Листая старую тетрадь... Пётр Мулин - жизнь градоначальника - ХранителиРодины.рф

История жизни одного из ярчайших управленцев Забайкалья в 20 веке. Пётр Мулин возглавил Борзю в середине 20 века. При нем небольшой железнодорожный поселок стал городом. Основано на личном дневнике Петра Мулина, хранящихся в "Борзинском районном краеведческом музее".

В 1950 году Борзя стала городом. В этом же году председателем Борзинского городского Совета избран Мулин Петр Григорьевич.

Петр Григорьевич родился в старинном забайкальском казачьем селе Манкечур. Петр учился в церковно-приходском училище, но отучиться ему пришлось лишь четыре года, грянула революция. Школу закрыли. Забайкалье погрузилось во тьму братоубийственной гражданской войны.

Петр Григорьевич с ужасом вспоминал это время.

После войны, в селе начали создавать коммуну. В то время коммуны создавались повсеместно, но популярностью в народе они не пользовались.

Петр Григорьевич вспоминал:

«За один вечер, в коммуну записались все. Все село объединилось в одно хозяйство, а поутру тридцать семей забрали свои заявления обратно».

С 1939 года Петр Григорьевич начинает работать в системе Читинского областного маслопрома. Петр Григорьевич прошел путь от мастера маслозавода до технолога производства. В 1949 году его направляют в Борзю, где он возглавляет Борзинский межрайонный маслопромом. В ведении Мулина находился десяток маслозаводов и свыше двух десятков сепараторных производств. Борзинский район в то время был лидером по производству масла и молочной продукции. За один с небольшим год, Мулин зарекомендовал себя как прекрасного управленца и хозяйственника.

В 1950 году он становится во главе молодого города. С именем Мулина связан расцвет Борзи.

Ранее в Борзе была лишь одна школа. За 2 года, с 1954 по 1956 год было построено три новые школы, общей численностью на 1200 учащихся.

В последующее десятилетия в эксплуатацию принято еще четыре школы, общей численностью на 1500 учеников.

Во времена руководства городом Мулиным, в Борзе активно ведется строительство жилого сектора. В начале пятидесятых возводятся двухэтажные «сталинки» в южной части города (ныне улица Чехова, Матросова и Ленина). Решение жилищного вопроса было приоритетной задачей. Сам Мулин с семьей, с 1949 по 1954 год жил в землянке, в залинейной части города.

В 1954 году семья Мулиных переехала в новый дом по улице Савватеевской. С 1951 по 1953 год эксплуатацию было сдано 270 домов, общей площадью 6363 км. метров. В последующее десятилетие было построено организациями города 53260 кв. метров жилья. Государство давало борзинцам беспроцентные ссуды на частное домовое строительство.

В 1956 году в строй пущен кирпичный завод. В этом же году сдано в эксплуатацию новое двухэтажное здание вокзала.

В этот период в городе открываются новые предприятия, благосостояние населения пусть медленно. Но неуклонно растет. Зарплата главы города вначале 1960-х время была всего около 70 рублей. Можно сказать, что Петр Григорьевич был бессеребрянником, искренне заботящимся о народе.

В это время создается городской парк. Борзя традиционно была пустынным местом, с сильными ветрами. Население в весенний и летний период ходило в защитных очках и марлевых повязках на лице. Постоянная привычка щурить глаза, спасаясь от ветра, создавала у борзинцев азиатский взгляд и «звездочки в уголках глаз». Мулин задался проблемой озеленения Борзи.

В 1951 году по инициативе председателя городского Совета были приобретены саженцы тополей, в количестве семи тысяч. Все они были высажены. Воду для их поливки возили на подводах. Автотранспорта не хватало. Поэтому, в 1954 году создано Борзинское автотранспортное предприятие.

Сейчас многие не понимают, что в в засушливых условиях Борзи и соляной почве, лишь тополь может прижиться и разрастись. Именно он защищает город от сильных ветров.

В последние года лесопосадки вокруг Борзи, посаженные при Мулине засохли и вырублены. В Борзю вновь возвратились ветра. Правда и вырубка леса в крае тоже играет существенную роль, но вернемся в 1960-е.

Что касается транспорта, то его в Борзе не хватало.

Петр Григорьевич вспоминал:

« Я на работу ходил пешком. Утром рано вставал, иду на работу по улице Ленина и смотрю, где что сломано. По другой улице возвращаюсь вечером домой, провожу ревизию. Когда я шел, то хозяева корову ни за что не выпустят. Мы даже разработали специальные штрафы за порчу саженцев».

Трудно представить, но в то время в центре города можно было встретить коров. И еще труднее представить, чтобы глава города лично делал обход и спасал молодые деревца и защитные ограждения от вандалов и животных. Но так было, тому свидетельством дневник Петра Григорьевича, хранящийся в «Борзинском районном краеведческом музее».

Что касается автотранспорта, то автомобиль у борзинской администрации появился в первой половине 1960-х. Это был знаменитый ЗИС-5. На нем работал мой дедушка. Он был родом, как и Петр Григорьевич из села Манкечур, поэтому знал его с давних пор. Дедушка умер очень рано, сказалось тяжелое полуголодное, трудовое детство, пришедшееся на военные годы. Из семейных рассказов знаю, что дедушка очень хорошо отзывался о Петре Григорьевиче.

В 50-е Борзя строит тесные торговые, партнерские отношения с Китаем. Китайские официальные делегации частые гости в Борзе того времени.

В 1959 году начали сою работу Борзинские центральные ремонтные механические мастерские (ЦРММ).

В 1954 году в строй пущены холодильные камеры мясокомбината. В последующее десятилетие Борзинский мясокомбинат будет являться предприятием республиканского значения. Крупный рогатый скот для забоя будет поставляться не только из районов Читинской области, но и Монголии. Продукция Борзинского мясокомбината будет известна и будет пользоваться популярностью и за пределами Забайкалья.

В этот период начал работу Борзинский пивоваренный завод. Завод постоянно совершенствовал технологию производства и осваивал новые сорта пива и родственных ему напитков.

В районной больнице, в 1959 году открылось два новых корпуса и физиотерапевтический кабинет.

В 1960 году первые авиарейсы принял Борзинский аэропорт. Б.И. Пешковым, будущим основателем районного музея, при Борзинской противочумной станции открыт небольшой зоологический музей.

В 1961 году начала работу Борзинская звероферма, на которой разводили серебристых лисиц и голубых песцов. Открыл свои двери, построенный Дом культуры железнодорожников.

В 1963 году в Борзе открыто медицинское училище. Оно было создано на базе школы медицинских сестер, действовавшей с 1955 года. Школа была открыта по инициативе областного комитета Красного Креста.

В 1963 году, продолжая программу озеленения, в целях создания «зеленого кольца» вокруг города был организован Борзинский лесхоз. В него вошли три лесничества: Борзинское, Курунзулайское и Забайкальское. В 1964 году была открыта Борзинская птицефабрика.

При Мулине Борзя действительно быстрыми темпами превращалась в город. Его наследие продолжает жить и теперь

П. Г. Мулин

ЗИС-5. Автомобиль Борзинской администрации в 1960-х.

П. Г. Мулин с представителями китайской торговой делигации. 

П. Г. Мулин с представителями международной делегации. 

Тополя вырасшие из саженцев. 

Здание Уневермага. Магазин построен и открыт в 1960-х.

Школа №48 (бышая №43). Построена в 1954 году. 

Дом в котором П. Г. Мулин жил с 1954 года. 

Дом культуры железнодорожников. Открыт в 1961 году. 

Комментарии