И это все о нем... - ХранителиРодины.рф

Понятно, что судьба современной школы волнует разные слои общества: и тех, кто учится, и тех, кто делится с другими своими знаниями. Будущее школы, её настоящий день волнует и правительство. Ведь фундамент, на котором строятся знания будущих участников развития государства, закладывается в школе. Отсюда приоритетные программы «Образование», «Наша новая школа», и, конечно, желание видеть каждую школу успешной. Какой же является моя школа, в которой я учусь с 2010 года? Я очень люблю её, люблю своих учителей, своих одноклассников, люблю школьную атмосферу. Из чего складывается имидж школы, чем питается любовь к ней? Чем живут мои ровесники, мои учителя? Какова история одной из самых «старых» школ республики? На эти вопросы мы постараемся дать ответы. Таким образом, выбор темы нашего исследования не случаен. Для каждого человека одной из самых важных ступеней его становления как личности является именно школа, где он не только получает знания, но и учится добру и справедливости, делает первые шаги во взрослую жизнь, определяется с будущей профессией.

Школа… О её прошлом, настоящем и будущем спорили, спорят и будут спорить. И это не случайно. Это, пожалуй, единственное место, с которым, так или иначе, связан каждый.

Понятно, что судьба современной школы волнует разные слои общества: и тех, кто учится, и тех, кто делится с другими своими знаниями. Будущее школы, её настоящий день волнует и правительство. Ведь фундамент, на котором строятся знания будущих участников развития государства, закладывается в школе. Отсюда приоритетные программы «Образование», «Наша новая школа», и, конечно, желание видеть каждую школу успешной. Какой же является моя школа, в которой я учусь с 2010 года? Я очень люблю её, люблю своих учителей, своих одноклассников, люблю школьную атмосферу. Из чего складывается имидж школы, чем питается любовь к ней? Чем живут мои ровесники, мои учителя? Какова история одной из самых «старых» школ республики? На эти вопросы мы постараемся дать ответы.

Таким образом, выбор темы нашего исследования не случаен. Для каждого человека одной из самых важных ступеней его становления как личности является именно школа, где он не только получает знания, но и учится добру и справедливости, делает первые шаги во взрослую жизнь, определяется с будущей профессией. Избранная тема мне кажется тем более актуальной, что сегодня часто приходится слышать, что молодежь не хочет идти работать в школу. Таким образом, проект направлен на повышение престижа учительской профессии.

Объект нашего исследования – учителя и ученики школы № 7.

Предмет исследования – судьбы учителей и учеников школы.

Гипотеза – школа с давними добрыми традициями способна оказать неоценимое влияние на учеников в плане становления и выбора дальнейшего жизненного пути.

Целью работы является – определить роль школы в формировании интеллектуального потенциала и нравственных ценностей её учащихся.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю создания Пушкинской школы;

-исследовать данные школьного музея, связанные с историей школы, её учителями и выпускниками;

- проанализировать направления деятельности выпускников школы и их достижения;

- определить степень влияния школьной обстановки, личности учителя и системы обучения на ученический коллектив.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в возможности использования её результатов в целях формирования уважительного отношения к школе, к профессии учителя, как среди учащихся, так и общества в целом. Материал данного исследования можно использовать также в учебной деятельности в процессе воспитательной и краеведческой работы.

1. Как все начиналось…

Образование и наука в Северной Осетии имеют богатые традиции, которые закладывались еще в XVIII –XIX веках.

К этому периоду уже успешно функционировали школы различных типов: Кадетский корпус, Железнодорожное техническое училище, Владикавказское Гоголевское двухклассное училище; Третье городское одноклассное Пушкинское училище; одноклассные училища следующих обществ: ремеслеников, мещан, грузинского, греческого, русско-еврейского; русско-персидского; реальное училище; военная прогимназия; ремесленное училище Лорис-Меликова; 4 приходских училища; мужская гимназия и частная мужская прогимназия, Ольгинская женская гимназия; 4 частных пансиона; женское двухклассное училище; Владикавказская осетинская женская школа.

