Сызранский космонавт Михаил Корниенко - ХранителиРодины.рф

В очерке рассказывается о тернистом пути в космос Героя России, летчика-космонавта РФ, уроженца г. Сызрани Михаила Корниенко, о преодолении им всех преград для осуществления заветной мечты - о путешествиях во Вселенной.

На 327 году существования старинной волжской Сызрани у нашего города появился свой космонавт (№ 511 в мире и № 106 в России). Это – Михаил Борисович Корниенко.

Родился Михаил 15 апреля 1960 года. Через несколько лет его отца Бориса Григорьевича Корниенко как одного из лучших сызранских вертолетчиков перевели в специальный полк по поиску и спасению космонавтов в г. Южноуральск. Так Миша покинул свой родной город. Его отец офицер-вертолетчик участвовал в поиске и эвакуации первых космонавтов. Как святыню хранит Михаил кусок ярко-оранжевого полотна от парашютного купола. На нем спускался один из космических аппаратов тех исторических полетов начала эры освоения околоземного пространства.

В 1965-м отец погиб в авиакатастрофе вместе со всем экипажем Ми-6. Трагедия случилась в ходе облета машины после капитального ремонта.

Через всю жизнь Михаил пронес особое отношение к вертолетчикам. Это проявилось и тогда, когда они первыми встречали его экипажи в казахстанской степи после двух приземлений. И в ходе воздушной экскурсии на винтокрылой машине над родным городом, которую ему с удовольствием организовали земляки.

Мечта стать космонавтом сидела у Михаила в душе где-то очень-очень глубоко. Так, что он ее поначалу не осознавал. Космонавтов он считал, как и многие из нас, недосягаемыми людьми. Между ними и такими юношами, как Михаил, лежала огромная пропасть.

Корниенко окончил челябинскую школу юных космонавтов. Это был первый шаг к осуществлению мечты. А дальше самый понятный путь в космос в то время лежал через летное училище. В него-то (Качинское истребительное) и стремился поступить Михаил по окончании десятилетки. Однако медкомиссия забраковала целеустремленного паренька по зрению – не хватало каких-то сотых долей диоптрий (зато для космоса потом сгодился!). Другой бы распрощался со своей мечтой, но Михаил – не из таких. Срочную службу он проходил в Азербайджане, в Воздушно-десантных войсках, и заканчивал ее в звании младшего сержанта.

А затем Корниенко стал студентом-вечерником Московского авиационного института. Параллельно служил в одном из столичных отделений милиции в роте ППС. После успешной защиты диплома Михаил трудился в КБ общего машиностроения инженером-испытателем, занимался обслуживанием стартовых комплексов на Байконуре. Уже тогда он знал, что стартовая платформа изготовлена его земляками – сызранцами.

Корниенко участвовал во многих запусках – и «грузовиков», и пилотируемых кораблей. Если Михаил был в штатном расчете, то работал непосредственно на старте. Приобщен он был и к бурановской тематике : участвовал в обоих запусках космического самолёта.

С 1995 года – работа в РКК «Энергия», где Корниенко занимался внекорабельной деятельностью готовившихся к полетам на околоземную орбиту. В отряд космонавтов этой корпорации он был зачислен в 1998 году. А вообще-то до этого Михаил семь лет «боролся» с эскулапами, которые браковали его по состоянию здоровья. И ведь ошиблись светила медицинских наук! Михаил доказал свою пригодность к космосу!

Тернист был и дальнейший путь Корниенко к звёздам. С 2001 года Михаил проходил подготовку для полета на американском шаттле. Однако в результате нескольких неудачных стартов с человеческими жертвами программа была заморожена. Михаил начал готовиться к полетам на «Союзах». Но страна тогда переживала не лучшие времена. Поэтому предпочтение отдавалось космическим туристам. Они приносили немалые доходы в отрасль. И все-таки недюжинное упорство, целеустремленность, огромное желание осуществить мечту помогли Михаилу Борисовичу выполнить свой первый космический полет в 2010 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и МКС-23 вместе с космонавтом Александром Скворцовым и женщиной-астронавтом Трейси Колдвелл Дайсон (США).

Как отмечал Корниенко позже, в космосе он отпраздновал лучший день рождения, когда 15 апреля встретил на МКС свой полувековой юбилей! Михаил Борисович вместе с товарищами осуществлял 42 научных эксперимента, провел многочисленные операции по поддержанию всех элементов станции в работоспособном состоянии. Выполнил наш земляк и выход в открытый космос.

Вот как об этом рассказывает сам Михаил Борисович:

– В космосе было достаточно ветрено, и поначалу пригревало Солнце. Даже руки в перчатках чувствовали тепло его лучей. Однако каждые 45 минут светило уходило в тень. То есть наступала космическая ночь. И работа без подсветки становилась невозможной. В это время полагается отдых. Однако мы с Федором Юрчихиным не могли себе позволить расслабиться и продолжали выполнять задачи с помощью светильников.

Ориентироваться в открытом космосе довольно сложно. Пространство ограничено 120 градусами – такой угол обзора задается «окошком» шлема. Как ни крути головой, больше не увидишь. Надо поворачиваться всем корпусом. Как ни парадоксально, потеряться в космосе около МКС очень легко! Часто приходилось выдерживать правильное направление движения по памяти – в голове держишь конструкцию станции и понимаешь, куда надо перемещаться.

