Листая славные страницы комсомола - ХранителиРодины.рф

Работа выполнена Анатолием Куроченко под руководством Ирины Николаевны Кудиновой

Введение.

29 октября 2018 года исполняется 100 лет Ленинскому комсомолу. Дата солидная для молодёжной организации. И трудно переоценить всё то, что было сделано за эти десятки лет несколькими поколениями советской молодёжи для экономического и оборонного могущества страны, для разгрома фашизма, послевоенного восстановления народного хозяйства, для мощного развития Урала, Сибири и Дальнего Востока, для освоения целины, покорения космоса, создания энергетического и нефтегазового комплексов, строительства БАМа, ВАЗа, КАМАЗа, для эпохальных достижений в науке и культуре, для побед в спорте.

Школу комсомола прошли свыше двухсот миллионов юношей и девушек, многие из которых стали прославленными рабочими и тружениками села, видными государственными и общественными деятелями, выдающимися учёными, военачальниками и дипломатами, мастерами литературы и искусства, чемпионами мира и Олимпийских игр.

Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать по ним или считать пережитком минувшей эпохи. Но тот факт, что дела комсомольцев сохранились в истории России и конкретно нашего района, отрицать нельзя. Многому в нашей сегодняшней жизни мы обязаны тем принципиальным и бескомпромиссным парням и девушкам с высокими стремлениями. Это они защищали и отвоевывали страну у фашистов. Это они восстанавливали из руин города и сёла, фабрики и заводы, а в мирное время боролись с бюрократами, тунеядцами и ворами. История комсомола – история людей. Увы, многие ее страницы уже утеряны вместе с ушедшими поколениями.И, когда я задавал вопрос нашим подросткам, что они знают о комсомоле? Мне пришлось сделать вывод, что современная молодёжь не обладает достаточной информацией о ВЛКСМ.

Это подчёркивает актуальность моей учебно-исследовательской работы на сегодняшний день.

В 90-х годах прошлого века другой стала наша страна. Появились другие, менее нравственные ценности у людей, не существует молодежной организации. Но живы ещё ветераны комсомола, которые могли бы передать молодому поколению знания и свой богатый опыт работы в комсомоле.

В процессе рассказов ветеранов комсомола я сделал вывод, что опыт, который получили они в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный, потому что комсомол - это действительно «школа жизни». А организаторские способности пригодились им в дальнейшей жизни и помогают заниматься патриотическим воспитанием молодежи и сегодня. Ведь воспитание на личном примере всегда достигало лучших результатов.

В своей работе я попытался собрать сведения о том, что в нашем селе появилась комсомольская ячейка одной из первых в Зырянском районе, а также о комсомольской юности моих земляков: Завьялова Александра Павловича, Кудинова Александра Александровича, Бакчаниной Наталье Ивановне,

Новизну моей учебно – исследовательской работы подтверждает то, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо.

Целью учебно-исследовательской работы является изучение комсомольской юности моих земляков, изучение жизни и деятельности первых комсомольцев нашего села и выявление влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Узнать, что такое комсомол из литературы и интернет-ресурсов

2.Проследить этапы развития комсомольской организации в стране

и непосредственно в своём родном селе Красноярке

3.Зафиксировать воспоминания земляков - комсомольцев

4.Выявить роль комсомола в истории страны и формировании

жизненной позиции героев данной учебно-исследовательской работы.

Объектом исследования явилась роль комсомола в истории нашей страны.

Предметом исследования стала комсомольская юность и жизненная позиция моих односельчан.

Славный путь Ленинского комсомола

Песнею, поэмою, трибуною,

Ничего от ближних не тая,

Повторись опять, моя сумбурная,

Юность комсомольская моя.

Так писал один из самых вдохновленных певцов беспокойного племени, Михаил Светлов. Комсомол был надеждой и гордостью Советского народа. В его рядах выросли миллионы молодых патриотов, активных строителей общества. В трудную минуту комсомол доказывал свою любовь к народу, к своей Родине. От одного поколения к другому передавались его славные традиции – горячо откликаться на зов Родины, быть там, где трудно. В любом деле проявлять свою инициативу и почин, во всем быть верным, надежным помощником. В свои славные юбилеи комсомол рапортовал любимой Отчизне, что он на протяжении всей своей истории с честью несет знамя Родины, беззаветно помогая воспитывать советскую молодежь.

Грозный - 1918 год. В стране шла Гражданская война. В Красной Армии против белогвардейцев и интервентов сражались молодые рабочие и крестьяне. В это время во многих городах возникали организации рабочей молодежи. Для объединения их в одну организацию 29 октября в Москве открылся 1-й съезд рабочей и крестьянской молодежи (194 делегата). В огне жестоких классовых битв он получил боевое крещение. В условиях напряжённой борьбы союз молодёжи разрастался.

