Фронтовые весточки - ХранителиРодины.рф

В настоящее время в ГАПОУ ТО «Колледже цифровых и педагогических технологий» функционирует музей истории колледжа. На стендах музея представлена история образования и развития колледжа. Один из стендов музея посвящен участникам Великой Отечественной войны – это выпускники и преподаватели Тюменского педагогического училища, так назывался в 40-е годы наш колледж [6]. В 1941 году директор училища - Ирина Константиновна Тужик-Михайлова лично провожала этих преподавателей и учащихся на фронт, большинство из них - это 20-й выпуск училища 1940 года [2]. В музее размещены их фотографии. У стенда участников войны расположена витрина, в которой хранятся медали, солдатская ложка, дневная пайка хлеба в блокадном Ленинграде, автоматные гильзы, военный фотоаппарат «Любитель», книга со стихами и песнями [1], написанными советскими войнами… и письма! Настоящие письма с фронта! Эта тема заинтересовала нас, поэтому целью исследования стало изучение авторов писем и биографии адресата. Задачи представлены на слайде. Письма с фронта – это лист бумаги, сложенный в форме треугольника. На лицевой стороне этого треугольника прописаны почтовые адреса, фамилия получателя, инициалы фронтовика-отправителя и печать военной комендатуры [3]. В годы войны почтовый адрес военнослужащего состоял лишь из 5 цифр: номера войсковой части и полевой почты. Нам удалось прочитать сохранившуюся надпись на выцветшей от времени бумаге. Увидеть имени того, кто написал это письмо, нам не удалось, поэтому с невероятным интересом по буквам разбирая каждое слово, написанное размытыми чернилами или простым карандашом, нами было выяснено, что Николаевской Валентине Дмитриевне пишет с фронта ее бывший воспитанник, выпускник 50-ой школы, Юрий Трубецкой. Юрий делится со своей любимой учительницей первыми радостными вестями с фронта и своими чувствами, которые испытывает, когда узнает о небольших победах своего народа. Он старается убедить учительницу в том, что все будет хорошо, что победа уже близка, ведь он на страже своей Родины [3]! В своих письмах ученики посвящали время не только фронтовым новостям, но еще и рассказам о своей жизни и одноклассниках, о прочитанных книгах или просмотренных кино-картинах. Одно из таких писем написано Анатолием Поздеевым. В конце каждого письма ученики неизменно просят передать привет другим учителям и интересуются жизнью, а также профессиональной деятельностью самой Валентины Дмитриевны. Разворачивая аккуратно сложенные ветхие треугольники, прочитывая письма, в которых заключалась маленькая жизнь, мы определили, что этой учительнице писали многие выпускники 50-ой школы: Юрий Трубецкой, Анатолий Поздеев, Георгий Анисимов, Владимир Бакуев, Павел Быструшкин, Клава Баранова, и это далеко не полный список имен [3]! Особое внимание привлекает то, что ребята с фронта пишут такие искренние и душевные письма именно своей учительнице, Валентине Дмитриевне. С первых строк в них чувствуется тепло и любовь, обращенные к родному учителю, а между строк читается тоска по ушедшим школьным дням. В нашем колледже о Валентине Дмитриевне слышали не раз. Рассказы о ее стиле общения с детьми, о невероятных уроках, восхищают. Поэтому мы решили найти любую сохранившуюся информацию об этом педагоге. В музее колледжа наши была найдена уникальная книга о Тюменских учителях «Творческая активность педагога: история и современность», из которой мы ознакомились с биографией выдающегося педагога. Валентина Дмитриевна успешно окончила в 1916 г. Тобольское женское епархиальное училище. Для этой выпускницы абсолютной ценностью воспитания всегда оставался ребенок. «Человек – это цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания», - это было основной идеей ее деятельности в Ильнской, Коркинской, Ялуторовской школах (1916-1927), Тюменской 1-й семилетней школе (1927-1933), в железнодорожной школе №50 г. Тюмени (1933-1958) [4, 7]. Все бывшие ученики утверждают, что Валентина Дмитриевна никогда не повышала голоса, даже если была недовольна. Ее требования выполнялись, потому что дети бесконечно уважали ее, им хотелось нравиться учителю [7]. Она поддерживала своих ребят и духовно, и материально. В годы войны Валентина Дмитриевна писала письма своим ученикам, и они не забывали ее, даже в послевоенное время ребята передавали ей привет из разных уголков мира: Москвы и Подмосковья, Ленинграда, Рязани, Чукотки, Ульяновска, Украины, Одессы, Звенигорода, Риги и это далеко не весь список [7]! Читая фронтовые письма учеников, адресованные Валентине Дмитриевне, невольно рисуется ее портрет. Хотя лично мы уже не сможем увидеть мастерство этого удивительного педагога, но можем представить ее образ, манеру общения и осознать, каким должен быть настоящий учитель. С уверенностью можно утверждать, что В. Д. Николаевская была личностью. Она умела видеть в человеке главное, ценить хорошее. В ней сочеталась любовь к людям с милосердием, способность к сопереживанию с альтруизмом. Все ее воспитанники стремились быть такой, как она! На данном этапе исследования нам удалось отыскать информацию не обо всех авторах фронтовых писем, учениках Валентины Дмитриевны, поэтому необходимо и дальше проводить работу по их сбору, анализу и сохранению, ведь с каждым годом уходят из жизни их хранители и авторы. А фронтовые весточки – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают интерес к истории своего народа, своей страны!

