Сергей Алексеевич Соколов-Кречетов и книгоиздательcтво "Гриф"
Владелец северной части Малаховки был видной фигурой литературы символизма, Малаховка, Московская область
В эмиграции, переосмысливая прошлое, Сергей Алексеевич Соколов (Кречетов) считал своей главной заслугой публикацию поэтического сборника Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме"...
В 2018 году исполнилось 140 лет со дня рождения С. А. Соколова-Кречетова. Соколов (литературный псевдоним – Кречетов) Сергей Алексеевич (1878, Москва – 1936, Париж) – владелец северной стороны Малаховки (вместе с братом П. А. Соколовым). Адвокат, поэт, издатель, общественный деятель. Сын присяжного поверенного. Занимался адвокатурой (был присяжным поверенным округа Московской судебной палаты). 9 лет до Первой мировой войны состоял гласным Московского губернского земства и выборным Бронницкого уездного земства. В 1913 году был избран в правление «Общества потребителей» в Быково. Как совладелец северной Малаховки, в частности, осуществил совместно с матерью и братом важное для посёлка начинание: 1903 – завершено строительство малаховской церкви святых апостолов Петра и Павла.
Однако истинным своим призванием Сергей Алексеевич считал не юриспруденцию и не коммерцию, а литературу. Он нашёл себя в набиравшем силу литературном направлении – символизме, «декадентстве». Нина Ивановна Петровская вспоминала: «Символистская эпоха была одной из неповторимых русских литературных эпох, потому что многими корнями своими она врастала в назревающий катастрофический перелом русской жизни, отмеченный двумя грозными датами: 1905 и 1917. <…> В стремлении общества что называется “вылезти из кожи” было бессознательное прощанье с бытом, все прелести которого людям, очертя голову, хотелось использовать до последних возможностей. Где-то уже явно слышались грозные гулы, а над Москвой, утопающей в переутончённых причудах, в вине, в цветах, в экзотической музыке, стоял столбом мертвенно-зелёный масляничный угар».
В 1903 году Сергей Алексеевич Соколов основал в Москве издательство «Гриф» – в противовес издательству «Скорпион», где главным редактором был В. Я. Брюсов.
Модернистское движение складывалось как концентричное и с опорою на типы изданий, артикулирующих коллективную программу, – сборник и журнал. Как целостное литературное направление русский модернизм заявляет о себе лишь с началом действий книгоиздательства «Скорпион», руководимого Брюсовым. По наблюдению Вячеслава Иванова, издаваемый «Скорпионом» журнал «Весы» был «не просто журналом для чтения, а органом коллективного самоутверждения».
«Гриф» – второе как по времени, так и по значимости после «Скорпиона» символистское издательство. Как и «Скорпион», «Гриф» возникал как сугубо идейное издательство и даже литературный кружок. Практически все писатели и поэты, пожелавшие участвовать в новом начинании, были на тот момент совершенно неизвестны, и в роли «мэтра» было предложено выступить К. Д. Бальмонту, который «заложил первый камень в фундамент» и участвовал во всех трёх выпусках альманаха, а также опубликовал два сборника: «Только любовь» (1903), «Горные вершины» (1904) и сборник критических статей (1904).
Издательство опубликовало три выпуска альманаха «Гриф»: за 1903, 1904 и 1905 годы. Альманахи манифестировали устремления новой группы символистов, но были заполнены весьма неравноценной продукцией. Попасть на страницы изданий «Грифа» было сравнительно легко, так как Соколов поощрял молодых авторов и часто соглашался издавать произведения, отвергнутые Брюсовым. Достаточно элитарный характер и ограниченные финансовые возможности «Скорпиона» предоставляли «Грифу» довольно значительную свободу в выборе авторов для своих альманахов и книжных изданий. В. Я. Брюсов посчитал, что А. А. Блок – «не поэт», и поэтому именно «Гриф» выпустил первый сборник его стихов «Стихи о Прекрасной Даме». В альманахах печаталось много второстепенных и малоизвестных поэтов. «Кречетов, очевидно, влёк их импонирующей внешностью, любовью к пышным фразам, умением при случае блеснуть ораторскими способностями и, вообще, явной своей приверженностью к так называемому декадентству». Однако для Соколова было принципиально также издание книг молодых авторов, входивших в его литературное окружение: Вл. Ходасевича, Н. Петровской, И. Северянина. Толерантность Соколова проще всего интерпретировать как свидетельство колебаний возглавляемого предприятия между «идеей» и «коммерцией».
Но, тем не менее, среди изданий «Грифа» есть ряд программных для русского символизма произведений: «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока (1904), «Урна» А. Белого (1909), «Истлевающие личины» Ф. Сологуба (1907), «Молодость» В. Ходасевича (1908).
Андрей Белый участвовал во всех трёх выпусках альманаха «Гриф». А в 1905 году вышла его симфония «Возврат».
Безусловной заслугой «Грифа» является выпуск посмертного «Кипарисового ларца» И. Ф. Анненского, который начинал готовить книгу именно для «Грифа».