В канун 100-летнего юбилея со дня рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, т.е. в 1899 году, общественность города Владикавказа и, прежде всего преподаватели Виадинов Николай Васильевич, Нигровский Николай Яковлевич, Тербарсоков Грициан Григорьевич и некоторые другие, обратились в городскую думу с просьбой отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина строительством школы его имени.

Городская дума пошла навстречу учителям и 18 марта 1899 года на своем заседании постановила построить начальное одноклассное приходское училище в Затеречной части города у Апшеронской церкви и присвоить ему наименование «Пушкинское».

Строительство школы было закончено лишь в 1903 году. В настоящее время в этом здании размещается Детская художественная школа имени Тавасиева.

История школы продолжилась в новом здании, построенном в 1969 году, а в 2019 году нашей школе исполнится 120 лет. Коллектив бережно хранит все, что связано с прошлым и настоящим школы.

Что же представляла собой пушкинская школа? Это было начальное училище им. А.С.Пушкина, которое располагалось в частном здании господина Шкларского по улице Кизлярской, рассчитанное на 120 человек и состоявшее из 3 классных комнат. Интересно, что первый выпуск состоял лишь из 7 человек. (Приложение 1)

Директором и учителем училища стал Звонарев Сергей Львович, человек эрудированный и одаренный, с высокой внутренней культурой и светлыми идеалами. В музее бережно хранятся предметы, которыми пользовался первый директор школы: канцелярские предметы, его стул, стол, за которым он работал, тетради учеников, учебники… (Приложение 2)

До прихода в школу Звонарев Сергей Львович служил унтер-офицером, коллежским регистратором, директором народных училищ, а с 1900 г. его назначили учителем-заведующим Владикавказским городским приходским училищем имени А.С. Пушкина. Сергей Львович был награждён серебряной нагрудной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие», светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых и орденом св. Станислава за особые труды и отлично-усердную службу. 

Сергей Львович был человеком удивительной судьбы, он много лет проработал в образовании. Возглавив школу, он собрал вокруг себя настоящих профессионалов своего дела, создал в коллективе атмосферу работоспособности, нацеленной на творческий поиск. Не удивительно, что его дочь Александра Сергеевна, связала свою жизнь с учительством и была

награждена орденом Ленина.

На протяжении всей своей истории школа №7 подвергалась многим преобразованиям. Она была и женской гимназией, и фабрично-заводской семилеткой, и средней общеобразовательной политехнической школой №7 им.А.С.Пушкина, и единственной экспериментальной школой в нашей республике, а в настоящее время это Муниципальное автономное образовательное учреждение базовая средняя образовательная школа №7 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением английского языка.

Но, несмотря на все преобразования школы, ее коллектив всегда славился удивительной сплоченностью, работоспособностью. Атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, царившая в школе, накладывала свой благотворный отпечаток на взаимоотношения учащихся. Уважение к мнению другого, товарищество, трудолюбие, любовь к знаниям, учителям, школе, Родине не были для них пустым звуком. Все эти качества учителя несли в свои классы, поэтому и среди учащихся наблюдалось взаимоуважение, товарищество и дружба, дисциплина и трудолюбие, активность, любовь к знаниям, к учителям, к школе, они дорожили честью своего класса, своей школы, сохраняли ее традиции.

В стенах школы выросло много поколений достойных граждан нашей страны. Память о них бережно хранится в школьном музее, который имеет огромное духовное значение для школы. В музее много фотографий, информации об учителях, работавших и работающих в школе, о жизни коллектива в годы становления Советской власти и годы Великой Отечественной войны, о пионерской и комсомольской организациях, о традициях, создававшихся со дня основания школы. Установлены имена всех директоров школы, имена заслуженных учителей, врачей, кандидатов и докторов наук, генералов и других замечательных выпускников школы, собраны интересные материалы об их судьбе и жизни школы.

