История создания интерактивного музея в сельской местности - ХранителиРодины.рф

Больше музеев интересных и разных в сельской местности

Я родился в Сибири, в Горной Шории, в красивейшем кедровом крае. Наверное, все слышали о прекрасной сибирской тайге , ее богатстве , разнообразии животного и растительного мира. И первыми материалами, с которыми я начал работать, были Сибирский кедр, береза и осина. Потом постепенно у меня появились липа, красное дерево нескольких видов и другие ценные породы дерева, но кедр остается моим любимым материалом до сих пор. Мой отец был мастером- краснодеревщиком, он умел хорошо делать очень многое. Он мог построить дом, сложить печь, сделать лодку, мебель — от табурета до комода и шифоньера. Делал он все без чертежей и эскизов, они у него в голове были. Первые девять лет моей жизни мы семьей много раз переезжали, и всегда мебель оставалась на старом месте, а на новом месте отец все изготавливал заново. Отец делал мне и соседским ребятишкам деревянные санки, коньки и лыжи. Я вообще не помню, чтобы отец без дела сидел, все время был чем-то занят. И я тоже брал инструменты и что-то мастерил рядом с ним. Я делал из дерева машинки, пистолеты, клюшки для игры в хоккей. А однажды, когда мне было 12 лет, я сделал игрушечное ружье. Приклад я вырезал из дерева, к нему прикрепил какую-то трубу в качестве ствола, вместо затвора прикрутил оконный шпингалет. Получилось как настоящее. Ружьё увидели у меня взрослые парни и отобрали, очень сильно оно им понравилось. Мне же от этого не было обидно, даже наоборот, было приятно, что мое творчество было по достоинству оценено взрослыми ребятами.

Когда у меня появились семья и дети, то я им тоже делал игрушки из дерева. Из коряг, сучьев и веток, найденных на берегах Оби, дома мастерил фигурки людей, животных и птиц, этот вид творчества называется «корнепластика» или «лесная скульптура». Все изделия мы дарили в детские сады и школы, куда мои дети ходили. Когда мы отдыхали на природе, на базах отдыха, то всей семьей собирали грибы и лесные ягоды. Здесь же, на месте делали из них заготовки на зиму - грибы мариновали, а из ягод варили варенье. Для готовки я всегда делал деревянные ложки с длинными ручками из осины или черемухи. Ложки получались неплохие. Мы ими пользовались потом даже дома. А спустя много лет их у нас брали на выставки как старинные бытовые экспонаты. Однажды дочери, когда ей было года два или три, приснился деревянный Буратино. Несколько дней она плакала и просила дать ей этого Буратино. В это время мы отдыхали на заводской базе отдыха "Обская волна", расположенного на берегу Новосибирского водохранилища . Специального инструмента у меня не было, только пила , топор и нож. Но мне очень хотелось сделать подарок дочери. Делал я его несколько дней. Намучился, конечно, изрядно. Но в конце концов работа была закончена. Буратино получился высотой примерно 30 см. Ручки сгибались в плечах, локтях и кистях. Ножки тоже были подвижны во всех суставах. Радости дочери не было границ, все подружки ей страшно завидовали. Класса до пятого она с ним не расставалась почти ни на минуту. Носила его с собой и в детский сад и в школу. Ложилась спать только вместе с ним. Но на этом история с Буратино у нас не закончилась. Жили мы в советское время тяжело, небогато. Работали оба с женой на заводе, я мастером слесарно-обмоточного участка, а жена - инженером -программистом, но поднимать двоих детей было нелегко. Однажды мне пришла в голову мысль: а что если я сделаю несколько таких Буратинок, мы их продадим, и немного легче станет материально? Идея всем понравилась, я взялся за дело. Сейчас я к работе подошел более профессионально. Оборудовал в подвале свою кабинку под мастерскую, обзавелся необходимым инструментом, и работа закипела. Работал по поздним вечерам и ночами потому, что днем работал на заводе, вечером учился в институте.