День открытия съезда – считается днем рождения комсомола. Стал он называться РКСМ. В ряды Красной Армии вступали молодые люди тысячами. На дверях райкомов можно было увидеть объявления «Райком закрыт. Все ушли на фронт». 17-20 –летние юноши становились во главе батальонов, полков, дивизий. В тылу комсомольцы устраивали субботники, обеспечивали фронт оружием, продовольствием. Они занимались ликвидацией безграмотности. Создавали агитпоезда, проводили беседы, налаживали работу избы-читальни.

Комсомольцы были всегда впереди. Они шли в продовольственные отряды, в бригады по ликвидации детской беспризорности, в части особого назначения, в бригады для охраны порядка. Так создавались и выковывались замечательные качества комсомола: безграничная любовь к своей Родине, готовность идти в бой, жгучая ненависть к врагам, готовность отдать свою жизнь на благо Родины, умение преодолевать любые трудности и в бою ив труде. В год 100-летия со дня образования комсомола можно сказать, что те надежды, которые возлагались на комсомол, были им оправданы.

Комсомол – это одна из ярких страниц нашей истории. Интересно и содержательно жили комсомольцы нашей страны. Вступая в комсомол, юноши и девушки не искали никаких выгод и благ. Только одного они хотели – бороться за Советскую власть.

В 1928 году за героическую борьбу во время гражданской войны комсомол получил свой первый орден – орден Боевого Красного знамени.

В 1931 году за самоотверженный труд комсомол получает вторую награду – орден Трудового Красного знамени.

Суровым испытанием для всего советского народа, его молодого поколения явилась Великая Отечественная война. Комсомол, вся советская молодёжь по зову Коммунистической партии выступили на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Невиданные мужество, отвагу, героизм проявили комсомольцы, юноши и девушки, защищая от врага Брест, Одессу, Севастополь, Смоленск, Москву, Ленинград, Киев, Сталинград, другие города и районы страны.

Огромный труд вложил комсомол в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, в восстановлении Ленинграда, Харькова, Курска и многих других городов, в возрождение промышленности, колхозов и совхозов.

В годы Великой Отечественной войны, советские люди знали, что воюют за своё молодое социалистическое государство и за право жить. В самых ожесточённых боях всегда первыми были коммунисты и комсомольцы. Семь тысяч комсомольцев страны получили высокое звание Героя Советского Союза.

Подвиг комсомола в годы войны был высоко оценен. 14 июня 1945 года за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию юношей и девушек в духе беззаветной преданности Отечеству ВЛКСМ был награжден орденом Ленина. Это был третий орден, полученный комсомолом.

В 1948 году комсомол получил четвёртую награду – за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодёжи, активное участие в социалистическом строительстве и в связи с тридцатилетием со дня основания – орден Ленина.

В 1956 году Орден Ленина был вручён комсомолу за большие заслуги в социалистическом строительстве и успешном освоении целинных и залежных земель.

В 1968 году ВЛКСМ получил орден Октябрьской Революции за выдающиеся заслуги и большой вклад в становлении, и укреплении советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Родины, активное участие в социалистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений и в связи с пятидесятилетием.

Никакая другая общественно – политическая организация не удостаивалась столь высокого признания своих заслуг.

Всего комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что ВЛКСМ играл важную роль в судьбе своей Родины.

Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С помощью комсомольцев решались многие важные государственные и общественныедела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно событие не прошло мимо комсомольцев.

Всё дальше и дальше в прошлое уходит двадцатый век, а вместе с ним уходят события, изменяются идеи и ценности нации. Сейчас уже нет тех организаций школьников и молодёжи, которые с гордостью носили имена героев-комсомольцев. Изменилось время и отношение современных людей к правилам и обычаям прошлого. Но те люди, которые были комсомольцами, остались ими и сейчас

Красноярские комсомолята.

Одним из первых комсомольцев нашей деревни был Иннокентий Алексеевич Кудинов. В 1923 году он поступил в Мариинскую сельскохозяйственную школу и в 1927 году после её окончания уехал работать в Омск агрономом. В Омске он и окончил Сельскохозяйственный институт. Потом работал в Новосибирске корреспондентом краевой газеты «Советская Сибирь», затем, переведясь в Омск, заведовал отделом крестьянской молодёжной газеты «Молодой большевик». В первые дни войны Иннокентий Алексеевич добровольно ушёл на фронт, и, будучи инструктором политотдела, принимал участие в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. Из армии демобилизовался инвалидом II группы в 1945 году. А потом начал работать в печати. Опубликовал много очерков и рассказов о Великой Отечественной войне и на сельские темы. С трепетным волнением он писал о первых комсомольцах своей родной деревни Красноярки. И вот, начиная работать над своей исследовательской работой, я много раз перечитывал его рассказы, опубликованные в газете «Сельская правда за 1969 – 1977 годы. К сожалению, нет уже в живых Иннокентия Алексеевича, он умер 2 декабря 1987 года, но копии газет, его личные рукописи и записи его личных рассказов до сих пор хранит его друг и наставник, комсомолец нашей деревни 1933 года рождения Завьялов Александр Павлович. Именно он и поделился этими материалами для написания данной работы. И так, по воспоминаниям Иннокентия Кудинова, я хочу рассказать, как образовалась комсомольская ячейка в нашей деревне.