2. Времён связующая нить

Сотни, тысячи выпускников 7 пушкинской стали специалистами в различных областях: научными работниками, врачами, инженерами, учителями, агрономами, воинами Советской Армии, работниками искусства, они трудятся в различных уголках нашей необъятной Родины и не только.

Например, Таутиева Мадина Ахсарбековна работает финансовым аналитиком Нью-Йоркского отделения Сити-банка США. Руслан и Юрий Кайтуковы трудятся в Монреале, Ирина Россина живет и работает в Израиле в медицинском центре "Макаби Мегалаб" цитогенетиком, Элени Павлиди трудится на Кипре, Анна Бабич в Финляндии, Сослан Джусоев является Государственным советником Президента РЮО.

Коллектив школы был удивительно сплоченным, дружным, работоспособным, постоянно стремился к творчеству и совершенству. В коллективе была атмосфера доброжелательности и взаимовыручки: один за всех и все за одного!

Все эти качества учителя несли в свои классы, поэтому и среди учащихся наблюдалось взаимоуважение, товарищество и дружба, дисциплина и трудолюбие, активность, любовь к знаниям, к учителям, к школе, умение дорожить честью своего класса, своей школы, желание сохранять и преумножать ее традиции.

Знания учащихся из года в год повышаются, становятся более глубокими и прочными. Ребята участвуют в республиканских, всероссийских школьных олимпиадах, занимают призовые места. Качественное образование позволяет выпускникам учиться в престижных Вузах России (МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГИМО) и Европы.

В получении глубоких и прочных знаний учащихся огромную роль играла хорошо поставленная кружковая работа по всем предметам (математика, литература, история, биология, химия, физика, география, иностранный язык: разговорная речь, технический перевод, страноведение).

Все предметные кружки входили в так называемый «Клуб знаний», в котором не только расширяли и углубляли знания учащихся, но и способствовали развитию исследовательской работы по химии, физике, биологии и другим предметам, а так же выявляли наклонности учащихся и ориентацию в выборе профессии.

За период всего существования школа №7 по праву может гордиться успехами в обучении и воспитании подрастающего поколения, а так же проводимой внешкольной работой. Ее коллектив представлял республику на ВДНХ.

Гордостью учебного заведения является Пушкинский театр: постановки идут на английском, осетинском, русском языках. В разное время театральной студией на английском языке руководили В.П. Сапсай, Т.Г. Мамиева и С.К. Баскаева.

С 1994 года школьный театр возглавила учитель русского языка и литературы Джанаева Ирина Казбековна, став продолжательницей славных театральных традиций, заложенных Заслуженным учителем РСО-Алания Маргаритой Васильевной Бородачёвой. Именно во времена Бородачевой на сцене Пушкинского театра вместе с актерами – школьниками играл великий

В. Тхапсаев. О серьёзности и содержательности школьных постановок сами за себя говорят их названия: «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина; «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (в двух версиях: 2002 и 2012 года); «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», «Избранник судьбы» и «Смуглая леди сонетов» по пьесам Б. Шоу; «Фауст» по трагедии Гёте; «Трудно быть богом» по роману А. и Б. Стругацких; «Жаворонок» по пьесе Ж. Ануя; «Сказки сквозь камни» — психологическая драма о проблемах современных подростков по пьесе О. Ширеновой; «Мисс Красная шапка» — политическая сатира по пьесе Д. Калинина; «Дон Жуан в Египте» по пьесе Н. Гумилева; «Приключение» по лирической пьесе М. Цветаевой; «Поэзия Серебряного века» по произведениям А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой, И. Анненского; «Победить Дракона» по произведениям Олди и Э. Гейереша; «Поэзия молодых» по стихам поэтов-выпускников школы и другие. Со сцены школьного театра шагнули в большое искусство А. Шульев – режиссер Московского Академического театра

им. В. Маяковского (г.Москва) и В. Шульев – актер этого же театра; В. Попов – главный режиссер Академического Русского театра им. Е. Вахтангова (г.Владикавказ); Д. Еналдиев – актер Северо – Осетинского академического театра им. В. Тхапсаева.

