Гордость Кузбасской медицины - ХранителиРодины.рф

Статья рассказывает о судьбе выдающегося врача Галине Игнатьевне Завадской, которая всю свою жизнь посвятила лечению детей Кузбасса.

В Кузбассе не счесть славных имен. Имя Заслуженного врача России и Почетного гражданина города Кемерово, Галины Игнатьевны Завадской, одно из таких.

Галина Игнатьевна с детства мечтала стать врачом – лечить людей и заботиться об их здоровье. В 1940 году после десяти классов поступила в фельдшерско-акушерскую школу, затем окончила педиатрический факультет Омского медицинского института.

Училась хорошо, не ленилась. В трудные военные годы учебы все студенты привлекались к уходу за ранеными в госпиталях. Они еще не могли оказывать медицинскую помощь, но старались снять душевную боль – морально поддержать солдат. Читали им письма от родных, под диктовку писали ответные письма. Помогали кормить, поить раненых, утешали, читали газеты.

За год до окончания вуза вышла замуж за друга детства, фронтовика Германа Шишкина. По распределению в 1947 году направили Галину Игнатьевну в Кемерово, куда они прибыли вместе с мужем и мамой. Там и произошла судьбоносная встреча с заведующей облздравом Марией Нестеровной Горбуновой. Началось их многолетнее сотрудничество. Галина Игнатьевна попросилась в деревню, и ее назначили педиатром и заведующей Барзасским райздравом. С 1936 по 1956 годы поселок являлся центром Барзасского района, который состоял из десятков поселков, деревень, колхозов, совхозов. В 1941 году население состояло из 26.324 человек. В поселке Барзас ежедневно Галина Игнатьевна одна вела прием детей, обслуживала вызова на дом и как руководитель выезжала на фельдшерские пункты, которых было более 20. Кроме того, вела статистику и была депутатом Барзасского районного совета трудящихся.

Вспоминает Галина Игнатьевна, как объезжала верхом на коне дальние села: «Был такой момент – нужно было убедить людей приобрести облигации государственного займа для восстановления разрухи после войны. Поехали на лошадях в село Дмитриевка. Стали заходить в дома, а людей дома нет – они ушли в лес, чтобы не покупать облигации. Дома только дети малые – худые, голодные, больно смотреть. И тогда я предложила им приобрести облигации под зарплату, подписать ведомость, а я выпишу бесплатно детям лекарство. И только на таких условиях люди согласились. Я была так рада, что я смогу помочь этим бедным людям и их детям. Несколько месяцев я выписывала рецепты на бесплатные лекарства. И вдруг звонит мне секретарь райкома партии Горбунов Владимир Максимович и говорит, что я исчерпала годовой лимит финансирования райздрава. При выяснении обстоятельств оказалось – нельзя было выписывать лекарство для населения бесплатно, оплачивалось лекарство только для стационара и фельдшерских пунктов. Получила нагоняй. Но ведь сделала это по незнанию и из-за чувства милосердия и сострадания к людям и их детям».

Время было тяжелое, послевоенное. Боролись с эпидемией чесотки и сыпника, строили женскую консультацию и стационар. Усилия и старания прикладывали все – от рабочих до руководителей. В итоге Барзасский райздрав был признан лучшим в области и получил переходящее Красное знамя.

В конце 1948 года Завадская была переведена в город Кемерово на должность главного врача Дома ребенка, где находились дети от 0 до 3 лет. В это непростое время поднять на ноги новорожденных детей не было возможности. Многие в роддоме отказывались от детей. Продукты в то время давали по карточкам. Дом ребенка был переполнен. И на плечи Галины Игнатьевны легла ответственность за множество крохотных подкидышей. Умирали дети, а врачи и медсестры плакали, словно по родным. Помогла методика профессора Олевского М.И. – цельные молочные и кисломолочные продукты, рыбий жир и максимум движения. Застилали комнату одеялами, набрасывали металлической посуды, потому что игрушек не было – резвились малыши и здоровели на глазах. Таким образом, за восемь лет плодотворной работы смертность детей снизили до нуля.

С 1956 по 1968 год доктор Завадская – главный врач городской детской инфекционной больницы – это две поликлиники и стационар. Детей «косили» многочисленные кишечные инфекции. Потребовалась огромная реорганизационная работа, терпение илюбовь к детям, чтобы летальность в больнице снизилась до 1 процента. Грамотные участковые, строгость разделения здоровых детей от больных, множество активистов на местах, помогающих участковым врачам и молодым матерям. Галина Игнатьевна тепло вспоминает врачей, сестер и санитарок, не жалевших сил и времени для больных малышей, трепетно ухаживавших за ними и горячо за них молившихся. «Так получалось, что мне всю жизнь встречались только хорошие люди» – улыбается она.