Архивные материалы музея ГАПОУ ТО "Колледжа цифровых и педагогических технологий"

Мне 18 лет, я - студентка Тюменского «Колледжа цифровых и педагогических технологий» В настоящее время я еженедельно провожу внеурочные занятия, посвященные Году памяти и славы в 12 гимназии города Тюмени, мною разработана программа «Сквозь года звенит Победа». Для составления содержания программы я работала с разными источниками, в том числе с архивом музея нашего колледжа, руководителем которого является Дмитриенко Тамара Владимировна (фото 1).

Один из стендов музея (фото 3) посвящен участникам Великой Отечественной войны – это учащиеся-выпускники и преподаватели Тюменского педагогического училища (фото 2), так назывался в 40-е годы наш колледж [6]. Руководитель музея рассказала мне о том, что директор училища - Ирина Константиновна Тужик-Михайлова лично провожала этих преподавателей и учащихся на фронт, большинство из них - это 20-й выпуск училища 1940 года. На стенде размещены их фотографии. Вспомним и назовем их пофамильно:

Кондаков М. Н., военрук;

Моносов А. С., преподаватель математики;

Новопашин В. С., учитель труда;

Некрасов И. А., преподаватель рисования;

Патрикеев И. В., военрук, преподаватель ОБЖ;

Прокофьев В. С., преподаватель истории;

Серебренников Н. М., преподаватель физического воспитания;

Багуркин А. А., выпускник 1939 года;

Иванов В. Г., выпускник 1938 года;

Изместьев М. П., выпускник 1940 год;

Семёнова П. А., выпускница 1941 года;

Хилько Т. Д., выпускница 1940 года;

Хилько И. Н., выпускник 1938 года;

Хилько В. Н., выпускник 1940 года [2].

У стенда участников войны расположена витрина, в которой хранятся медали, солдатская ложка, дневная пайка хлеба в блокадном Ленинграде, автоматные гильзы, военный фотоаппарат «Любитель», книга со стихами и песнями [1], написанными советскими войнами… и письма! Настоящие письма с фронта (фото 4, 5)!