В 2017 году Ирина Казбековна стала победительницей конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям Республики Северная Осетия-Алания. (Приложение 3)

Театральные постановки на осетинском языке ставит Заслуженный учитель РСО – Алания, учитель осетинского языка и литературы Цаллагова Светлана Юрьевна, которая руководит театральной студией «Сырдон», здесь начинал путь в профессию Д. Еналдиев. Она является Почетным работником общего образования РФ, Победителем конкурса "Учитель осетинской словесности", Лауреатом премии им. А.Колиева. Светлана Юрьевна руководит интеллектуальным клубом школьников и учителей. Ежегодно школьная команда старшеклассников «21 век» принимает участие в городских играх «Что? Где? Когда?». На последних играх в апреле 2018 г. команда получила Диплом 3 степени. Под руководством Светланы Юрьевны в прошлом году команда учителей «Апельсинка» вышла в высшую лигу. (Приложение 4)

Лучшие традиции прошлого нашей школы находят своё продолжение и сегодня, прежде всего, благодаря нашему директору - Татьяне Леонидовне Корнаевой. А каков её путь в образовании? Символично, что учителем Татьяны Леонидовны была дочь первого директора школы - Александра Сергеевна Звонарева. Я с интересом узнала, что Татьяна Леонидовна выросла в семье потомственных учителей. Ее дед - Прохоренко Иван Иванович был преподавателем церковно-приходского училища. У него было 5 сыновей, трое из которых пошли по его стопам, став учителями. Родители Татьяны Леонидовны - отец Леонид Иванович, 40 лет проработал в образовании, был заместителем министра просвещения СОАССР, а затем директором музыкально-педагогического училища, мать – Евгения Дмитриевна 26 лет преподавала в том же училище. Интересно, что Татьяна Леонидовна мечтала стать журналистом, но, как и все ее родные, связала свою судьбу с благородной профессией учителя. Вот уже 49 лет она делится с детьми знаниями.

С 2000 года она - директор Пушкинской школы. За добросовестный труд Татьяна Леонидовна не раз была отмечена Почетными грамотами, дипломами, высокими званиями – Отличник народного образования, Заслуженный учитель Российской Федерации. В должности директора работает с 2000 года, и за этот период школа не раз становилась победителем различных конкурсов:

• Победитель приоритетного национального проекта «Образование» -2006,

имеет награды:

• Диплом «Академическая школа»,

• Диплом «Школа века» - 2004 г.,

• Диплом «Школа высшей категории» - 2006г.,

• в 2015 г. вошла в список 500 лучших школ России, продемонстрировав высокие образовательные результаты по ЕГЭ и олимпиадам;

• внесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;

• в апреле 2018 г. стала победителем Всероссийского публичного смотра «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России»;

• является «Школой мира».

В информационно-историческом справочнике "Женщины Осетии" рассказывается о самых лучших, самых творческих женщинах нашей республики. Одной из таких женщин является и директор Пушкинской школы №7 Корнаева Татьяна Леонидовна.  (Приложение 5)

В нашей школе сложилась добрая традиция преемственности, когда дети учителей становятся тоже учителями. Например, Лемма Касполатовна Баскаева, заслуженный учитель РСО-Алании, с 1970 г. по 2013 гг. трудилась в школе учителем английского языка. Ее дочь, Фатима с детства мечтала стать балериной или дизайнером, но благодаря примеру матери и своему учителю английского языка Хромаевой Замире Николаевне продолжила семейную традицию и после окончания 7-й школы поступила на факультет иностранных языков. В настоящее время Фатима Георгиевна является заместителем директора по УВР в родной школе и учит детей английскому языку. Ее брат Тамерлан и дети – Руслан и Деляра также окончили школу № 7.

