На берегу крутом реки Ишима Село мое видно издалека… - ХранителиРодины.рф

Село Абатское - это старинное поселение в сибирской глубинке. Оно имеет богатую историю, неразрывно связанную с историей освоения и покорения Сибири русскими. Познакомившись с данным материалом, вы узнаете о том, когда и при каких обстоятельствах возник Абатский острог, кто являлся его основателем, почему село носит такое название, кто из известных людей бывал у нас в гостях, а также вашему вниманию представлена портретная галерея абатчан, которые внесли колоссальный вклад в развитие своей малой родины.

Село Абатское находится в 378 км к востоку от Тюмени и в 271 км к западу от Омска. Расположено на левом берегу реки Ишим (приток Иртыша), в 59 км к северо-востоку от железнодорожной станции Ишим (на линии Тюмень — Омск).

История его основания уходит далеко вглубь веков.

Первые жители на территории Абатского района появились 14 тысяч лет назад после отступления ледника. В IV-III тыс. д.н.э. в период неолита здесь жили предки угорских племён. В середине II тыс. д.н.э. по Ишиму расселялись представители андроновской культуры. Они занимались скотоводством и примитивным земледелием, игравшим незначительную роль. Андроновцы также вели добычу меди и отливали бронзовые изделия.

В первом тыс. д.н.э. в Ишимской лесостепи утвердились племена саргатской культуры, занимавшиеся полуоседлым скотоводством и земледелием. В XII-X вв. на территории Абатского района жили племена сузгунской культуры. Во II-IV вв. н.э. на территорию Абатской степи пришли из Казахстана саки.

В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи покорил племена по Иртышу и включил их в состав Золотой Орды. В результате смешения местного населения с угорскими племенами, алтайскими тюрками и монголо-татарами сформировалась новая народность сибирские татары, разделявшиеся на барабинских, ишимских, тобольских, тюменских, чатских.

Главным их занятием являлись охота, звероловство, рыболовство, сбор грибов и ягод. Пашню обрабатывали «наездом». Весной рыхлили землю мотыгами и засевали ячменём, а осенью приезжали собирать урожай. Другим занятием татар было скотоводство.

В XIV в. образовалось Сибирское ханство, столицей которого стало старое укреплённое селение угров Сибирь, или Кашлык, располагавшееся на берегу Иртыша, в 17 км от будущего г. Тоблольска.

В 1563 г. власть в Сибирском ханстве захватил Кучум. Он разорвал вассальную зависимость от России и стал совершать набеги на приуральские земли.

В 1581-1582 гг. началось покорение Сибири. Отряд казаков и ратных людей уральских купцов Строгановых под руководством Ермака 26 октября 1582 г. разгромил наголову войско Кучума и вступил в Кашлык.

Остатки войск Кучума были изгнаны в Ишимские и Барабинские степи и от туда делали набеги на укреплённые пункты русских, мешая обосноваться оседлому населению в плодородных Ишимских степях. Поэтому здесь был воздвигнут ряд крепостей (острогов) для наблюдения за движением татар и для защиты мирных земледельцев.

В 1586 г. построена крепость Тюмень, а через год, в 1587 г., основан г. Тобольск. Возникли остроги Тарханский (1631 г. Тюменский округ), Атбашский (1633 г. на Вагае), Ялуторовский (1639 г), Исетский (1650 г.).

Эта линия укреплений уходила в Томскую губернию. Но она была сильно удалена от городов, не имела тесной связи между отдельными укреплениями. В связи с чем, воздвигались новые крепости: Царёво городище (ныне Курган) – в 1662 г., Чернолуцкая слобода (Омский округ) – в 1670 г., Коркинская слобода (ныне г. Ишим) – 1687 г. Так появилась Ишимская укрепительная линия.

Её основателем являлся Ульян Ремезов, который с отрядом стрельцов был послан в Сибирь для охраны новых земель. Осмотревшись на месте, сотник стал строить вдоль всей границы с неспокойной казахской степью «крепостницы».

В 1680 году в Ишимской оборонительной линии возвели Абатский острог, именуемый форпостом № 868. По некоторым данным, ещё до возникновения острога на этом месте была деревня, основанная в 1676 г.

