Влюбленный в свой город - ХранителиРодины.рф

О творчестве архитектора, который знает все тайны нашего древнего города

Быть архитектором – большая ответственность перед временем. Ведь ошибки, допущенные при строительстве, не сотрёшь, не исправишь, как на бумаге. Они остаются городу. Так считает Владимир Фоменко.

Выпускник архитектурного факультета Ростовского инженерно-строительного института, Владимир Тихонович четверть века возглавлял архитектурную службу Азова. Пожалуй, нет в городе другого человека, который бы так трепетно рассказывал о его людях, улицах и площадях.

Азов – город провинциальный, но провинция — это не просто придаток индуст-риальных центров, а почва, на которой поднялась и се¬годня стоит вся Россия.

«Москва за нами» - обмолвился в разговоре Владимир Тихонович. Действительно, Азов - седьмой по возрас¬ту город в стране. Впереди Дербент, Великий Новгород. Москва и все прочие российские города и веси значительно моложе. Азову же без малого тысяча лет, вот почему так важно сохранить его исторический облик. Азовчане любят повторять, что «в Азове каждый камень историей дышит». Когда находишься в центре Азова, на перекрестке Московская - Пет¬ровский бульвар, ощущаешь положительную энергетику. Возможно, до революции архитекторов обучали искусству гармонии, чувству равновесия в пространстве, или они обладали этими качествами интуитивно. Если внимательно присмотреться: углы всех зданий срезаны, нет такого места, чтобы на тебя был направлен угол. А ведь всякий направленный на человека острый угол действует отрицательно. Вот почему на этом пятачке так любят находить¬ся люди.

Когда находишься в центре Азова, на перекрёстке улицы Московской и Петровского бульвара, ощущаешь положительную энергетику. Возможно, до революции архитекторам прививали чувство гармонии, равновесия в пространстве, или они обладали этими качествами интуитивно. Если внимательно присмотреться, – углы всех зданий срезаны, нет такого места, чтобы на тебя был направлен угол.

Большая заслуга Фоменко в том, что он сохранил старые постройки в центре города. И спроектировал новые: гостиницу «Азов», мемориал Славы, Свято-Троицкий храм, кладбищенскую и больничную часовни, кладбище ветеранов Великой Отечественной войны, лестницу к реке, крепостную и центральную площади, жилые и общественные здания. Он – автор памятников председателю исполкома Лукьяну Измайлову, воинам, погибшим в Афганистане и других горячих точках; а также соавтор памятников Александру Пушкину, Юрию Гагарину и Петру I, Поклонный крест в честь Азовского осадного сидения донских казаков у подножия Крепостных валов; фонтан на Петровской площади у городской администрации.

В числе различных наград, которых он был удостоен за свою жизнь, есть особенно значимая: в 2019 году архитектор Азова Владимир Фоменко награжден золотой медалью Российской академии художеств.

Как-то давно Владимир сказал: « Любовь архитектора к городу должна выражаться в опоэтизированном восприятии его прошлого, настоящего и будущего! Если этого нет, то и браться за преобразование облика города нет смысла!»

Владимир Тихонович считает, что все воплощенное в жизнь должно вызывать интерес, радовать людей, воспитывать вкус к прекрасному. В 1993-1994 годах в Азове проходил первый и второй симпозиум скульпторов. Работы молодых скульпторов – необычные скульптуры из камня-песчаника – скифский воин в шлеме, каменные бабы, ангелы, Нептун, отдыхающий казак, кресло задумчивости, лев спящий, птица-феникс и другие – были подарены городу участниками симпозиумов. Эти произведения искусства можно увидеть в городском парке, перед ГДК, в центре города на Петровском бульваре, во дворике Порохового погреба, у Крепостных валов и на спуске к порту…Камень-песчаник по этому случаю был заказан и привезен из Каменского района. Работали скульпторы вдохновенно, на природе, в городском парке. Им так понравился Азов, что весь свой творческий пыл они решили вложить в скульптуры и оставить их в дар городу! Участники тех симпозиумов, организованных В.Т. Фоменко, были из Липецка, Тамбова, Курска, Омска, Воронежа, Таганрога и др.

