Как в XXI веке новгородский мельник с бабой-ягой дружит
Музей каменных жерновов под Великим Новгородом, Панковка, Новгородская область
Единственная на планете взлётно-посадочная полоса для ступы бабы-яги обнаружена в частном семейном Музее каменных жерновов под Великим Новгородом. В век высоких технологий тамошний рыжий мельник с хозяйкой и тремя детьми принимает всех – от Бабы-яги до современников, чтобы утолить тактильный голод гостей. Что турист на каменных древних жерновах смелет – из того и хлебца отведает. Сколько на кофемолке XIX века кофе перемелет – столько и отопьёт. Да с сахаром, перетёртым в чугунной ступке пестом. Как древние технологии крестьянского быта и 130 камней стали секретом успеха обычной дачи?
Ты помнишь, как всё начиналось
Жил-был в Марёве Новгородской области рыжий блогер Владимир Львовский. И собирал он каменные жернова да точильные камни. В век интернета земляки держали его за чудака. Но стоило чудаку увезти коллекцию в город, назвать её частным семейным Музеем каменных жерновов, как поняли односельчане, что потеряли. Хорошо, Львовский – добряк, и Музей на 6 сотках дачного участка стал «филиалом Марёва» на Земле. Кто ни приедет в Панкóвку – будет радушно принят!
Самый дорогой жернов
– Многие спрашивают, дорогая ли коллекция из 130 каменных жерновов и точильных камней, – смеётся Владимир Львовский. – Лучше всего на этот вопрос вам ответит моя спина и мой партнёр, Елена Васильевна Михайлова, придумавшая, как веселить народ анимацией на жерновах. До объявления коллекции музеем камни с дыркой были просто элементом ландшафтного дизайна на участке в Марёве. А переезд в Панковку дал камням новую жизнь – они дают современникам яркие телесные впечатления. Собственноручные помол зерна и заточка ножей помогают гостям верить, что – «всё перемелется»! Это слоган нашего Музея.
– Стоимость жерновов определяется ресурсами, которые тратишь, чтоб добыть жернов, – подхватывает Елена Васильевна. – Где была деревня, теперь урочище, пока жернов найдёшь, вытащишь к дороге, гидроманипулятором погрузишь и довезёшь до Музея – вот тебе и ценник! Да, мы не марки собираем, наши камни весят от 3 до 800 кг, в диаметре от 10 см до полутора метров! Наладить жерновые камни в рабочую пару – тоже семь потов сойдёт. Так что золотые руки Владимира Михайловича – самый дорогостоящий ресурс в нашем Музее.
Ну а самой грандиозной ценой на комплект жерновов стала… жизнь новорожденного! Однажды к нам в Музей приехал марёвец на грузовике и говорит: давайте я в роддом за женой съезжу на вашей легковушке, чтоб на грузовой по городу не толкаться. И вот возвращается он из роддома с женой да с дочкой на руках, а нам в благодарность за помощь достаёт из своего грузовика… жернова! Вот так мы обрели новый артефакт буквально в обмен на жизнь человеческую!
Семейный музей – это стратегия!
– Я развиваю Музей как совместный проект с моими детьми, – подтверждает Елена Михайлова. – У меня сыну 13 лет и двойняшкам по 10. Они заняты в школе и на кружках, любят гаджеты, но в последние два года у нас есть любимая общая тема для разговоров и дел – частный семейный Музей каменных жерновов. Олеся освоила выпечку хлебцев, Наум работу с коромыслами и набойками для сапог, Глеб – прорезную резьбу для изготовления сувениров. Дети работают в музее, словно играя «по станциям». Когда турист попадает «в руки» детей, он умиляется и увлекается, словно тоже – подросток! И поэтому основная наша аудитория – это семьи в трёх поколениях: бабушки-дедушки, мамы-папы и ребятишки приходят вместе. И в нас находят интерес сразу всей семьёй. Так уже ни в кино не ходят, ни в баню – а к нам в Музей каменных жерновов запросто!
– Мы сохраняем мельничный промысел как технологию, – вторит Владимир Львовский. – Эти секреты производства муки всегда передавались от отца к сыну. Вот пара историй, одна мирная, другая военная. Знаете слово «халтура»? Это ж изначально не про плохо выполненную работу. Буквально халтура – ящичек, куда хозяевами зерна отсыпалась небольшая часть помола мельнику за работу. То есть чистый, добросовестный заработок! А в войну семья, спасаясь от фашистов, на подводу брала только ребятишек, документы и – жернов. Знали, что, куда б ни приехали, без хлеба не останутся. Или кому-что смелют на своих жерновах, и часть в уплату себе возьмут, или вон даже в поле лебеды нарвут-намелют, и тем сыты будут. Жернова – это автономность для семьи, залог достатка. Современные туристы это сразу чувствуют у нас!
О сказках и сложной судьбе колобка
В музее каменных жерновов для туристов оживают сказки. Помните, мачеха велела Золушке намолоть на год кофе? Золушка хотела на бал, к принцу, к вальсам, а слышала скрежет кофемолки. Именно его слушают посетители прежде, чем напьются заварного кофе с кофемолки XIX века. Кофемолка сохранена в семье, и даёт особый помол – стружечный. После такого кофе хочется летать!
И ведь есть, на чём. Про бабу-ягу в ступе с детства слышали? Так вот в Музее каменных жерновов её можно… примерить! Ступа-то – это же предшественник жернова, в ней пестом толкли и зерно в том числе! Так что баба-яга летала уже на отработавшем своё агрегате. Каменная дорожка на участке Музея видна на фотографиях из космоса, словно взлётно-посадочная полоса. А до чего хороши туристки в фотозоне на ступе бабы-яги! До чего мужья радуются, разглядев суженую в таком антураже!
Ну и о сложной судьбе колобка Музей каменных жерновов всё не просто расскажет – покажет! Помните, как его по сусекам скребли, по амбару мели? Ровно эти действия выполняют гости Музея после того, как попробовали на каменных жерновах измельчить пшеницу. И тут же полученная мука разводится водой – без соли, сахара, яиц и дрожжей. На глазах туристов выпекаются хлебцы, вкус которых – вкус самого бедного крестьянского хлеба. Он и сладок, и богат, потому что сдобрен трудом и добрым чувством. Угощение на славу!
Жернова судьбы
Что получается? Хлебом наесться можно, свободно купив его в магазине. Но удивительные впечатления можно получить именно от мукомольного промысла, который всей семьёй сохраняют новгородцы. Музей оформлен как самозанятость, с каждого билета хозяева платят налог в доход государства. Дачный участок с музейной начинкой уже меняет качество жизни вокруг себя: власти починили дорогу – туристам полегче добираться. Впереди – борьба за освещение дачного массива и установку на трассе указателя к частному семейному Музею. Но уже сейчас всё меньше бесхозяйного отношения к дачным угодьям, потому что рядом с частным семейным Музеем каменных жерновов жизнь кипит по-хорошему. За новостями об этом можно следить в группе музея ВКонтакте https://vk.com/zanovgorod. Трудностей немало, но хозяева Музея полны оптимизма. Ибо сказано в Библии: «Божьи жернова мелют медленно, но верно» – это о судьбе, которая бывает разной, а по итогу всё равно – «всё перемелется!»
Комментарии