В воскресный майский день 1920 года, в самом центре деревни у школьной колоколенки, стоявшей на двух сосновых столбах, молодёжь играла в бабки. Это были Иннокентий Кудинов, вихрастый Винька Шафеев, белобрысый Сарка Кудинов и их общий друг Франка Бокчанин. Неподалёку от них, на пригорке у казённых амбаров сбившись в большой круг, многоголосо шумела молодёжь. Под озорные переборы гармониста, голосистые девчата пели частушки, а парни, не уступая в молодецкой удали, извивались друг перед другом, плясали и в такт ладонями пощёлкивали о смазанные дёгтем сапоги. Тут же у невысохшей лужи девушки и ребята, те, что постарше, на поляне играли в хоровод. Взявшись за руки, в вышитых белоснежных холщёвых платьях, они ровной линией павлиньей поступью наступали на парней и пели: «Уж мы сеяли, сеяли лён. Сеяли, приговаривали, чеботами приколачивали». И приблизившись, отходили назад. Парни подхватывали песню и в свою очередь, обвораживая девушек, мелкими шажками наступали на их шеренгу.

Солнце клонило к обеду, когда с того края новой улицы показались фигуры двух велосипедистов. Первым их заметил Винька Шафеев и закричал: -«Э-эй! Смотри-смотри, ребята! Кто-то на самокатах едет к нам!» Сначала ребята подумали, что это бандиты, но потом Иннокеха Кудинов узнал в одном велосипедисте своего старшего брата в военной форме Ефима Алексеевича Кудинова, который тогда работал вол военкомом. Подъехав к молодёжи, брат сказал, что они с секретарём волкома РКСМ товарищем Пироговым задумали провернуть здесь одно дельце. Но для этого им нужен был граммофон. Ребята быстро нашли граммофон у богатого мужика Михайлы Спирина, который поначалу сомневался, а потом махнул рукой и велел жене выдать его пришедшим. «Отдай им музыку! Пусть подавятся нашим добром!»- крикнул он и прямо в сапогах полез на печь. Когда подростки принесли граммофон в школу, их там уже ждали молодая учительница, Винькина сестра, Прасковья Петровна Шафеева, средних лет секретарь местной парт ячейки Максим Николаевич Лысанов и двое приезжих: Ефим Алексеевич Кудинов и секретарь волкома РКСМ товарищ Пирогов.

- Браво, браво, ребята! Молодчаги!- захлопал в ладоши секретарь волкома.- давайте его сюда! Граммофон поставили на подоконник раскрытого окна трубой на улицу. Тогда многие ребята впервые услышали, как играет и поёт музыкальный ящик. Они все притихли и завороженными глазами смотрели на него. Из трубы, взметнувшись во все стороны, широкой рекой полились чудесные звуки вальса «Дунайские волны». Все девчонки и мальчишки, стоявшие у казённых амбаров, колыхнулись, и разомкнулся гомонящий круг. Умолкла гармонь. Парни и девчата двинулись к школе, и мало – помалу столпились у открытого окна. Поняв, что чарующие звуки вальса обращены к ним, они гурьбой хлынули в класс. Усевшись на парты, на окна, а то и прямо на пол, девчонки стали шептаться о том, что что-то здесь затевают, толи в армию будут агитировать, толи спектакль какой? Когда к столу подошли вол военком, секретарь волкома РКСМ и секретарь парт ячейки, говорящий ящик притих. Притихли все.

Первым слово взял Ефим Кудинов- вол военком. Он поведал о том, что на советскую власть со всех сторон ополчились капиталисты, которые стремятся при помощи денег и пушек вернуть и снова посадить на наши шеи ненавистный буржуазный строй. А молодой стране Советов приходится сражаться с многочисленными внешними и внутренними врагами, бороться с голодом и разрухой. – Как видите, дорогие юные односельчане, враги поднимают свои звериные головы. – Над Родиной нависла опасность! Он сообщил, что враги стреляют по советской власти из-за угла, что они прячут хлеб, чтобы не дать его умирающим от голода людям, что они днём и ночью ждут, когда придёт конец Советской власти. Все слушали его, затаив дыхание.

