Тайна времени - кандальный путь - ХранителиРодины.рф

Владимирка - кандальный путь, дорога горя и печали. Дорога царей и каторжан, путешественников и поэтов. Она вместила в себя песни ямщиков почтовой тройки, шумные ярмарки. По ней прошли 1000 сынов и дочерей России. Великий кандальный путь, Екатерининская дорога, дорога декабристов...

В 1395 году, как доставили из Владимира икону Божией Матери, Владимирская дорога стала называться Владимирским трактом.

Владимирский тракт начинался от Московской Рогожской заставы, проходил через Казань. Активнее всего был задействован отрезок пути между Волгой и Уралом.

Проходил так же Кандальный путь и по Башкирии. По нашей местности, тогда поселение Раевка носило название Морозовка. Железной дороги еще не было. Построили ее только в 1837 году, а в Раевке в 1891 году. Построил ее на свои средства Александр Федорович Раев.

Рабочий поселок Раевка (ныне Раевский) берет свое начало в 1890 году, когда появились переселенцы.

Раев А.Ф. работал в департаменте сельского хозяйства министерства государственных имуществ.

Железная дорога построена рядом с Кандальной дорогой. Дорога делилась на перегоны, на ней через определенное расстояние располагались почтовые станции, от одной до другой было 40-50 верст. На станциях меняли лошадей, отдыхали, ночевали, затем шли дальше.

Такая станция в Раевке находилась на месте центральной бани, около элеватора, В то время этих построек не было.

Тысячи и тысячи каторжан, останавливались здесь на отдых.

В сентябре 1826 года, прошли Владимирским трактом, друзья А.С.Пушкина, декабристы : Одоевский Александр Иванович, Лунин М.С.- автор сборника «Письма из Сибири», Трубецкой, Оболенский, Пущин, Муравьев А.М., поэт Михайлов, Создатель альманаха «Полярная звезда», Бестужев- Мерлинский.

Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век

Восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В самом деле, это был век жестокий- век крестьянского рабства, кнута и палки, полного бесправия для одних и произвола для других, стоявших наверху.

И вот нашлись люди принадлежавшие к внешнему классу, во имя справедливости и чести, решившие свергнуть этот бесчеловечный режим.

14 декабря 1825 года, они вывели своих солдат, которые им доверяют, на сенатскую площадь в Петербурге, чтобы свергнуть царя.

Участники этого знаменитого восстания стали называться «декабристами». Среди декабристов, которых сослали в Сибирь, было два товарища А.С.Пушкина по лицею.

Когда Пушкин был на приеме у императора, то он спросил: «Пушкин если бы ты был в Петербурге, принял бы ты участие 14 декабря?»- «Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них». «-Вы были дружили со многими из тех, которые в Сибири,- продолжал государь. – Правда, государь, я многих из них любил и уважал и продолжаю питать к ним те же чувства».- Можно ли любить такого негодяя, как Кюхельбекер?- продолжал государь. – Мы, знавшие его, считали всегда за сумасшедшего, и теперь нас может удивлять только одно, что его с другими, сознательно действовавшими и умными людьми , сослали в Сибирь».

Трудно сейчас представить, что такие великие люди проходили по нашей земле и останавливались на ночлег в нашей Раевке. Но это было так, Владимирский кандальный тракт, был один, и не перелететь его, не перешагнуть, не обойти было нельзя. Эта дорога, Кандальный путь, прошел по нашей Альшеевской земле.

У русского художника И.Левитана есть картина «Владимирка». Однажды – это было летом 1892 года, когда Левитан жил в Болдине, Владимирской губернии, художник долго бродил с охотничьим ружьем. Заблудившись в лесу, только под вечер вышел на незнакомую дорогу. Куда-то далеко-далеко, за линию горизонта, уходила широкая, плотно утоптанная дорога. По окольной тропинке брела старуха богомолка, на краю дороги придорожный крест с иконкой, а вокруг равнина без конца и края, холмики, бугорки, кустарники, рощи. Облака сплошь затянули небо, нависли над притихшей землей. Владимирка, печально знаменитый Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь арестантов. Сколько же прошло по этой дороге горя и скорби! Казалось, человеческие страдания навсегда вошли в саму природу, дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя, печальные пустынные поля.

