«Туманные, дремучие леса, о чём храните тайну вековую?..» (Л. Бритова) - ХранителиРодины.рф

Арсений Майоров не профессиональный историк и не писатель. Он собиратель историй, преданий, легенд лесного заволжского края. На протяжении всей жизни он путешествовал по окрестностям города, по деревням и селениям, встречался со старожилами, слушал их рассказы и всё записывал. А ещё, помнил были и небыли своей бабушки. Всё это и легло в основу его книг, вызвавших большой интерес не только у семеновцев.

История и слава Семенова.



Город Семенов Нижегородской области 05 сентября отметит очередной праздник – День города. Именно в этот день в 1779 году по Указу Екатерины II селу Семеново был присвоен статус уездного города, а в 1781 году у него появился герб и утвержден план застройки, который представлял правильный четырехугольник разбитого взаимопересекающимися улицами, пересеченного двумя линиями диагональных улиц. На месте их пересечения образовалась главная площадь, а по углам ещё четыре, поэтому Семенов называют городом пяти площадей, или «маленьким Парижем». Как говорят краеведы, расположение улиц схоже с французской столицей.

Услышав название Семенов, кто-то из иногородних скажет: «Да, это столица Золотой Хохломы и семеновской матрешки», другие вспомнят имя Б.П. Корнилова – поэта-земляка, прославившего «нижегородскую губернию и синь семеновских лесов». Третьи будут утверждать о том, что город в прошлом слыл столицей ложкарного промысла (до 200 млн. деревянных ложек в год производили в лесном крае в XIX веке). И все будут правы. А ещё Семенов и Керженский край были одним из главных центров старообрядчества. Сюда, в непроходимые, дремучие леса, бежали тысячи несогласных с нововведениями Патриарха Никона после трагических событий XVII века – раскола Русской Православной Церкви. Здесь основывали они скиты – лесные монастыри, коих насчитывалось более сотни.

Интерес к истории старообрядчества растет год от года: кто-то интересуется своей родословной и разыскивает материал по этой теме, другие приезжают в Семенов как паломники, чтобы поклониться святым местам, где когда-то молились, жили, сохраняли веру древлеправославную старцы и старицы. Другие «гости» едут , чтобы отыскать какие-то артефакты или даже клады, о которых ходят легенды. До недавнего времени основной информационный материал по этим темам можно было найти в историко-художественном музее, где представлена экспозиция, посвященная истории старообрядчества, а в 2007 году небольшим тиражом вышла книга «Скиты Керженского края», которая сразу стала библиографической редкостью. Её автор Арсений Иванович Майоров. О нем и пойдет рассказ.



Жизненный путь Арсения Майорова.



«Он собирал предания, сказанья,

Записывая в толстую тетрадь.

В его неярких тоненьких изданьях

Могли мы эти сказы прочитать…»



Не профессиональный краевед , не историк, не научный исследователь, Арсений Иванович – хранитель Малой Родины родился в деревне Хомутово 01 марта 1942 года в семье приверженцев древлеправославной веры. Отец Иван Александрович считался истинным старообрядцем, занимался благоустройством храма, подавал деньги на строительство и восстановление общины. Мать Евдокия Андреевна была ловкой, выносливой и быстрой в работе и в выполнении любого дела. Но особую роль в том, что Арсений Иванович стал изучать историю края, сыграла бабушка Анна Григорьевна. Она рассказывала внуку о старообрядцах, гонениях на них, их подвигах и благочестии. Рассказы оставили неизгладимый след в душе маленького Арсения. Окончив начальную школу в Хомутове, потом восьмилетку в деревне Хахалы, поступил в Борское техническое училище по специальности судоводитель. Первая практика проходила за штурвалом буксирного парохода, капитан которого знал много историй и легенд нижегородского края. Некоторые из них Арсений записывал в свою тетрадь. Затем служба в армии, работа, женитьба, появление в семье двоих сыновей. Где бы ни работал Арсений Майоров, он всегда что-то искал, много читал, никогда не проходил мимо книжных магазинов, и всю жизнь записывал легенды и предания родного края. Попутно этому, встречался со старожилами деревень, слушал и записывал были и предания и почувствовал, что в сохранении памяти своих предков, своих земляков и состоит его призвание. Из воспоминаний жены: «Краеведческие записи Арсений Иванович вел всю жизнь. Он не мечтал об издании книги. Просто очень любил свой край и собирал все, что связано с его историей: фотографии, статьи. Ездил по селам и деревням, слушал рассказы и легенды старожилов, разыскивал места исчезнувших старообрядческих скитов. У него был дар слушать собеседника. В большие тетради, напоминающие амбарные книги, скрупулёзно записывал всё самое интересное из увиденного и услышанного. В 45 лет был опубликован его первый рассказ в местной газете, и только после выхода на пенсию, он вплотную занялся подготовкой материала именно книги».