Строили «крепостницу» служилые люди: драгуны, казаки, потомки которых до сих пор живут на Абатской земле: Коротковы, Орловы, Косяковы, Черепановы, Москвичёвы, Казанцевы, Новиковы.

Острог построили на мысу при впадении реки Абак в Ишим. Река и острог были названы в честь известного татарского князя Абака, кочевавшего в этих местах.

Если стены многих острогов сооружались из вкопанных в землю бревён, плотно прижатых друг к другу, то Абатский острог ставился сразу как рубленный город. Он построен в заплот, т.е. был обнесён деревянной сплошной оградой из брёвен. В нём имелась проезжая башня. Вокруг деревянной крепости шёл ров, надолбы и рогатки.

В 1695 г. у острога № 868 появилось имя - Абатская слобода, население которой быстро росло. В 1708 г. в слободе и девяти приписанных к ней деревнях числилось 177 дворов и 875 жителей, а в 1740 г. – уже 1380 человек.

Мировоззрение средневекового человека носило религиозный характер, ему необходимо было культовое помещение для выполнения обрядов. Уже в 1709 году крестьяне построили первую в слободе деревянную Петропавловскую церковь.

Путешественник, крупнейший энциклопедист Пётр Симон Паллас в 1770 г. видел её в нижней части Абатской слободы. В 1784 г., в связи с переносом старого поселения на нынешнее местоположение, её поставили на месте будущей Богоявленской церкви.

В XIX веке Абатское стало крупным купеческим селом Ишимского уезда Тобольской губернии. В 1839 г. на средства церкви, купцов и прихожан построили каменную Петропавловскую церковь с колокольней. В 1840 г. её освятили. Богослужение в ней велось в летнее время.

В 1846 г. рядом с деревянной Петропавловской церковью заложили каменную Богоявленскую, строительство которой завершили в 1879 году. Она строилась на церковные средства, но большую помощь оказали купец Стефан Гаврилович Мещеряков и его жена Юлиания Константиновна.

Они на свои деньги построили колокольню, иконостас и ограду. Богослужение в церкви велось и в зимнее время. Оба храма обнесли каменными оградами с железными решётками.

В 1874 году деревянную Петропавловскую церковь перенесли на кладбище и поставили на стояки из лиственницы. В ней 29 июня отмечали день поминовения усопших.

В селе была и церковно-приходская школа, которая располагалась в здании интерната на территории бывшего рынка и была построена в 1895 году.

К востоку от собора Петра и Павла располагалось большое здание волостного управления с камерой предварительного заключения (каталажкой) и этапным пунктом для политических и опасных людей для царского самодержавия.

К северу от соборов располагалась большая торговая площадь, где размещались лавки местных купцов, а в период ярмарок – свыше 100 ларьков и палаток приезжих купцов и торговцев. Ежегодно в селе проводились две крупные ярмарки. Зимняя, так называемая Крещенская, ярмарка проходила с 29 декабря по 7 января.

Крестьяне продавали сельскохозяйственные продукты и сырьё. Особенно много привозили рыбы, кож, масла, мёду, дров, а купцы доставляли сахар, ткани, пряности, хозяйственную утварь из металла. Абатские мастера славились также изделиями из глины, валяной обувью.

С 23 по 30 июня проходила Петровская ярмарка. Все торговые заведения заранее завозили различные товары. Горели на солнце ткани шёлковые, разноцветные ситцы, раздавался звон серебра, пахло салом, вяленой, солёной, сушеной рыбой, овчинами и кожей. Готовился и становой. Из уезда прибывали жандармы. Переодетые полицейские сновали среди народа, прислушиваясь к разговорам. А люди приезжали разные с многих мест, даже из С.-Петербурга.

Вокруг торговой площади красовались дома богачей. Среди купечества особенно выделялась Новикова Надежда Павловна, имевшая деревянный дом из 6 комнат, два кожевенных склада на территории, где сейчас размещается ТЦ «Пятёрочка», за волостным управлением зерносклад емкостью на 30 тысяч пудов.

Ежегодно она скупала десятки тысяч шкур телят, пух, перо, тысячи пудов пшеницы, овса. Только в Петровскую ярмарку Надежда Павловна скупала до 700 пудов сливочного масла, которое отправляла в Иран и Турцию через Баку, торговала и с Варшавой, и с Ригой. За осень – до 1000 пудов льняного семени до 500 пудов мака, столько же конопляного семени, не говоря уже о шкурах пушного зверя и о различной птице.