Арестантов вели по этой дороге и летом и осенью, зимой и весной. Люди шли пешком прикованными по 8-12 человек к железному толстому пруту. И по всему тракту стоял жуткий звон цепей.

«Нашей матушке -Владимирке

Не быть нигде!

Не одни по ней поручни притерлись,

Что и слез по ней не мало сложено.

Далеко ты в даль уходишь непроглядную,

Во студёную сторонушку сибирскую,

Ох дорога ль ты, дороженька пробойная

Ты пробойная ль дороженька Владимирская!

Так писал поэт В.В. Крестовский в 1858 году.

Кандальная дорога пройдя Альшеево шла на Уфу. В Уфе , для въезда и выезда было шесть ворот, из которых одни с приезда из Казани назывались Казанские, по сторонам Ильинские, Фроловские, Сибирские, Спасские и Успенские.

Арестанты входили в Уфу через Казанские ворота , а выходили из Уфы через Сибирские и шли дальше на Златоуст , Екатеринбург, Томск, Иркутск, И так до самого Забайкалья на Нерчинскую каторгу, Акатуйскую и Зерентуйскую тюрьмы.

Арестанты были в блинообразных шапках на бритых головах, с мешками за плечами, волоча закованные ноги и махая одной свободной рукой, а другой придерживая мешок за спиной. Сначала шли все каторжные мужчины в одинаковых серых штанах и халатах с тузами на спинах.

Все они – молодые, старые, черные, усатые , бородатые, безбородые, русские, татары, евреи- выходили, звеня кандалами и бойко махая рукой, как будто собираясь легко пройти весь путь, но пройдя десять шагов, приостанавливались и покорно размещались по четыре в ряд, друг за другом.

Вслед за ними шли такие же бритые, без ножных кандалов, но скованные рука с рукой наручниками, люди в таких же одеждах, это были ссыльные….

Потом шли общественники, потом женщины, тоже по порядку, сначала каторжные, в серых кафтанах и косынках, потом женщины ссыльные и добровольно следующие в своих городских и деревенских одеждах. Некоторые женщины несли грудных детей, за полами серых кафтанов.

Так описал каторжан великий русский писатель Л.Н.Толстой в своем произведении «Воскресение». Прежде чем написать это произведение он от начала до конца прошел Владимирский тракт. Путь следовал и по башкирской земле через Альшеево.

«Разлучает нас неволя,

Чужедальняя сторонка

Что Владимирска дорожка…»

Так пелось в народной песне.

В 1827 году дочь генерала Н.Н.Раевского, княгиня Мария Николаевна Волконская, последовала за мужем в Забайкалье. Декабрист С.Г.Волконский автор «Записок».

А.С.Пушкин передал с ней послание в Сибирь.

«Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье

Придет желанная пора.

Мария Николаевна Волконская, проследовала весь Кандальный путь, проезжала она также через наше Альшеево, останавливалась на стации Морозовка, где меняла лошадей. Дух послания А.С.Пушкина витал над нашей Альшеевской землей.

Библиотека- музей

Музей — это посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества.

Музей – это актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой живет общество. Они красноречивым языком говорят сами за себя, ведут увлекательную беседу с ними, восстанавливают события разных лет.

Музей- это место где по крупицам собирается, бережно хранится и передается новым поколениям история Альшеевского района. В нашем музее библиотеке вы сможете совместить посещение музея и библиотеки. У вас будет возможность увидеть уникальные экспонаты, послушать грамотного экскурсовода, который расскажет о нашем крае, вам предоставится возможность поработать с фондом краеведческой литературы, увидеть экспонаты, фото и видеодокументы по интересующей вас теме.

В нашем музее оформлено 3 экспозиции с уникальными экспонатами и документальным материалом: 1 экспозиция – развитие нашего района от потомков Минцев до 1935 года, 2 экспозиция – исто рия создания Альшеевского района с 1935 до современности и 3 экспозиция вклад наших земляков в Победу над фашизмом.

Музей при библиотеке служит не только источником привлечения новых слоев, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию в системе ценностей .

Комментарии