Мне была предоставлена уникальная возможность рассмотреть, прочитать и изучить эти весточки. Письма с фронта – это лист бумаги, сложенный в форме треугольника. На лицевой стороне этого треугольника прописаны почтовые адреса, фамилия получателя, инициалы фронтовика-отправителя и печать военной комендатуры. В годы войны почтовый адрес военнослужащего состоял лишь из 5 цифр: номера войсковой части и полевой почты. Мне удалось прочитать сохранившуюся надпись на выцветшей от времени бумаге (фото 6):

«Омская обл. Город Тюмень жел. дор. Школа № 50 Николаевской Валентине Дмитриевне

П. П. № 25599 «В-у»

Я не увидела имени того, кто написал это письмо, поэтому с невероятным интересом стала бережно разворачивать такой ветхий фронтовой треугольник. По буквам разбирая каждое слово, написанное размытыми чернилами или простым карандашом, я узнала, что Николаевской Валентине Дмитриевне пишет с фронта ее бывший воспитанник, выпускник 50-ой школы. Обратимся к содержанию этого письма (фото 5)

Знакомство с письмом

«Здравствуйте, дорогая Валентина Дмитриевна!

Первое слово, конечно, фронту. В тот день, когда читал Ваше письмо, как раз первые строчки, радио принесло еще более радостную весть, дрожь пробежала по телу и что-то такое, которое не могу назвать: провал гитлеровских планов окружения Москвы.

Враг ведь собрал на Москву 51 дивизию, по 25 тысяч примерно каждая, залез на север (Клин, Дмитров, Солнечногорск), ЮЗ (Истра, Звенигород), забивая клин между столицей и Тулой, Тулой и Солнечногорском с юга. Теперь немцы поехали. Сегодня, вот освобожден Калинин. Что стоило возвратить этот город. Надо было перейти через Волгу и тогда вести многодневный уличный бой. Так и было. Скоро вдогонку немцам пойдут морозы.

Да, враг будет разбит!

Вот только что случайно увидел в «Красном Знамени» заметку «Воспитанники Красной Армии». Живу я хорошо, жив, здоров, только глаза немного болят.

Январь уже на пороге. Но о выпуске определенного ничего не знаю. Как никак, но выпуск близко, поэтому передо мной поднимается во весь рост задача быть не младшим лейтенантом, а лейтенантом, то есть не иметь ни одной посредственной отметки. Эту задачу мне надо выполнить во что бы то ни стало.

Да, Николаю Курсакову трудна студенческая жизнь, но он крепится. Но я все-таки не уверен в его нервах, которые у него с связи с потерей места «растрепались» (как он сам пишет) к тому же он сейчас один. Я учусь ничего (как принято говорить про себя). Сдал зачеты по револьверу и пистолету, двум винтовкам и станковому пулемету, как Василий.

Вы, Валентина Дмитриевна, наверное, ведете какой-нибудь класс, вам приходится проводить собрание с запрашиванием вопроса о военном деле, об отношении к этому предмету, особо о военной подготовке комсомольцев?

На таком собрании уместно было бы (особо комсомольцам) прочитать речь тов. М. И. Калинина на собрании комсомольского актива Куйбышева 12 ноября. Можете показать секретарю комитета (школьный) ВЛКСМ, что сделал бы на его месте Михаил Иванович.

Ваших писем дожидаюсь всегда с нетерпением, каждый перерыв бегаю, спрашиваю: нет ли письма. Федор Ильич мне еще ни разу не отвечал.

Желаю вам здоровья и счастья в вашей жизни и работе.» [3, 7]

16. 12. 1941. Юрий Трубецкой



В этом письме один из учеников Валентины Дмитриевны, Юрий Трубецкой, делится со своей любимой учительницей первыми радостными вестями с фронта и своими чувствами, которые испытывает, когда узнает о небольших победах своего народа. Юрий старается убедить учительницу в том, что все будет хорошо, что победа уже близка, ведь он на страже своей Родины!

В своих письмах ученики посвящали время не только фронтовым новостям, но еще и рассказам о своей жизни и одноклассниках, о прочитанных книгах или просмотренных кино-картинах. Обратимся к одному из таких писем (фото 7, 8):

Очередные новости воспитанников

«Добрый день!