Во главе следующей династии стоит Марица Аврамовна Будаева. Окончив в 1972 г. математический факультет СОГУ, она с 1985 г. по настоящее время вот уже 33 года бессменно преподает математику в нашей школе, является Почетным работником образования. Ее дочь, Альбина Григорьевна Коченова, следуя по стопам матери, окончив с отличием филологический факультет в СОГУ в 1994 году, также пришла работать в нашу школу. Ее трое детей тоже ученики нашей 7-й пушкинской. (Приложение 6)

Проведя опрос среди бывших выпускников, а ныне учителей, я пришла к выводу, что многие из них в детства не собирались связывать свою судьбу со школой, но, последовав примеру своих учителей, тоже выбрали профессию педагога. А еще на их выбор и желание трудиться именно в своей школе повлиял доброжелательный, дружный, сплоченный коллектив, всегда готовый прийти на помощь.

Только за последние годы 34 выпускника вернулись в родную школу учителями, большинство из которых (23) стали преподавать английский язык. Например, Сметанкина Оксана Николаевна, золотая медалистка, пришла в родную школу после окончания факультета иностранных языков и трудится рядом со своим классным руководителем, учителем химии Есипко Людмилой Юрьевной, которая в своё время тоже закончила 7-ю школу. Такие учителя как Созаева Е.Б., Вензигина Е.В., Катрич Н.И., Кубалова И.А., Кулакова Ю.В., Ларионова Т.А., Лизина А.А., Лопатина Э.Д., Лунева Е.Н. и многие другие работают сейчас в родной школе, которая и определила их профессиональный выбор. (Приложение 7).

Я бы хотела привести ещё один пример. Заместитель директора по воспитательной работе Светлана Анатольевна, тогда она носила фамилию Горячева, в 1982 году окончила нашу школу и вскоре вышла замуж за своего одноклассника Игоря Дзугутова. Пушкинскую школу закончили брат Светланы Анатольевны и сестра её мужа, а затем все их дети. Из одной семьи 8 человек сидели за партами 7-й школы.

Примечательно, что многие наши выпускники приводят своих детей и даже уже внуков обучаться в родную школу, ибо доверяют ей, гордятся ее достижениями, глубоко уважают тех, кто когда – то учил их, а теперь учит их детей.

Таким образом, высокий профессионализм и творческая атмосфера, царящие в школе, приводят в её стены бывших выпускников, но уже в новом качестве - учителей, способствуют рождению целых учительских династий. И пока бывшие выпускники будут приводить в школу своих детей, времён связующая нить не оборвётся.

3. Ими гордится школа

Воспоминания, хранящиеся в школьном музее¸ объединяет одна общая мысль - учителя гордятся тем, что работали и работают в Пушкинской школе, а учащиеся, тем, что в ней учились. Атмосфера, сложившаяся в стенах школы не позволяет выпускникам забыть чудесные школьные годы, своих любимых учителей, а учителям забыть своих учеников, о которых они тревожились, которых помнят, сколько бы ни миновало лет. Ведь учительское счастье слагается из ученических побед!

Начать рассказ о питомцах школы хочется с героических страниц Великой Отечественной войны. В школьном музее я нашла список участников войны, среди которых имена и учителей школы и её учеников. По-моему, это символично – их объединила общая беда, они стояли насмерть на Кавказе и полях Подмосковья, в лесах Белоруссии и сражались за Москву, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Берлин.

Среди питомцев школы два Героя Советского Союза – гвардии генерал-майор Аршинцев Борис Никитович и Коняхин Василий Дмитриевич.

Аршинцев Борис Никитович - Генерал-майор. Герой Советского Союза. 1903 г. рождения. Член КПСС. В Советской Армии с 1920 г. Командир 11-го гвардейского стрелкового корпуса Отдельной Приморской армии. Погиб в бою на Керченском полуострове 15 января 1944 г. Похоронен в г. Керчь.

