Музей древних витязей – хосунов Арктики - ХранителиРодины.рф

Наш эвенкийский национальный район - исконная земля северных оленеводов и охотников, бескрайная долина реки Оленек издревле громко называется «Землей Yрэн-Хосуна», а мы гордо именуемся «Потомками Yрэн-Хосуна». А наш музей, по сути, Музей древних витязей – хосунов.

«В древний век войн, говорят, на реке Оленек жил Yрэн-Хосун, один прокармливавший семь семейств своей охотой. Yрэн превосходил всех своей воинской славой. Однажды род Маятов, многочисленный как шерсть на шкуре белого оленя, задумал завладеть местностью А5ыс арыы (восемь островов) на реке Оленек, где жил Yрэн и его народ, водились много диких оленей. Маяты внезапно напали на Yрэна, но он перебил множество врагов, а остальных обратил в бегство…» - так начинается старинное предание об Yрэн-Хосуне, прародителя оленекских эвенков.

И наш эвенкийский национальный район - исконная земля северных оленеводов и охотников, бескрайная долина реки Оленек издревле громко называется «Землей Yрэн-Хосуна», а мы гордо именуемся «Потомками Yрэн-Хосуна». А наш музей, по сути, Музей древних витязей – хосунов.

Неутомимые оленные люди, охотники на дикого оленя, славные воины и хосуны еще с каменного века обживали бескрайние просторы тайги и тундры нашего края. Именно они выступают в героических сказаниях добытчиками, кормильцами и защитниками своих родов в то суровое время. Вот как объясняют старики нашего района значение слова “хосун”: “В старину были сильные люди, большие охотники. Они догоняли диких оленей на тутах (широкие лыжи, подбитые камусом). Охотились они только тремя стрелами, а добывали так много, что каждый прокармливал семь семей. Таких людей называли хосунами”.

В них, в древних героях нашла отражение суть северного человека: ответственность и почитание абсолютных нравственных категорий, как долг и честь, совесть и свобода.

Музей был создан благодаря оленеводам и охотникам Севера Оленекский историко-этнографический музей народов Севера торжественно открылся  7 ноября 1988 года. Создателями  музея являются  яркие представители местной  интеллигенции из семей оленеводов и охотников.  Основу фонда нашего музея заложил Христофор Афанасьевич  Христофоров, ветеран тыла, отличник просвещения  РСФСР, неутомимый краевед  1960-х годов. Дальнейшее комплектование фонда музея происходило в основном за счет дарений местного населения своих семейных реликвий и материалов археолого-этнографических экспедиций. До логического завершения создание музея на научной основе довел Владимир Афанасьевич Бенчик, большой энтузиаст музейного дела, первый директор  музея, потомок древнего рода.  В данное время основной фонд насчитывает  2415 предметов, в том числе  предметы  этнографии – 621 ед. хранения, предметы археологии – 990 ед. хранения.             

Художественно-эстетическая привлекательность  и историко-культурная значимость   музейных  коллекций  снискали заслуженный интерес у населения, посетителей и ученых. В постоянной экспозиции, развернутой в восьми залах представлены уникальные предметы,  наглядно раскрывающие  археологию, этнографию и  историю народов, заселяющих с древнейших времен Северо-запад Якутии - эвенков, долган, северных якутов, этносов  циркумполярной цивилизации. Музей считается,  по оценкам ученых, одним из научно-значимых и  глубоко познавательных музеев Севера Якутии.

Оленекские древности сохранились в языческих погребениях  До массового распространения христианства на Северо-Западе Якутии,  до середины ХIX века в таежной зоне региона преобладал надземный, так называемый арангасный (воздушный)  способ погребения. Арангасы  (от монгольского аранга- помост, навес, вышка) – это погребения  на  опорных столбах или на двух или четырех пнях высотой 2 – 2.5 м с укрепленными на них массивными поперечными перекладинами. На них помещался гроб-колода из цельного ствола дерева с усопшим и сопроводительным инвентарем. По словам стариков, наши предки верили тому, что после смерти их погребальные колоды–лодки будут подхвачены вместе с вездесущими священными птицами-гагарами   мощным течением могучей реки Оленек и устремятся в главную реку смерти, дальше в страну вечного покоя. Арангасы в основном были приурочены к высоким приустьевым мысам.