Здравствуйте, дорогая Валентина Дмитриевна! Во-первых, сообщаю, что вчера получил от вас долгожданное письмо, за которое благодарю!

Коротенько напишу про свою настоящую жизнь. По-прежнему работаю на старом месте. Сегодня исполнилось ровно два месяца. Изменений пока никаких нет, не знаю, что принесет нового новый 1944 год? Завтра будем встречать. Не знаю какая это будет встреча, конечно не сравнишь того, что было дома, вспомнится школа! Да, школа, чувствуешь, что она так тебя породнила, вырастила, поставила на ноги. Сейчас приходится вспоминать те дни, проведенные в ее стенах. 11 января 1944 года исполнится 11 месяцев, со дня отъезда из Тюмени. Да, время летит, затем также пройдут еще 2 года и мы – на пороге дома. Надеюсь, что 1944 год принесет нам наконец победу над врагом. Нам вероятно придется завершать эту победу. Не целый же век отсиживаться в тылу и все учиться. Прошло уже почти 11 месяцев, а еще не были на фронте.

Сейчас напишу относительно Георгия и Владимира. Часть, в которой действовал Георгий уже давненько вернулась на прежнее место. Были в тылу, громили немцев. Недавно от одного товарища, с которым были вместе в Саратовской области, а затем их вместе с Георгием отправили в действующую, получили письмо. Пишет, что съездили, вернее вылетали на боевое задание. Многие еще не вернулись, а действуют в партизанских отрядах. Георгий вероятно вернулся, т. к. я получил письмо от родителей, в котором они сообщают, что родители Гоши получили от него письмо, и он находится на старом месте. Его адрес: Полевая Почта № 15963 «Б». Я ему послал письмо, ответа пока еще нет.

Теперь относительно Владимира – от него писем уже нет 4 месяца, так что не знаю где он находится. Дома от него писем тоже нет. Вероятно где-нибудь на передовой, а может быть где-нибудь в госпитале

Письма получаю не часто, но и не редко Из школы получаю от секретаря комсомольской организации Алексеевой. Получаю от Анкудиновой Шуры, она учится в городе Свердловске в институте.

Насчет культурного развлечения, то можно сказать, что не очень хорошо обстоит дело. Единственное развлечение – газеты, иногда кино. На той неделе смотрел кино-картину «Они защищали Родину». Вчера смотрел на двух сеансах «Жди меня». Замечательные кино-картины. Клуб у нас свой, довольно большой, почти такой же, как наш «Темп».

Ну, вот, кажется и все, что я хотел написать вам в своем письме. В следующем письме напишу про свою встречу нового 1944 года, не знаю, что нового принесет он в мою жизнь! Пишите, жду ответ!

Ну, передавайте привет Павле Афанасьевне, и всему преподавательскому составу, а также всем учащимся нашей школы. И так до следующего письма.

Валентина Дмитриевна напишите кто занимается из преподавателей по физике, черчению?

С горячим приветом! Анатолий!» [3, 7]

А. П. Поздеев 30.12.1943



А в конце каждого письма ученики неизменно просят передать привет другим учителям и интересуются жизнью, а также профессиональной деятельностью самой Валентины Дмитриевны.

Разворачивая аккуратно сложенные ветхие треугольники, прочитывая письма, в которых заключалась, как мне казалось, маленькая жизнь, я узнала, что этой учительнице писали многие выпускники 50-ой школы: Юрий Трубецкой, Георгий Анисимов, Анатолий Поздеев, Владимир Бакуев, Павел Быструшкин, Клава Баранова, и я уверена, что это далеко не полный список имен!

Меня заинтересовало то, что ребята с фронта пишут такие искренние и душевные письма именно своей учительнице, Валентине Дмитриевне. С первых строк в них чувствовалось тепло и любовь, обращенные к родному учителю, а между строк читалась тоска по ушедшим школьным дням.