Затем слово взял комсомольский секретарь волости товарищ Пирогов. Всем ходом своего выступления он старался подготовить присутствующих к пониманию главной части затронутой темы- о роли деревенской молодёжи в преобразовании общества и строительстве новой светлой жизни. Он говорил, что крепость, которая стоит перед страной, а за ней разруха, голод и неграмотность, нужно разрушить. И большую роль в этой схватке партия отводит комсомолу, его организациям РКСМ. С места кто-то спросил, что такое комсомол? И Пирогов ответил, что комсомол –это верный помощник партии во всех делах. И так как в нашей деревне нет комсомольской ячейки, то, прямо сейчас, мы её и создадим. Он перед собой развернул лист линованной бумаги, вооружился ручкой и вопрошающе посмотрел на всех присутствующих в классе молодых людей.

-Ну, прошу, подходите к столу, записывайтесь, - бодрым голосом объявил он.

Но ребята не решались и только тихонько перешёптывались и переглядывались друг с другом. Тогда Ефим Кудинов встал, подошёл к секретарю и громко сказал:- Запиши меня! Секретарь не поверил и заглянул ему в глаза. Ведь военкому, фронтовику мировой войны шёл третий десяток! Но записал. И лёд тронулся. И один за другим ребята стали подходить к столу и записываться. В тот майский день в комсомол вступило около тридцати человек. Венцом этого незабываемого собрания было принятие решения, которое громко и как-то особенно торжественно зачитал вновь «испечённый» секретарь ячейки Красноярских комсомолят, так их называли в деревне, Вениамин Шафеев.

-Мы, молодые крестьяне,- раскатисто звучал его голос,- учитывая сложность текущего момента, когда мировой капитал и всевозможная местная контра со всех сторон, как гремучие змеи, лезут на Советскую власть, постановили: основать в деревне Красноярке комсомольскую ячейку и поручить ей под руководством большевиков грудью защищать от всех врагов завоевания Советской власти!

Повзрослевшими тогда вышли из школы молодые люди. И снова у казённых амбаров трелью вспыхнула и залилась гармонь. Послышались и к солнцу взвились новые частушки. Так образовалась в 1920 году первая комсомольская ячейка в деревне Красноярка.

Иннокентий Алексеевич, вспоминая своих друзей, первых комсомольцев Красноярки, писал, что тогда, в двадцатые годы, они ещё совсем слабо разбирались в трудной и политической жизни страны, часто ошибались, но эти малограмотные крестьянские мальчишки, с революционным огоньком, наперебой с бесшабашным рвением брались за большие и малые дела комсомольской ячейки. И не зря за это, в любимой деревне их ласково звали тогда комсомолятами.

Наше село и комсомол.

Солнцу и ветру навстречу,

На битву и доблестный труд,

Расправив упрямые плечи,

Вперёд комсомольцы идут!..

Те, кто тревог не боится,

Кто сердцем дорогу нашёл,

Кто смело к победе стремится, -

Такие идут в комсомол…

Лев Ошанин

Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего.

Комсомольская организация – это страницы истории. И как-то просматривая в архиве нашу сельскую газету, я наткнулся на статью Георгия Ивановича Русинова. Прочитав эту статью, я ещё раз убедился в том, что в нашем родном селе Красноярка комсомольская ячейка появилась, одной из первых в районе в 1920 году и сам Георгий Иванович был одним из первых комсомольцев. Из статьи Георгия Ивановича я узнал, что в двадцатые годы Зырянская волость входила в Мариинский уезд Томской губернии. Осень 1919 года. Трудное это было для крестьян время. Колчаковские каратели захватывали сибирские деревни и сёла. С горечью и гневом молодёжь видела то, как с мирным населением расправлялись колчаковцы и их кулацкие прихвостни. Бандиты творили настоящий произвол. И только в конце 1919 года Красная Армия изгнала колчаковских белогвардейцев с территории Мариинского уезда. В это время в городе Томске создаётся первая организация РКСМ, которая с кипучей энергией начала работу по созданию ячеек РКСМ в деревнях. Так в 1920 году были организованы ячейки РКСМ в Зырянке, Красноярке, Иловке, Чердатах, Дубровке и других сёлах и деревнях Зырянского района. Молодёжь вступала в ряды комсомола, по- настоящему желая и веря в лучшее будущее. Комсомольцы не жалели сил и труда, разъясняя населению о целях и задачах Советской власти. Именно они были инициаторами культурно- просветительной работы в сёлах и деревнях. В нашей деревне секретарём комсомольской ячейки был избран Вениамин Шафеев. Студент Ленинградского университета Павел Поданёв из Иловки привёз нашим комсомольцам того времени брошюрку «О работе комсомола в деревне». Ребята читали её по очереди, заучивали наизусть некоторые положения. Эта брошюрка была единственным руководством в работе юных комсомолят, так их называли в деревне. Делали они по воспоминаниям Георгия Ивановича очень много, просто горели, старались показать населению, что комсомол – это необходимая деловая организация. Что создан он не только для того, чтобы бороться с зажиточными крестьянами, но и помогать сельчанам. Ребята сами отремонтировали старенький домик и приспособили его в народный клуб, на коньке крыши прикрепили Красное знамя. Построили сцену,отремонтировали печь- голландку, заготовили дров. Нашли кое-какую мебель, из плах сколотили скамейки и лавки, расставили их в зрительном зале и стали репетировать пьески на современные темы. Самодеятельным кружком руководила единственная в то время учительница трёх классовПрасковья Петровна Шафеева.

