Поющий купец
Присмотрись к этим домам, мостам, деревьям. В их памяти живут люди и будешь жить ты. , Екатеринбург, Свердловская область
Ворвавшись как вихрь на Урал, он закружился в танце с мечтой и долгом. Эта история о людях, живших в нашей стране и одновременно в стране, которой нет- в Российской Империи.
Путешествие из Петербурга в Екатеринбург
Безусый молодой человек прямиком из Санкт-Петербурга проносится на своём экипаже по Александровскому проспекту. Стремительно заехав в ворота усадьбы с роскошной лепниной, Петра встречает искра, отскочившая от резкого соприкосновения колеса его кареты о колёсоотбойную тумбу.
Сохранившиеся у ворот колёсоотбойные тумбы- редкость для Екатеринбурга, стоят и по сей день на бывшем Александровском проспекте. Их ставили возле въезда в ворота усадеб, для того чтобы предотвратить порчу стенок здания от колёс конных экипажей.
Так в Екатеринбург приехал ученик Петербургской консерватории- Пётр Феофанович Давыдов. Был он призван на Урал своим отцом- Феофаном Давыдовичем Давыдовым, крупным предпринимателем. Ему принадлежал гончарно-печной и изразцовый завод в Петербурге. В Екатеринбурге он арендовал завод, где изготавливали изразцы и кирпичи. Для помощи на этом предприятии отец и вызвал сына из города на Неве.
Однако, с приездом в суровый уральский край, творчество и страсть к музыке не покинуло Петра. Свои творческие амбиции молодой человек реализовывал в недавно открывшемся любительском театре. В нём был музыкальный кружок сокращённо ЕМК (Екатеринбургский музыкальный кружок).
Театр начал формироваться ещё в 60х годах 19 века. По легенде его основала прекрасная крестьянка, обладавшая кристально-чистым голосом. Услышав её пение на улице, она была приглашена в Императорский театр. Но ей пришлось покинуть большую сцену, из-за случившийся ссоры с чиновником. Так она оказалась в Екатеринбурге.
Материальную поддержку кружку оказывали состоятельные горожане, например Маклецкий- директор банка и преданный поклонник музыки. В кружке заседала интеллигенция и богатейшие горожане Екатеринбурга. Увлечения театром захлестывало целые семьи. Среди них можно выделить сыновей горного инженера Иванова, которые составляли главное инструментальное звено оркестра.
Среди любителей были и профессионалы– Сергей Васильевич Гилёв, выпускник московской консерватории и первый исполнитель партии Евгения Онегина. Отменный певец и музыкант, гастролируя по России, задержался в ЕМК и создал первую мужскую капеллу, прозванную «Гилёвской».
Ещё один интересный участник ЕМК- Иван Львович Блок, дядя знаменитого поэта. Какое-то время он жил и работал в Екатеринбурге на высоких должностях. В музыкальном кружке он был виолончелистом. Переехав в Самару, он получил пост губернатора. На 48 году его жизнь трагически оборвалась бомбой, брошенной в его экипаж.
Музыкальный кружок обрёл своё первое помещение в 1879 году в доме крупного золотопромышленника, общественного деятеля Г.Г. Казанцева.
Дом-театр Казанцева на Александровском проспекте.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Двадцатиоднолетний Пётр Феофанович быстро освоился в среде уральской интеллигенции. И уже 27 мая 1881 года продемонстрировал свои способности в музыкальном кружке, дав первое выступление в театре Казанцева.
Газета «Екатеринбургская неделя» от 27 мая 1881 года передаёт:
«Въ понедёльникъ въ театре г. Казанцева „музыкальнымъ кружкомъ“ былъ данъ спектакль. После спектакля состоялся импровизированный дивертиссементъ изъ пешя и чтешя. Намъ первый разъ пришлось слышать не надолго посетившаго насъ ученика знаменитаго Эверарди, г. Давыдова. Г. Давыдовъ обладаешь весьма сильнымъ теноромъ и исполнилъ вполне артистически: романсъ „Свадьбу“ Драгомцжскаго, apiro изъ Трубадура и еще одинъ романсъ.- Публика встретила г. Давыдова аплодисментами, но, когда онъ пропелъ „Свадьбу“, восторженныя рукоилескашя, крики „браво“, „bis“ , огласили залу. Г. Давыдовъ отблагодарилъ публику темъ, что пропелъ apira изъ Трубадура и затемъ, когда публика вторично покусилась на любезность г. Давыдова, онъ не отказался и. спелъ еще романсъ. Какъ голосомъ своимъ и умешемъ петь, такъ и любезнымъ вниматемъ этому молодому артисту вполне удалось завладеть симшшей публики. Судя но этому, можно съ уверенноспю сказать, что предстоящей въ скоромь времени концертъ г. Давыдова будетъ иметь полный усдехъ. Екатеринбургская публика восхищалась пешемъ г. Богатырева; у г. Давыдова голосъ несравненно сильнее, а манера пешя намъ нравится больше: нетъ техъ горловыхъ нотъ, кашя мы слышали у перваго. Считаемъ себя въ праве предсказать г. Давыдову блестящую будущность.»
В ЕМК для Давыдова всё складывалось замечательно, несмотря на его конфликт с хозяином театра Г.Казанцевым. Казанцев был поклонником драматического театра, а Давыдов настаивал на упоре оперных постановок. Несмотря на конфликт, Пётр всегда играл центральные роли в спектаклях: «Тангейзер», «Отелло», «Садко».
Помимо певческой деятельности, Давыдов лично обучал артистов- любителей и режиссировал постановки. Так он воспитал целую плеяду достойных артистов.
