Страницы истории деревни Вата - ХранителиРодины.рф

Старина в современном мире. Музей предлагает окунуться в атмосферу жизни русского крестьянина в Западной Сибири в начале XX века.

Страницы истории деревни Вата 

Первые упоминания о Вате относятся к 1840 году. Богатый природными ресурсами Обь – Иртышский Север стал местом ссылки с момента русского освоения Сибири.

О деревне Вата можно найти сведения известного исследователя Тобольского севера А. А. Дунина – Горкавича.

Говоря о названии сельского поселения Вата, начинаешься задумываться о происхождении и смысловом значении этого слова. На этот счет есть две версии:

1. Вата в ведийской мифологии – божество ветра. Это не антропоморфная форма божества, в ряде случаев обожествленная сила ветра.

2. Второе определение исходит из хантыйско – русского словаря Н. И. Терешкина и В. И. Сподиной, в котором ват означает ветер, а ватта – дуть (о ветре).

Отсюда можно сделать вывод, что географическое название поселения несет в себе смысл о ветре, вероятнее всего сильном и часто преобладающем в этих районах.

Основателем деревни принято считать ссыльного купца Нестора Липецкого. После очередного польского восстания на западе Российской империи в 1868 году из Гомельской области Нестор Липецкий был сослан за буйный нрав вместе со своим другом в Сибирь. К сожалению история не сохранила имени его друга. Лишь общеизвестно, что они вместе обосновали торговое дело. Выменивали у местных охотников и рыбаков пушнину и рыбу на продовольственные и охотничьи запасы. Обозы отправляли в Тобольск, Николаевск, Томск. У Липецких был самый большой дом, из добротного леса с красивыми наличниками и венецианскими окнами на улицу. Дом Липецких – типичный образец купеческой архитектуры позапрошлого века с резными наличниками и перильцами. Дом состоял из четырех больших комнат со скошенными углами, присутствовали круглые печи. Два входа: парадный и черный. Около купеческого дома располагались конюшни, а внизу, на берегу – продовольственные склады. Дом Нестора Липецкого простоял более 100 лет.

Памятник в честь первых поселенцев деревни Вата 

Он по праву является свидетелем двух эпох. Когда пришла советская власть в 1921 году, одну из наследниц этого рода – Евдокию Лазаревну, пересилили из дома в летнюю кухню, а дом отдали под школу. Позже в этом доме располагался детский сад, правление колхоза. В настоящее время дом не сохранился, на его месте установлен памятник первым переселенцам. Род Липецких преследовался на протяжении нескольких лет. Один из сыновей – Алексей открыто выступил с оружием против Советской власти, за что и преследовался органами НКВД. Много лет его спасало знание хантыйского языка, местных традиций и обычаев, со временем он ушел в тундровые районы округа, где находилась его семья, а многочисленные потомки этого рода расселились по обширным просторам страны. Сегодня в деревне есть жители, имеющие эту фамилию, живут их родственники в Ханты – Мансийске, Красноярске, даже в Германии.

В начале XX века в деревне Вата была всего одна улица – Береговая. Здесь до сих пор сохранились несколько домов построенных в середине XX века.

В конце 1930 года по постановлению Президиума от 10 декабря был создан Остяко – Вогульский округ. Также в 30 – е годы прошлого столетия население деревни прирастало в основном за счет ссыльных переселенцев, попавших под очередной закон советской власти о раскулачивании крестьян. Созданный колхоз в 1934 году объединил жителей деревни Вата и Покур. Колхозники кроме добычи рыбы, выращивали сельскохозяйственную продукцию, здесь была своя молочная ферма, продукты в основном переправлялись в Сургут.

Ватинцы в истории Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война, как косой прошлась по деревне. По данным Сургутского военкомата на фронт было призвано 49 жителей деревни Вата. Вернулось по разным данным 2-4 человека. На памятнике, установленном в центре деревни в списках значатся три фамилии Позеваловых, Липецких, Тогушаковых. Все они достойно воевали на разных фронтах, так, например, Александр Тогушаков геройски воевал под Сталинградом, затем на Курской дуге, где совершил солдатский подвиг, установив более 800 противотанковых и противопехотных мин, за что был представлен к награде – медали «За отвагу», но за два дня до подписания приказа, герой погиб в очередном бою. Три брата Тогушаковых сложили свои головы на фронтах войны. Много ватинцев полегло на Синявских болотах при обороне Ленинграда. Фронтовик Крылов Александр Иванович – боевой офицер, который приехал в нашу деревню после войны и возглавил ватинское отделение колхоза, о котором до сих пор с большим уважением вспоминают старожилы.

В послевоенное время началось интенсивное восстановление колхоза. Наиболее достойные труженики, среди которых были Позевалова Ольга Петровна и Тогушаков Киприян Терентьевич были отмечены особой наградой – поездкой в Москву на ВДНХ. Интересны протоколы колхозных собраний, в которых решались все вопросы по организации работы колхоза, где можно узнать, что за хорошую работу колхознику выделялся костюм, женщинам как правило отрезы ткани на платье и блузку, что совсем непонятно современному подрастающему поколению.

История становления православного Храма - часовни в честь святителя Николая Чудотворца 

Изначально его история началась в далеком 1909 году, когда одному из сыновей Нестора Липецкого – Евфимию, Тобольская епархия разрешила на его собственные средства построить в Вате Храм – часовню. При установлении Советской власти ватинцам предложили взять ответственность за содержание Храма на себя, но, опасаясь за свою судьбу жители деревни отказались от этой ответственности. Так Храм простоял безнадзорно до 1926 года и потом по неизвестной причине сгорел.

