Там некогда гулял и я… - ХранителиРодины.рф

Статья посвящена жизненному и творческому пути А.Е. Люстрицкого – кировского художника-графика, мастера городского пейзажа, зафиксировавшего в своих рисунках основные этапы развития города Вятки-Кирова в период с 1930 по 1973 гг. Представлены сведения о коллекции работ этого художника, хранящейся в фондах Кировского областного краеведческого музея.

Фонды Кировского краеведческого музея хранят немало удивительных, уникальных материалов, связанных с историей Вятской земли. Но есть экспонаты особого рода, отразившие не столько материальную, сколько духовную сторону развития края. К ним относятся работы Александра Евгеньевича Люстрицкого, кировского художника – графика, участника Великой Отечественной войны. Жизненно достоверные рисунки, запечатлевшие перспективы улиц, городские окраины, новостройки Кирова, давно стали историческими документами: в них как бы «законсервирован» дух времени, та особая атмосфера, в которой жили и которую создавали уже ушедшие поколения кировчан.

Условно коллекцию его работ можно разделить на три составные части.

"Революцией мобилизованный и призванный..."

К первой относятся рисунки тридцатых годов прошлого века и послевоенного 1946 года. Самый ранний из них датируется 1930-м годом. Он выполнен еще совсем молодым художником, только что переехавшим в Вятку и устроившимся работать в Вятский музей революции. Позади остались годы детства, проведенные в Сарапульском уезде Вятской губернии (ныне Удмуртской СССР). Александр Евгеньевич рос в семье сельского дьякона, родители прочили ему духовную карьеру. Но события первых лет советской власти самым кардинальным образом изменили эти планы, смешав духовные ориентиры и устремления людей. Через село Мостовое, в котором родился и рос будущий художник, проходила в 1919 году линия восточного фронта. Братья Александра воевали на стороне Красных, сам же А.Е. Люстрицкий неожиданно увлекся рисованием. Окончательное же решение посвятить свою жизнь искусству юный Александр принимает в селе Рябово, куда забросила его жизнь. Здесь провели свои детские годы знаменитые братья Васнецовы. Вероятно, уже сам этот факт повлиял на выбор нашего героя. Уже оттуда он переезжает в Вятку, где под влиянием таких местных мастеров, как А.Н. Князев, Н.А. Захваткин, братья А.И. и В.И. Деньшины, раскрывается его талант. В 1931 году А. Е. Люстрицкий впервые участвует в художественной выставке и становится членом АХР (Ассоциация художников революции), профессионально занимается оформительской деятельностью. Наиболее значительной работой тех лет явилось оформление зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году.

"Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!"

Несмотря на высокую загруженность производственной работой, именно в тот период А.Е. Люстрицкий увлекся городским пейзажем. Тема города постепенно становится ведущей в его творчестве. В 1940 году «Кировская правда» пишет о том, что молодой художник А. Люстрицкий в своих работах показывает, какие огромные изменения происходят в городе Кирове, где наряду со старыми улицами появляются широкие и светлые проспекты. [1, с. 6]

В самом деле, рассматривая работы художника, мы видим, с какой симпатией относился он к старой Вятке. Неказистые деревянные домишки, могучие храмы-богатыри – все это реалии уходящей жизни. Пейзажи эти трогательны, лиричны, выполнены с любовью и глубоким пониманием особенностей провинциальной духовной среды. Но между тем, в них нет места тоске, гнетущему чувству безвозвратной потери. Удивительной и характерной особенностью творчества А.Е. Люстрицкого является радостная открытость переменам, новым явлениям в общественной и культурной жизни. И если можно в двух словах сформулировать лейтмотив его произведений, то лучше всего это выразить строкою А. Блока: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!».

Для примера сравним две одноименные работы, выполненные художником в 1931 и 1939 годах. На обоих рисунках запечатлен угол улиц Ленина и Герцена г. Вятки (Кирова). Если на первом мы видим исключительно патриархальную городскую среду с одноэтажной строчной застройкой ХIХ века, легендарным Молочным рынком на первом плане и храмами - доминантами на дальнем, то на втором рисунке преобладают черты нового советского города. Вместо деревянных построек рынка - громада жилого дома, построенного в 1939 г. для работников Кировского управления НКВД, вместо храмов – четырехэтажная Центральная гостиница, соответствующая светлому и величественному облику краевой столицы.