На одном из музыкальных вечеров в театре Казанцева, Пётр познакомился с Анфиёй Ошурковой, дочерью крупного купца. Павел Михайлович Ошурков, отец Анфии, был совладельцем группы золотых и платиновых приисков.
Свадьба состоялась 30 января 1883 года, отец Анфии преподнёс молодожёнам подарок- прекрасный особняк с лепниной в виде львов на фасаде. Пара обзавелась детьми, с одним из своих сыновей Пётр выступит на музыкальном вечере, посвящённом юбилею своей артистической карьеры.
Этот дом свадебный подарок Павла Ошуркова для своей дочери.
А напротив стоит другой особняк- семейное гнездо Ошурковых. По легенде Пётр Давыдов был неверным мужем. Пережить этого Анфия не смогла и покончила с собой в доме, где прошло её детство.
Через дорогу стоит особняк, где жила Антонина Ошуркова- сестра Анфии, по легенде она тоже наложила на себя руки из-за несчастной любви.
Семейное дело Давыдовых идёт в гору. Для развития своего кирпично-изразцового бизнеса, Пётр нанимает Е.Т. Вольсова.
По одной версии род Вольсовых возник от голландских мастеров, которые славились своими качественными печными изразцами. По другой- Вольсовы из простых крестьян, сумевших получить свободу от крепостной зависимости (Вольсовы – «воля»).
Давыдов назначает Вольсова управляющим своих заводов и их филиалов. Выпускать ещё больше качественных кирпичей Давыдову помогала «Фея». Вольсов разработал собственную технологию по прессованию торфа, что помогло облегчить кирпичное производство, и назвал эту кирпичеделательную машину – «Фея».
Петр Давыдов вёл активную общественную жизнь. Он являлся президентом «Екатеринбургского общества охотников конского бега». При его финансовой поддержке в Екатеринбурге был открыт ипподром. Давыдов организовал систему ставок, построил шикарный деревянный павильон с трибунами в два этажа. Из своих средств выделял суммы для кобылиц-победительниц – «Давыдовский приз». Ипподром стал первым спортивным сооружением. В связи с отсутствием стадиона для спортивных состязаний, на ипподроме проводились соревнования для велосипедистов. А в 1911 году с ипподрома взлетел первый моторный самолёт.
Вольсовых и Давыдовых сдружила не только общая работа и страсть к лошадям. Но и то, что Вольсов взял в жёны сестру Давыдова и назвал своих детей в память об их семье. Дочь крестили Анфиёй, а сыновьям дал имена Пётр и Феофан. Феофан Вольсов стал известным архитектором. А имя, данное ему в честь отца бархатного тенора Петра Давыдова, возбудило в нём любовь к музыке, он успешно работал директором отдела Симбирского музыкально- драматического общества.
А пока уже усатый Пётр Давыдов активно гастролирует с труппой известного антрепренёра Медведева. Два года работает в его казанской труппе. С наступлением 20 века драматический тенор и ученик К.Эверарди- Пётр Давыдов, едет в Италию совершенствовать своё пение, как и когда-то его учитель.
Камилло Эверарди – всемирно признанный бельгийский педагог и певец, совершенствовавший своё вокальное мастерство в Неаполе и Милане. Специально для голоса Эверарди французский композитор Ш.Гуно написал партию Мефистофеля в опере «Фауст». Эта опера была поставлена и Петром Давыдовым в ЕМК. А партию Фигаро из севильсокого цирюльника Эверарди готовил под руководством Д.Россини, автора оперы.
В Уральской консерватории сложилась целая группа учеников Эверарди. Первой была Фрида Финкельштейн, ученица класса Эверарди,- Льва Михайловича Образцова, который учился у великого мастера,на пару классов позднее Петра Давыдова. Фрида передала традиции мастерства уже своим ученикам, которых называла внучатыми племенниками г-на Эверарди.
Прощальный подарок
Возвратившись в Екатеринбург, Давыдова встречает трагическая новость. Его сын Павел, которого он отправил учиться музыки в Петербург, к великому Римскому- Корсакову, застрелен из револьвера в ресторане «Медведь» накануне нового года.
«Студент петербургского университета Павел Петрович Давыдов сего 1 января убит в Петербурге, о чем семья усопшего извещает родных, товарищей, друзей и знакомых. Заупокойная литургия имеет быть совершена во вторник, 3 января в церкви Екатеринбургской классической гимназии в 11 часов утра».
Пётр Давыдов полностью погружается в работу, сценические выступления оставляет. Свою любовь к искусству он проявляет в меценатстве. Жертвуя крупные суммы на строительство, Давыдов способствует открытию нового городского театра. Занимает членство председателя в дирекции театра, принимает активное участие в подготовке к открытию первого театрального сезона.
Здание нового городского театра (оперный театр), в строительство которого вложился П.Давыдов.
В Екатеринбурге 1917 год, политическая жизнь остро стоит на повестке дня, Пётр Давыдов становится городским комиссаром временного правительства. Эта должность как красная тряпка для революционного общества, которое набирало большой вес в Екатеринбурге. Петру Феофановичу приходится покинуть город, дальнейшая судьба его осталась неизвестна.
И только старый царский мост помнит цоканье, неторопливо покидающего Екатеринбург экипажа. Внутри сидел усатый, седовласый мужчина, смотрящий на город, который махал ему кронами ветвистых тополей.
Царский мост по Александровскому проспекту, это уникальный объект города Екатеринбурга. Заложен он был в 1824 году, рассмотрев его более внимательно, можно заметить высеченный год и остатки иконы над сводами арок моста.
Эти вековые тополя, стоявшие позади усадьб Давыдовых-Ошурковых, помнят Петра Феофановича.
Комментарии