Всё кожевенное сырьё и птицу Новикова сдавала оптом немецкому купцу Штейнбергу, получая от него хром и готовую обувь.

Конкурируя с другими купцами, Новикова широко использовала труд мальчишек, посылая их на край села зазывать к себе сдатчиков и покупателей.

При советской власти Надежду Павловну из большого шестикомнатного дома выселили, два склада реквизировали. Жила «красная» купчиха Новикова долго, до начала 70-х годов прошлого столетия. Абатчане запомнили её всегда одетой в широкую «купеческую» юбку, до полу, с карманами, в которых погромыхивали связки ключей.

Купец Сорокин торговал теми же товарами, что и Новикова. Имел большой деревянный дом, складские и подвальные помещения.

Купец Москвичов, проживающий в двухэтажном доме (здание старой редакции) торговал кондитерскими изделиями и мануфактурой. По сравнению с другими купцами продавал всё на одну копейку дешевле, держал ямщину.

Фёдор Тарасов (ему принадлежал дом рядом со старой редакцией) торговал водкой и винами, был доверенным лицом Бухарёва из Ишима.

На месте бывшего книжного магазина (ПОСПО) размещался кабак Кубышкина. Недалеко от него магазин вин и колбасных изделий, или «Ремский погреб» товарищества Перминова-Радионова.

На месте ТЦ «Весна» стоял дом Тюрина, торговавшего мануфактурой. Старое здание раисполкома, в котором теперь музей, принадлежало купцу Степану Занину, имевшему лавку кожевенных товаров и два кожевенных завода. Это самое старое, сохранившееся до наших дней, здание в селе было построено в 1824-1826 гг.

Помимо вышеперечисленных купцов было немало и других богатых людей.

Крестьян Тобольской губернии, по сравнению с крестьянами Европейской части страны, отмечала большая зажиточность и независимость. Это подметил проезжающий через Ишимскую степь в 1856 г. и переправляющийся через реку Ишим у села Абатского П.П. Семёнов-Тянь-Шанский.

Большинство жилищ крестьян имели три помещения: избу, клеть и сени между ними. В селе имелись дома с тремя и двумя помещениями, а также и отдельные избы. Во дворе строили хлева, стайки, сараи.

Путешественник Иоган Фальк писал: «Крестьяне занимаются земледелием и скотоводством, возят купеческие товары, делают всякую домашнюю посуду, повозки и сани. Иные зимой ездят на звериную ловлю, а летом занимаются рыбным промыслом. Крестьяне здесь трудолюбивы. Кроме обыкновенных домашних работ, прядут они лён, пеньку и шерсть, ткут шерсть и крестьянское сукно, вяжут чулки, носки и перчатки, плетут тесьму, кружева, бахрому, вышивают кокошники, ткут шёлковые кушаки, ковры, попоны…».

С открытием Сибирского тракта в 1873 г. большое развитие получили промыслы, связанные с дорожным обслуживанием. Начали делать колёса не только к телегам, на которых обычно возились грузы, но и к экипажам.

Занимались ямщиной – перевозкой пассажиров, извозом – перевозкой товаров и дворничеством – содержанием постоялых дворов. Абатская ямская слобода с её обитателями давала работу и помогала кормиться многим крестьянам и ремесленникам.

По Большому Сибирскому тракту за 10 лет с момента открытия прошло более 190 тысяч каторжников и ссыльных. В трактовых сёлах, таких как Боровое, Абатское, Камышенка были выстроены для них остроги, огороженные высоким тыном. Кое-где, как, например в Челноково и Тушнолобово устраивали арестантские этапы. В острогах и на этапах устраивался ночлег, давалось ссыльным скудное питание, менялись конвойные, живущие в самом остроге или вблизи от него.

Но, исходя из того, о чём говорилось выше, Сибирский тракт не был особой дорогой для ссыльных. По нему мчались и тройки с грозными начальниками, тянулись обозы с разной снедью.

В 1890 году в мае, в весеннее половодье, проехал по Абатской земле возок с необычным путником. Антон Павлович Чехов спешил на остров Сахалин.

