Учитель великих инженеров Александр Зенкевич
Профессор Мариинского земледельческого училища, Октябрьский Городок, Саратовская область
Ныне сельскохозяйственный техникум, а ранее - Мариинское зеледельческое училище, - казалось бы, рядовое образовательное учреждение. Но оно хранит множество тайн, великую двухвековую историю и гордится знаменитейшими умами - выпускниками и преподавателями мирового, всесоюзного и всероссийского масштаба.
Зенкевич Александр Осипович родился в 1853 году в бывшей Гронденской губернии, сын сельского православного священника. Окончил Бельскую гимназию в 1872 году, потом учился на стипендии в Петербургском Университете, на физико-математическом факультете, отец и мать его в это время умерли. После окончания университета стал в 1878 году учителем математики, а потом также инспектором в Мариинском Земледельческом училище.
Был хорошим математиком и умел заинтересовать предметом учеников. Об этом писал в своей книге «Жизнь инженера» его бывший ученик, академик И.П.Бардин, вспоминая в 1938г своего учителя, привившего ему любовь к математике и точным наукам:
"При отличном составе преподавателей Николаевский городок представлял собою небольшой культурный центр Саратовской губернии" - пишет Бардин, - "Сюда в каникулярное время съезжались сельские учителя для повышения образования, главным образом в области агрономической науки, и для ознакомления с практической агрономией.
В те годы Николаевский (ныне Октябрьский) городок был центром крестьянского революционного движения. В этом революционном движении принимали участие и учащиеся и преподавательский персонал во главе с инспектором училища, учителем математики Александром Осиповичем Зенкевичем.
А. О. Зенкевич организовал в поселке ссудо-сберегательное товарищество, плужную крестьянскую артель и, пользуясь не слишком пристальным здесь вниманием правительственного «недреманного ока», смело вел пропаганду революционных идей.
Один из учеников А. О. Зенкевича вспоминает, что когда однажды он с товарищем у себя дома, в крестьянской избе, печатал на гектографе какие-то прокламации, в избу зашел, по обязанности инспектора, Александр Осипович. Великовозрастные парни смутились. Инспектор же, увидев, чем они заняты, улыбнувшись, сказал:
— Виноват!
И вышел.
К этому благородному человеку, в конце концов изгнанному саратовским губернатором из училища, Иван Павлович Бардин, как и многие другие воспитанники земледельческого училища, сохранил теплую привязанность на всю жизнь. Строгий, но внимательный и чуткий педагог, А. О. Зенкевич привил своим ученикам не только любовь к математическим наукам, но и твердую веру в великое будущее родины.
В годы первой русской революции в Николаевском городке крестьянское восстание ознаменовалось созданием коммуны, после разгрома которой участникам восстания из учащихся пришлось бежать в Канаду и в Северо-Американские Соединенные Штаты, куда через несколько лет, вследствие сложившихся обстоятельств, уехал и Бардин."
Даже самые нерадивые ученики постепенно выравнивались и получали потом более высокие оценки, хоть учитель их был требовательный. Вместе с тем Александр Осипович был хорошим гуманным и педагогом-воспитателем, стремившимся действовать не наказаниями, а убеждением и внушением, такой же логикой, как в математике, требовал необходимой дисциплины, но не стеснял без необходимости свободы учеников, предоставлял им развиваться и умственно расти, читать то, что их интересует, знакомиться с передовой демократической литературой.
Приняв должность инспектора в глухое реакционное время в 1898г. Александр Осипович настойчиво проводил свои взгляды на воспитание учеников, несмотря на противодействия директора Смирнова, с которым он дружил, пока тот был учителем. В училище образовались две враждующие партии, одна более либеральная на стороне директора. Все ученики были на стороне Александра Осиповича. Директора Смирнова так не любили, что, как рассказывал Александр Николаевич Челинцев, ученики при посадке деревьев назло директору подсекали корни и саженцы засыхали.
Один раз в училище случился скандал: после педагогического совета исчезло осеннее пальто директора, спустя некоторое время при чистке нужника директорское пкальто было обнаружено там. Несмотря на все усилия директора и его угрозы, виновных не нашли, ученики их не выдали. Более свободно вздохнули ученики, когда Смирнов был переведен на другое место.