Владимир Тихонович всегда понимал всю меру ответственности перед Богом и людьми. Еще в детстве в сельской школе во время уроков он любил смотреть в окно на Обуховский храм, затаив дыхание, созерцать его красоту... Сказочные золотые купола утопали в плывущих лохматых белых облаках на синем небе... Детская фантазия уносила его в неведомые дали... В первом классе он уже пытался делать зарисовки колокольни, изучал взглядом храм до мелких деталей и делал наброски.

Самый большой и красивый в городе Свято-Троицкий храм строился по его проекту, как и часовня на территории городской больницы; а также церкви в Займо-Обрыве и Кулешовке, им также сделан проект церкви и для села Маргаритово.

В здании Свято-Троицкого храма есть какая-то загадка. Снаружи он вроде не-большой, а входишь внутрь — зал громадный. В этом его уникальность: вхо¬дишь и чувствуешь совсем другое пространство. Ка¬жется, что маленький, а на самом деле огромный собор вместимостью 500-700 че¬ловек Пространство храма как бы за-маскировано внутри, в нем прекрасная акустика, витражи на окнах выполнены ростовскими художниками Игнатовыми.

Начало возрождения храмов в России было нелегким, коснулось это и Владимира Фоменко. Из его воспоминаний: «Был еще такой случай. В восьмидесятые годы полуле-гально я разработал проект церкви для Кулешовки и вел авторский надзор за ее стро-ительством. Молва об этом дошла до кабинета третьего секретаря горкома партии, отвечающего за идеологию и пропаганду в городе.

Я был вызван в кабинет третьего секретаря. Состоял¬ся такой разговор.

— Я знаю, что ты стро¬ишь церковь в Кулешовке. Так вот, если не хочешь по-ложить партбилет, то купол церкви не должен быть выше существующей двухэтажной школы. — Так что же, нам этот ку¬пол перевернуть верхушкой вниз? — Ну, смотри, доиграешь¬ся. Я тебя предупредила…»

Трудно сейчас поверить, но это было. Волна возрождения церквей прошла по всей России, продолжается и сейчас.

Владимир Тихонович родился в Азове 19 июля 1949 года. Родители его родом из села Пешково Азовского района. Отец, Тихон Родионович, в 1938 году окончил Азовское педучилище. В 1939 году его призвали на советско-финляндскую войну, а там и Великая Отечественная: попал на Ленинградский фронт. Вернулся в родное село, где его ждала любимая девушка Мария. Поженились, родилась дочь, а через два года – двойня, Владимир и Ольга. Потом – Ростовский пединститут и работа в школе, преподавателем, затем директором.

Мне довелось знать этого человека лично: в начальной школе историю нам преподавал Тихон Родионович. Он привил нам любовь к своему краю, к родному городу, учил приносить людям пользу, всегда выполнять обещания. Для нас он стал примером порядочности, ответственности, как и для сына Владимира.

В школе Владимир учился хорошо, старался не отставать от старшей сестры Валентины, рано научился читать, писать, рисовать. Долго не мог определиться с выбором профессии. Сначала хотел быть лесничим, потом хирургом, думал даже продолжать учёбу в институте кинематографии!

Но судьба распорядилась иначе. «В 1965 году горисполком объявил открытый фотоконкурс на лучшую серию фотоснимков о жизни города, его благоустройстве, об истории и архитектуре. У меня, тогда ещё школьника, опыта в фотографии большого не было, но участие в том конкурсе помогло выбрать свой будущий жизненный путь. Мне необходимо было в кадре искать самое замечательное, самое яркое, чем мог бы гордиться наш известный город Азов. То, что раньше я не замечал, открывалось передо мной в другом представлении. По-иному удалось увидеть, как строились новые здания и целые улицы, как интересны старые улочки и их старые дома с коваными козырьками, решётками ворот и оград, какие люди живут в этом городе, чем занимаются, как отдыхают и одеваются, как радуются и общаются друг с другом. По-новому взглянули на меня городские и загородные пейзажи при разном состоянии погоды и времени. За два-три месяца я вошёл в роль внимательного стороннего наблюдателя и подверг город глубокому субъективному анализу. Как-то, взобравшись на самую высокую в то время точку в центре города, на каланчу (теперь башня музея), и осмотрев всю панораму города, меня осенила мысль, которая определила всю мою дальнейшую судьбу. Мне вдруг стало ясно, что нужно стать архитектором, чтобы преобразить этот город».

