Шлама аллохун! - ХранителиРодины.рф

Юг нашей страны – это не только знаменитый детский лагерь «Орленок», здравницы и отдых на Черноморском побережье. Гости Краснодарского края стремятся своими глазами увидеть этнокомплекс Атамань, городище Горгиппии. Миллионы туристов едут в Фанагорийские винодельни и сочинский Олимпийский парк. Но мало кто знает, что на Кубани есть уникальное село Урмия – место самого компактного проживания ассирийцев в России, к слову говоря - одного из самых малоизвестных народов в нашей стране.

«Шлама аллохун!», - приветствуют урмийцы своих гостей. В переводе с ассирийского это означает: «мир тебе» или «здравствуй». В ответ нужно сказать: «Пшена тилохун!» - то есть «на радость пришли».

Об ассирийцах (не путать с сирийцами), потомках строителей Вавилонской башни, изобретателей колеса со спицами, колесницы и Висячих садов Семирамиды, нам рассказывали во время школьных уроков истории Древнего Мира. О существовании этого народа многие помнят, но когда собеседник вдруг говорит «я - ассириец» - мы, в большинстве своём, удивляемся и невольно вскидываем брови.

Чтобы развеять сомнения, каждому из нас хоть раз в жизни стоит заглянуть на урмийский огонек. Историю своего народа ассирийцы знают, передают из поколения в поколение и охотно рассказывают приезжим.

Почти сто лет назад приютом и даже своего рода колыбелью для ассирийцев стала земля кубанских казаков (кстати, в переводе с ассирийского «Урмия» означает «колыбель вод»). Задолго до ассирийцев и кубанских казаков здесь, среди степей и курганов, несколько тысячелетий назад обосновались древние племена сарматов, так схожие с ними своим воинственным духом.

Навестить приветливых представителей самого древнего народа планеты можно в любой сезон. Но лучшее время для визита – весна. В мае, когда в полях поднимается пшеница, а в садах цветут сады, сюда из разных уголков мира съезжаются гости.

Собираем гостей со всего света

В большой круг танца «Шайханэ» сотни ассирийцев собирает фестиваль национальных культур «Хубба». В переводе с ассирийского «Хубба» означает «любовь, дружба, мир и здравие».

Праздничный звук зурны и круговые танцы до утра заряжают особой энергетикой. В ассирийцах они еще и будоражат генетическую память, наталкивают на мысль о том, как важно сохранить самоидентичность народа и не раствориться в других культурах.

Кстати, именно «Хубба» для многих ассирийцев стала местом знакомства и создания семейных пар.

В круг «Шайханэ» приглашают и гостей. Причем всех – от мала до велика. Если после нескольких часов непрерывного движения по кругу вы все еще стоите на ногах, знайте: вы на одной волне с хозяевами праздника.

Отличить потомков древнего ассирийского народа от гостей несложно: большинство ассирийцев, с их точеными профилями, внешне словно сошли со страниц учебников по Древней истории или книг, рассказывающих о библейских событиях.

Если не брать в расчёт центр притяжения молодежи - большой деревянный сруб, выстроенный на месте усадьбы первого урмийского раби, гостиниц в Урмии нет. Пока нет.

Гости селятся в городах, расположенных неподалеку. К примеру, от кубанской Урмии до районного центра, города Курганинска – по автомобильной трассе 32 километра. Стоить заметить: рисунок проложенного маршрута визуально схож с указательной стрелкой и очертаниями самой Ассирии, которую можно условно заключить в треугольник Ниневия — Ашшур — Арбела.

Бушаля, гарриса, калья?

Гостей на фестивале не только зовут в хороводы, но и угощают блюдами национальной кухни. Кстати, она - одна из древнейших на земле. Гурманы непременно оценят старания местных хозяек. Рецепты уже здесь, на Кубани, передаются от хозяйки к хозяйке в пятом поколении.

Как и их древние предки, современные ассирийцы разводят коров, овец, свиней, индеек, кур, гусей, уток. В рационе урмийцев мясные, молочные и кисломолочные блюда – источник здорового питания и долголетия.

Бушаля, джаджик, долма, гариса, калья, чадэ - согласитесь, даже названия блюд аппетитно ложатся на язык говорящего.

Гариса – праздничное блюдо из пшеницы твердых сортов, петуха и топленого сливочного масла. Его готовят всю ночь и также не спеша едят в кругу друзей. Очень вкусно и очень сытно. Если на десерт из запасов местных виноделов вам достанется игристое виноградное вино «Хубба» - считайте себя счастливчиком.