1978—1988 гг. исследованием погребальных памятников   XVIII—нач. XIX вв. в бассейне р. Оленек     занималась  археолого–этнографическая экспедиция Якутского государственного  университета под руководством Никиты Деевича Архипова, доктора исторических наук,  при участии Прокопия Трофимовича Саввинова, нынешнего директора музея.  Всего было обследовано  около 40 погребений надземного и наземного типов. Часть артефактов из погребений в количестве 990 ед. хранения была передана в фонд Оленекского историко - этнографического музея народов Севера.

Наши предки были твердо убеждены в том, что после смерти человек, или его душа, переселяется в иной, потусторонний мир, в котором ему понадобится почти весь набор орудий труда и охоты, которыми он пользовался при жизни. Сородичи все это оставляли в последнюю земную  обитель усопшего – в гроб-колоду. Умерших одевали в лучший наряд с очень дорогими, серебряными украшениями. Поэтому раскопанные погребения имели очень богатый сопроводительный инвентарь, раскрывающий материальный и духовный мир наших предков, начиная, даже с ХVII века, времени витязей-хосунов.

В данной археологической коллекции музея широко представлены орудия охотничьего промысла. Фрагменты сложносоставного лука обнаружены в  трех арангасах,  из которых наибольшей сохранностью отличается экземпляр из   захоронения Тонгус Чуостага (Тропа тунгуса).

Он состоит из нескольких, склеенных друг к другу, тонких пластин лиственницы и имеет концевые роговые пластинки с выемками-ушками для прикрепления тетивы и сверху  оклеен орнаментированной берестой. Щитки (дапсы) для защиты кисти и большого пальца левой  руки от удара тетивы при стрельбе из лука  был изготовлены из крупной трубчатой кости сохатого и железной пластины. На обоих концах имеются по круглые дырочки для ремешков.

Гордостью коллекции музея являются наконечники стрел разного типа, формы из железа и кости: ромбовидные, долотовидные, двурогие (вильчатые),  шиловидные с четырьмя желобками для кровопускания, трехгранные напильниковидные из трубчатой кости сохатого, деревянный томар и другие.

Двурогие стрелы до недавнего прошлого времени  имели нганасаны, а в древности имели широкое распространенне у народностей Севера. Недаром они попали в "Оленекскую хосунную эпопею" как оружие, над которым до битвы совершали заклинание шаманки. А герой этого

сказания Чэмпэрэ, убегаюшнй от преследования юкагирского воина Юнкэбиля, «в отчаянии выхватывает единственную "развильную стрелу" — "уостаах огун" и метнул ее через плечо в настигающего противника» По данным исторического фольклора оленекских эвенков такие стре­лы имели специфическое боевое назначение и, хранимые легендар­ным нашим воителем Yрэн-Хосуном  на специальном помосте всего в ко­личестве трех штук и такие бронебойные наконечники носили название «сюлюкэччэн». Не вызывает сомнения то, что эти самые совершенные стрелы Якутии XVIII века.

Уникальная старинная одежда XVIII века в музее представлена хорошо сохранившимся кафтаном  из женского арангаса местности Сурах (по якутски:  новость, слух). На украшение которого ушли сотни бус, серебряных бляшек и подвесок, богато украшенным бисерной вышивкой, металлическими

пронизками, нашивками-бляхами и западноевропейскими счетными жетонами.  Погребенная также была одета в высокую шапку джабака с круглым серебряным диском туосахта. Шею украшала серебряная гривна   с подвесками, а волосы — длинная косоплетка из полоски кожи, сплошь покрытой

серебряными бляшками   и бисером. Натазники имели сплошной бисерный узор и многочисленные   серебряные лировидные подвески.

