Героическая судьба Туркина Михаила Петровича - ХранителиРодины.рф

Портретный очерк дает представление о том, как складывалась героическая судьба генерала-майора Туркина М.П. Ценно то, что эта яркая личность не только периода Великой Отечественной Войны, но и образец гражданственности в послевоенное и мирное время. Все это дает образец жизни для воспитания патриотизма и порядочности для молодого поколения.

Общероссийский конкурс краеведческих информационных материалов «Малая Родина» очень актуален на сегодняшний день. Время требует популяризации исторических источников о людях высоких моральных качеств, проявленных в суровые годы войны, в период политических конфликтов, в мирное время.

В год юбилейной даты, 75-летия Великой Победы в Отечественной войне, хотелось бы поднять тему патриотизма на примере судьбы генерал-майора Туркина Михаила Петровича, уроженца села Воробьевка Воронежской области. Сотрудники Воробьевского историко-краеведческого комплекса провели объемную поисковую работу по сбору материала. Данные военных архивов, письма и дневниковые записи школьных лет Михаила Туркина, фото, воспоминания его одноклассников и сослуживцев дали возможность получить же факты, на основе которых можно написать портретный очерк о яркой героической личности.

Цель написания работы – выявление мотивов высоких жизненных поступков геройства, порядочности, самоотверженности, которые проявлены поколением сороковых, защитивших Родину в дни тяжелых испытаний; воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, на примерах старшего поколения.

Михаил Туркин родился в селе Воробьевка, в 1923 году, в семье кузнеца. Вплоть до начала Великой Отечественной войны Михаил жил в родном селе. О школьной жизни у Михаила Петровича остались теплые воспоминания, которые позже, уже в 70-е годы он описал в краеведческом уголке школы. «Я помню перед войной в 9-10 классах, мы учились в две смены при керосиновых лампах, печи в классах топили сами, ездили за дровами в лес по очереди. Но ни смотря ни на что, жизнь в школе кипела. Работали кружки, спортивные команды были по футболу, волейболу, лапте, развивались художественная самодеятельность, все шло под гармошку, под балалайку, но как от души мы пели, плясали, читали стихи, мы не хотели за всеми этими делами уходить из школы. Хорошо учились.

В нашем большом классе было пять круглых отличников, а все остальные без троек. В девятый класс приходили только сильные ученики изо всех соседних сел в Воробьевку. С удовольствием работали в колхозе: пололи, убирали урожай, боролись с сусликами и саранчой. А какими интересными были стенгазеты! Смешные карикатуры, поздравления, разная информация собирала у свежей газеты десятки читателей. Теперь, вспоминая и взвешивая все, я понимаю одно: именно школа, общественные организации пионеров и комсомола давали нам хорошие крепкие знания, растили нас патриотами своей Родины, смелыми, ловкими. Никто из выпускников нашего выпуска не оказался ни трусом, ни дезертиром во время войны, жаль, что многие не вернулись с поля боя». Эти строки ярко говорят о том, что учеба, увлечение музыкой (Михаил отлично играл на гармошке), фотографией, походами по родному краю сформировали в Михаиле любовь к родной земле, к соотечественникам, к родителям и учителям, все те высокие качества, которые необходимы офицеру, именно этой профессии Михаил мечтал посвятить свою жизнь.

Одноклассница Михаила Прасковья Кружаева в своем дневнике писала о нем: «Наш Миша был бравым парнем: коренастым, сильным, видным. Лоб высокий, залысины проступали уже в юности, темные волосы, серые умные глаза с прищуренной, голос командирский – громкий, повелевающий. Парень был спортивный: мышцы накачены, гирями играл как мячами, ноги сильные от футбола, волейбола. Вокруг него всегда были группы ребят, что-нибудь придумывал с ними. Помню, работник ДОСАФ приехал из города Калач в школу: надо создать отряд парашютистов. Конечно, все ребята хотели записаться, но Мише поручили выбрать самых достойных десять человек. Какие только испытания он ни проводил: кроссы, подтягивания, пресс, прыжки… Все слушались беспрекословно».

Была сформирована команда старшеклассников, которая дважды в неделю направлялась на тренировки парашютных прыжков, изучению азбуки Морзе, совершенствованию немецкого языка, командиром этой группы был Михаил Туркин.

Фото выпускников 1941 года, в составе которых Туркин Михаил Петрович.

После окончания средней школы Михаил поступает в бронетанковое училище в городе Орле. Здесь его и застает война. Наступает пора мужания. По ускоренной программе курсанты овладевают танковой техникой, изучают материальную часть, тактику боя, стрельбу.

В 1942 году, окончив училище, он находился в рядах действующей армии на различных командных должностях в войсках Степного, Воронежского, Белорусского фронтов. В Воробьевском музее хранятся архивные данные о героическом фронтовом пути Михаила Петровича. Свою первую награду – медаль «За отвагу» - адъютант штаба первого танкового батальона тридцать второй танковой бригады лейтенант Туркин получил за участие в знаменитом танковом сражении под деревней Прохоровка.

Вот описание его подвига, которое сделал в Наградном листе командир первого танкового батальона капитан Аксенов.