Коняхин Василий Дмитриевич - лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, майор. Почетный гражданин города Владикавказ. В декабре 1945 года в звании капитана Коняхин был уволен в запас и возвратился на родину, в город Орджоникидзе. Активно участвовал в возрождении казачества на юге России. В 1988 году Коняхин возглавил Владикавказский комитет возрождения казачества,  являлся первым войсковым атаманом Терского казачьего войска.   Умер 28 июня 2000 года.

А ещё школьный музей хранит память о выпускнике 1975 года Николае Каткове. Он был способным учеником, успешно учился в Художественной школе, но его жизнь трагически оборвалась 13 февраля 1984 года в Афганистане при исполнении интернационального долга.

(Приложение 8)

Школе дороги все её выпускники, но среди них есть те, кто заявил о себе особенно ярко. Туган Сохиев… Сегодня имя замечательного дирижера известно во всем мире. Концерты с его участием расписаны на много лет вперед.

Туган Сохиев свои первые шаги в музыке начал одновременно с учёбой в 7-й школе. Учился во Владикавказском музыкальном училище, затем в Санкт-Петербургской консерватории на дирижёрском отделении. Пройдя долгий творческий путь с 2014 года, Туган Сохиев является главным дирижером и музыкальным руководителем Большого Театра России, где поставил как дирижер спектакли «Кармен» Жоржа Бизе, «Катерину Измайлову» Дмитрия Шостаковича, «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза.

Золотой голос Осетии Олег Тайсаев – выпускник № 7 пушкинской. В школе он играл в театре, занимался в детской студии академического народного ансамбля «Алан». После окончания школы Тайсаев Олег поступил в СОГУ на факультет физического воспитания и спорта. Какое-то время работал преподавателем, продолжая традицию семьи, ведь его мать, Тайсаева Фатима Аскеровна, Заслуженный учитель РСО – Алания, преподавала у нас осетинский язык. Олег Маратович работает в школе, но с музыкой не порывает, а затем поступает в Музыкальное академическое училище имени Петра Чайковского при Московской консерватории.

Сейчас О.Тайсаев профессиональный актёр, музыкант, признан национальным достоянием Республики Осетия, поёт на русском, итальянском, английском, испанском, французском, немецком языках.

В его репертуаре арии князя в опере «Русалочка», Ленского в «Евгении Онегине», Альфреда в опере «Травиата», одна из главных ролей (Попа) в мюзикле «We Will Rock You», А его песни «Иры зараг», «Расугъд Цард» «Владикавказ», «В памяти моей» и другие стали шлягерами осетинской эстрады. В 2009 году Олег Тайсаев получил звание Народного артиста Северной Осетии. (Приложение 9)

Ирина Кабулова – выпускница школы, золотая медалистка, ныне журналист ГТРК «Алания» стала первой в истории творческой жизни Осетии обладательницей самой престижной телевизионной премии «ТЭФИ - Регион». По стопам мамы идет и ее сын – Магкаев Ролен, ученик 9 класса нашей школы. Он дважды стал победителем Всероссийского конкурса «Живая классика», лауреатом Фестиваля русского языка и Российской культуры.

Хочется немного рассказать еще об одном выпускнике нашей школы - золотом медалисте Вячеславе Иванове. Именно углубленное изучение английского языка заставило его профессионально заниматься языкознанием. С 1994 года он занимается популяризацией осетинского языка. Через Интернет он пропагандирует интерес к изучению осетинского языка и традиций нашего народа. Он инициатор и соадминистратор осетинской Википедии os.wikipedia.org. Любознательность, пытливость ума отличали его еще в школе. Весной 1995 года он стал первым победителем в республиканском конкурсе "Лучший выпускник года", инициатором которого стал Валерий Дмитриевич Дзгоев - президент и основатель благотворительного Фонда поддержки образования «Кредо-знания». Затем победителями становились и другие наши выпускники: Голубченко Надежда (1996 г.), Плиева Светлана, Асламурзаева Регина (1999 г.), Цховребова Алина (2000 г.), Багрий Екатерина (2006 г.). В 2011 г. победительницей 17-го традиционного конкурса «Лучший выпускник года» стала Бургалова Диана, а Хуциева Софья его призером.