Из воспоминаний одного из первых комсомольцев нашей деревни, впоследствии ставшего писателем и корреспондентом крестьянской молодёжной газеты «Молодой большевик» в городе Омске, Кудинова Иннокентия Алексеевича:

--- Как-то произошёл такой случай: один уже немолодой рыбак соскользнул со сходней крутого берега напротив деревни и чуть не утонул. Это событие очень взволновало комсомольцев, ведь по этим сходням женщины из реки носили питьевую воду, полоскали бельё, а детишки спускались, чтобы искупаться в реке. И вот в один воскресный день у комсомольцев как-то сама по себе возникла мысль отремонтировать взвоз сходни с берега. Взяли лопаты, доски, топоры и все на берег. Работа кипела, одни лопатами расширяли проход, сбрасывая под берег, комья глины, другие из жердей делали поручни, третьи плетнём укрепляли глиняный скос берега, четвёртые лопатами нарезали ступеньки и укрепляли их досками. И всё это делалось играючи, весело с шутками-прибаутками. Серафимка Крестинин вдоль скоса вбил колья и к ним прибил поручни. И взвоз был готов. Сходни получились широкие, надёжные. Вроде маленькое сделали дело, но о комсомольцах в деревне заговорили:

- Молодцы, комсомольцы.- Хороший взвоз смастерили,- радовались женщины, спускаясь и поднимаясь по ступенькам сходней.

Или ещё как-то весенние воды, текущие из буерака Киндерли, размыли землю и сорвали доски с моста. Несколько телег застряло в грязи. Об этом сразу же узнал секретарь комсомольской ячейки Вениамин Шафеев, и снова комсомольцы взялись за дело. Приехали на лошадях с подсобными материалами: лопатами, топорами, пилами. На месте определили фронт работы, и кто чем будет заниматься. Комсомольца Крестинина Поликаху поставили за главного плотника, а помощником самого сильного и расторопного, Василия Кудинова.

-Ты, Васюха, отвечаешь за заготовку брёвен и хвороста, а я здесь остаюсь руководить земляными работами,- распорядился главный плотник.

В лесу мы срубили несколько берёзовых брёвен, нарубили возов пять хвороста и всё это привезли к мосту. Другие ребята укрепили расшатанные сваи, заменили сгнившие плахи. Потом размешанную грязь завалили хворостом и щебёнкой, которую привезли с песчаного берега реки. И чтобы не расшатывался настил плах на мосту, по обе стороны его костылями прибили протёсанные брёвна. Мост был готов. Опробовали его, проехав туда- сюда на телегах.

-Хорош, как новенький стал,- улыбнулся Поликаха. – Сухие колёса! Путь в Богословку открыт!

-Ура! Ура-а! – кто-то закричал от радости.

-Что ж, нужное дело провернули, сказал Пётр, складывая лопаты и топоры на телегу.-Теперь можно по мосту ездить спокойно.

Только под вечер ребята вернулись в деревню усталые, но с сознанием выполненного общественного долга.

Ещё в деревне было много многодетных семей, у которых мужья были красноармейцами. Эти семьи нуждались в помощи, и комсомольцы оказывали её. Кому дров заготовить, кому крышу залатать. На собрании решили посеять свою комсомольскую десятину хлеба. И собранный урожай более семидесяти пудов раздали нуждающимся семьям, по списку, утверждённому сельсоветом. Много полезных дел делали комсомольцы и всё это без протокольных решений, а по зову сердца. И авторитет комсомольской ячейки возрастал, по мере активности комсомольцев. И, только кулаки Арефьевы, да Спирины нашёптывали своим родственникам, чтобы те не вступали в комсомол, так как там одни антихристы и безбожники. А когда комсомольцы стали помогать красноармейцам, выискивать у кулаков припрятанный хлеб в ямах, они завопили другим языком: -Берегитесь голодранцы! Хлеб пахнет кровью! Но не из пугливых были «красноярские голодранцы». Они разоблачали кулацкие уловки, в клубе проводили молодёжные собрания, беседы на текущие темы. Не всё гладко у них получалось, но действовали напористо и с огоньком.

Расклеивали листовки, призывающие рабочих и крестьян вступать в партизанскую борьбу, против белогвардейской солдатчины на заборах, домах и воротах.