Сергей Алексеевич был яркой фигурой литературной Москвы. Колоритное описание его личности дал Андрей Белый в книге «Начало века»:
Красавец мужчина, похожий на сокола, «жгучий» брюнет, перекручивал «жгучий» он усик; как вороново крыло – цвет волос; глаза – «чёрные очи»; сюртук – чёрный, с лоском; манжеты такие, что-о! Он пенснэ дьяволически скидывал с правильно-хищного носа: с поморщем брезгливых бровей; бас – дьяконовский, бархатный: чёрт побери, – адвокат! Его слово – бабац: прямо в цель! Окна вдребезги! И марку придумал издательства своего: жирнейшую «грифину», думая, что «Скорпиона» за пояс заткнул он; «Скорпион» – насекомое малое; «Гриф» – птица крупная.
С эстрады – как кречет; а в кресле домашнем своём – само «добродушие» и «прямодушие», режущее «правду-матку»; не слишком ли?
Имел дар: был делец, достающий деньги для издательства и перекидывающий с руки на руку, точно брелоки, журналы: «Искусство», «Руно», «Перевал – были сфабрикованы им, как и издательство «Гриф»; и – провалены им, как и «Гриф»; но умел добывать себе рукописи: средь талатливых юнцов; <…> дымнёт с томным вздохом:
– Со мною – Бальмонт, Сологуб, Белый, Блок!»
Юнец – тает; протянет юнцу портсигар:
– «Трубку выкурим?»
Нас всех побеждала его жена; была же – умница, очень сердечная и наблюдательная; но – больная, больная, отравленная самопротиворечием.
Нина Ивановна Петровская сама была знаковой фигурой Серебряного века – в её жизни отразился дух нервной, изломанной эпохи: «Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости… Отсюда – лихорадочная погоня за эмоциями, безразлично за какими… «Я знаю, как люди доходят до бреда без повышенной температуры, без явных признаков разрушительной болезни. Душа начинает раскачиваться над последними гранями, а над безднами голова сладостно кружится, и в них непременно нужно упасть», признавалась сама Нина Ивановна. Долгие семь лет длился роман с Валерием Брюсовым, который посвятил ей ряд стихотворений и вывел её под именем Ренаты в романе «Огненный ангел». «Во мне он нашёл многое из того, что требовалось для романтического облика Ренаты: отчаяние, мёртвую тоску по фантастически прекрасному прошлому, готовность швырнуть своё обесцененное существование в какой угодно костёр, вывернутые наизнанку, отравленные демоническими соблазнами идеи и чаяния, оторванность от быта и людей, почти что ненависть к предметному миру, органическую душевную бездомность, жажду гибели и смерти», – утверждала она. Как литератор Нина Ивановна сотрудничала в альманахе «Гриф», в журналах и газетах. Именно в «Грифе» были опубликованы первые рассказы Петровской. Единственная книга рассказов писательницы – «Sanctus Amor» – вышла в 1908 году. Рассказы не принесли автору признания. Современники считали, что Нина Петровская – писательница скромного дарования, и «дар жить» в ней гораздо сильнее, чем дар художественный. Иного мнения, впрочем, придерживался В. Я. Брюсов.
Обладая немалым организаторским талантом, соизмеримым, может быть, даже с брюсовским, Сергей Алексеевич Соколов не пользовался в модернистской среде подобным же авторитетом. Деятельность издательства была неоднородна и весьма прерывиста. В 1903 – 1915 годы «Гриф» издаёт более полусотни книг, альманах и журнал «Перевал». 1913 год – пик книгоиздательской деятельности символистов, а деятельность «Грифа» в это время уже свелась к выпуску юбилейного альманаха, переизданию ранее выпущенных книг и усиленной пропаганде творчества Игоря Северянина.
Сам Соколов печатался как поэт под псевдонимом Сергей Кречетов. В 1907 году вышел первый сборник стихов Соколова – «Алая книга», в 1910 году – второй сборник «Летучий Голландец». Отдавая Соколову должное, Блок отмечал: «Несмотря на то, что С. Кречетов не нашёл своего, ему одному принадлежащего, мира, надо признать, что он любит мир поэзии вообще, и любит его по-настоящему, заветной любовью. Если он не поэт, то у него есть заветное в искусстве».
Н. И. Петровская считала, что издательство «Гриф» «никаких новых течений не выявило, своего слова не сказало, а так и осталось эстетически-барственной затеей в духе времени. Для непосвящённых между “Скорпионом” и “Грифом” не было разницы. Для них просто-напросто развернулся ненавистный декадентский фронт – усилилось растлевающее литературное влияние. Такое ошибочное приятие “Грифа” всячески способствовало славе его, сначала, конечно, скандальной, а потом и признанию как довольно крупного культурного начинания».
В начале Первой мировой войны С. А. Соколов ушёл добровольцем в армию. Весной 1915 года был тяжело ранен и попал в плен к немцам, где находился более 3 лет. Свою военную деятельность Сергей Алексеевич Соколов закончил в чине поручика. Весной 1919 года поступил в Добровольческую армию, писал агитационные антибольшевистские статьи и брошюры, был соредактором журнала «Орфей». В 1920 году Соколов уехал в Париж (где был одним из создателей законспирированной антисоветской организации «Братство Русской Правды» и издавал журнал «Русская правда»), а с 1922 года жил в Берлине, где руководил издательством «Медный всадник». Умер в 1936 году.
Дарья Давыдова,
заведующий научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Комментарии