Действительность на рисунке явно приукрашена: на тротуарах - множество нарядно одетых пешеходов, на дороге - все виды транспорта, исключая только гужевой, в небе над городом нарисована целая эскадрилья бипланов. Но в то же время на рисунке мы видим такие характерные черты 1930-х годов, как старый фонарь уличного освещения на деревянном столбе или радиорупор с квадратным раструбом. [4]

"Эх, путь-дорожка фронтовая!"

Эта мирная жизнь города, такая радостная в восприятии художника, закончилась с приходом Великой Отечественной войны. Тяготы военного времени Александр Евгеньевич разделил со своим народом в полной мере. В июле 1941 года он был мобилизован и направлен в разведывательный батальон, а затем в артиллерийский полк. От Кременчуга до Вены – его фронтовой путь. [3] Этот путь нашел отражение в фронтовых зарисовках художника, составляющих вторую, не менее интересную, часть коллекции Кировского краеведческого музея. Названия этих рисунков говорят сами за себя: «Руины Кременчуга, «На Полтавщине», «Солдатский отдых», «Харьков», «В Вене». Они, как и городские пейзажи 30-х годов поступили в музей в 1946-47 гг.

"Стройки в небо взмечем!"

После войны А.Е. Люстрицкий возвращается к своим профессиональным обязанностям: плакаты, работы по оформлению города – вот основная сфера его деятельности. Он много работает в области промышленной графики, книжной иллюстрации (к рассказам А.П. Чехова «Спать хочется», «Ванька Жуков»), портрета («Любит свое дело»). Но последние годы жизни он полностью посвятил себя любимой теме – пейзажу города Кирова. Облик нового города с его площадями, улицами, парками, новостройками – вот круг сюжетов произведений А.Е. Люстрицкого. [1]

В коллекции Кировского областного краеведческого музея представлены 10 работ этого периода. Некоторые из них имеют поэтические названия: «Стройки в небо взмечем…», «Серебряные трубы», «Стальные узоры», которые выражают восторг автора грандиозной стройкой, ожидание перемен к лучшему в жизни своего народа. Интересны художественные приемы, которые использует художник. Находясь прямо под промышленным объектом, Александр Евгеньевич изображает корпуса новостроек (Кировский биохимзавод, ТЭЦ-4). При такой точке зрения снизу вверх изображаемое кажется громадным, «до неба», что лишний раз подчеркивает масштаб совершающихся событий. В шестидесятые годы художник с юношеским запалом увлекся техникой черной акварели. В это время созданы ряд работ как с видами как старой Вятки («Александровский собор»), так и строящегося Кирова («Стройки в небо взмечем…»). [2] Интересно отметить, что одна из таких оптимистичных, полных молодого задора работ в коллекции музея датирована 1973 годом. В следующем (1974 г.) художник ушел из жизни …

Александр Евгеньевич Люстрицкий не был коренным кировчанином. Но прожив всю жизнь в Вятке-Кирове, он полюбил особую атмосферу этого города и сумел выразить в своих произведениях ее сущность, отразил основные этапы духовного и материального развития Вятки-Кирова в ХХ веке.



Окишева Д.В., хранитель муз. предметов Кировского областного краеведческого музея.

_________________________________________________________________

1. Люстрицкий А. Е. Выставка произведений. Киров, 1970 : кат. выст. произведений к 60-летию со дня рождения и 40-летию творч. деятельности А. Е. Люстрицкого. – Киров, 1970. – 44 с.

2. Сметанина, Н. Д. История вятского искусства XVII–XX веков в рассказах и лекциях для учащихся / Н. Д. Сметанина. – Киров : О-Краткое, 2008. – 431 с. : ил. – Из содерж. : Александр Евгеньевич Люстрицкий. – С. 336–337

3. Фронтовые зарисовки художников–кировчан А. Люстрицкого, С. Мезенцева. А. Потехина. Выставка. Киров, 1970 : кат. выст. к 25-летию победы в Великой Отечественной войне. – Киров, 1970. – 27 с.

4. Шулятьев К. Наш город в картинах художников. Часть 2-я [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kirov-portal.ru/blog/nash-gorod-v-kartinakh-khudozhnikov-chast-2-ya-3057/?s=13

Комментарии