Милютин: личность и дела
Музей "Дом И.А. Милютина", Череповец, Вологодская область, Череповец, Вологодская область
В городе Череповце есть музей, посвящённый Ивану Андреевичу Милютину (1829 - 1907) - замечательному общественному деятелю, посвятившему свою жизнь развитию родного края. Обычно уходит много времени на то, чтобы очертить круг вопросов, которыми занимался Милютин, и перечислить все роли, в которых ему довелось выступить. Назовём самое главное: этот удивительный человек провёл на посту городского головы целых 46 лет, и за эти годы череповчане благодарны ему до сих пор.
Городской голова Милютин
Иван Андреевич Милютин был избран на пост городского головы 4 февраля 1861 г., как раз в то время, когда вышел Манифест об отмене крепостного права. Милютин взялся за работу, по собственному признанию, «со слабыми средствами и неопытными руками». Несмотря на это у него было самое главное — страстное желание сдвинуть дела в городе с мёртвой точки, заставить своих сограждан проявлять активность, отказаться от прежней «покойной» жизни. Одних лишь желаний для этого, конечно, было недостаточно, это Иван Андреевич прекрасно понимал. В написанных им текстах мы находим прагматика, расчётливого и точного, а вовсе не прекраснодушного мечтателя, витающего в облаках. Почему же, умея здраво оценить печальную действительность «покойной» провинциальной жизни, Милютин не унывал, находил силы к движению? Очевидно, что не только благодаря своей прагматике, выработанной за годы купечества — голая прагматика породила бы лишь глухую озлобленность на «отсталых» сограждан. Милютин же оставался открытым и доброжелательным человеком, уважающим не только вышестоящее руководство или своих коллег, но и самых обычных сограждан, людей «простых, малосведущих», но «искренних и толковых». Именно эти люди, «добровольные избранники», и начали приходить в дом Ивана Андреевича, превратив его в «негласную думу». Так в чём же секрет управленческого мастерства Милютина? Секрет Ивана Андреевича в его личном примере. Городской голова с детства усвоил, что не место — город, деревня, - могут быть плохи или хороши, а люди, в нём живущие, либо предаются праздности, либо трудятся.
"Практическая философия" Милютина
Детство у Ивана Андреевича было сложное — ранняя смерть отца и, как следствие, тяжёлый труд с 9 лет. Именно в таких условиях выработались «практическая философия» и «самообладание» Милютина — вероятно, главные качества городского головы.
«Практическая философия» пронизывает всю многогранную деятельность И.А. Милютина. Глядя на солидный Парадный портрет, преподнесённый Ивану Андреевичу на 25-летие службы, легко убедиться, что перед нами — человек не только дела, но и мысли. Взгляните на этот портрет — черты лица Ивана Андре-евича ярко свидетельствуют о напряжённой мыслительной работе, о стремлении вникнуть в суть каждой проблемы, увидеть картину, как она есть. Высокий лоб, аккуратно зачёсанные назад волосы, внимательный и спокойный взгляд, орлиный, но не хищный нос, усы и окладистая борода — Ивана Андреевича легко можно принять за какого-нибудь классического писателя XIX века. Подобная аналогия не так уж и далека от истины: Милютин - серьёзный публицист, автор многих статей. В «Мужской гостиной» имеется весомое подтверждение милютинского таланта — толстый журнал «Русский Вестник» с его статьёй. То, что Иван Андреевич публиковался в «Русском Вестнике», позволяет нам под особым углом взглянуть на мировоззрение городского головы, его «практическую философию». Толстые журналы в Российской Империи были своего рода аналогом современного Интернета — на их страницах размещалась самая разнообразная информация, от сложнейшей аналитики до забавных бытовых зарисовок, от спокойных диалогов до ожесточённых словесных «баталий». Направление каждому журналу задавал его редактор; для «Русского Вестника» таковым выступал Михаил Никифорович Катков (1818 — 1887) — уникальная личность в истории русской мысли. Журнал «Русский Вестник» традиционно называют консервативным изданием, с опаской смотревшим на различные нововведения, однако более точным было бы назвать направление издания «охранительным». Что бы это могло значить? Дело в том, что уже в те времена в Российской Империи вовсю развивались взгляды, согласно которым, прежде чем что-либо «сделать», надобно сначала всё до основания «разрушить», освободить «место». Особо в радикальном ключе эти взгляды транслировал из Лондона А.И. Герцен (1812 — 1870), ярый идейный противник М.Н. Каткова. Смеем предположить, что для И.А. Милютина были духовно и идейно близки воззрения М.Н. Каткова, а именно, безусловное сохранение Империи и Монархии, постепенное и спокойное развитие страны. Публикация в конкретном журнале — всегда серьёзный шаг, всегда некое негласное одобрение его направления. Какие же выводы из этого следуют?
Будучи убеждённым сторонником прогресса, И.А. Милютин был противником радикальных способов его осуществления, способных пошатнуть государственные устои, разрушить в конечном счёте страну. «Не разрушать зауряд всё старое» было «коренным» правилом в работе городского головы.