Вот, что он писал в своём дневнике: « Из большого села Абатского (375 вёрст от Тюмени) в ночь под 6 мая везёт меня старик лет 60. При выезде происходит столкновение с почтовой тройкой. Как можно было узнать из ругани, причиной происшествия было следующее. В Абатское ехало 5 обратных троек, возивших почту. По закону, они должны были возвращаться шагом, но передний ямщик, соскучившись и желая скорее попасть в тепло, погнал лошадей во весь дух.., ругались ямщики нестерпимо, а научились они этому, говорят, у арестантов».

Антон Павлович Чехов отделался лёгкими ушибами. Но так как ходовая часть тарантаса была исковеркана, ехать дальше было нельзя. «Шагом доплетаемся до деревни и останавливаемся у Ильи Ивановича Константинова, который и повёз меня потом. В доме холодно, так как специально не топили печь – вымораживали клопов».

Помимо ямщины, в селе активно развивалась медицина. В лечебнице, открытой в 1886 г. при волостной управе, принимал больных фельдшер Иван Степанович Москвичев, ранее работающий в Московском санитарном госпитале. В штате также числилась санитарка и две сестры милосердия. В лечебнице была всего одна палата для стационарных больных на 4 кровати.

С 1898 по 1900 гг. врачом работал Константин Дмитриевич Даниель. К этому времени он уже имел трёхлетний стаж врачебной практики, которую проходил в Тобольской губернии после окончания медицинского факультета императорского Московского университета. Позднее он был переведён в город Ишим. В трудные для абатчан годы Константин Дмитриевич наведывался в Абатск и помогал жителям, чем мог. В 1911 г. Даниель помогает абатчанам открыть столовую для голодающих. Год был тяжёлым. Хлеб выгорел. Уездная Ишимская больница стремилась помочь волостям в борьбе со вспышками холеры, оспы, сыпного возвратного и брюшного тифов. Особенно страдали дети. Из 100 народившихся детей погибала половина. До конца своей жизни проживал этот чудесный человек в городе Ишиме. Там его похоронили в 1924 г.

А в 1939 г. было построено новое здание больницы (пересечение улиц Лермонтова и Ленина). В ней уже была приёмная, аптека, перевязочная и 4 палаты на 2 кровати каждая. Расширен был штат: врач, фельдшер, акушерка, санитарка. Эта больница, кроме Абатской обслуживала ещё три соседние волости: Тушнолобовскую, Челноковскую, Чуртанскую.

Так продолжалось до 1917 г. А потом наша больница стала лечить только жителей Абатской волости. В то время был один фельдшер и две палаты на 8 коек.

Шли годы. Приближалась Гражданская война. В 1919 году абатчане брали в руки оружие и уходили в лес к партизанам. Бывали случаи, когда люди прятались от мобилизации в колчаковскую армию в погреба и подполья. Нередко абатские мужики срывали заготовку продуктов и фуража для колчаковской армии. А уж прятать революционно настроенных людей считалось своим долгом.

1919 г. уже подходил к концу, когда из Ишима в село прибыл отряд карателей колчаковской армии во главе с офицером. Солдат разместили по квартирам, а урядник со своими приближёнными на ночлег остановился в доме купчихи Новиковой. Подпоив гостей, ночью Надежда Павловна вытащила из кармана офицерского френча список, в котором оказалось 72 фамилии односельчан. В первых же строчках она увидела имена братьев Фёдора и Ивана Мережкиных, четверых из семьи Логиновых, Геркиленко, соседа Константинова, Ивана Граматских, Ефима Лаврова. Переписав список, комнатную девушку Дуняшу, Евдокию Григорьевну Склюеву, она послала к соседям, чтобы те предупредили односельчан о предстоящем аресте.

Операция по расправе сорвалась. Но колчаковцам всё же удалось взять Логиновых. Все они были убиты на выезде из Абатска в строну Челноково. В доме Константиновых был взят их старший сын Данил Андреевич – партизанский разведчик. Затем были арестованы Иван Эммануилович Граматских, Фёдор Поликарпович Мережкин, Максим Нестерович Геркиленко, Ефим Гаврилович Лавров. С ним каратели расправились на 8-м километре в сторону Омска. С приходом частей Красной Армии они были похоронены в центре села.

