Гончарная жемчужина России - ХранителиРодины.рф

Вернут ли традиции былую славу колыбели абашевской игрушки.

В Пензенской области немало мест, куда хочется возвращаться снова и снова. Среди них, особенно выделяется село Абашево Спасского района. Что тянет сюда? Однозначно ответить невозможно. Здесь переплетено все – и удаленность от больших проезжих дорог, и размеренность несуетливой деревенской жизни, обрамленной в изумительную по красоте природную оправу. Но, наверное, прежде всего сюда манит колдовство керамики и загадки мастерства древних гончарных кудесников, слава о которых дошла даже до Лувра!

Чем живет сейчас Абашево? Есть ли будущее у этого небольшого села с его гончарным ремеслом?



Загляните к нам в Абашево

Наверное, сама природа позаботилась о том, чтобы спрятать это необычное место в живописном уголке Сурского края. Ведь, по сути, за селом, хорошая дорога заканчивается, и начинаются нескончаемые перелески.

Подъезжать к Абашево одно удовольствие – за окном машины сплошные шукшинские пейзажи. Пока едешь, невольно настраиваешься на волну предстоящих впечатлений … и вот она – гончарная жемчужина России.

С виду Абашево, названное, так когда-то по фамилии владельца этих мест мало отличается от других сел. Дорога приводит к центру, где сосредоточены школа, местный Дом культуры, администрация, ФАП и почта. И уже от него лучиками во все стороны расходятся милые сердцу деревенские улочки.

В центре села, раз в три года (в сентябре) проводится фестиваль народного творчества с поэтичным названием «О чем поет гончарный круг». В этот день население Абашево увеличивается сразу в несколько раз.

– Любители ремесел приезжают со всех концов России, – говорит и.о. главы сельской администрации Любовь Афонина. – Нередко на празднике можно увидеть и иностранцев. Фестиваль ярким метеором врывается в неспешную жизнь абашевцев, даря радость и заряд хорошего настроения. В этом году он должен состояться снова. Правда, здесь опасаются, что пандемия может внести свои коррективы.



Не минула чаша сия…

Абашево село небольшое. Здесь живет 329 человек, почти половина из которых, пенсионеры. А когда-то население села превышало несколько тысяч человек! Правда было это почти два века назад…

– Сейчас жителей с каждым годом становится все меньше и меньше, – вздыхает Любовь Ивановна. – Как-то только за один год умерло сразу 30 человек.

Как и во многих местах, село оживает летом. Кто приезжает сюда погостить к родным, а кто и вовсе прикупив домик, селится на пару месяцев беззаботно отдохнуть от городской суеты.

Впрочем, удаленность Абашево от цивилизации сыграло и злую шутку: здесь почти нет работы.

Лишь небольшая часть населения трудится в трех небольших фермерских хозяйствах, да на базе отдыха «Кленовая роща», что находится в двух километрах от села.

– Большая часть трудоспособного населения, а это почти сто человек уезжает на заработки в Москву, – вздыхает Любовь Ивановна.

Пять лет назад рядом с селом хотели возвести кирпичный завод. Предполагалось, что на нем будут работать более пятидесяти человек. Однако, задумка так и осталась на бумаге – инвесторов не устроили местные запасы песка.







Альма-матер мастерства

Лучше всего удручающая демографическая картина заметна на примере местной девятилетней школы. Еще десять лет назад в ней обучалось полсотни человек. Сейчас… в три раза меньше. В классах по 2-3 ученика. Зато индивидуальный подход к каждому. Попробуй не выучи урок!

– Качество обучения у нас всегда было на высоте, – говорит директор учебного заведения Надежда Щеголькова. – Неслучайно многие ребята без труда поступают в высшие учебные заведения.

Хотя здание школы, рассчитанное на двести человек двухэтажное, под учебой занят только первый этаж. Здесь же расположен и спортзал, который в прошлом году по одной из областных программ полностью отремонтирован и приведен в порядок. Такого здесь, кстати, никогда не было.

На втором этаже школы оборудован небольшой краеведческий музей. Большая часть его экспозиции посвящена абашевской игрушке. В ней собраны лучшие работы, как самих школьников, так и именитых гончарников – Зоткина, Ворожейкина, Калимуллиной, Аникеевой, Соломатиной и других мастеров.

Его украшением по праву является знаменитый орел, сделанный самим мастером-кудесником Тимофеем Зоткиным. В свое время его даже хотели поместить на гербе Спасска, но, к сожалению, геральдическая комиссия не утвердила – образ такого орла уже есть на гербе Пятигорска.

