Герой Социалистического труда Асхадуллин Фидус Фаизович
Герой «Арктики», Чулпан, Республика Башкортостан
«…Я просто честно и добросовестно выполнял свое дело. Счастлив, что прошел путь с пользой для страны…», - говорит Фидус Асхадуллин из атомного ледокола «Арктика»
Право же быть первым завоевывается упорным самоотверженным трудом
Фидус Фаизович Асхадуллин родился 12 декабря 1941 года в деревне Чулпан Янаульского района Башкирской АССР. Вскоре после его рождения его отец, Фаиз Асхадуллин погиб героически защищая Москву в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Мать Дагия Хаертдиновна осталось с двумя детьми. Детство и юность Фидуса пришлись на нелегкие военные и послевоенные годы. Мать с утра до ночи работала в колхозе, за детьми присматривала бабушка, у которой с войны не вернулись два сына. Маленький Фидус помогал по дому: присматривал за гусями, собирал колоски в поле, работал в огороде. Рядом с домом находился железнодорожный разъезд, где часто проходили воинские эшелоны. Бабушка многие годы выходила встречать поезда, надеясь увидеть сыновей. Фидус навсегда запомнил настоящих фронтовиков, которые тихо сидели на лавочках в белых кальсонах и валенках, как они уходили из жизни…
После войны Дагия Хаертдиновна десять лет ждала возвращения мужа, не верила «похоронке». Затем вышла замуж за слесаря, токаря, электросварщика Нуриева Зия Шаяхметовича. Семья пополнилось детьми: Зикаф, Дания, Фатыма. Отчим привил Фидусу большую любовь к технике. Учился Фидус в Янаульской средней школе №1. Окончив 10 классов, в 1960-1964 годах проходил срочную службу на подводной лодке Северного флота, где получил хорошую практическую подготовку в эксплуатации корабельных двигателей и приобрел опыт плавания в северных морях. Несколько раз пересекал экватор.
После увольнения из Вооруженных Сил в 1964 году поступил на работу в Мурманское морское пароходство (ММП) учеником машиниста атомного ледокола «Ленин», затем стал трюмным машинистом. За короткий срок, семь лет досконально изучил свое заведование, стал мастером паропроизводительной установки ледокола, работавшего на трассе Северного морского пути. Атомный ледокол «Ленин», выполняя ледовую проводку судов в Арктике, стал одновременно лабораторией по подготовке специалистов для следующих поколений атомоходов.
В 1973 году в составе большой группы специалистов во главе с капитаном Ю. Кучиевым был направлен в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) на балтийский завод для приемки и доводки механизмов, строившегося там атомного ледокола «Арктика». Проделал большую работу по монтажу судового оборудования нового ледокола и его испытанию. В 1975 году атомоход вошел в строй действующих ледоколов ММП. Фидус Фаизович стал старшим мастером атомной паропроизводительной установки ледокола «Арктика».
Здравствуй, северный полюс!
9 августа 1977 года атомоход снялся с якоря и взял курс на Северный полюс. Руководил походом лично министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко, который поставил перед экипажем сверхсложную задачу — достигнуть в свободном плавании Северного полюса — того, чего еще не было в истории. Поход продолжался с 9 по 23 августа 1977 года – первое активное плавания надводного судна на вершину планеты. Ледокол «Арктика» прошел Карское море и, миновав пролив Вилькицкого, достиг моря Лаптевых, затем повернул точно на север. Начались сплошные льды, толщина которых доходила до 11 метров. В такой период самое главное — бесперебойная работа силовой установки, которую вместе с ремонтными бригадами обеспечивал Фидус Асхадуллин, находившийся на пульте управления круглосуточно. Благодаря четкой работе механизмов и людей, ледокол уверенно шел к назначенной точке. Большую роль в этом сыграл произведенный Фидусом Асхадуллином ремонт механизмов и систем атомохода при подготовке к походу, тем самым обеспечив бесперебойную работу энергетической установки во время рейса на полюс и обратно в Мурманск. Любопытно, что кроме Фидуса Фаизовича на борту «Арктики» были еще двое земляков из Башкирии — старший техник Рафик Булатов и мастер-электрик Мунир Абдуллин. Всего на борту находилось 170 человек экипажа. Пройдя за семь суток и 8 часов 2528 миль, ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол «Арктика», преодолев мощный ледяной панцирь Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. И первым человеком, ступившим на лед Северного полюса, был Фидус Асхадуллин, который перед этим получил по переговорному устройству приказ от вахтенного механика Михаила Семеновича Гурьяна: «Асхадуллин, тебе почетное задание: установить на Северном полюсе десятиметровый флагшток для поднятия Государственного флага СССР. Выполняй!». Фидус Фаизович и мастер-ремонтник А. А. Шпринг выбрали ровную площадку и установили на ней флагшток – стальной стержень. После этого с корабля был спущен парадный трап. В 9 часов 40 минут по московскому времени над Северным полюсом заколыхался на ветру флаг Советского Союза. Сообщение об этом взволновало весь мир. Министр Тимофей Гуженко поздравил всех с победой. У основания флагштока были установлены памятные доски и герметичная капсула с текстами Конституции и Государственного гимна СССР, списком участников похода. Капитан ледокола прикрепляет у подножья флагштока древко от флага экспедиции Георгия Седова, которая не смогла дойти до Северного полюса. Вскоре на борт атомохода пришло поздравление от тогдашнего руководителя страны Леонида Брежнева.