В 1921 г. в село вошли части особого назначения. После подавления Ишимского крестьянского восстания они похоронили в этой могиле двоих своих товарищей. А произошло это так. Было поймано несколько участников, по существу – руководителей мятежа против советской власти. Их направили в Маслянку, а там в одном из домов заперли в чулан и поставили часовых. Комиссар Вишневский ушёл оформлять документы на арестованных, а Молоков и Белов остались их сторожить, но, намучившись за день, уснули. Хозяин открыл чулан и, сунув одному из арестованных обрез, ушёл.

Потребовались секунды, чтобы бандиты расправились с уснувшими красноармейцами. Выстрелы услышал Вишневский, он бросился к дому, вбежал во двор и был убит из обреза выстрелом в упор. Поэтому в 1921 г. здесь были похоронены комиссар части особого назначения Вишневский и С.М. Молоков. Красноармейца Белова челноковцы похоронили в родном селе.

Немного позднее в этой же могиле были погребены Егор Лавров двадцати лет, Виктор Андриянов двадцати двух лет, Яша Геркиленко двадцати лет, Борис Тишин девятнадцати лет.

Все они были членами первой комсомольской ячейки и добровольно поехали на заготовку хлеба для крестьян. Богачи-кулаки выследили комсомольцев, когда они на подводах, нагруженных хлебом, возвращались в село Абатское. Не доезжая метров 500 до увала, на горе обоз был обстрелян, и над комсомольцами учинена расправа.

Вот и всё, что известно на сегодня нам об этом памятнике. Памятник реставрировался 4 раза, а в 2005 г. был полностью видоизменён. Но он по-прежнему стоит на одном и том же месте, среди зелёных яблонь.

С началом Великой Отечественной войны из оккупированной фашистами области (г. Велие Луки) в 1941г. был эвакуирован спиртзавод. Он располагался в церкви. Спирт был необходим, особенно госпиталям, и уже в 1942 г. завод выдал первую продукцию. Строительство было очень трудным. В зимние морозы абатчане рыли траншеи к реке. Землю день и ночь долбили ломами. Известны случаи смерти абатчан, возводивших этот «заводик». Не от хорошей жизни он строился: фронт и разруха требовали этого, и люди, не зная сна и отдыха, работали во имя общей победы над врагом. Завод работал до 1 февраля 1951 г.

На фронт ушли около 11 000 абатчан, 6085 воинов не вернулось с поля брани. Из них погибли в ходе боевых операций 3268 человек, пропали без вести 2232 человека, умерли от ран 562 человека, погибли в плену – 23 человека. В их числе ушли на фронт 196 женщин, погибли 62.

Много воды утекло с тех времён. Сменились одно за другим поколения. Но, не смотря на это, наше село продолжает процветать.

В текущем году селу Абатскому исполняется 340 лет, население которого составляет 7959 человек. На его территории располагаются такие организации как: лесхоз, газокомпрессорная станция, нефтеперекачивающая станция ПАО «Транснефть», асфальтобетонный завод и другие. Через Абатское проходит трасса нефтепровода Усть-Балык — Омск, магистральный газопровод СРТО (северные регионы Тюменской области) — Омск. Абатское находится на хорошем счету у дальнобойщиков и путешественников, как место для ночлега, что обеспечивается несколькими автокемпингами с охраняемыми парковками в том числе и для грузового транспорта. В 2019 году на въезде в населённый пункт была установлена статуя Мамонта, символизирующая археологическую ценность района.

Список литературы

1. Александрович, Л.А. Годы. Люди. Жизнь: 90-летию Абатского муниципального района посвящается [Текст] / Л.А. Александрович. – Новосибирск: Параллель, 2014. – 262 с.;

2. Альбом «История села Абатского»;

3. Везель, А.С. Гордость земли Абатской [Текст] / А.С. Везель. – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2008. – 296 с.;

4. Денисова, А.А. История земли Абатской [Текст] / А.А. Денисова. – Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2005. – 172 с.;

5. «Моей души прекрасная обитель…», сборник стихов поэтов Абатского района – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2008. – 160 с.;

6. Ноздрин, Г.А. Очерки истории села Абатского конца XVII-начала XX века [Текст] / Г.А. Ноздрин. – Новосибирск: Параллель, 2013. – 169 с.;

7. Тепышева, Т.Н. «Мы, сибиряки» [Текст] / Т.Н. Тепышева. – Тобольск, 2011. – 152 с.;



Комментарии