Среди тех, кем гордится школа, и недавняя выпускница Маргарита Тамаева, которая два года подряд становилась обладателем почетного серебряного знака отличия Всероссийского конкурса «Национальное достояние России», а в 2016 г. она стала призером Всероссийской олимпиады по литературе и победительницей во Всероссийской Телевизионной гуманитарной олимпиаде школьников «Умницы и умники». Сегодня она студентка Московского государственного университета международных отношений. Кроме всего прочего, Маргарита практически профессионально занимается переводами. Серебряные знаки отличия «Национальное достояние России» (кстати, впервые за всю историю конкурса) она получила за переводы двух книг английской писательницы Мишель Магориан. (Приложение 10)

Среди выпускников Пушкинской школы особого внимания заслуживает Карсанов Руслан, который окончил школу в 2001 году, но не перестает поддерживать связь со своими учителями, среди которых были Корнаева Татьяна Леонидовна, Лариса Борисовна Газалова. Спустя 15 лет Руслан проявил себя в качестве благотворителя, организовав (понимая важность акции) для учителей родной школы экскурсию в город-герой Волгоград, полностью оплатив все расходы, связанные с транспортным и экскурсионным обслуживанием и проживанием.

Также, заслуживают большого уважения выпускники 1993 года, решившие помочь родной школе не словом, а делом. Толпаров Александр, Джигкаев Игорь, Алиханов Дмитрий, Джатиев Влад, Попал Артур и Засорин Максим совместными усилиями оплатили замену старых оконных рам на пластиковые стеклопакеты на первом этаже школы. Давно окончив школу, они не теряют с ней связь, регулярно общаются со своим первым учителем – Цахиловым Розенбергом Харитоновичем. В честь 75-летнего юбилея любимого учителя они прибыли из разных городов страны и зарубежья и подарили ему настоящий праздник, пригласив на него и любимых учителей, коллег Цахилова.

Связь с любимыми учителями – это еще одна особенность моей школы, ибо мы не порываем связи с теми, кто ушел на заслуженный отдых.

Любовь к подрастающему поколению проявляется в желании наших наставников видеть своих воспитанников умными, творчески одаренными, и конечно, физически развитыми. И потому закономерно, что большой процент наших учащихся занимается разными видами спорта и добивается высоких результатов. Сегодня Диана Албегова – декан фармацевтического факультета РНИМУ им. Пирогова, но будучи ученицей нашей школы, она стала серебряным призером Европы по армрестлингу. А Марина Шиян была членом сборной команды России по легкой атлетике. Фигурист Владислав Мирзоев. Первые шаги в спорте начинал, учась в 7-й школе. С партнершей Анастасией Мишиной они не раз выигрывали чемпионаты России, катались и за пределами страны: в Германии, США, являются серебряными призерами World Junior 2016 года. На национальном уровне они являются чемпионами России среди юниоров 2016 года. Сейчас Владислав планирует заняться тренерской работой.

Марина Кесаева может гордиться многими победами в таком виде спорта как фехтование – она заняла первое место на всероссийском турнире сильнейших по шпаге среди девушек-юниорок, который проходил в Москве в 2017г., победила в турнире "Звезды Балтики", а в феврале 2018г. стала победительницей в Кубке мира по фехтованию среди юниоров во французском Дижоне.