При школе уже много лет действует кружок «Поющая глина». Говорят, что занятия в нем похожи на спектакль, где главное действующее лицо глина. Ребята посещают кружок с огромным удовольствием, и нет в школе ученика, который не смог бы вылепить себе свистульку или фигурку животного. Именно здесь встали на путь творчества талантливые мастера-гончарники современности – Виталий Бегаев, Александр Зоткин – внук Тимофея, Владимир Ворожейкин и другие.



Край кудесников

Вообще, вокруг глиняных поделок в Абашево вертится все. Так было с незапамятных времен, когда неподалеку от села нашли удивительную по свойствам голубую глину.

Гончарный промысел здесь существовал с начала 17 века.

– Еще на заре 20 века старики говорили, что гончарным ремеслом занимались прадеды их дедов, – говорит хранительница школьного музея Екатерина Ермакова.

По ее словам о богатой истории местного промысла свидетельствуют обширные выработки на окраине села. Перелопатить такое количество глины по силам не одному поколению мастеров…

Когда-то в Абашево почти в каждом дворе крутились гончарные круги, чадили печи для обжига изделий - горны, слышалась трель готовых свистулек. Дело было поставлено на поток. Кустари собирались в артели. Одни добывали глину, другие занимались лепкой, третьи глазировкой, ну а кто-то с обозом возил посуду, орлов на печные трубы, копилки и игрушки по долам и весям на продажу. Сформировались целые производственные династии гончаров: Зоткиных, Матвеевых, Малышевых, Блиновых, Еськиных и других.

– Тут в земле настоящий склад керамики, – продолжает Екатерина Федоровна. – Как только начнет кто-нибудь копать огород или погреб, так обязательно найдет, то свистульку, то осколок посуды, а то и вовсе остатки печи для обжига. Раньше ведь как – брак, его и выбрасывали. А мы потомки, теперь все это находим. Сколько еще в земле лежит никто не знает…



Удел энтузиастов

Раньше абашевская игрушка очень ценилась, хотя и была побочным продуктом гончарников. Ее неповторимый причудливый узнаваемый стиль и задорная соловьиная трель привлекали многих. Последнею копейку тратили крестьяне, чтобы, купив разноцветную свистульку порадовать ребенка. А уж посуда в хозяйстве всегда нужна. Рынок сбыта рос с каждым годом. Перед революцией Наровчатским земством было даже подготовлено решение об ассигновании бюджетных средств на расширение промысла. Но сбыться планам не пришлось...

Массовый выпуск доступной промышленной посуды в начале XX века практически поставил крест на развитии промысла. Лепка стала уделом энтузиастов, которые целиком переключились на изготовление глиняных игрушек, расписных ваз и других художественных поделок. После войны продолжателями ремесла своих предков стали братья Ларион и Акинфий Зоткины. Кстати, именно они сформировали узнаваемый образ абашевской игрушки.

Тут стоит сказать, что Абашево не простое село. В древности почти все его жители были старообрядцами. Помыслы отшельников как нельзя лучше видны в работах мастеров. Например, высокие, лесенкой рога оленей выдают стремление по ним добраться до Бога.



Мастера с большой буквы

Вернуть ремесло из забвения своих предков сумел в 70-е годы самородок-кудесник, член Союза художников СССР Тимофей Никитович Зоткин (1929-1988). Будучи потомком знаменитых «дудочников» его увлекла лепка с трехлетнего возраста. Высокое чувство пластики, дарованное ему природой, нашло отражение в глиняных шедеврах, которые сейчас можно встретить чуть ли не по всему миру.

К счастью для мастера, пик расцвета его дарования совпал с возрождением интереса к народному искусству. Очень быстро о нем узнал весь мир. О кустаре заговорили далеко за пределами нашей области. С триумфом прошли персональные выставки Тимофея Никитовича в Москве, Ленинграде и других крупных городах страны. Были изданы многочисленные альмонахи и альбомы его работ. Творения абашевского мастера попали в Эрмитаж, Лувр и другие великие музеи. Старые мастера о такой популярности не могли и мечтать…

После себя Тимофей Никитович оставил богатое наследие. Только в спасском краеведческом музее более 500 его работ!

В 1988 году Тимофея Никитовича не стало. Его смерть совпала с переменами в стране. Тогда многие были уверены, что вместе с ним уйдет в небытие и абашевский промысел…

Впрочем, этого не случилось.

Сейчас эстафету легендарного гончарника перенял Владимир Ворожейкин. В свое время этот умелец даже создал небольшое предприятие по выпуску игрушек. Однако, сейчас, пришлось закрыться.

– Раньше лепить игрушку на продажу было куда выгодней, – говорит он. – Сейчас на рынке очень большая конкуренция.

