«На охоту с пером» - ХранителиРодины.рф

За последние годы писатели-юристы, как явление в якутской литературе не редкость. Май Прокопьевич Емельянов, незрячий писатель Якутии, будучи почетным сотрудников МВД РФ, в своем творчестве не ограничивался остросюжетными повестями о работе полиции. Его произведения носят приключенческий характер, в котором описывается природа Якутии, одна из самых необычных мест на планете, поражающая своей красотой и многообразием фауны. Его творчество помогает лучше понять и полюбить якутскую природу, её красоту, особенности, познакомиться с бытом, нравами и охотничьими традициями и обычаями народов Якутии.

Май Прокопьевич Емельянов, почётный сотрудник МВД РФ, полковник полиции (милиции) в отставке, кавалер ордена «За заслуги в МВД», член Союза писателей РС(Я), МСПС, Ассоциации «Писатели Якутии». Незрячий автор 5 сборников рассказов.

Свою творческую деятельность он начал будучи уже сотрудником правоохранительных органов. Основная тема его рассказов – тема охоты, природы. Так, его рассказы, где описывается неописуемая красота якутской природы, рассказываются традиции и обычаи охоты, в 2007, 2012 и 2014 годах в национальном книжном издательстве «Бичик» изданы тиражами по 6000-7000 экземпляров, что говорит о большой читательской востребованности произведений.

Охота по справедливости одно из главнейших занятий человека. Об этом писал в свое время сам великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. А для коренного населения Якутии охота и рыболовство с древних времен были не только главными источниками выживания и существования, но и как объект культуры.

 «Охота в жизни коренного населения Якутии»

Охота во всех своих проявлениях является древнейшей традицией якутской культуры. Считается, что покровителем охоты у якутов является хозяин тайги Баай Байанай. Это живущий в лесу веселый шумливый старик, богатый мехами. У него есть братья и сестры, по разным версиям их 11, 9 или 7. Хозяину тайги приносились жертвоприношения: перед началом охоты, в случае большой добычи или при длительных охотничьих неудачах. Жертвоприношения всегда состояли из даров в виде кумыса, жареных оладий и масла. И именно от его благосклонности зависела охотничья удача.

В тяжелых условиях Крайнего Севера, где жизнь человека напрямую зависит от климатических и других природных особенностей местности, Дух охоты Баай Байанай является наиболее почитаемым. Как и большинство северян многие писатели сами были замечательными охотниками, и потому в их произведениях Баай Байаная изображен, в соответствии с традиционными представлениями народа, справедливым и благосклонным к людям Духом.

 «Охотничьи рассказы»

Многообразие природы родного края, обычаи якутов красочно и разносторонне отражены в произведениях Мая Прокопьевича Емельянова. Любовь Мая Емельянова к природе, стремление описать ее более реалистично сочетаются со стремлением сделать свои рассказы красочными, увлекательными, что не оставляет читателя равнодушным к его творчеству.

На рубеже XIX-XX веков анималистические рассказы являются удобным средством изучения общественного сознания, концепций природы и мира животных. Литературный анимализм М. Емельянова в сценах охоты на диких животных Якутии выступает не только эмпирической базой приключений охотников-якутов. Он носит интегративный характер, позволяя, во-первых, дать выразительную картину якутского мира, нарисованную реалистическими красками, во-вторых, изобразить якута успешным охотником, который с уважением относится к природе.

В его увлекательных рассказах обычно описываются эпизоды из реальной жизни, а персонажи преподносятся читателю, подчеркивая необходимые детали и нюансы его внешности. Волнения, переживания во время охоты держат читателя в напряжении на продолжении всего чтения.

Тема охоты получила свое развитие в творчестве незрячего писателя-юриста как отражение его мировоззренческой позиции. Май Емельянов был охотником и имел хорошее представление об этом занятии. Охота в жизни Емельянова становится эстетическим событием, получая выражение в его внимательном отношении к провинциальной жизни – простому человеку, деревенскому быту, красоте природы.

Май Емельянов, ощущая страсть к охоте, прекрасно понимает значение события охоты в жизни человека, в жизни охотника-якута. Охота для Емельянова, как и для И. С. Тургенева, – это тяга сблизиться с природой, выразить чистоту своих чувств, насладиться ее красотой, ощутить себя частью совершенного мира, идеальной субстанции. Художественная достоверность событий, типизация характеров, масштабность картин в его рассказах, ориентированных на зрителя из народа, достигаются путем драматизации концепта охоты. Поэтому концепт охоты, благодаря эпико-драматической структуре, прочно входит в творчество писателя-юриста, развивая сюжет и выражая нравственную позицию автора.

 «Охота – священное национальное достояние»

Природа родной Якутии в рассказах Мая Прокопьевича Емельянова представлена как огромное пространство для приключений, демонстрации храбрости, отваги, но в то же время уважения к духам природы якутов. Читатель перенимает и за одно учится охотничьим обычаям и традициям, которые берут свое начало с древних времен. Кроме этого родная якутская природа реалистично отражена, которую подлинный охотник призван не только любить, но и всячески оберегать как священное национальное достояние.

Комментарии