Ученица 10 класса Амина Черчесова за небольшой срок сумела собрать целую коллекцию наград. К примеру, Амина серебряный призёр Первенства Мира по тхэквондо WTF среди кадетов, который проходил в августе 2015г. в южнокорейском городе Муджу», в 2016г. она выиграла первенство России в г.Шахты и, наконец, в 2017г. в австрийском Инсбруке завоевала 2 место в международном турнире Аvstria-Open. В 5-х всероссийских соревнованиях «Патриот» в г. Москва Алина заняла третье место.

И сколько еще таких, сильных, ловких, успешных… (Приложение 11).

Лев Толстой в одной из своих статей отмечал, что взрослые люди, распрощавшись со школой, перестают образовываться. Это не про нас. Ежегодно школа отправляет в большую жизнь своих выпускников, вручив им аттестаты, а тем, кто отлично учился еще и медали за особые успехи. Только за период с 2002 по 2018 гг. мы насчитали 124 медалиста. Это говорит о высоком уровне образования, ведь не секрет, что после окончания 7-й школы многие поступают в ведущие учебные заведения страны. (Приложение 12) . Но и на этом они не прекращают образовываться, а идут дальше, оттачивая свое мастерство. В разных городах нашей страны, на различных континентах вы встретите выпускников 7 – пушкинской. Они очень разные, но есть нечто, что их объединят: благодарность тем, кто их учил, а, значит, тебе, моя школа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенно трогательным, на мой взгляд, является тот факт, что в школьном музее хранятся не только старинные вещи и документы, связанные с историей школы, но и творческие работы учащихся, не так давно закончивших школу. Вот строки из эссе на тему «Школа» Васильчиковой Дарьи: «Школа – это маленькая страна, государство в государстве, и она за столько лет стала для нас родиной, граждан этой удивительной страны. И как каждый человек, переезжая в другой город или страну, скучает по отчему дому, так и мы, уходя из школы во взрослую жизнь, с грустью и тоской вспоминаем то, что уже никогда не повторится». Так чем же стала Пушкинская школа для тех, кто в ней учился?

Итак, в ходе своего исследования я пришла к следующим выводам:

• школа, носящая имя великого поэта А.С.Пушкина, имеет богатую и давнюю историю, бережно хранящуюся в школьно музее, со дня её основания и по сей день;

• на всём протяжении своего существования школа всегда славилась атмосферой творческого поиска, культом знаний и верности традициям;

• высокий уровень знаний, получаемый в школе, подтверждается высокой квалификацией учителей и результатами ученических достижений;

• школа славится не только высокой учебной подготовкой учащихся, для многих учеников она стала стартовой площадкой для развития их творческого потенциала;

• школа имеет множество благодарных учеников, которые разлетелись по разным городам и странам, но не утратили с ней связь.

Главный вывод, который я сделала в ходе работы, это то, что Пушкинская школа оправдывает свой высокий статус и является для учеников не только источником прочных знаний, но главное, она имеет своё лицо, оказывает на своих учащихся положительное влияние, формируя их индивидуальность и мировоззрение.

В заключении я хочу вновь привести отрывок из воспоминаний о школе, оставленных выпускницей 2001 года Дарчиевой Ириной: «За что я люблю свою школу? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. За что любят родной дом? За атмосферу добра, культа знаний и интеллекта. Всё это свойственно моей школе. Кроме знаний я получаю здесь и обогащающее меня общение с друзьями. Они мне нужны, как и я - им. И это делает меня счастливой. Самое интересное, что друзья – это не только мои сверстники, но и мои учителя. Мудрые, справедливые, терпеливые и высоко - профессиональные. С ними интересно, и мы знаем, что они нас любят». (Приложение 13)

Сменяются поколения, но неизменным остаётся учитель у классной доски с его бескорыстным желанием «сеять разумное, доброе, вечное». Дух вечного поиска, стремление к прекрасному - вот первооснова Пушкинской. Те, кто попадает в её стены, пропитывается им навсегда.

«Учитель – это не профессия и не род занятий.

Быть учителем - это призвание, стиль жизни и просто судьба!»

Комментарии