Как-то, пишет Иннокентий Алексеевич Кудинов, холодной и суровой зимой 1921 года из верховий Причулымья продвигалась большая банда белогвардейского полковника Олиферова, которая на своём пути уничтожала коммунистов, комсомольцев, коммунаров и всех активистов Советской власти. На сходе партийные и комсомольские вожаки решили самостоятельно бой не принимать, а присоединиться к роте села Зырянского и на перекладных добираться до Мариинска. Однако им не удалось так поступить, банда ворвалась в деревню быстрее, чем они думали. Кто как мог стали разбегаться и прятаться. Но троих партийных: Павла Николаевича Крестинина, Егора Ивановича Федощенко и Якова Евланыча Сунгурова бандиты избили, бросили в телегу и увезли. Под Михайловкой Павла Крестинина и Якова Сунгурова изрубили на куски. Егору Ивановичу Федощенко каким-то чудом удалось спастись. Тела замученных привезли с места казни в мешках. Семьи погибших постигло страшное горе. Скорбели, от мала, до велика. Помню, - вспоминает Иннокентий Кудинов,-когда из леса привезли тела изрубленных мужчин домой, родственники Павла Крестинина высыпали из мешка куски и стали по кусочку выкладывать тело на лавку, перед иконами. Это было жуткое зрелище. Изба не вмещала людей и все истошно плакали.

После набега банды на нашу деревню Красноярку некоторые комсомольцы самоустранились и отошли от активной работы в комсомольской организации. К таким относятся Моисей Завьялов, Иван и Марк Михеевы, Франц Бокчанин, Иосиф Мухин и другие. Но оставшиеся, выдержавшие все тяготы испытаний, стали ещё закалённее и активнее. В то время проводилось много разных компаний: то «неделя сухаря», когда разносили хлеб недоедавшим детям, то « месячник по сбору тёплой одежды для бойцов Красной армии и пострадавших от засухи в Поволжье». Организовывали «Красные обозы» по доставке зерна в отдалённые хлебные пункты. Хлеб возили в Ижморку, Анжерку и даже в Томск. Дорога была дальняя и небезопасная, так как кое- где шалили бандиты. Но комсомольцы никогда ни от чего не отказывались и всегда во всех делах были первыми. Сопровождали обозы с оружием в руках наши партийцы.

Кроме того комсомольцы двадцатых годов всегда находились в гуще молодёжи и взрослого населения. У каждого было своё личное поручение. Кто-то доставлял секретную почту, кто-то занимался разведкой по выявлению мест нахождения банд, кто-то ведал работой по вовлечению молодёжи в общественно полезный труд – субботники, воскресники, кто-то также организовывал массово – политическую работу в народном клубе.

Сумасшедшее и жестокое время досталось нашей молодёжи в начале XX века. Несколько революций, Гражданская война, разруха и стремительный экономический взлёт страны. И всё это не просто на памяти одного поколения. Это сделано их руками. Причём в буквальном смысле. Кирками и лопатами, в мороз и дождь, работали комсомольцы не покладая рук, с их помощью создавались грандиозные объекты, по своей масштабности, быть может, превосходящие египетские пирамиды. Были идеологические перегибы в ту или другую стороны, были ошибки и просчёты. Они неизбежны, и они случаются в жизни каждого человека, который учится делать первые шаги. В те годы первые шаги делали и комсомольцы нашего села, а вместе сними училась делать первые шаги целая страна, аналогов которой не было в мире.

Из воспоминаний комсомольцев нашего села.

В историю деревни и страны

Вписали вы конкретные страницы

И комсомолу были вы верны

И мы не можем вами не гордиться

Александр Павлович Завьялов: В комсомол я вступил в 1947 году. Это было очень яркое время в моей жизни, наполненное разными событиями и делами – слётами, собраниями, туристическими походами, пионерскими кострами, сбором макулатуры и металлолома. Раньше мы так переживали, что вдруг по какой-то причине нас не примут в комсомол, а поэтому старались и учиться и помогать старшим во всех делах. Ведь быть комсомольцем значило тогда утвердить себя в собственных глазах и в глазах окружающих как личность, реализовать своё право на самостоятельность, гражданскую зрелость. Я с гордостью носил комсомольский значок и всегда в нагрудном кармане пиджака комсомольский билет. А потом и партийный.

Всё же интересно и содержательно жили комсомольцы нашегосела, и суток не хватит перечислить все замечательные дела, сделанные ими. Сегодня все понимают, как не хватает молодёжи нынешнего дня такой организации. Но, не смотря ни на что, в селе Красноярка самые активные мальчишки и девчонки стараются объединиться для хороших нужных дел, например, работает под руководством заведующей клубом Кудиновой И.Н. и библиотекаря села Фоминой Н.А. группа волонтёров. И я с восхищением наблюдал, как эти ребята следят за порядком возле памятника погибшим воинам, как они убирают заброшенные могилы ветеранов, проводят акции « Чистые улицы моего села», «Чистый берег родной реки», помогают престарелым жителям. Значит не всё потеряно, раз есть ещё такие ребята и руководители.

