Разговор с фронтовиком - ХранителиРодины.рф

Работа интересна, так как содержит воспоминания участника боевых действий.В ней рассказывается о том, что переживает человек, глядя смерти в лицо... О мужестве и трусости, о том, как ранение изменило жизнь человека, о том как сложилась его жизнь после войны. О чём он жалеет, и что хочет сказать нам, молодому поколению...

Мы родились, когда всё было в прошлом,

Победе нашей не один десяток лет,

Но как нам близко то, что было в прошлом,

Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Курская битва это гигантская битва, вписавшая в героическую летопись Великой Отечественной войны яркие, незабываемые страницы. Сражение на Курской дуге стало заключительным этапом коренного перелома в войне. Победа под Курском стала тяжелейшим поражением фашистской Германии, от которого враг не смог оправиться до конца войны.

Всемирно-историческое значение воинского подвига советского народа на Курской земле в том и состоит, что здесь была похоронена последняя попытка гитлеровского рейха повернуть ход войны в свою пользу. Бессмертный подвиг участников Курской битвы был высоко оценён советским народом. Более 100 тысяч воинов награждены орденами и медалями, а 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

И я считаю, что мы, молодое поколение, должны знать и помнить Героев Курской битвы, внесших неоценимый вклад в завоевание Великой Победы. Горькая память войны не должна угасать, а должна передаваться из поколения в поколение. Приблизить славные страницы Великой Отечественной войны помогают нам встречи с ветеранами войны. Но их с каждым годом становится всё меньше. Мне же довелось услышать рассказ человека, который был свидетелем тех событий, тех боёв на Курской дуге. Его имя – Кондров Самиулла Абдульевич.

Кондров Самиулла Абдульевич, родился 2 апреля 1924 года в селе Татарская Пишля Рузаевского района. Рос и воспитывался в большой семье. Отец умер рано, когда Самиуллу исполнилось восемь лет. Уже тогда мать Сажидя Юнисовна, работающая в колхозе «Россия», брала его с собой и приучала к делу. Он хорошо помнит, как помогал матери на ферме и как хотелось побежать на улицу к ребятам, поиграть. Он видел и понимал, что матери не прокормить одной такую большую семью, ведь их было 13 человек. Порой она скрывала слёзы, когда видела с каким усердием приходится восьмилетнему малышу помогать ей. Как-то придя домой, Сажидя Юнисовна обняла сына и, улыбаясь сказала: «Завтра, сынок, ты официально выходишь на работу и будешь получать зарплату, как и все в колхозе. И ты, как старший в семье, так же как и я, должен заботиться о своих братьях и сёстрах». Шло время, Самиулла тоже приняли на работу в колхоз. В семье полегчало. Мать не могла нарадоваться на детей. Самиулла она считала особо смекалистым парнем: в школе учился хорошо и на работе в числе лучших, несмотря на молодость. Кто знает, кем бы тогда мог стать этот паренёк, если бы не война…

Война. Её не ждали. Строили жизненные планы, влюблялись, создавали семьи, по вечерам собирались на танцплощадке в клубе, а по утрам спешили на работу. А тут такая страшная весть: гитлеровцы напали, Родина в опасности. Люди останавливались у репродуктора, ловили каждую информацию о боевых действиях на передовой линии фронта.

«-Ты не одна остаёшься, с тобой брат Абдулла, - успокаивал маму Самиулла, собираясь на войну. – Я должен уйти, обязан, пойми меня. Война ведь!» – продолжал он. «Помню 1942 год. Мне было всего 18 лет. Я был очень молод и если честно, то на войну идти боялся. А кому не хочется жить? Собрали нас 12 человек в Рузаевском горвоенкомате и отправили в армию. Вернулось лишь пятеро». Так Самиулла Кондров ушёл добровольцем на фронт. А вскоре мать проводила и Абдуллу. Тогда она видела его в последний раз. «Меня направили сначала в Чебоксары, затем во Владивосток на Русский остров моряком. Оттуда всех, кто был в части взяли на фронт».

Сначала войны Самиулла воевал в 11-й отдельной и 8-й гвардейской кавалерийских девизиях 6 – го кавалерийского корпуса на Брянском, Воронежском, Западном фронтах. Участвовал в освобождении городов и железнодорожных узлов Ватлуки, Уразова, Луцка и Ровно. Первой и вероятно, поэтому самой памятной наградой была благодарность И.В.Сталина.

В 1943 году он участвовал в обороне Курско-Орловской дуги. Было это в апреле. Вот как фронтовик вспоминает об этих событиях: «Наш отряд отстоял деревню Протасово. Деревню немцы сожгли. Лишь дымовые трубы торчали, то тут, то там. Оружия солдатам не хватало. На пять человек одно ружьё и 25 патронов. Я же был миномётчиком. Моё орудие весило 61 кг. Носили его три солдата, и ещё один – снаряды. Страшно было. Убивают рядом с тобой человека, а ты и лечь не решаешься, сердце замирает. Я поначалу боялся убивать, даже глаза закрывал. Но потом понял, что если я не убью, то убьют меня. Перед каждым боем готовился к тому, что, возможно могу не вернуться, и мысленно прощался с родными. И мысль о смерти становилась уж не такой страшной. Сражался я не в первых рядах. Строили нас в 300 метрах позади от них. Я за миномётом, рядом автоматчик. Мины летели на 4 км вперёд. Помню: идёт на меня танк, и возникает такое острое желание взорвать эту вражескую жестянку. И даже жизни ради этого не было жалко. И уж если взорвётся этот танк, то сразу несколько десятков немцев умрёт, так как они в основном пешком не ходили. Перемещались на танках, а за танком обязательно машина шла, вместимостью около 40 человек. А ещё лучше поджигались эти железяки горючим. Его нам доставляли много, ящиками. Если бросишь бутылку прямо в цель, сгорит танк, и сам замешкаешься – тоже рядом сгоришь. Опасно, конечно было. Но ничего не поделаешь. Война есть война. Было много убитых, раненых. Мёртвых мы не хоронили. Лишь потом, после битвы, уже другие люди, не солдаты, делали это в общей яме, и даже родные не знали, где найти своего сына, брата или мужа. А раненым порой самим приходилось делать перевязки, бинтов тоже не хватало. Санитарки, конечно, были, но число раненых всё росло и росло, следить за всеми не успевали. Да, трудно вспоминать. Хорошо ещё мне запомнился один солдат. Только жаль, не помню, как его зовут. Предложил он мне ранить друг друга ночью, да так, будто это случилось в бою. «Давай, - говорит, - соглашайся. Заберут нас с тобой в госпиталь. А там и домой. Не могу я больше здесь». Жалко было парня, домой к родным тоже хотелось. Да только совесть не позволила.