И Владимир поступил учиться в РИСИ. На втором курсе подготовил проект лодочной станции и речного вокзала Азова, принимал участие в разработке генерального плана города, которым (во время его преддипломной практики) занимался Ростовгражданпроект. В проекте он представил жилой район на склоне Коллонтаевского спуска; выставленная на конкурсе в Москве, эта работа была замечена членами Союза архитекторов СССР и признана лучшей. Во время учёбы Фоменко проходил практику в Ереване; в составе студенческого стройотряда он попал на целину Ростовской области, где возводили одноэтажные дома в сёлах.

Работая в Волгограде, в Гражданпроекте, Фоменко прошёл хорошую школу в мастерской экспериментального проектирования.

После службы в армии (инженерно-строительные войска на строительстве тоннелей) вернулся домой, женился на однокурснице, ростовчанке Наталье. Обоих с радостью взяли на работу в Таганрог. И всё-таки судьба привела его в Азов!

Обратились к Владимиру Тихоновичу Фоменко, когда не стало председателя Азовского горисполкома Л. И. Измайлова: нужен надгробный памятник. Главным архитектором Азова Владимир Тихонович стал в 1980 году. Под его руководством из центральной части города переместили чулочно-перчаточную и обувную фабрики, проспект имени К. Маркса (ныне Петровский бульвар) продлили, сделали лестничный спуск к подвесному мосту; реконструировали крепостные валы и площадь перед речным вокзалом. А беседку на смотровой площадке Фоменко нарисовал за одну ночь.

В 80-е годы в промышленной зоне выросли завод напорных труб, производственное объединение грузового автотранспорта, новый элеватор. В городе появлялись кафе, столовые, аптеки, магазины…

Реконструирован мемориал павшим в годы Первой и Второй мировой войн. С помощью жителей – свидетелей войны – Владимир Фоменко установил место массового расстрела азовчан в 1942 году. Теперь там памятный знак. Восстановлены и отлиты в металле все списки расстрелянных!

А на месте Азовского сидения казаков образовалась уютная мемориальная площадь. Владимир Тихонович активно сотрудничает с ростовскими скульпторами С. Н. Олешней и А. М. Дементьевым. По проектам этой авторской группы в Ростове установлены памятники «Основателям крепости Дмитрия Ростовского», императрице Елизавете, в Азове – барельеф в честь военачальника и дипломата Фёдора Головина.

У Владимира Тихоновича имеется бесценный архив фотографий: люди, здания, бытовые зарисовки; воспоминания жителей, которых уже нет в живых. Готов проект памятника и материал для книги о городском голове начала прошлого века Виссарионе Ивановиче Мышкине…

Фоменко – постоянный автор публикаций альманаха «Азовский край», который издается в Азове уже 5 лет.

Владимир Тихонович — чело¬век, увлеченный своим делом, может подолгу рассказывать об истории города Азова, о людях, об архи¬тектурных памятниках не толь¬ко нашего города, но и Росто¬ва-на-Дону. Его авторская программа «Голос минувшего на местном телеканале «Пульс» пользуется уважением среди населения города вот уже три года. В 2017 году вышел из печати его фотоальбом «Азов. Вижу тебя таким», вместившим более двухсот уникальных фотографий. Сейчас Владимир Тихонович работает над новым проектом фотоальбома, где планирует разместить фотографии 60-х годов и современные снимки улиц, домов, общественных зданий одного и того же ракурса.

О чем сейчас мечтает архитектор Фоменко? Когда-то он говорил: «Моя мечта - дождаться такого дня, когда у каждого азовчанина будет хотя бы одна отдельная своя комната, когда в Азове будет красивая набережная. Чтобы каждый чувствовал, что скамейка, дерево, фонтан - это все его, а не чье-то чужое. Только тогда наш город будет и красивым, и родным. И нам не будет за него стыдно».

Хочется пожелать, чтобы эта мечта тоже сбылась, а все невзгоды остались за «красной» чертой, которая является определением гра¬ницы при строительстве объекта.



Комментарии