Наталья Ивановна Бакчанина: Я приехала в село Красноярку после окончания педагогического училища в 1958 году, будучи уже комсомолкой. И сразу же по приезду влилась в коллектив комсомола. Старалась вместе с местными комсомольцами быть всегда в передовых рядах. Школа тогда в деревне была начальная, я учила сначала все четыре класса одна, а потом приехала ещё одна учительница Шевченко Елена Осиповна и мы разделили с ней по два класса каждому.. На наших глазах менялись поколения, но всё это времякомсомольцы были на самых ответственных участках работы, в гуще самых интересных событий. Помогали колхозу в заготовке сена, в уборке урожая. Да разве всего перечислишь. Работали всегда под лозунгом «Если партия скажет - Надо, комсомольцы ответят – Есть!» А какие были вечера, КВНы, праздники! Такого нельзя было увидеть и в столичных городах. И опять впереди комсомольцы – сами писали сценарии, сами играли в спектаклях, сами делали декорации, очень часто прямо с репетиции, отправлялись на работу.

Сейчас остаётся только пожелать, чтобы у нынешних молодых тоже появилась такая организация, которая бы сделала их жизнь интересной и целенаправленной.

Александр Александрович Кудинов: Родился я в деревне Красноярка в 1931 году. Семья у нас, по тем временам, была небольшая: мать, отец и нас пятеро детей. Сестра Маруся умерла от лихорадки в пять лет, и нас осталось четверо детей. Отец наш –Кудинов Александр Павлович трудился в колхозе, он вообще с десяти лет был в рабах у Богословского кулака. А продал туда его родной отец, вернее не продал, а пропил за бутылку. Дед очень сильно пил и задолжал этому кулаку за самогонку, а платить было нечем, вот он и отдал моего отца в батраки отрабатывать долги, а вместе с отцом ещё и его двенадцатилетнего брата Лаврентия. У этого кулака был конопляный завод, и отец с братом выжимали жмых и отбивали масло из конопли. А в 1918 году, когда в деревне из-за пожара выгорели четыре из пяти улиц, сгорел старший брат отца Егор Павлович. Как погорельца ещё одного брата отца Серафима Павловича забрали в то время в Мариинский уезд, там он учился, и оттуда пошла его военная жизнь, он 26 лет прослужил в армии и был полковником. А в двадцатых годах он вместе с секретарём РКСМ организовывал комсомольскую ячейку в родной Красноярке, вот тогда то мой отец вместе с братом сбежал от кулака и они были в числе первых, кто вступил в деревне в комсомол. Я тоже был комсомольцем, в то время в колхозе платили трудодни, денег не было, многим нечем было платить взносы комсомольские, но мы стойко держались и все старались держаться друг за друга. Ведь тогда быть комсомольцем значило много. Меня избрали в 1952 году секретарём комсомольской организации, в то время я работал в колхозе электриком, а осенью ещё на комбайне. Трудное было время, но мы – комсомольцы старались быть всегда впереди, ведь на нас равнялись все и старые и малые. Помню, как часто о нас говорили: - это же комсомольцы, они не могут поступать по-другому. Это нас подстегивало, и мы всегда рвались вперёд.

Одежонка у нас была холщовая, но раздетыми мы не были, как некоторые, а потому, будучи комсомольцами, проводили акции по сбору одежды для малоимущих. Мать у нас пекла хлеб в колхоз и часто нам перепадало по кусочку печёного хлеба. Мы ведь, пока жили единолично, всё вроде было, но по доброй воле всё своё добро свели в колхоз, а добро то по тем временам было немалое: 2 коровы, лошадь, несколько овец. Потом было трудно, но иначе было нельзя, у нас ведь дядька Серафим Павлович в то время был партийным, а мы – я, братья Степан, Иван и сестра Валентина были комсомольцами. Мой родной брат Степан был впоследствии учителем в деревне Мишутино, часто приезжал домой, и в мороз из-за того,что не было тёплой одежды, остыл и умер от туберкулёза. Иван пришёл с войны инвалидом и умер от ран, а Валентина – сестра умерла по старости. И вот остался я теперь один, живу в Причулымке. А из Красноярки уехали мы с женой по причине того, что в Красноярке не было школы, а у нас пятеро детей.

Красноярка моя родная деревня, здесь я родился, здесь прошли мои годы детства и юности. Я всегда любил эту деревню и скучал по ней. Часто по молодости ездил на рыбалку и за грибами в родную деревню. А сейчас нет уже ни сил, ни здоровья. По дому- то еле передвигаюсь а супруга вообще не встаёт, она после инсульта, вот кормлю её с ложечки . Разве это жизнь. Вот и остаётся только вспоминать о своих прожитых годах, о своей комсомольской юности.