Чудесные сказы Кержацкой земли.



«В названьях сёл, скитов и поселений

Он находил истории зерно.

И будто бы из сказочных видений

Осталось в мир открытое окно...»



Первая из них «Сказания Керженца - реки и края Семеновского» вышла в 2005 году и сразу привлекла внимание читателей. Из нее мы узнаем о том, откуда пошли названия рек – Керженец, Безменец, Козленец. Почему правый берег Керженца называют «Монастырщина», а левый – «Лыковщина». Откуда пошли названия деревень Семеновского уезда, об обычаях предков и многом другом. Например, в «Бабушкиной сказке» говорится о том, как однажды пошел Иван в лес, да и заблудился. «…Из сил выбился, идя по дремучему семеновскому лесу, думал, совсем пропадет. Но вдруг вышла к нему дряхлая старуха и попросила, чтобы Иван перенес её через реку. Из последних сил донес он старушку» Что за чудо: старуха-то с каждым шагом всё легче становится, а у н его самого будто сил прибавляется!... Сказку эту вспомнил потому, что сейчас очень много людей жалуются, как Иван, заблудившийся, мол, руки у них опустились. Вот с него надо взять пример. Встряхнуться, собрать последние силы, перекреститься, да и, взяв в свои натруженные руки матушку-Россию, перенести её через невзгоды. Тогда и Россия, помолодеет от труда нашего, а с ней и мы добрее, милостивее, увереннее в себе станем».

Одна за другой выходят в свет книги: «Семенов: легенды, предания, история», затем «Скиты Керженского края». И каждая из них буквально разлетается среди горожан, гостей города. Возникает идея их переиздания. Благодаря кропотливой работе сотрудников историко-художественного музея, поддержке администрации, хлопотам вдовы Валентины Евдокимовны Майоровой, редакции доктора филологических наук Нижегородского университета Н.В. Морохина в конце 2019 года вышла в свет книга А.И. Майорова «Керженский край». Её презентация прошла в феврале 2020 года и собрала большое количество участников, кроме самого автора. В 2008 году его не стало, а спустя два года после его смерти случился пожар в доме, где он жил. К большому сожалению, почти всё уничтожил огонь: архивные материалы, записи, альбомы с фотографиями.

Первая часть книги целиком посвящена городу. Автор приводит семь легенд об основании Семенова. Такая кропотливая работа по систематизации версий относительно названий, о том, кто же был первопоселенец, где была поставлена первая изба Семена, была выполнена впервые. И этот факт очень важен для исследования Семеновского края. Почему город так называется? Что за загадочный Семен – ложкарь или бортник, а может стрелец, Семен-монах, посадский сотник?...

Очень познавательные истории о названиях улиц города в прошлом и настоящем. Не все жители знают, где находилась улица «Свободная женщина» или МОПРА. Почему один из районов города называется Ошара?... и где расположена Попова гора, на которой стоит Катеринин дуб, якобы посаженный царицей Екатериной II, посетившей Шарпанский скит. Пусть это и красивая легенда, не подтвержденная достоверными фактами, но название-то живет, и по сей день.

По книге можно проводить краеведческий квест, настолько интересные сведения об историческом прошлом Семенова можно из неё узнать.

В третьей части А.И. Майоров собрал рассказы обо всех известных святых местах – скитах. Описал заселение и зорение, природу и жителей с их занятиями, ремеслами, рассказал о хранившихся там святынях. Автор не претендует на историческую достоверность. Он смотрит на события с позиции народных сказаний, преданий, легенд. «Книга эта – не исследование, а историко-художественное повествование о событиях, чаще всего драматических, проходивших на Керженце, о силе духа населяющих наши места людей, об их гражданском мужестве».



«И становился ярок, чёток, близок

Наш край родной, что он нам открывал.

Как бусинки на ниточку нанизав,

Слова в канву сказания вплетал»



Признание таланта.



С некоторыми изысканиями можно поспорить. Возможно, историки-краеведы найдут в книге погрешности. Но автор и не претендует на историческую достоверность, указывает, что в основе рассказы, легенды были, передаваемые из уст в уста. Вот попали они в душу Арсения Ивановича, и он записал, и сохранил для потомков. Автор постоянно связывает события прошлого с сегодняшним днем города Семенова. Это делает книгу доступной и интересной, своего рода «машиной времени» при помощи которой читатель отправляется в увлекательное путешествие по прошлому Семеновского края. Издание книг А.И. Майорова – это большой вклад в воспитание юных семеновцев в духе патриотизма, в духе большой любви к своей малой Родине.



В руках у нас прекрасное изданье!

Не дожил он до памяти такой.

Дань уваженья – книга! И признанье

Его таланта на земле родной.

(Н. Остафийчук)



В работе использованы фотографии В. Степанова, О. Самедова.

Комментарии