И кто она такая, погребенная в устье этой речки ? Местная госпожа или невеста из якутского улуса, не выдержавшая трудности долгого пути «из якутов в долганы». 

А из женского могильника напротив устья р. Батыялах в фонды музея попал целиком сохранившийся  нагрудник с пятью рядами серебряных бляшек,  бус, западноевропейских  счетных знаков, которые увенчиваются снизу серебряными подвесками в виде парных конских голов.

В комплект украшений также входили проволочные серьги и серебряные перстни, составные пояса, украшенные фигурными медными бляхами, окантованными рядами белого, синего и чёрного бисера.

Таким образом, материальный и духовный  мир наших предков, унесенный ветром времени, в первозданном виде сохранился в наших археологических коллекциях и служит возрождению этноса в новой ипостаси. – это возвращение исторической и культурной памяти,   возрождения эвенкийского языка, возрождение этнических культурных традиций (праздников, обрядов, эвенкийских песен и танцев и др. элементов). 

Экспозиция начинается «со  двора».  Экспедиционная работа музея с исследованием объектов культурного наследия  (традиционных жилищ и хозяйственных построек) дала существенный материал для дальнейшей реализации  проекта музея под   названием  «Строительная культура  оленекских эвенков конца XIX–начала ХХ вв.». Как апробирование проекта продолжается строительство этнографического комплекса на  территории музея  (проект Саввинова П. Т., директора), который   является составной частью, так называемой  интерактивной  составляющей экспозиции музея. Здесь представлена  на активное обозрение посетителей  реконструкция стойбища кочевых эвенков: макеты (новоделы) в натуральную величину традиционных жилищ (чум-ураса, холомо), хозяйственные  постройки (лабаз, неоку, дьукка, аргыы, ко) и культовые памятники (чычыпкан, дэлкэн, шаманский столб-сэргэ, коновязь-сэргэ, деревянный православный крест,   родильный туалет «дьуккахаан», священное дерево салама- дэлбэргэ).  На

интерактивной территории проводятся реконструкции различных обрядов: очищение через магический снаряд «Чычыпкан», добывание охотничьей удачи «Сингкэлэвун», поклонение духу –местности «Салама – дэлбэргэ», для детей проводятся квест-игры «Тропами предков», «Игры детей Севера».  Для рабочей съемки кинофильмов, видеофильмов проводятся костюмированные композиции, реконструкции урасы-чума и национальной  кухни во дворе музея. Священные колыбели Арктики               

Были признаны объекты и места презентаций   духовно-культурного наследия. Вдоль бассейна реки Оленек расположены  древние святилища с наскальными рисунками аборигенных этносов: «Сэвэки» (по эвенкийски «дух-покровитель», «божество», гора «Тангаралах» (по долгански «божественное),  жертвенник с самодийским названием «Куойка» и  святилище юкагиров «Юнкээбил хайата» (гора Юнкээбил). Эти культовые  места, сотворенные самой природой, представляют аномальные силы природы и способствовали  благополучию наших  предков.  В презентации, изучении, пропаганде этих мест, ставших особо почитаемых важную роль сыграл  Оленекский историко-этнографический музей народов Севера (организовались научные экспедиции, поклонения священным местам).           

В районе созданы новые этнокультурные ландшафты для проведения национальных праздников, как «Слет оленеводов», «Бакалдын», « Ысыах» др. Реконструкция массовых обрядов поклонения духам природы, кормления огня, реки, обрядов очищения через магические снаряды, церемонии встречи Солнца, этнические праздничные представления и спортивных состязания  способствовали   духовной консолидации  северного общества 

Как найти нас:

Оленекский историко-этнографический музей народов Севера; 678480, Республика Саха (Якутия), Оленекский эвенкийский национальный район, с. Оленек, ул. Октябрьская, д. 44Тел. 8- (411) 69 – 21-3-55. 8914 226 06 17    E-mail: museum.olenek@mail.ru  

  

Комментарии