За время обучения в колледже о Валентине Дмитриевне я слышала не раз. Меня восхищали рассказы о ее стиле общения с детьми, о невероятных уроках, ведь я и сама совсем скоро стану учителем. Поэтому я стала искать любую информацию об этом педагоге. В нашем музее колледжа мне в руки попала уникальная книга о Тюменских учителях «Творческая активность педагога: история и современность», из которой я узнала биографию уникального педагога. Ею хочу поделиться и с вами.

Выдающийся педагог с большой буквы

Валентина Дмитриевна (фото 9), вторая дочь в семье, продолжая традиции, успешно окончила в 1916 г. Тобольское женское епархиальное училище (фото 10), в котором давались фундаментальные знания [4]. Обучение воспитанниц происходило в атмосфере добра, внимания к каждому ребенку. Так формировалась гуманистическая направленность будущих домашних учителей. Для выпускницы В. Д. Николаевской абсолютной ценностью воспитания всегда оставался ребенок. «Человек – это цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания», - это было основной идеей ее деятельности в Ильнской, Коркинской, Ялуторовской школах (1916-1927) (фото 11), Тюменской 1-й семилетней школе (1927-1933), в железнодорожной школе №50 г. Тюмени (1933-1958). Ее отличала высокая культура общения с учениками. Учительница называла всех своих учеников одинаково, по имени и фамилии, обращалась на «Вы» независимо от учебных упехов [7]. Гуманистический характер общения проявлялся в том, что в учениках она воспитывала чувство собственного достоинства, самостоятельность, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни. Ее бывшая ученица Н. Бубнова вспоминает: «Она была деликатна с нами, обращалась, как с равными и мы платили ей безграничным уважением. Между нами была неизмеримая дистанция, не допускавшая панибратства, и потому, наверное, учительница всегда казалась нам немного загадкой. В каждом из нас она видела лучшее. Даже «камчатник», перебивающийся с «хлеба на квас» (с двойки на тройку), не чувствовал себя изгоем на уроках литературы. Доброжелательность, умение жить в коллективе наша учительница считала самым ценным качеством в человеке» [7].

Все бывшие ученики утверждают, что В. Д. Николаевская никогда не повышала голоса, даже если была недовольна. Ее требования выполнялись потому, что дети бесконечно уважали ее, им хотелось нравиться учителю [5].

Она поддерживала своих ребят и духовно, и материально. В годы войны Валентина Дмитриевна писала письма своим ученикам, а они, отправляя весточки с фронта, рассказывали о прочитанных книгах, делились впечатлениями о просмотренных кинофильмах и театральных спектаклях. «А читать хочется – это все еще привычка заполнять свободное время чтением», - пишет Георгий Анисимов (апрель 1943 г.). Клава Баранова сообщает о посещении оперы «Сказка о царе Салтане в Большом театре» (1943 г.) [7].

Любовь и уважение учеников объясняются тем, что учитель идеально знал свой предмет. Глубокое знание предмета – свидетельство высокого уровня профессиональной культуры. Основными видами уроков литературы Валентины Дмитриевны были уроки-лекции, уроки-беседы, которые побуждали учеников к выражению собственных мыслей. Именно поэтому, анализируя письма воспитанников Валентины Дмитриевны 40-х годов, следует отметить, что все они стремятся не просто рассказать о прочитанных книгах, увиденных спектаклях и кинофильмах, но и высказать свое суждение, не боясь оказаться непонятыми.

Валентине Дмитриевне писали не только во время войны, ребята передавали ей привет и в послевоенное время из разных уголков мира: Москвы и Подмосковья, Ленинграда, Рязани, Чукотки, Ульяновска, Украины, Одессы, Звенигорода, Риги и этот список можно продолжать еще долго!