Итак, первая трудность в открытом космосе – это ориентация. А вторая – чисто физическая. Вся нагрузка ложится на руки. Остальное не работает. Идешь руками, крутишь руками, фиксируешься руками. Очень много вращательно-поступательных движений приходится совершать: разъем отстыковывать-пристыковывать, гайки откручивать-закручивать.

Есть и третья проблема в открытом космосе. Психологическая: это – страх оторваться от станции. Если такое случится, то уже никто не поможет! Но страх – нормальное чувство, которое мобилизует организм на выживание, поэтому и мозг, и все тело работают четко и слаженно.

В итоге Михаил и Федор успешно выполнили операции, которые им предписывал ЦУП. Дикую усталость и чувство выполненного долга – вот что испытывали космонавты, когда вернулись на станцию! Однако обратные операции занимают тоже уйму времени. Вот и получается, что выход в открытый космос – это сутки напряженнейшей работы! Примерно в течение 10 часов идет подготовка к нему. Сам выход – 7 часов, еще до четырех часов – послевыходные операции.

Чтобы подчеркнуть исключительную интенсивность деятельности людей в открытом космосе, приведем такой факт. В скафандре «Орлан» предусмотрен полиэтиленовый пакет с жидкостью. Михаил предварительно заполнил его зеленым чаем. Там есть такой клапаночек, на него нажимаешь губами, жидкость поступает в рот. Так вот во все время выхода Корниенко ни разу не вспомнил про тот чай – не до него было… За эти сутки Михаил потерял 3 килограмма своего веса…

Мы рассказали лишь об одном эпизоде из жизни той экспедиции 2010 года. Всего в полете экипаж находился тогда 176 суток 1 час. 18 мин.

Непросто проходит реабилитация космонавтов после длительного полета. Поскольку организм уже перестроился на невесомость, земное притяжение заставляет принять вертикальное положение, что оказывает болезненное давление на скелет. Но как бы ни было тяжело, Михаил Корниенко справился со всеми неприятностями и с помощью любимых им тренировок достиг хорошей формы. «Медицина» дала добро на следующие командировки в космос. И он сумел завоевать право на годовой полет, пройдя огромный конкурс среди множества претендентов!

Второй его старт состоялся 27 марта 2015 года. Это был транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА-16М» в рамках экспедиции МКС-43/44 с экипажем в составе космонавтов Роскосмоса Геннадия Падалки, Михаила Корниенко и астронавта NASA Скотта Келли (США).

Данная экспедиция особая. Два члена этого экипажа – наш земляк Михаил Корниенко и его американский коллега находились на орбите почти целый год – 340 суток! Столь длительное пребывание в космосе произошло после 20-летнего перерыва. Причем у наших партнеров нет опыта таких длительных командировок на орбиту. А данная экспедиция открыла целую череду «путешествий», которые помогут разработать методику будущих полетов к Луне, астероидам и, наконец, к Марсу. Вот такие амбициозные планы вынашивают земляне!

Корниенко в этом полете снова совершил выход в открытый космос – 10 августа 2015 года.

За два полёта суммарное время, проведенное Михаилом Корниенко в космосе, составило 516 суток 10 ч 01 мин 08 с. За два выхода в открытый космос суммарное время работы – 12 ч 17 мин.

Экипаж успешно выполнил все поставленные задачи. Корниенко провёл более 60 научных экспериментов в интересах самых разных стран и совместно с Келли ещё более 400 медико-биологических исследований, которые продолжились и на Земле.

Наш земляк, находясь на станции, снял документальный фильм «Год на орбите», который можно найти на просторах Интернета.

Ныне Михаил Корниенко возглавляет методическое управление в центре подготовки космонавтов, передает свой бесценный, во многом уникальный опыт, приобретенный им в космических командировках, своим молодым коллегам.

Михаил Борисович Корниенко награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (12 апреля 2011 года), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июля 2017 г.), «Знаком Гагарина», почётным знаком «За заслуги перед городом» г. Сызрани (2010). В 2011 году ему присвоено звание «Почетный гражданин г. Сызрани».

В марте 2016 года известный деловой журнал «Fortune», издающийся компанией Time Inc. и составляющий свой рейтинг World's Greatest Leaders, в топ влиятельнейших людей планеты включил и Михаила Корниенко.

Михаил Борисович Корниенко часто бывает на своей малой родине, где у него много друзей, встречается со школьниками, трудовыми коллективами, пропагандирует достижения Российского космоса. А еще он активно занимается альпинизмом, парашютным спортом, получил право на управление вертолетом, осваивает яхтинг. Вот такой он Михаил Борисович Корниенко – с разносторонними интересами, упорный, целеустремленный, жадный до активной жизни, умеющий мечту превратить в явь!



Елена Георгиевна Мочалова,

краевед, журналист,

менеджер по связям с общественностью

Центральной библиотеки им. Е. И. Аркадьева

городского округа Сызрань,

кандидат политических наук



Комментарии