В 2006 году жители решили, что нужно восстановить историческую справедливость и построить Храм на намоленном месте. Инициатива жителей была поддержана главой Нижневартовского района Борисом Александровичем Саломатиным. В 2009 году состоялось торжественное открытие нового Храма – часовни при участии всех, кто непосредственно строил Храм, руководителей района, митрополита Ханты – Мансийского и Сургутского владыки Павла и жителей села.

Из истории Ватинской школы 

В 1902 году из села Юганского в деревню Вата перевели одноклассную школу. Ею стал заведовать священник Богоявленского храма Артемий Анисимович Шевелев. Учительницей была Евстолия Гаврилова. Хочется отметить то, что в краеведческом музее деревни Вата имеются ксерокопии двухклассных церковно –приходских программ по чистописанию, счислению и славянской грамоте.

В 1995 году к основному зданию школы строится пристрой начальной школы. Школа приобрела статус средней. Учеников 98 – 100 человек.

Деятельность Великородовой Тамары Владимировны по созданию краеведческого музея

Для исследователей – краеведов и музейных специалистов имя Тамары Владимировны Великородовой (1946–2013 гг.) широко известно. Педагог по образованию, музейщик по призванию, она с 1995 г., работая педагогом в Ватинской школе, начала активную деятельность по сбору краеведческих материалов, связанных с историей деревни и округа. Набрав детей в краеведческий кружок, она занялась исследовательской работой и сбором экспонатов. Во многом помогли жители деревни, которые отдавали порой дорогие для себя семейные реликвии и фотодокументы. Так в школьном музее появилась коллекция самоваров и других редких экспонатов. Увлечение этнографией, краеведением перешло в профессию. Просуществовав 5 лет, школьный музей перерос в сельский. Вместе с экспонатами он переехал в здание местной библиотеки. Как создатель и организатор Тамара Владимировна становится директором. В музее велась огромная работа, разрабатывались такие программы как: «Возрождение», «Посиделки», «История русского сарафан» и т.д. Музей участвовал в конкурсах и фестивалях разного значения, достойно показывая себя и свой край. В соответствии с коллективной просьбой населения на постройку нового музея готовится проект Ватинского музея – библиотеки. В 2011 г. музей наконец-то получил специальное помещение в составе Культурно-образовательного комплекса сельского поселения Вата, что стало большим событием не только для самой Тамары Владимировны, но всей деревни и Нижневартовского района. Музей смог полноценно разместить все имеющиеся фонды. В течение одного года были оформлены экспозиции «Русская изба» и «Ссылка на века». К 2014 г. в фондах музея хранилось более 7 тыс. экспонатов, большинство из которых собрано самой Тамарой Владимировной. Создание музея сыграло значительную роль в жизни всех ватинцев. Благодаря Тамаре Владимировне местными жителями не остались забытыми традиции и обычаи русского народа.

Посетители музея смогут познакомиться не только с культурой и традициями русского старожильческого населения, но и стать участниками мастер – классов, получить навыки в изготовлении русских текстильных обереговых кукол. Стать участниками тематической игровой программы, посетить памятные исторические места на территории сельского поселения Вата. В настоящее время краеведческий музей имени Т. В. Великородовой предлагает туристам стать участниками двух пешеходных экскурсий. В музее познакомиться с более чем 150 – летней историей русской деревни. Экспозиция «Русская изба» даст наглядное представление о традиционном укладе жизни русского сибирского крестьянства. Выставочный зал ежемесячно предлагает своим посетителям знакомство с творческими работами мастеров декоративно – прикладного искусства и профессиональных художников. На память о посещении сельского поселения Вата всегда возможно приобрести сувенирную продукцию ватинских мастеров.

В 2019 году деревня Вата отметила свой 150 – летний юбилей! Чтобы увидеть, какой стала деревня сейчас достаточно пройтись по въездной дороге. Справа – то, какой деревня была еще 60-70 лет назад, слева – то, какой она становится сегодня.

У старинной деревни есть все шансы стать туристическим маршрутом. Ее удобное расположение – между городами Нижневартовском и Лангепасом, недалеко от Мегиона, привлекает в Вату тех, кто проезжает мимо по трассе. И только на месте туристы впервые узнают, что попали в русскую деревню, расположенную среди многочисленных национальных стойбищ и селений.

Комментарии

  • Больше двадцати лет с удовольствием приезжаю в деревню Вата. Очень красивое, живописном место, лес, река. Здесь живут замечательные, добрые, отзывчивые люди, проводится очень много интересных мероприятий, праздников, в которых мы тоже иногда принимаем участие. Рекомендую посетить местный музей - вы узнаете много нового не только о самой деревне, но и об истории нашего края.

  • Имела удовольствие гостить в деревне Вата у старожил, семьи Белозёрцевых Любови Дмитриевны и Леонида Кузьмича, с которыми мою семью связывала многолетняя дружба. Вечерами гуляли по деревенской улице, катались на моторной лодке, ловили рыбу. Тогда ещё здания музея небыло. А спустя годы Ватинский музей представлял в Эколого-этнографическом музее Радужного свою коллекцию полотенец. "Полотенце-дорога жизни"- так назывался наш совместный выставочный проект. Всегда с теплом вспоминаем Тамару Владимировну, основателя и идейного вдохновителя.