Хозяйка Аганской земли - ХранителиРодины.рф

Есть люди, которым судьбою определенна историческая миссия- их труд во благо не только близкого окружения, но и всего общества, и есть связующее звено между прошлым, настоящим, будущим.

Детство

Фёкла Семёновна Бондаренко родилась в селе Аган 1 октября 1945 года, в семье рода Покачевых Семёна Галактионовича и Марины Антоновны. Её мама- представительница рода Казамкиных Антона Александровича и Аксиньи из Варьёгана.

«Я родилась осенью – в октябре. Родители мои были неграмотные и, когда пришли в сельсовет для регистрации, не смогли назвать день моего рождения. Недолго думая, секретарь Совета с легкой руки записала дату рождения – 1 октября. Теперь мне весь октябрь приходится быть именинницей. Имя Фёкла мне дала моя бабушка по отцовской линии, а дома меня родители и родные звали Чокыли»- вспоминала Фекла Семеновна.

Детство Ф.С. Бондаренко прошло в юртах с родителями. На промысел рыбы, сбор ягод, заготовку орехов выезжали всей семьей.

«Когда я подросла, моя тетя, Анна Галактионовна, рассказала такой случай. Мне был годик, когда вся семья выехала на сбор клюквы. Прибыв на болото, люльку, в которой я лежала, закрепили на суку дерева. Тут появилась кукушка и, усевшись возле люльки, стала куковать. Это продолжалось сравнительно долго, и никто из взрослых не посмел спугнуть незадачливую птицу. Оказывается, по поверью ханты, как и русских, ее кукование предсказывает человеку, как долго ему жить. Так это или не так, но случилось, что из девяти моих братьев и сестер в живых осталась я одна. Все братья и сестры умерли в детстве или далеко не в старости».

С особым волнением Фекла Семеновна вспоминала школьные годы, особенно первый школьный день.

«Хорошо помнится первый сентябрьский день, когда с группой других учеников мы с мамой пешком по сосновому бору добирались до старого Агана, где в то время находилась начальная школа с интернатом. Я была приятно взволнована, радостна, то и дело обгоняла своих сверстников. Меня влекла новая жизнь в школе, много друзей, хорошие учителя и воспитатели. Но через недельку-другую настроение ухудшилось: появились слезы, капризы, снова захотелось домой к родителям, в родную таежную юрту. Воспитателям и учителям пришлось много со мной повозиться, чтобы настроить меня на учебу. На всю жизнь мне запомнилась моя старшая воспитательница Екатерина Антоновна. У нее не было своих детей, и поэтому всю любовь, ласку и заботу она отдавала интернатским детям. Особое внимание она уделяла мне. Было правило: перед началом нового учебного года девочек подстригали, как и мальчиков. У меня были длинные пепельно-белые волосы (что необычно редкий случай у хантыйских детей). Может быть, поэтому воспитательница разрешила в виде исключения оставить мою прическу. Из-за этого меня долго дразнили «золотая девочка». Знания давались легко, поэтому много времени уходило на общественную работу в октябрятских отрядах и пионерской организации, в самодеятельных кружках, на изучение родной природы. Каждое лето возвращалась в родные юрты к любимым родителям. В семье не было брата старше меня, поэтому многие дела по дому, уходу за младшими в семье возлагались на меня. Как и в прежние годы, предстояли длительные переезды к местам промысла, в далекие леса для сбора ягод, грибов, заготовки кедрового ореха. Восьмилетку уже заканчивала в Новом Агане. Передо мной стал выбор: «Что дальше?». Или пойти на работу в колхоз, или на рыбоучасток, не имея специальности. Родители настояли – учиться дальше. Так я оказалась в Ханты-Мансийском торгово-кооперативном училище. По окончании бухгалтерского отделения меня направили в поселок Тром-Аган в рыбкооп». Потом был Сургут.

Председатель сельсовета

Начало трудовой деятельности Феклы Семеновны пришлось на начало 1970-х годов. Она вспоминала это так:

«Шли годы. Родители при встречах то и дело обижались на меня за то, что я их покинула, оторвалась от своей родины.