Многим выпускникам и через пятьдесят лет грели душу школьные воспоминания о Валентине Дмитриевне, например, Надежда Ивановна Антропова, выпускница тюменской средней школы № 50 (1948 г.) вспоминает: «Я благодарю судьбу за то, что в 1946 году она привела меня хоть на два года в пятилетнюю школу. Главным организатором учебно-воспитательного процесса была, как нам казалось, Валентина Дмитриевна Николаевская. Каждый урок Валентина Дмитриевна начинала не с проверки домашнего задания, а рассказом учителя (фото 12). Иногда этот рассказ длился весь урок…

А какие литературные «бои» Валентина Дмитриевна проводила прямо на уроке. Рассадив «героев» по рядам, она предлагала различные ситуации, и спрашивали, как и почему так эти герои поступили. <…> Валентина Дмитриевна только улыбалась и «подбрасывала дрова» в наши жаркие споры [7].»

Справедливо говорится, что учителем надо родиться. Учитель – это человек, способный постоянно совершенствоваться, чтобы стать другом и наставником для ребенка. Этими качествами природа щедро наградила В. Д. Николаевскую. Читая весточки, написанные вчерашними учениками так старательно, меня поразило то, что ребята с таким трепетом обращаются к Валентине Дмитриевне. Когда я держала в руках эти ценные письма, написанные своими ровесниками, то ощутила связь с тем временем, прочувствовала гордость и боль за Родину.

Заключение

Читая фронтовые письма учеников, адресованные В. Д. Николаевской, невольно рисуется ее портрет. Хотя лично я уже, к сожалению, не смогу перенять мастерство этого удивительного педагога, но смогу представить ее образ, манеру общения и осознать, каким должен быть настоящий учитель. С уверенностью можно утверждать, что В. Д. Николаевская была личностью. Она умела видеть в человеке главное, ценить хорошее. В ней сочеталась любовь к людям с милосердием, способностью к сопереживанию с альтруизмом. Все ее воспитанники стремились быть такой, как она, и я тоже буду стремиться!

Фронтовые письма любимой учительнице стали для меня не только свидетельством о войне и ушедшей эпохе, но и побудили к знакомству с биографией моей землячки, Педагога с большой буквы. Сегодня архив музея ГАПОУ ТО «Колледжа цифровых и педагогических технологий» представляет экспозиции с уникальными материалами по теме Великой Отечественной войны. Ведь не случайно написание книги «Творческая активность педагога» было основано именно на наших архивных материалах.

На данном этапе исследования мне удалось отыскать информацию не обо всех авторах фронтовых писем, учениках Валентины Дмитриевны, поэтому необходимо и дальше проводить работу по сбору, анализу и сохранению писем с фронта, ведь с каждым годом уходят из жизни их хранители и авторы. А фронтовые весточки – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают интерес к истории своего народа, своей страны!

Список использованной литературы

Аксюта, В. Н. Свидетели войны-грядущим поколениям: (Экспонаты Тюм. обл. краевед. музея рассказывают о Велик. Отечеств. войне) / В. Н. Аксюта, А. Н. Свинкин; Ком. по культуре Администрации г. Тюмени. - Тюмень: Ин-т проблем освоения Севера, 1995. - 30 с.

Дмитриенко, Т. В. Воспоминания / Т. В. Дмитриенко – [Б. и.: б. м.], 2020. – Формат записи: МР3. – Устная речь: аудио.

Материалы музея ГАПОУ ТО «Колледжа цифровых и педагогических технологий»

О методических пособиях начала века в библиотеке В. Д. Николаевской (1898-1975) // Безопасность жизнедеятельности в Сибири и на Крайнем Севере: тезисы докладов 2-й Междунар. науч.-практ. конф. 17-20 сентября 1997 г. Ч. 2. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. С. 69-70

Пименова, З. И. Воспоминания / З. И. Пименова. – [Б. м.: б. и.], 1980. – 6 листов. – Текст: рукопись.

Тюменская школа в XX веке: Хрестоматия / Науч. ред. и рук. проекта Ю. П. Прибыльский. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. – 336 с.

Черноморченко С. И., Смыслова С. Л. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 208 с.

Комментарии