х гг. прошлого века начинается новый этап изучения его многогранной деятельности. Большая часть неопубликованного рукописного наследия Цыбена Жамцарано, разнообразное по содержанию: статьи, заметки, переводы памятников бурятского права, рабочие тетради, материалы по шаманству, культу Чингис-хана, астрологии, тибетской медицине, хранятся в архивах разных городов – Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора.
Заслуги Цыбена Жамцарано были признаны Русским Географическим Обществом, по решению которого в 1905 году он был удостоен серебряной медали, а в 1935 году за выдающиеся, пользующиеся мировой известностью труды по фольклору бурят и монголов был удостоен ученой степени доктора литературоведения Академии наук СССР, а за выдающиеся успехи избран членом-корреспондентом АН СССР. В признание заслуг Цыбена Жамцарано проводятся научно-практические конференции, в 2019 г. открыта памятная доска в г.Улан-Удэ, его именем названы улицы в г.Улан-Удэ и п.Агинское, Судунтуйская общеобразовательная средняя школа (школа его родного села) и Забайкальская краевая библиотека носит имя Цыбена Жамцарано.
В современных условиях для молодого поколения важно изучение национального наследия, народных традиций, обычаев, культуры, ценностей. Наследие Ц.Жамцарано – это богатая информационная база для исследователей и пример патриотизма для молодого поколения, гордости и уважения.
Комментарии