1972 год. Снова родной Аган. Теперь уже навсегда. Два десятка лет работала бухгалтером Аганского рыбоучастка. Появилась своя семья, дети, а потом внуки. Работая на рыбоучастке, Фекла Семеновна приобрела большой опыт хозяйственной и организаторской работы. Честно и добросовестно выполняла свои депутатские обязанности. Ни одно общественное, культурно-массовое мероприятие в поселке не проходило без ее непосредственного участия. Зная язык, обычаи и культуру местного населения, она вносила большой вклад в организацию здорового быта в семьи хантов и ненцев. Она росла и набиралась опыта на глазах жителей поселка. И, когда встал вопрос о новом председателе исполкома Аганского сельского совета, избиратели единодушно проголосовали за Феклу Семеновну Бондаренко.

Создание Этнографического музея-театра

Решая сложные, жизненно важные вопросы обустройства поселка, Фекла Семеновна смело взялась за воплощение своей мечты - строительство музея.

«Идея создания этнографического музея, возникла у меня в начале 1980-х годов. Пример нам подал Юрий Айваседа, взявшийся за организацию музея в поселке Варьеган». Созданный Феклой Семеновной музей, основан на истории и экспонатах рода Покачевых. Музей стал своеобразным зеркалом, в которое местные жители дают заглянуть людям, чтобы те могли понять место, в которое они попали, и прониклись уважением к труду, обычаям и особенностям живущих здесь с давних времен людей. А началось всё с деревянного чемоданчика её деда, который хранился у Фёклы Семёновны - Ивана Андреевича Покачева. Потом из Нань-Егана перевезли летнюю юрту и лабаз.

С 1994 года я полностью занялась музеем, став его директором. Так как поселок находится на земле ханты – народа самобытной и богатой культуры, в основу концепции музея решено было положить этнографию коренного населения. Официальное открытие музея состоялось спустя 2 года после основания, в феврале 1996 года.

Основными собраниями музея являются фольклорные памятники духовной культуры (традиции, обряды, легенды, сказки, песни, приметы) и различные предметы традиционного уклада жизни аганских хантов, собранные в экспозиционные коллекции: быт, охота, рыбалка, оленеводство, декоративно-прикладное искусство.

Фекла Семеновна Бондаренко умела создавать атмосферу добра, приносить людям радость. Она – верная дочь своего народа, хотела и делала все, чтобы не потерялась связующая нить поколений, чтобы потомки могли заглянуть в прошлое и смогли понять себя и то настоящее, в котором живут.

«В свое время кто-то умный сказал, что музей – это последняя черта, за которой начинается крах национального самосознания. И если нация будет равнодушно, безразлично относиться к своей истории, культурному наследию, если откажется или сочтет ненужным бережно хранить то, что было сделано предыдущими поколениями, то у этой нации нет никакого будущего».

Музей – это наше наследие, то, что мы оставим после себя. Пусть маленький, но яркий след в истории культуры района, это лишь первый шаг аганцев на пути сохранения традиций самобытной культуры аборигенов Севера» - эти слова Фекла Семеновна ежедневно, ежечасно подтверждала своими делами.

Создание Центра национальных промыслов и ремесел

Считается, что овладевать секретами старинных национальных ремёсел дети коренных жителей начинают ещё в детстве. Однако Фёкла Семёновна стала исключением из правил. К ремеслу Фекла Семеновна пришла уже в более зрелом возрасте. Она родилась на стойбище, воспитывалась в интернате, большую часть жизни провела в посёлке Аган, где 20 с лишним лет проработала бухгалтером на рыбоучастке.