Заключение

Хотелось бы отметить одну важную деталь. Формы и содержание подавляющего большинства дореволюционных и современных молодёжных организаций были заимствованы за рубежом, в основном на Западе. В отличие от них, комсомол – целиком и полностью – результат творчества советской молодёжи, коммунистической партии и советского народа, - впрочем, как и формы работы ВЛКСМ: шефство над ударными стройками, стройотряды, шефство над армией и флотом и многие другие. При этом комсомол ещё был кузницей кадров для всего советского общества, экономики и государства, выполнял много других социальных и политических функций. Роль комсомола в истории советского общества заключается в том, что наряду с коммунистической партией и советской властью он был одним из тех столпов, на которых держался Советский Союз.

Но надо отчётливо понимать, что источником его силы, как и всех остальных институтов советского общества и государства, была коммунистическая идея. Когда большинство населения, и прежде всего молодёжь, разочаровались или засомневались в коммунизме, развалилась КПСС, рухнула советская власть, само распустился комсомол, а вместе с ними закономерно распался и Союз Советских Социалистических Республик. И вот сегодня, глядя из будущего на ставший историей Советский Союз и неразрывно связанный с ним комсомол, начинаешь понимать, что в небытие ушла эпоха великих достижений, на которых по-прежнему держится нынешняя Россия, но о которых российский народ может только мечтать. И неизбежно встаёт вопрос, а что из прошлого опыта мы можем взять для того, чтобы вновь стать великим народом, таким же лидером, каким был советский народ, за которым шла треть человечества, который выиграл величайшую в мире войну и построил вторую в мире супердержаву? Увы, на наш взгляд, очень не многое. Ведь люди объединяются вокруг идей, но сегодня у нас нет такой идеи, которая бы объединила, если не всё, то хотя бы большинство общества, вдохновила бы молодёжь на великие дела. И хотя есть Российское военно-историческое общество, которое эффективно работает с молодёжью и, в частности, возрождает практику детских летних военно-патриотических лагерей, в остальном молодёжная среда пока ещё разрознена.

В 2012 году в России действовало более 427 тысяч молодёжных и детскихобщественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных). Большинство из них только числятся в реестре, другие насчитывают несколько десятков членов. Некоторые, в основном те, которые имеют партийную или властную поддержку, могут насчитывать и десятки тысяч человек, однако ни одна из них не идёт в сравнение с комсомолом – ни по числу членов, ни по размаху дел. Это не значит, что нужно воссоздать комсомол, - это просто невозможно. И даже если бы государство всерьёз занялось решением этой задачи, оно не смогло бы её осилить. Когда для нового «комсомола» создадутся условия, он возникнет сам, объединившись вокруг великой идеи, как это было сто лет назад, в далёком 1918 году.

Остались в прошлом славный пройденный путь, с честью заслуженные боевые и трудовые награды. Но жива память людей о беспокойной юности, комсомольском братстве. Школу комсомола прошли несколько поколений бывшего СССР. Это целая эпоха в жизни страны, когда рождались большие комсомольские стройки, руками молодых возводились города. Теперь это уже история, но, даже утратив свой прежний идеологический смысл, день рождения комсомола продолжает оставаться одним из праздников для тех, кто связывал свою юность с ВЛКСМ.

Комсомол ушёл в историю, но память о нём, как свет далёкой и яркой звезды, ещё долго будет согревать душу тем, кто всегда жил по принципу – раньше думай о Родине, а потом о себе. И в нашей истории комсомол должен остаться как символ мужества и героизма, беззаветного служения Отечеству. Это знают представители старшего поколения, но я лично считаю, что это важно знать и нам, входящим в жизнь молодым людям, ведь на наших плечах лежит ответственность за будущее нашей великой страны.

Моя работа это мой маленький вклад в дело памяти комсомольцев, погибших на полях сражений, поднимавших страну после военной разрухи на стройках промышленности, в сельском хозяйстве. Мне хочется им сказать, как нам не хватает их задора, их самоотверженности, их отношения к своей Родине, России. И, чтобы наши дети и наша молодёжь нынешнего времени знали, что такое комсомол, мы оформили стенд и проводим беседы с ребятами, знакомя их с недавним прошлым.

Список источников и интернет ресурсов:

1.Газета «Сельская правда, за 17 октября 1964 года»

2. Газета «Сельская правда, за 18 декабря 1969 года»

3. Газета «Сельскаяправда, за 24 февраля 1924 года»

4 Газета «Сельскаяправда, за 22 октября 1977 года»

5. Собственные рукописи старожила нашего села бывшего комсомольца Завьялова Александра Павловича.

6. Сайт www/htt.multiurok.ru

7.Сайт www/htt.studopedia/info>2-114272.html

8. Воспоминания старожилов села.

Муниципальное автономное учреждение «Центр культуры Зырянского района»

Центр досуга и творчества села Красноярка.

Исследовательская работа

«Листая славные страницы комсомола»

Работу выполнил:

Куроченко Анатолий – 17 лет.

Руководители:

Кудинова Ирина Николаевна-культорганизатор центра досуга и творчества села Красноярка.

Комментарии