Золото Гольдиной - ХранителиРодины.рф

Что украшает человека? -Конечно же, стильный наряд, аксессуары и качественная косметика. -Все знают народную мудрость: "Встречают по одежке, а провожают.." -Да, именно ум и достижения человека и тот вклад, который он вносит в жизнь ДРУГИХ людей. Может быть, они и не знакомы. -Очень часто в сети " Инстаграм" близкими становятся именно те, кто друг друга знали только "заочно". - Давайте вместе начнем путешествие в тот город,чье имя связано не только с А.П.Чеховым!



"Много личного"

Когда я начала собирать материал о Наталии Гольдиной, вдруг возникло чёткое ощущение нашего знакомства с художницей, работавшей в редкой технике маркетри. Новый взгляд на серию панно «Чехов в Лопасне», ставших неотъемлемой частью фойе нашего ДК, пробудил во мне чреду детских воспоминаний. Тропинка поисков привела меня и в городскую детскую библиотеку.

Не оставил равнодушным тот факт, что, оказывается, мы с Натальей Николаевной оканчивали один и тот же институт - Московский педагогический имени Н.К. Крупской. Нас разделяли лишь пара этажей здания да несколько десятков лет…

Дед Мороз сражался тоже

Совсем юной, ещё до войны, Наталия Гольдина приехала из провинции в Москву и поступила в Текстильный институт. Более всего её увлекали уроки композиции Виктора Михайловича Шугаева – педагога, который заметно выделял Наташу и только для неё приносил особо интересные пособия, что подстёгивало фантазию девочки. А она приносила такое количество узоров, что этого хватало, чтобы отчитаться за домашнее задание всей группе.

Среди преподавательниц по «трикотажному делу» была Людмила Владимировна Маяковская – сестра всем известного поэта, которая часами могла рассказывать о своём любимом брате.

Вскоре Наталья вышла замуж и ждала появления малыша, но вдруг наступило утро 22 июня 1941 года, перевернувшее всё в мире. Вмиг разрушилась мечта стать художником-костюмером в театре, а сама Наталия оказалась на Урале – одна, на руках с новорожденным сыном.

Там, в безвыходной, казалось бы, ситуации, талант Натальи помог ей справиться со всеми трудностями. Получив приглашение от руководства ведомственными детскими садами Уралмашзавода, Наталия, как изголодавшийся зверь, вцепилась в работу, успевая одновременно оформлять девять садов. Наступал 1943-й год, все хотели встретить Новый год радостно. Тут-то и пригодилось главное качество Гольдиной – неуёмная фантазия и быстрота! Из простой рулонной бумаги и красок, из подкрашенной марли появлялись удивительные снежинки, детские костюмы для танцев, панно с изображением Дедов-Морозов, одетых в военную форму. К сроку все блестело! Восхищенные нянечки и воспитатели сияли от счастья. А начальство, лично обходя все сады, наотрез отказывалось верить, что всё это сделано одним человеком. Слава про художницу-волшебницу ходила по городу.

Педагогическая поэма

Знакомство с Лопасней для Наталии Гольдиной состоялось уже в послевоенное время. Ей предложили преподавать черчение и рисование в Институте трудового воспитания, который располагался в бывшей усадьбе княгини Васильчиковой, что в деревне Скурыгино. Из кирпича разрушенной Ильинской церкви построили школу для осиротевших девочек, познавших весь ужас войны, концлагерей и немецких борделей. Очень скоро юная учительница привнесла яркость и оригинальность в кружковую деятельность школы. Девочек она начала учить выпиливанию лобзиком. Нетерпеливые правонарушительницы ломали пилки, но первые работы вышли такими милыми, что каждая хотела иметь свою миниатюрную рамочку для фотографий, полочку, вешалку для полотенца, шкатулки. Художественная аппликация с применением плюша, бус и лент тоже покоряла сердца, и на свет появилось множество невиданных вещей, пополнивших музейную экспозицию. Под чутким руководством Натальи Николаевны каждая девочка смогла проявить свой талант, дарованный Богом.

Через год Наталья поступила в Московскую группу Педагогического института им. Крупской. По выходным слушала лекции и возвращалась далеко за полночь. Девятикилометровый путь из Чепелева в Скурыгино полной темноте и по грязи был каждый раз испытанием, которое она переносила с чувством благого Божьего промысла и с шуткой. Наталья вспоминала случай, когда на дороге ей пришлось перебираться через канаву, подернутую сверху талым ледком, под которым журчал ручей. Ей вспомнился кадр из фильма «Бесприданница», где щёголь Паратов бросает роскошную шубу в лужу, чтобы Лариса не замочила ножек, садясь в экипаж. Идея! Наталия сама достала из рюкзака полиэтиленовый плащ-накидку, бросила её на середину канавы, и, мысленно сказав: «Перенеси, Господь!» - перепрыгнула с плаща на другую сторону. – «Вот и плащ обновила» - подумала она, прибавив шагу. Нужно было спешить на кружковые занятия.

Что там лужа! Она часами могла с лёгкостью плыть против течения реки, с улыбкой и озорством вспоминая об этом. Всегда позитивная и с чётким осознанием того, что все совершается по Промыслу Божьему, Наталия говорила: « В жизни раздаются не только калачи и пышки, но чаще синяки и шишки».