«Товарищ Туркин, участвуя в боях с 12.07.1943 под Прохоровкой, все время находился за боевыми порядками батальона, донося в штаб сведения о нуждах боевых экипажей. Боеспособность батальона была сохранена, были уничтожены восемь немецких танков, девятнадцать орудий ПВО, двенадцать пулеметных точек, два блиндажа, свыше пятисот пятидесяти солдат и офицеров противника. За доблесть, проявленную в бою Туркин достоин правительственной награды медали «За Отвагу».

О мужестве, смекалке, самоотверженности говорит следующая запись Наградного листа Туркина М.П. «В ночь на 19.10.1943 года в боях по занятию города Пятихватка товарищ Туркин находился непосредственно на боевом танке, бои проходили в районе города Кривой Рог, был уничтожен один средний танк противника, один «фердинанд», один пулемет, тридцать человек солдат и офицеров противника. За умелое командование, геройство, товарищ Туркин правительственной награды орден «Красная Звезда». Командир тридцать второй танковой бригады полковник Воробьев».

В июле 1944 года М.П. Туркин отличился вновь. Вот о чем говорит документ «В районе местечка Толочин противник численностью до ста человек солдат и офицеров перерезал дорогу, по которой шло движение наших машин с горючим и боеприпасами к линии фронта. Товарищ Туркин с двумя автоматчиками, презирая смерть, вступил в неравный бой, в результате которого противник потерял только убитыми тридцать пять человек солдат и офицер, остальные отступили. Своим подвигом товарищ Туркин М.П. дал возможность беспрепятственному проезду автомашин к линии фронта». За доблесть, мужество и отвагу Михаилу Петровичу была вручена правительственная награда орден «Боевого Красного Знамени».

Таким образом, день за днем, находясь весь период боев при командире корпуса, Туркин выполнял ответственных боевых заданий по увязке взаимодействия, связи с частями, он постоянно выезжал непосредственно в боевые порядки соединений, зачастую пробиваясь через заслоны и группы противника. Движение было непрерывным, он не имел отдыха в течение двух-трех суток. Вот так давалась она Великая Победа 1945 года.

Портрет генерал-лейтенанта Туркина Михаила Петровича 1983 год.

Все перечисленные факты говорят о таких чертах характера нашего героя, которые присущи настоящему российскому офицеру: по отношению к Родине: патриотизм, преданность Отечеству, верность воинскому долгу, самоотверженность; ачества, проявленные к служебной деятельности: мужество, выдержка, решительность, смелость, отвага, храбрость, самостоятельность, коллективизм, порядочность; личные качества: чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность.

После Великой Отечественной войны М.П. Туркин окончил академию бронетанковых войск, проходил службу в Германии, в Московском округе. На всех командных постах М.П. Туркина отмечали исключительное трудолюбие, высокая компетентность и принципиальность в решении поставленных задач, заботливое отношение к людям. Он никогда не забывал свою Малую Родину. Ежегодно, приезжая к родителям, он навещал родную школу. Встречи проходили с учителями и учащимися.

Встреча выпускников Воробьевской средней школы 1941-1945 гг. выпуска, 1986 год

Ценно то, что беседы старшеклассников с генералом, приводили к выбору военных профессий, многие выпускники посвятили свои судьбы Вооруженным силам. С 1971 года по инициативе Туркина М.П. в Воробьевской школе стали проходить Встречи школьных друзей, это одна из замечательных традиций поддерживается до настоящего времени.

На каждом из юбилеев присутствовал до 2000-го года Михаил Петрович. Его выступления всегда были воспитывающими, патриотически настроенными и очень убедительными. Они производили на всех жителей села огромное впечатление. Памятные адреса содержание его выступлений хранятся в архивах Воробьевского музея.

1991 год выступление Туркина М.П. перед жителями села Воробьевка

В каждой из бесед Михаила Петровича с подрастающим поколением звучала мысль о гордости за свое село, о замечательных людях, которые живут в Воробьевке, о чудесной природе в наших местах, о том, что обязательно надо создать краеведческий музей и отразить богатую историю нашего края. Для музея генералом были подарены книги, обмундирование, личные вещи.

1986 год – 50-летний юбилей Воробьевской средней школы. Праздничную колонну выпускников школы возглавляет Туркин М.П.

Мечта Туркина Михаила Петровича сбылась, в райцентре Воробьевка создан и активно работает историко-краеведческий комплекс. И уже тысячи посетителей знают о нашем земляке-генерале.

Экспозиция «Зала Памяти» Воробьевского историко-краеведческого комплекса, посвященная генерал-лейтенанту Туркину М.П.

В 1976 году по его инициативе у здания школы был воздвигнут памятник погибшим во время войны выпускникам и учителям Воробьевской средней школы. Здесь происходят митинги и линейки, здесь понимают все присутствующие: героев нет снами рядом, но память о них жива, жизненный образец взят сотнями, тысячами тех, кто соприкасается с музейными ценностями, говорящими о боевых и трудовых подвигах старшего поколения и современников.

9 Мая 2018 года – Почетный караул у памятника, посвященного выпускникам и учителям Воробьевской средней школы, погибшим на фронтах войны

Это и приводит к пониманию мотивов предков, которые осваивали и защищали нашу землю, что как раз и создает тот культурный код, который необходим для формирования чувства принадлежности к своему государству.

Комментарии