С годами у меня накапливались опыт, материал, инструменты, и я все больше уделял времени любимому занятию. К тому же я закончил учебу в институте, получил диплом, подросли дети, и свободного времени у меня стало намного больше. Учителей по резьбе у меня не было. Учился по книгам, до многого сам доходил. Посещал музеи в Новосибирске, Москве, Ленинграде, где мог часами рассматривать старинные изделия народных мастеров. Но самое главное — это мое упорство. Резьбой я занимался каждую свободную минуту. Был даже случай, когда я встретил Новый год за рабочим столом и до утра что-то вырезал. Это не было насилием над собой, а, наоборот, был полет творческого духа, когда для тебя ничего кругом не существует, кроме того проекта, которым ты сейчас занят. Прошло уже много десятков лет, но этот творческий полет души у меня до сих пор не прошел, когда я делаю новую интересную работу.

Сейчас я в совершенстве владею разными видами резьбы. Я занимаюсь художественной резьбой, кукольными игрушками, делаю доски для изготовления печатных медовых пряников, изготавливаю оборудование и инструменты для ткачества. А около 10 лет назад увлекся изготовлением народных музыкальных инструментов. Я давно хотел заняться этим направлением, но как-то все руки не доходили. Но однажды я отложил все дела и изготовил Звончатые гусли. С тех пор для меня открылся новый, необъятный океан творчества. Более всего мне нравится делать дудочки, окарины и флейты народов мира. Когда долго трудишься и заканчиваешь резать , например, тарелку, шкатулку или хлебницу, то появляется чувство, что ты произвел на свет живое существо со своей собственной душой. А когда сделаешь музыкальный инструмент, то у него в добавок к душе, еще и собственный голос появляется. Начинаешь на нем играть и выпадаешь из времени. Тебе кажется, что играл минут 20-30, а на самом деле прошло 1,5-2,0 часа! Жалею только о том, что у меня нет музыкального образования, приходится изучать и осваивать азы этого искусства.

В 2004 году мне пришлось уехать из Новосибирска, в котором я прожил почти всю свою жизнь. Сейчас я обосновался в 70 км от областного центра, селе Старый Искитим, в купленном мной частном доме. Здесь у меня творческая мастерская. В Новосибирске моя мастерская размещалась в подвале пятиэтажки. Два раза в году ее обязательно затапливало канализационными стоками. Три раза воры выносили все подчистую — станки, инструменты, материалы. Один раз горел соседний подвал, и только чудо спасло от пожара мою мастерскую. И каждый раз мне приходилось начинать все заново.

За долгие годы творчества у меня накопился огромный опыт и большая коллекция моих изделий, я много участвую в фестивалях, выставках, ярмарках , имею более 130 Дипломов, Почетных грамот, Благодарственных писем, в том числе Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад развития Культуры России. Провожу встречи и мастер-классы для детей и взрослых в городах, селах и деревнях по всей Новосибирской области. С огромным интересом люди разных возрастов принимают участие в этих встречах. И всегда, почти в один голос, задают вопрос, где все это можно посмотреть, послушать и научиться такому творчеству. Ответа дать я не мог, потому. что такого места просто не существует. Я давно вынашивал идею создания интерактивного музея-мастерской "Сибирский кедр". В нем хотел собрать всё, что связывает с кедром народы Сибири, возрождать, сохранять и распространять народную культуру и традиции в сельской местности. Со своим Проектом много лет обращался к чиновникам, депутатам, предпринимателям, но пока не нашлись люди, которым эта тема интересна.

И вот случилось чудо. В этом году я принял участие в Конкурсе общественных стартапов "Искитмский район - территория развития инициатив". Выступил с Проектом создания интерактивного Музея - мастерской "Сибирский кедр", в своем селе Старый Искитим, в своем частном доме. Мой Проект был поддержан и мне было выделено 50 000 рублей. Сейчас идет процесс регистрации в Юстиции Частного Учреждения Культуры Музей "Сибирский кедр" и я готовлю одну комнату в своей трехкомнатной квартире. Открытие Музея планируется на сентябрь 2020 года, но заявки на посещение поступают уже сейчас, в частности поступила заявка от Заведующей детского сада и заместителя директора школы нашего села Старый Искитим.

Комментарии