Семейный тыл

Семейный тыл

Так незаметно пролетело 25 лет педагогического служения, пока Наталия Николаевна не почувствовала непреодолимую тягу к инкрустации по дереву. С замирающим сердцем бежала она ранним утром на Чеховский мебельный комбинат, куда устроилась работать столяром, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.

Первоначально исходным материалом для её работ служили отходы мебельного производства, набив которыми сумку, она, счастливая, спешила домой, в маленькую однокомнатную квартиру в Венюково. Целые дни, не отрываясь, работала над очередной композицией. Готовые рубашки столешниц и панно отвозили в Москву, для того, чтобы залить полиэфирным лаком. За работой Наталия не чувствовала времени, забывая обо всём на свете, с трудом отрываясь, чтобы взглянуть на часы и пообедать. Все радости и труды делила с ней заботливая мама - Лидия Митрофановна, очень интеллигентная, внимательная и милая женщина, всю жизнь посвятившая своей единственной дочери.

«С каким же благоговением мы слушали певучий голосок Лидии Митрофановны, когда она звала свою « Натусю» утром – умыться, а вечером – оторваться от работы, - вспоминает Тамара Павловна Ширкина, подруга Гольдиной, работавшая с ней в институте трудового воспитания. - Такой материнской ласки и заботы мы не видели ни у кого вокруг».

«Наталия Николаевна с мамой были скромны во всём и в первую очередь в питании,- подхватывает беседу другая подруга, Ираида Ивановна Пуляева. – Ели они, как правило, два раза в день, и в качестве обеда им вполне мог сойти небольшой капустный лист, обжаренный в яйце. Но если дело касалось праздников, на которые приглашались друзья, то тут умению красиво накрыть на стол и удивить гостей всяческими яствами им не было равных! А потом звучали песни, которые Наталия очень любила исполнять, шутки, игры. Все наслаждались тем, что жизнь продолжается и есть время, чтобы сделать в ней главное!

Светоносный ажур

Наталия Гольдина – человек, о душевных качествах и особенностях таланта которого можно рассказывать бесконечно. Очень любили её и в Чеховском литературном объединении «Лопасненский родник», ведь Наталия Николаевна оставила о себе память и как талантливый литератор. Тёплые отношения у неё сложились с такими авторами, как Михаил Камшилин, Алексей Сафронов, Вера Есечкина.

Дочь Михаила Камшилина, Людмила Михайловна Улитина вспоминает:

- Папа в последнее время тяжело болел. А Наталья Николаевна трудилась над созданием образа преподобного Серафима Саровского для Предтеченского храма. «Найдите мне иконочку батюшки Серафима, - просила она, - не могу закончить свою работу». Когда ей сообщили по телефону, что отца не стало, Наталья Николаевна внезапно сказала: «Я теперь поняла, на кого похож наш Миша! На батюшку Серафима с моей иконы».

Духовным взором она очень чутко видела то сокровенное, что невидимо телесными очами, и отражала это в своем творчестве. Многим литераторам она помогла оживить их произведения своими тонкими иллюстрациями, да и её собственная книга «Трубка мира» стала знаковым событием в истории Лопасненского края.

Ей почти никогда не дарили живых цветов, зато её цветы остались неподвластны увяданию! Милые завитушки, оставленные на полях в тетрадочках, по-детски трогательные вьюнки и незабудки, украшающие поэмы и сказки, лилии и розы из обрезков шпона на церковной мебели – на всём этом запечатлён неуловимый, тонкий дар человека, которого по праву называют «золотой мастерицей». И дело не только в ажурности рисунка. Работы, сделанные из тонких слоёв древесины, покрытой лаком, действительно отливают золотом и будто пронизаны светом.

Куда уехал стол?

Наталья Гольдина много времени посвятила тому, чтобы выразить всю красоту Божьего мира, послужить людям, радуя их. Почему же мы так легко отказываемся от уникального наследия?! В воспоминаниях близких Наталии Николаевны сохранился рассказ об одной из последних работ Гольдиной - столе с изображением четырёх родовых гербов владельцев усадьбы «Лопасня-Зачатьевское». Старинные изогнутые ножки стола – подлинная часть мебели, находившейся прежде в усадьбе. Эту работу Наталия Николаевна намеревалась передать в дар музею-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское».

Далеко не всем известно, что в спорткоплексе «Олимпийский» хранится редкой красоты шахматный стол, скрытый от глаз массовых посетителей. Тоже авторская работа Гольдиной. Нам позволили заглянуть в офис клуба, где всю центральную стену украшает стенд со спортивными трофеями гандболистов - золотыми и серебряными кубками, выставленными в несколько рядов. Рядом, в углу, находится стол, украшенный вставками на спортивную тему и надписью «Чеховские медведи».

Посмотрите на нашу Чеховскую красавицу

Чье 100-летие празднуется в 2020 году!

Комментарии

  • С работами Натальи Гольдиной можно познакомиться в г.о. Чехов в фойе КТЦ "Дружба", в спорткомплексе "Олимпийский", в Преображенском храме села Старый Спас и церкви Иоанна Предтечи.