Ох, нет золота! - ХранителиРодины.рф

Месторождение на Бляве посчитали богатым золотом, даже строящемуся комбинату дали имя "Ормедьзолото". Но годы спустя стало понятно, что главное его богатство ни медь и ни сера, а люди.

Поворот на Медногорск на скоростном автомобиле легко не заметить. Город скрыт в природном распадке между гор. Сверху видно, как петляют улицы и теснятся на склонах гор дома. Здесь до сих пор возводят здания, приспосабливаясь к рельефу: второй этаж одного подъезда может находиться на уровне первого этажа другого. Бывает и так, что с одной стороны дом имеет 3 этажа, а с другой – 2. Строить так проще, чем пытаться найти ровную площадку среди гор, которым много миллионов лет.

Странное имя "Блява"

В энциклопедиях и справочниках о Медногорске можно прочесть, что это «город первых пятилеток», где добывают серу и медь. За этими скупыми строчками стоит история, похожая на детектив, с элементами комедии и трагедии одновременно. Ее хорошо знает директор центральной библиотеки города Светлана Верескун. По крупицам, по строчкам из книг и архивных документов она вместе со своим коллективом восстанавливает историю Медногорска:

- В далеком детстве, также как мои внуки сегодня, я находила в окрестностях города темные камни с блестящими крапинками и с интересом их рассматривала, - говорит Светлана. – Тогда я ничего не знала о том, как скрытое в них богатство привело в наш край таких разных, талантливых, энергичных и целеустремленных людей: Мамедова, Кудиша, Евангулова и многие, многие других. Восстанавливая факты из их жизни на земле Медногорска, понимаешь, как было не просто основателям города. Но их не остановили крепость скал, капризы уральской природы, и даже, говоря сегодняшним языком, бюрократические препоны.

Работая простым библиотекарем, затем заведующей филиалом, Светлана Кинжигалеевна встречалась с горожанами, которым была интересна история родного края. Кто-то сохранял воспоминания старожилов, кто-то собирал фотографии и вырезки из газет, а кто-то только сетовал на то, что о юности Медногорска так мало известно.

- Если первые и вторые научили меня изучать родину, - говорит директор библиотеки, - то третьи помогли понять насколько важно знать историю не только своей страны, но и родного дома – места, где началась твоя собственная жизнь.

Наш город среди медных гор родился не случайно. Его основание связано с открытием Блявинского месторождения медного колчедана. Это странное для русского языка слово Блява (в переводе с башкирского – оселок, камень с острыми краями) в 30-е годы прошлого века гремело на всю страну. Граждане молодого государства с энтузиазмом восприняли известие об открытии крупного месторождения золота и меди на Южном Урале. Проекту будущего завода дали имя «Ормедьзолото».

Эти удивительные факты удалось открыть в архивах и работах краеведов, когда центральная библиотека в 2014 году готовила юбилейное издание о городе. Медногорск к своему 75-летию получил отличный подарок – книгу «Город среди медных гор». В ней собраны факты и даты строительства и, главное, появления новой точки на карте страны.

Здесь нужно перевести часы истории назад, вернувшись в последние десятилетия царствования Николая II. В эти годы, когда тучи сгущались над Петроградом, в далекой провинции разведку недр вела Таналыкская корпорация. Владельца этого предприятия - английского промышленника Лесли Уркварта - интересовали прежде всего залежи металлов. Недалеко от села Блява на одноименной реке его разведчики наткнулись на выходы медного колчедана. Результаты исследований месторождения настолько обрадовали промышленника, что в прессе Английского королевства появилась публикация об открытии крупнейшего месторождения меди. Но продолжить разведку и перейти к разработке найденных богатств иностранцу помещала октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война.

Спустя примерно десятилетие благодатные долины Блявы и Кураганки привлекли уже советских геологов. Они также обнаружили выходы ценных руд. По одной из версий место им подсказал крестьянин Федор Антипин, когда-то помогавший англичанам. По другой, исследователи просто наткнулись на место работы предшественников. Но это нисколько не умоляет заслуг отечественных ученых, ведь природа в наших местах открывает свои богатства очень неохотно. Геологи вручную метр за метром бурили пласты твердых пород. Этот титанический труд поначалу был не благодарен: результаты исследований показали низкое содержание металлов. Разведку решено было свернуть. И если бы случай ни привел сюда Мамеда Осад-оглы Мамедова, то богатства Блявы так и остались сокрытыми в толще земли. Этот неординарный человек – горный инженер, бывший военный атташе советского посольства в Турции, выпускник горной и промышленной академий – невероятным образом почувствовал перспективность нового месторождения. Согласившись на понижение в должности, он возглавил разведку. Когда финансирование его группы было прикрашено, на собственные средства закупал продовольствие и необходимые инструменты. Упорство Мамеда Осадовича (так инженера величали рабочие) было вознаграждено: месторождение оказалось богатым и пригодным для промышленной разработки.

- Теперь мы знаем, как выглядел этот замечательный человек. Его фото удалось найти в музее нашего города, - комментирует Светлана. Счастливый случай настиг, когда мы (сотрудники библиотеки) помогали оформлять новый краеведческий музей города. А вот лица многих первостроителей города сохранились только в их расстрельных делах. Вот такая грустная ирония.

И медь, и сера

Прошло еще немного лет, и на месте разведанного месторождения появился рудник. На расстоянии нескольких километров от него вырос опытный завод, чуть дальше располагалась площадка строительства будущего крупного медеплавильного предприятия.

Здесь нужно сказать еще об одной загадке Блявы. Открытое месторождение давало руду с высоким содержанием меди и серы (а вот золота, вопреки ожиданиям, оказалось совсем немного). Технологии одновременной добычи этих важных для промышленности страны материалов в нашей стране не было. Пришлось перенимать (а вернее покупать) опыт норвежской компании. Но оказалось, что и разработанная иностранными специалистами методика для южно-уральской руды не подходит. Вот и пришлось буквально изобретать технологию заново.

Талант и старания инженеров позволили разработать проект и претворить его в жизнь в самые кратчайшие сроки. Немалая заслуга в этом первого директора строительства комбината Бронислава Кудиша, главного инженера Павла Евангулова и других энергичных молодых людей, приехавших на Бляву по зову родины. Необходимо отметить, что строители ценили местное руководство не только за изобретательность и целеустремленность. Скорее простые люди откликались на заботу, проявленную о них. Параллельно со строительством рудника и завода, возводились жилые дома (пусть пока это были бараки, но в них было тепло), школы, работали столовые. Везде поддерживались порядок и чистота. Вновь приехавшие оперативно размещались по квартирам.

В 1938 году опытный завод дал первую продукцию. Впервые в нашей стране на одном предприятии (именно в Медногорске) были получены одновременно медь и сера. К сожалению, люди, стоявшие у истоков стройки, не могли порадоваться этому. Они были репрессированы, многие расстреляны, еще в 1937 году.

На этом история маленького городка с названием из гор и металла не заканчивается. Впереди были подвиги во имя Победы и труд вопреки штормам, бушевавшим в стране. Но это другая история…

- Теперь об этом можно прочесть в книге и на сайте библиотечной системы, узнать в библиотеках и музее города. И еще о том, какие сокровища таит медногорская земля, кто и чем прославил родной город, - интригует Светлана Кинжигалеевна, приглашая посетить Медногорск.

Комментарии

  • Знаю Ольгу Анатольевну,как специалиста высокого класса,рассказ очень интересный,все факты сохранены,очень радует фото сопровождение!Желаю удачи!

  • Очень интересно, спасибо)