Тем не менее, увлечение он не забросил и продолжает мастерить барынь, городовых, быков, оленей и прочую расписную красоту. Какой-никакой доход это все равно приносит. А еще регулярно устраивая мастер-классы, продолжает делиться профессиональными секретами с местными ребятами.

– Хотя игрушки внешне похожи, каждый мастер добавляет что-то свое, – объясняет он. – Так было всегда и поэтому промысел продолжает жить.



Хранительница традиций

Недалеко от центра поселка находится небольшой дом. Когда-то он принадлежал Зоткиным. Сейчас здесь благодаря стараниям неутомимой энтузиастки гончарного дела Идее Софиевне Калимулиной создан Дом-музей этой династии.

По крупицам собирала она богатейший материал: старинный гончарный круг, забывшая о времени посуда, древняя ступа, нехитрая мебель, простая одежонка, черепки – все то, что составляло быт мастеров.

Ида Софиевна приехала в Абашево в середине 80-х годов из далекой Чувашиии. Что привлекло эту образованную женщину в такую глухомань? Как она сама говорит, тяга к прекрасному. Увидев однажды абашевский стиль лепки, безоговорочно влюбилась в него и переехала сюда жить. Сейчас она – признанный пропагандист абашевской керамики и фанат дела, которое стало для нее смыслом жизни.

– Главная моя задача, не дать погибнуть ремеслу, – рассказывает Ида Софиевна, – У абашевской керамики свой неповторимый стиль. Я должна сохранить его для потомков.

Несколько лет назад женщина при помощи местной власти организовала в селе Народный центр исследования и сохранения абашевского гончарного ремесла. В нем также собрана интересная информация о промысле. Школьники и гости села здесь могут попробовать себя в лепке глиняных изделий.

Конечно, содержать в порядке здания музеев не просто. Проблем хватает.

– Нужны средства на бытовые и ремонтные нужды, – объясняет женщина. – Требуется починить крышу, провести газ в мастерскую.

По ее словам, зимой там очень холодно. Пока дети греются небольшой печкой, которую слепили сами.

– Об одном душа болит, – говорит Ида Софиевна. – Не порвалась бы связующая нить поколений. Ведь мало научиться технике лепки, нужно с головой окунуться в мир древнего промысла. Нутром прочувствовать столетний опыт своих предшественников…



Игрушка – дело серьезное

Так есть ли будущее у Абашево и его знаменитого промысла?

Многие связывают надежды на развитие туристической отрасли. Уже сейчас благодаря созданной в селе объектовой инфраструктуры поток желающих познакомится с ремеслом игрушечников, значительно увеличился. Этому способствует и наличие рядом базы отдыха, куда приезжают люди со всей России.

Кстати, кузницей кадров гончарного ремесла село уже можно назвать с натяжкой. Например, уже несколько лет в спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса готовят специалистов по изготовлению изделий из керамики. В свое время там преподавал и Владимир Ворожейкин. Многие ребята, сумели коммерциализировать полученные знания. Конечно, больших денег на этом не заработаешь. Но все же.

– В Москве на гончарные сувениры хороший спрос, – говорит один из выпускников этих курсов Сергей Жиманов. – У кого-то получается выгодно продавать этот товар по интернету и за границу.

Сейчас абашевские игрушки лепят все кому не лень. Нередко даже за пределами Сурского края.

– Нужен серьезный инвестор готовый вложить средства в развитие знаменитого гончарного бренда, – говорит заведующая спасским краеведческим музеем Елена Бормашова. – Пока, к сожалению, этого не произошло.

Между тем потенциал у гончарного промысла огромный. Он один из немногих, что идентифицирует наш регион. Ведь неслучайно губернатор области Иван Белозерцев призвал использовать абашевскую игрушку в качестве элемента малых архитектурных форм для украшения улиц и микрорайонов Пензы.

Кстати, зарабатывать можно не только на игрушке, но и… лечебных свойствах сырой глины.

По словам местных жителей, она хорошо помогает от различных ревматических и кожных заболеваний. Кто знает, может когда-нибудь, Абашево станет известным курортным местом, затмив собой славу Пятигорска или Минеральных вод. Впрочем, пока об этом приходится только мечтать.

Покидая это удивительное село, во мне вдруг, возникло необычное чувство – а ведь жизнь в Абашево просто затаилась! Рано или поздно здесь должен появиться человек равный легендарному Тимофею Зоткину. Мастер от Бога, сумеющий поднять народный промысел на небывалую высоту! И кто знает, может он уже живет там – скромный кудесник будущих времен…

Анатолий Володин,

фото автора.

Комментарии