Александр Осипович заботился и о том, чтобы предоставить ученикам возможность повеселиться – любительские спектакли, вечера. Средства для этого давал, созданный по инициативе Александра Осиповича Зенкевича, свинарник, где откармливались на остатки от ученической столовой десятка два свиней, мясо которых продавалось желающим, обычно по полтуши перед рождеством.
Кроме своей служебной педагогической деятельности Александр Осипович вел большую общественную работу. Он был попечителем сельской школы, которая при нем из деревянной избы стала просторным каменным зданием, за постройкой которого он наблюдал. Сельским обществом была выражена ему благодарность с подписями всех крестьян села, в числе сорока трех человек. Из них грамотных было только половина, а за остальных, поставивших кресты, расписался писарь.
Состоя неизменным председателем ссудо-сберегательного товарищества, Александр Осипович организовал при нем склад сельскохозяйственных орудий и артельную кузнечно-слесарную мастерскую для изготовления плугов. После десятилетней работы товарищества общее собрание членов его выразило благодарность Александру Осиповичу, отметив, что «в Мариинской волости соха стала редкостью, послушная веялка сменила лопату».
В голодный 1891 год Александр Осипович руководил попечительством помощи голодающим (об этой работе была напечатана его статья в журнале саратовского земства). В это время общественными работами попечительства был вырыт пруд с плотиной, шлюзами с отводными оросительными каналами, пруд этот крестьяне назвали «Зенков пруд». Под руководством Александра Осиповича был построен посреди села «Общественный дом», каменный, со сценой и сидениями для зрителей, - здесь происходили собрания, ставились любительские спектакли для крестьян. Средства для постройки дал подрядчик из Саратова по имени Андрей Анисимович, который собирался пожертвовал деньги на храм, но Александр Осипович уговорил его лучше построить дом для крестьян.
Перед революцией 1905 года в училище все чаще стала появляться нелегальная литература, прокламации, доставляемые из Саратова. Печатались прокламации и на ученической квартире в деревне. Два ученика (Низеньков и Карцев) рассказывали мне, как их раз за печатанием прокламаций на гектографе застал Александр Осипович, который сказал только: «Виноват, я вам помешал» и удалился, не сообщив об этом никому.
Зимой 1902-1903г.г. на училище был сделан неожиданный налет жандармов из Саратова. Всю ночь в здании училища происходили обыски, а утром 23 арестованных ученика были на тройках увезены в Саратовскую тюрьму. Вскоре после этого Александр Осипович был вызван к Саратовскому Губернатору Энгельгардту, который потребовал, чтобы в училище инспекцией проводились обыски, на что Александр Осипович решительно ответил: «Производить обыски не мое дело, а дело жандармов и полиции». Вслед за тем Александр Осипович был вызван в Петербург в Министерство Земледелия, где директор департамента сообщил ему, что его переводят в Горецкое Земледельческое училище по требованию Министерства Внутренних Дел, куда губернатор Энгельгардт написал на него донос. Неожиданный вынужденный перевод в Горы-Горки Могилевской губернии был для Александра Осиповича большим ударом, ему пришлось покинуть ставшие родными для него места, училище и село, где так много было сделано и создано им за двадцать пять лет работы. Широким общественным признанием этой работы были очень тепло написанные адреса, поднесенные Александру Осиповичу его сослуживцами, а также учениками и крестьянами села.
Последние три года жизни Александр Осипович преподавал в Горецком Земледельческом училище, ставшем потом Сельскохозяйственной Академией Белоруссии. Он вскоре отказался от должности инспектора и был только преподавателем математики, став и на новом месте уважаемым и любимым учителем. Ученики настолько доверяли ему, что приносили читать получаемую в училище нелегальную литературу, газету «Искра». Александр Осипович собирался, дослужив пенсионный срок, оставить казенную службу и перейти на работу в саратовское земство. Но этот план ему осуществить не удалось – он умер в декабре 1906 года. До конца при нем тяжелобольном дежурили по ночам посменно его ученики. Похороны Александра Осиповича в Горах превратились в большую демонстрацию.
В 1887 оду у Александра Осиповича родился сын Михаил, ставший в будущем знаменитым поэтом, прозаиком, переводчиком.
Комментарии