Да, если вы устали от кружения в Шайханэ и сытной трапезы, можете полистать страницы ассирийских книг, а то и вовсе просить знающего человека почитать вам вслух. Желательно какую-нибудь сказку. А вдруг да поймете, о чем речь! Это, конечно, шутка, но мелодика звучания ассирийского языка вам непременно должна прийтись по вкусу. По данным Википедии, ассирийский литературный язык (он же - литературный новоарамейский) основан на урмийских диалектах.

«Шлама аллохун! Дахитух?», - обратится к гостю хозяин. «Авет басима, раба спай», - ответит с улыбкой тот. И вам, наверняка, станет понятно, что они обменялись приветствиями. Так и есть. «Как твои дела?», - поинтересовался первый. «У меня все хорошо», - прозвучало в ответ. Представься такая возможность, эти двое могли бы поддержать беседу с современниками Иисуса.

Культурный код в предметах быта

В сценарий «Хуббы» непременно включают исторические инсценировки. Семейные реликвии - особое украшение постановок. В их числе - камни-мельницы «джаруста» и православные святыни.

Во время гонений беженцы брали с собой только самое ценное. Тогда, без малого сто лет назад, предки кубанских урмийцев принесли с собой каменную мельницу, состоящую из двух частей. Вес каждой - двадцать пять килограммов.

Сегодня, по прошествии времени, мельница «джаруста» по-прежнему выполняет свою первоначальную роль. С ее помощью, готовя «проха», главное блюдо религиозного праздника «Прощение Ниневитян» (Баутен Нинве) – в жерновах перемалывают зерна семи видов злаков. Прежде чем приступить к работе, хозяйки постятся, молятся, а если предоставляется возможность, то и просят благословения у священника.

В числе православных святынь - распятие Иисуса Христа, икона Всевышнего и Пресвятой Богородицы. Сколько раз звучали на арамейском языке молитвы Спасителю и Пресвятой Богородице, знают только сами образа.

Из уст в уста урмийцы передают историю еще двух святынь: Библии, при помощи которой совершал церковные таинства первый урмийский священник отец Харлампий, и рукописной молитвы, которой он в 1941 году благословил уходящего на фронт сына Юхана. По рассказам потомков, Юхан дошел до Берлина и невредимым вернулся в родное село.

…В праздничные дни фасады урмийских домов украшены национальными флагами. Флаги - непременный атрибут праздника. Многие гости приобретают полотна, декоративные тарелочки с его изображением и увозят их в свои города, а порой и страны.

Гостям в Урмии расскажут, что более двух тысяч лет назад ассирийцы растили детей на территории современного Ирака, а познав изгнание, ручейками растеклись во все стороны света. Любой или почти любой житель поведает вам и историю переселения своих предков на Кубань. Если вкратце, звучать она будет приблизительно так: «На Кубань ассирийцы попали не случайно. В начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска, значительную часть которых представлял полк казачьих войск Лабинского округа. Между казаками и ассирийцами зародилась дружба. Когда на ассирийцев начались гонения, казаки предложили им кров».

Ассирийский флаг не принадлежит ни одному государству, но вместе с тем служит символом единения всего ассирийского народа. Золотой круг, вписанный в лазоревую звезду, символизирует солнце, дарующее жизнь всему живущему, четырёхлучевая звезда - Землю, ее концы - стороны света. Волнистые полосы, расширяющиеся от центра к четырём углам флага, напоминают о трех основных реках ассирийской родины - Тигре, Евфрате, Забе. Существует и еще одна интерпретация полос. Она представляет их как дороги, по которым, со всех концов света, ассирийцы должны вернуться обратно на свою историческую родину. Но это уже другая история.

Литургия на арамейском, футбол и конкурс красоты

В Урмии есть православный храм Ефрема Сирина. Построен он на пожертвования ассирийцев, а заложен на паевой земле Юхана Осипова, того самого, которого спасла молитва отца-священника.

Если вам посчастливится - попадете на литургию. Время от времени в храм из Краснодара наведывается настоятель церкви святого Георгия Победоносца, ассирийской святой соборной апостольской церкви Востока каша раби Путрус. В урмийском храме он проводит службу на староассирийском - классическом арамейском языке.

Помимо национального флага, в числе непременных атрибутов Хуббы – георгиевские ленты, в память об ассирийцах-защитниках приютившей их Родины, футбольные мячи и сетки, корона мисс Хубба.

Для ассирийских парней, потомков отважных воинов, в наши дни полями сражений становятся футбольные стадионы. Болеют за своих героев красавицы ассирийки. Среди них и та, которую выберут мисс Хубба. Эта красавица не только хороша собой. По традиции корона ложится на голову девушки, которая и на родном языке говорит, и лепту в сохранение ассирийской культуры вносит.

- Шлама аллохун! – говорит вам Урмия, в надежде, что по приезду вы ответите: «Пшена тилохун!».

Комментарии