Духовные основы
«Практическая философия» Ивана Андреевича, помимо всего прочего, имела и духовную основу. Символично, что первым делом Милютина на посту городского головы было восстановление «из послушания святому чувству» Благовещенской церкви (от времени церковь обветшала). Для Ивана Андреевича вопрос веры был не пустой формальностью, необходимой для избрания на пост, а жизненно важным делом. Для нас этот вопрос — вопрос веры — зачастую оказывается камнем преткновения при оценке каких-либо прогрессивных веяний. Так сложилось, что искренняя вера в Бога и прогрессивные взгляды, сама наука нередко разводятся по разным полюсам, вступают в резкую и непримиримую оппозицию. Личность Ивана Андреевича и тот пример, который он подаёт всей своей жизнью очень полезны как раз для того, чтобы увидеть всю неестественность и странность такой оппозиции. Ивану Андреевичу ничто не мешало называть «изумительными» результаты науки, писать своей дочери Марии о том, что «хорошей хозяйке нужно и полезно понимать всевозможные науки». И при всём при этом Иван Андреевич всю жизнь сохранял веру в Бога, немало сделал для поддержки религиозной жизни в Череповце. Личность Милютина - яркий и убедительный пример того, что религиозные воззрения вовсе не являются препятствием ни для науки, ни для прогресса, ни для каких бы то ни было общественных преобразований — городской голова, напротив, посвятил всю жизнь развитию этих начал в Череповце. Отсюда мы можем извлечь ещё один урок из жизни Ивана Андреевича: кроме собственных личностных качеств — ума, силы воли, любви к труду, - необходима ещё и некая внутренняя гармония, некое качество, позволяющее здраво смотреть на принципиально разные по своей природе вещи и сочетать их. В человеке, как в существе телесном и духовном, зачастую происходит разлад между этими составляющими — отсюда и самые невообразимые перекосы, в со-циальной плоскости выливающиеся в противостояние веры с прогрессом, в пре-вращение первой в фанатизм, а второго — в профанацию. Плоды такого явления можно увидеть повсеместно; видел их и Милютин, но, при этом, занимал позицию не стороннего критика, а деятеля, ведущего за собой общество. Воспитанная Иваном Андреевичем в самом себе гармоничность проявлялась и в том, как он управлял городом.
Милютинский Череповец
Череповец со времён Милютина, конечно, изменился. Однако многое осталось незыблемым: на одном из череповецких холмов по-прежнему стоит особняк городского головы. Когда-то Иван Андреевич мог наблюдать со своего балкона за работой флота. Если присоединиться к Ивану Андреевичу, можно заметить, что время становится более податливым для исторического восприятия, не препятствует путешествию в прошлое – конечно, лишь для тех, кто был внимателен на приёме у городского головы. Взору Ивана Андреевича открывалась интереснейшая картина: причудливое переплетение рек Ягорбы и Шексны образовывало настоящий остров, испещрённый гидротехническими сооружениями и заставленный строениями разного назначения. Слева, на соседнем холме — церковь, справа — Александровское техническое училище с Механическим заводом… Подобное окружение добавляет интересные штрихи к портрету городского головы. Влиятельный купец, чиновник, меценат выстроил в городе собственный особняк в наиболее привлекательном месте и вскоре превратил это место в средоточие череповецкой промышленности! Стоит только включить воображение, и можно ясно представить, какой удивительной атмосферой был окружён этот дом в прошлом. Звон церковных колоколов смешивался со стуком топоров и скрежетом пил, воздух наполнялся дымом от пароходов и Механического завода, кругом царило движение — словом, жизнь милютинского Череповца проявляла себя во всех звуках и красках. Конечно, Ивана Андреевича подобное оживление только радовало — недаром он так разнообразил и усилил его, добившись проведения железной дороги. В современном Череповце предприятия многократно нарасти-ли свою мощность и вышли на периферию города, а дом городского головы продолжает стоять на прежнем месте и хранить память о своём выдающемся хозяине, держит открытыми двери для всё новых и новых посетителей.
Посетить музей «Дом И.А. Милютина» - значит попасть на приём к городскому голове. Личность Ивана Андреевича продолжает сохранять живое начало, не превращается в сухой набор исторических фактов. И в этом, на наш взгляд, заключается третий урок, который мы можем извлечь из своего знакомства с му-зеем. Искренняя любовь к родному городу и краю, осознанное и твёрдое воспитание в себе важных личностных качеств способны воплотиться в полезные для всех дела, которые обязательно останутся в Истории и предстанут перед потомками истинно ценным памятником.
Как нас найти
Музей «Дом И.А. Милютина» располагается по адресу: г. Череповец, пл. Революции, д. 1. Телефон – 8(820) 55-87-17. Режим работы – ежедневно с 9.00 до 18.00, выходной – понедельник.
Комментарии