Тогда Фекла Семеновна и предположить не могла, что станет изучать историю родного края, делать всё для того, чтобы сохранить самобытность и традиции своего народа. К своему призванию Фёкла Семёновна пришла не сразу. Увлеклась народным творчеством, лишь выйдя на заслуженный отдых. Она занималась возрождением забытых технологий декоративно-прикладного искусства. Это стало целью и смыслом её жизни. Она приложила немало усилий, чтобы в районе стали развивать национальное творчество коренных народов. Фекла Семеновна освоила десятки национальных ремёсел. Умела шить изделия из кожи и меха, плести из древесной коры, мастерить из корня кедра, шить одежду по традициям предков и многое другое. Знала, где и в какое время добыть тот или иной природный материал для своей работы. Бересту, например, принято заготавливать в конце июня – начале июля, когда идёт сокотечение. Черёмуху же можно срезать в любое время года, она, как и корень кедра, очень послушный материал, надо лишь чуть-чуть смочить водой. Её изобретение – изделия из коры пихты - получили признание заслуженных специалистов в области народного творчества.

В 2008 году по инициативе Феклы Семеновны при поддержке Главы района Б.А. Саломатина Аганский этнографический музей-театр был реорганизован в Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел. Центр объединил мастеров национального декоративно-прикладного творчества, проживающих в Нижневартовском районе. С момента образования Центра промыслов и ремесел Фекла Семеновна определила основные его цели: это восстановление, сохранение и развитие ремесленных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Фёкла Бондаренко всегда щедро делилась своими знаниями, умениями, бесценным богатым опытом. Двери Центра промыслов и ремесел всегда были гостеприимно распахнуты для мастеров не только района, но и других городов и регионов страны. Они считали за честь перенимать опыт известной мастерицы, удостоенной еще в 2008 году звания «Народный мастер России». Так высоко был оценен вклад Феклы Семеновны Бондаренко в дело возрождения, сохранения и развития традиций ее родного народа.

«Мы ездим, и к нам приезжают, – говорила Фёкла Семёновна. – Обучать детей и

взрослых национальному творчеству – это одна из задач центра. Мы должны сделать всё, чтобы сохранить и возродить нашу культуру». И в этом было главное кредо ее жизни и творческой деятельности.

Центр национальных промыслов и ремесел – настоящий живой памятник талантливому мастеру, творцу, неравнодушному человеку, мудрому наставнику – Фекле Семеновне Бондаренко. Он «дышит», развивается, живет. Сохраняя светлую память о создателе, учреждение и сегодня удерживает статус авторитетного, известного за пределами района и округа Центра возрождения, сохранения и развития культурных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Именем Фёклы Бондаренко названа улица в селе Аган

В Нижневартовском районе появилась улица, названная в честь Фёклы Семёновны Бондаренко, уважаемого жителя села Аган, Почётного гражданина Нижневартовского района, Заслуженного деятеля культуры Югры, народного мастера России. В 2016 году Фёкла Семёновна ушла из жизни. Земляки и родственники Фёклы Семёновны обратились к главе района Борису Саломатину с инициативой увековечить имя прославленной мастерицы, чья жизнь и труд стали достоянием и гордостью не только Нижневартовского района, но и Ханты-Мансийского автономного округа Югры, присвоив имя Фёклы Бондаренко одной из улиц села Аган.

Торжественная церемония открытия улицы состоялась в селе Аган. Почтить память аганской мастерицы, приехали глава района Борис Саломатин, а также представители администрации района и поселка, родственники, жители Агана, бывшие коллеги, с которыми много лет работала Фекла Семёновна Бондаренко.

«В селе Аган, где Фёкла Семёновна прожила и проработала всю свою жизнь, да и во всем Нижневартовском районе, наверное, нет человека, который бы её не знал. Она была известна своей доброй славой хранителя национальной культуры народа ханты. Всю свою жизнь она занималась творчеством, и старалась по крупицам сохранять культуру своего народа. Она была человеком, преданным малой Родине, землякам. Я считал себя соратником, товарищем, другом Феклы Семеновны. Наша задача- продолжить добрые дела Фёклы Семеновны, тем самым сохранить память о достойном человеке, народном мастере, много сделавшем для развития культуры Нижневартовского района»,- сказал Борис Саломатин.

Комментарии