Сын земли Чувашской - ХранителиРодины.рф

В народной педагогике следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики. Главная идея этнопедагогики - достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека.

Каждая биография человека - органическая часть истории страны. Истории родного народа, малой Родины. О загадочности истории России написано много. О загадочной душе русского народа - и то больше. Однако Россия многонациональна. Среди большого числа народов есть такой народ, как чуваши. Чуваши - добрый и честный народ, неутомимый труженик сельского хозяйства. Чувашский язык один из богатейших в мире: издан 17 томный словарь чувашского языка. В словаре нет грубых ругательств. Испокон веков звучит пословица: «Чӑваш хӑйӗн ҫӑкӑрне ҫиет» (Чуваш свой хлеб ест). Богата культура чувашского народа, родила она на своей земле сынов великих! Речь пойдет об одном из великих сынов, примера для подражания для потомков.

Наш земляк, ВОЛКОВ Геннадий Никандрович родился 31.10.1927, селе Большие Яльчики Яльчик. района (умер 27.12.2010,г. Чебоксары) – учёный-педагог, основатель этнопедагогики, доктор педагогических наук, профессор (1968), член Союза писателей СССР (1982), почётный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982), действительный член Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990). Окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института (1949), аспирантуру Казанского государственного педагогического института (1952). В 1952–72 работал в ЧГПИ: старшим преподавателем (1952–54), доцентом и заведующим кафедрой педагогики и психологии (1954–66), старшим научным сотрудником (1966–67), проректором по научной работе, профессором (1967–72).

В 1972–93 Геннадий Никандрович работал заведующим сектором НИИ национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР, с 1993 заведующим лабораторией Государственного института семьи и воспитания. Преподавал в Эрфуртской высшей педагогической школе (1979–82). Им разработана программа умственного, физического, трудового и нравственного воспитания посредством использования педагогической культуры наций и народностей. Внёс вклад в исследование теоретических, философских, методологических, методических и фактологических аспектов этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Докторскую диссертацию защитил в 1967 на тему «Этнопедагогика чувашского народа (В связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Автор более 700 научных работ, в т.ч. около 30 монографий.

Волковым подготовлено свыше 100 докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более 30 национальностей России, которые на местах возглавляют этнопедагогические школы. Его научные труды опубликованы в Пекине, Токио, Амстердаме, Барселоне и т.д.

Геннадий Никандрович - детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков и вошли в школьные хрестоматии. Лауреат премии АПН СССР им. К.Д. Ушинского (1967), Государственной премии Чувашской Республики (2007), заслуженный учитель Чуваш. АССР (1987), заслуженный работник народного образования Республики Саха (1992), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тува (1997), заслуженный деятель науки РФ. (2001).

Наш земляк Г. Н. Волков отметил, что: «Без соблюдения народных обычаев, без верности им не может быть полноценного человека – так представлялась народной мудростью цель воспитания». У чувашей религиозное поклонение предкам, матери, культ ребенка. Основная забота семейного и общинно - народного воспитания – выработка трудолюбия, формирования готовности ко всякому труду. И называли трудолюбивым человека только того, кто делает работу с любовью. Чувашские пословицы: «Чувашские дети одной ногой в колыбели, другой на пахоте», «Трехлетняя девочка помогает матери, а трехлетний сын - отцу».

Сохранилось немало этнографических документов и произведений устного народного творчества, по которым можно догадываться о характере воспитания чувашских детей после гибели булгарской письменности до возникновения новой, яковлевской. Чуваши, как и другие народы, считали, что основная цель семьи – рождение и воспитание детей. Пословицы, предания, сказания и песни охватывали все процессы развития человека от рождения до смерти. Сущность народного воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, передаче детям физических и душевных качеств родителей. А первые уроки народной педагогики Г.Н. Волков получил в своей семье. С большим волнением и трепетом читаем мы воспоминания великого учёного о своих родителях, бабушке – первых мудрых воспитателях будущего академика. Трогают за душу строки: «Бабушка просто была великим педагогом. Она учила меня быть ласковым, добрым, жалостливым, а главное – любить труд». Этим он ещё раз подчёркивает, что чувашский народ испокон веков воспитывался в труде. Именно трудолюбие помогло стать Г. Волкову всемирно известным человеком… Отец Геннадия - Никандр Никитич был преподаватель физики и математики. Возможно, именно из-за влияния родителей Волков выбрал путь учителя. Мать Евдокия Михайловна Волкова родила и воспитала с мужем трех сыновей, все они стали академиками и профессорами. Братья – Анатолий Никандрович ( хирург, доктор медицинских наук, профессор (1976) и Зинон Никандрович( врач, кандидат медицинских наук (1974).) Чуткое нравственное воспитание детей семье позволило им все достичь таких высот. Геннадий Никандрович Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции. Впервые она появилась в 1962 году. Практически сразу этнопедагогика получила широчайшее развитие.

В народной педагогике следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики. Главная идея этнопедагогики - достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе все эти истоки должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств - достоинств. Основатель этнопедагогики чувашского народа Геннадий Никандрович Волков говорил, что:«К сожалению, забываем традиции, а без традиций нет культуры,

без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!».

Из напутственных слов Геннадия Никандровича Волкова соплеменникам: «Дорогие, родные мои! От всего сердца обращаюсь к чувашским женщинам как хранителям и спасателем нации. Постарайтесь стать духовными матерями своим детям! Без материнского языка, без чувашских традиций дети бездушны. Не теряйте родственных связей! Восстанавливайте, сохраняйте памятники древности. Вспомните о наших священных рощах».

Комментарии