Пятнадцать часов провели на полюсе члены команды с «Арктики». За это время ученые выполнили огромный комплекс исследований и наблюдений. Были взяты пробы воды и снега. Кораблестроители получили ценные сведения о ходовых и навигационных качествах нового атомохода, успешно прошедшего суровое испытание. Появилась реальная идея проходить от Мурманска до Чукотки по высоким широтам, что более чем на тысячу миль короче, чем традиционный путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Впервые в истории Северный полюс был достигнут водным путем, на атомном ледоколе «Арктика». Ни одному судну ранее не удавалось дойти до Северного полюса, хотя попыток было не мало.
Центральные газеты страны в те дни пестрели заголовками «Алый стяг на вершине планеты», «Здравствуй, Северный полюс!». Много позже в интервью районной газете «Янаульские зори» Фидус Асхадуллин скажет: «…Я просто честно и добросовестно выполнял свое дело. Счастлив, что прошел путь с пользой для страны…».
Покорение Северного полюса – не единственная славная страница в истории атомохода «Арктика». В конце 1983 года экипажу ледокола выпало новое серьезное испытание на прочность. Караваны судов отечественного торгового флота безнадежно застряли во льдах Айонского массива. Сопровождавшие их дизельные ледоколы тоже стали пленниками стихии. «Арктика» пробилась туда и вывела на открытую воду все оказавшиеся в ледовой западне корабли. Надежность работы ее энергетической установки тогда обеспечили Асхадуллин и его товарищи из электромеханической службы атомохода. Их большая заслуга в том, что реакторы «Арктики» вместо 100 тысяч первоначально запланированных часов безотказно проработали 175 тысяч, значительно продлив срок службы атомохода. В 1999 году «Арктику» временно вывели из эксплуатации для ее модернизации и продления ресурса ядерной энергетической установки.
45 лет «атомного» стажа
С 1990 года Фидус Асхадуллин перешел на атомный ледокол «Таймыр». Несмотря на большую занятость на судне, он находил время и для общественной деятельности, будучи одним из активистов профсоюзной организации пароходства. В качестве делегата от мурманских моряков принимал участие в работе ХI и ХII съездов профсоюза рабочих морского и речного флота, ХIII съезда профсоюзов страны.
За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года Фидусу Фаизовичу Асхадуллину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В том же году ему было присвоено звание Почетного полярника СССР. В 1982 году вступил в КПСС. В общей сложности наработал 45 лет «атомного» стажа, после выхода на заслуженный отдых трудился еще 15 лет.
Он – истинный Герой нашего Отечества!
Счастливо устроилась семейная жизнь Фидуса Асхадуллина. Женился на студентке Бирского педагогического института Нурзиган на иностранном факультете, французского отделения. С третьего курса она перевелась заочно и уехала к супругу в Мурманск. Проработав семь лет в детском доме воспитателем, стала учительницей. Вырастили четверых детей. Дочь Милена живет в Москве, старший сын Данис - в Подмосковье. Близнецы Данил и Дамир – кандидаты сельскохозяйственных наук, живут в Казани. Есть три внука и две внучки. В 2005 году после выхода на заслуженный отдых Фидус Фаизович покинул Север и поселился в Республике Татарстан в поселке Лаишево.
Имя Фидуса Асхадуллина носит центральная улица в деревне Старый Куюк Янаульского района, одна из улиц города Янаул названа в его честь. Всю жизнь Фидус Фаизович честно и добросовестно выполнял свое дело, как и подобает настоящему мужчине. Он – истинный Герой нашего Отечества!
Награды:
- Почетный полярник
- Герой Социалистического Труда
- Орден Ленина
- Медаль «Серп и Молот»
Комментарии