Поликлиника и стационар стали школой передового опыта, куда приезжали врачи со всей страны. В 1968 году в возрасте 43 лет Галина Игнатьевна была награждена медалью «За трудовую доблесть» и стала кавалером Ордена Ленина, самой высокой награды СССР. После чего была назначена главным педиатром Кемеровской области. Неутомимый труженик, она продолжала создавать практически с нуля все, что было необходимо маленьким кузбассовцам, чтобы расти здоровыми и умными. По ее инициативе в Кемеровском медицинском институте появился педиатрический факультет, в городах – сеть молочных кухонь, в роддомах –невропатологи и ранняя диагностика, в школах – врачи и медсестры, стоматологические кабинеты и кухни, где для детей начали готовить горячие блюда. Из классов убрали темные шторы, стены выкрасили в светлые тона, детей регулярно обследовали окулисты. В 1970 году в городе были созданы педиатрические бригады скорой помощи для оказания неотложной помощи детям круглосуточно. А с 1978 года были организованы детские реанимационные бригады. Весь этот комплекс мер позволил сохранить жизни многих детей. Так, на определенном этапе была решена еще одна проблема.

Чтобы сократить число часто болеющих и ослабленных детей, а также детей с хроническими заболеваниями, направляли все усилия на развитие детских санаториев разного профиля: пульмонологического, гастроэнтерологического, противотуберкулезного.

Вспоминает Галина Игнатьевна такой случай: «В городе высокая заболеваемость детей хронической пневмонией. Срочно требуется пульмонологический санаторий. Обратилась к первому секретарю горкома партии он собрал директоров заводов, чтобы я рассказала о сложившейся ситуации в городе. Всю свою тревогу о здоровье детей, всю свою боль я изложила собравшимся – о тяжелой инвалидности, которая может поджидать детей в нашем загазованном городе, если не будут приняты меры. И последовало решение о передаче здания одного заводского детского сада под санаторий. Так открылся пульмонологический санаторий «Чайка». Через четыре года было построено специальное здание для него. Он стал базовым – школой передового опыта города и области. А в освободившемся здании открыли санаторий для лечения детей с нарушением зрения и расстройством речи. Санаторная помощь детям – это не только оздоровление, но и большой экономический эффект. Уберечь от инвалидности, помочь предотвратить серьезное заболевание – это большое дело».

В 80–х годах большое внимание уделялось дошкольным учреждениям, в которых воспитывались более 35000 детей. Высокая заболеваемость потребовала неотложных мер: за короткий период открыли 72 санаторных и 117 специализированных групп, из них большинство – для детей с нарушением зрения, слуха, речи. Построено 44 бассейна, 14 саун, 13 соляных комнат. В 235 садиках были оборудованы спортивные уголки для физического развития детей. Во всех профилакториях города лечились дети из детских дошкольных учреждений. За год пролечивалось до 2000 человек, что позволило снизить заболеваемость более чем в 2 раза.

Сорок лет была доктор Завадская депутатом городского Совета народных депутатов, тридцать из них возглавляла городскую комиссию по здравоохранению и социальному обеспечению. Список того, что было делом её рук, внушителен: здравпункты и медсанчасти, гинекологические кабинеты, женские комнаты отдыха и физио-кабинеты на всех предприятиях города, солидно поставленная система профосмотров и многое другое. Первой возглавила Галина Игнатьевна возрожденный городской женсовет и добилась для матерей скользящего графика работы и неполного рабочего дня.

Находясь на руководящей должности, доктор Завадская всегда оставалась доктором. С 8 до 12 часов ежедневно вела прием больных, и только после приема приступала к административным обязанностям. Никогда не была оторвана от людей и от врачебной практики.

В 1990 году ушла на заслуженный отдых. Но династия, которой она положила начало, продолжает служить родному городу. Дочь, Елена Германовна Рудаева, тоже стала детским врачом. Кроме того, она доцент кафедры детских болезней, кандидат медицинских наук. Вся семья Рудаевых – медики. Муж, Владимир Иванович, – главный областной специалист травматолог-ортопед, доцент кафедры общей хирургии, кандидат медицинских наук, Заслуженный врач России, лауреат премии за вклад в хирургию имени М.А. Подгорбунского. Дочь, Елена Владимировна, врач гинеколог, кандидат медицинских наук. Вся семья не только лечит, но и учит будущих врачей в КемГМА. Сын Иван Владимирович ортопед-травматолог, проживает в Москве. Каждый из них любит свою профессию.

Не забывают Галину Игнатьевну благодарные пациенты, помнит её город, помнит Кузбасс. За трудовые подвиги награждена медалью «За служение Кузбассу» 1 степени. В 2012 году в числе пятнадцати наиболее заслуженных ветеранов областной медицины ее чествовали в особой номинации – «Гордость Кузбасской медицины». Врученную ей шитую золотом широкую ленту зеленого бархата с областным гербом доктор Завадская считает едва ли не самой высокой и дорогой из всех своих заслуженных высоких правительственных, областных и городских наград. «Трогает до слез» – говорит она.

«Как с любовью к городу, я также отношусь с любовью к его жителям, особенно к детям. С ними связана вся моя жизнь. Их здоровье – цель моей жизни, и здесь многое мне удалось сделать. Нужно быть Человеком с большой буквы!» – таково напутствие последующим поколениям врачей от Галины Игнатьевны Завадской, удостоенной звания «Герой Кузбасса».

Комментарии