Хорошо помню и такой случай, когда нашему отряду пришлось перебираться через лес. В нём партизаны нашли торфяной завод и подожгли его. Все близлежащие деревни тоже сгорели. Остался торф, толщиной 3 метра – ни пройти, ни проехать. Пробираясь через этот лес, мы несколько раз чуть не утонули, но партизаны нам помогли. Ночью они переправили нас, и мы внезапно напали на немцев. Меня тоже звали в партизаны, но я отказался.

В 1943 году меня ранило осколком мины в правую руку. Воевать мне больше не разрешили. Помню, везли нас на поезде, у меня на руке началась гангрена. С поезда меня на лошади доставили в госпиталь. Там я пролежал 4 месяца. Это было здание школы. В палате – по 7 человек. Кормили нас хорошо, три раза в день горячим. Рука у меня очень болела, горела вся. А вскоре пришёл врач и сказал: «Терпеть боль больше не будешь». И руку ампутировали по плечо. После операции мне стало намного легче. В то время их делали непрофессионально. Но мне повезло: оперировал врач из Москвы. В госпитале мне понравилась одна санитарка, которая ухаживала за мной. Она за меня письма родным писала, и донором моим была. Звали её Марусей. А было ей, как и мне 19 лет. Хорошая была девушка, милая. Где она теперь, жива ли? Затем меня отправили в госпиталь в Уфу. В начале 1944 года я вернулся домой.

«Война - это самое страшное, что было в моей жизни, - вспоминает С.А. Кондров. - Сколько невинных людей погибло на полях сражений! – Сколько молодых парней, девушек так и не смогли прожить долгую и счастливую жизнь! Сколько крови наш народ пролил за Родину-мать! Всё это я видел, видел своими глазами. И как стонут раненые, корчась от сильной боли, и как всего секунду назад стоял рядом со мною человек, а потом его просто не стало: его тело разорвалось на куски. Эти страшные минуты войны, тяжёлые сражения хранятся в моей памяти. И ничто не сотрёт их…»

В январе 1944 года, прослужив двадцать три месяца на передовой, Самиулла Кондров вернулся без руки. Дома его встретила мать с заплаканными от горя и от радости глазами. Но нет, не отдыхать возвратился он в родные края. Его ждал большой и напряжённый труд – восстановление добитого войной народного хозяйства. Вернулся без руки, но весной сел за трактор и занял первой место среди трактористов района.

А до победы оставалось чуть больше года. Фронт требовал сельскохозяйственных продуктов. Трактора работали в две смены. Один из подростков, который шёл по борозде с факелом впереди трактора, освещал путь. Сколько надо было прошагать за ночную смену. К утру буквально падали от усталости. Так работал героический тыл, частью которого был Самиулла Кондров.

- О том, что война закончилась, мы узнали в поле. По пашне бежал обезумивший от радости сторож и кричал, размахивая руками: «Победа!» Сначала не поверили. Сердце разрывалось от счастья, и даже затяжной дождь в этот день не омрачил радости. Кто смеялся, а у кого глаза не просыхали от слёз. Путь от войны к миру был сложным. Но мы справились…

- Обидно до слёз, - говорит Самиулла Абдульевич, - когда слышишь от молодых: а что вы сделали для нас?!.. Да, мы стали другими – постарели, огрубели. Но помните: мы защитили нашу Родину от немецких оккупантов, восстановили разрушенное войной народное хозяйство. Учились, работали, растили детей. И вы видите сейчас плоды нашего труда.

За военную службу Кондров Самиулла Абдульевич удостоен ордена Красной Звезды и семи медалей, а за гражданскую – четырёх медалей и трёх почётных грамот. Даже после ухода на пенсию он продолжал работать. Всего за свою трудовую жизнь у него 45 лет стажа. В 1992 году Самиулла Абдульевич уходит на заслуженный отдых.

Заботой окружили его сын и две дочери. Не забывают дедушку и внуки – их у него четверо, а также растут и радуют правнуки Алина и Самир.

Пройдут века, но память о земляках-героях, не вернувшихся с фронтов, и благодарность тем, кто остался в живых, и тем, кто трудился в тылу во имя общей Победы, останутся в наших сердцах навечно. И молодёжи есть с кого брать пример, по чьим делам сверять свои поступки.

Каждый год, 9 мая мы в очередной раз будем отмечать светлый праздник – День Победы. Праздник ветеранов, праздник победителей. И хочется верить, что в новом тысячелетии наше поколение наконец-то забудет такие страшные понятия, как «вражда», «ненависть», «война». И на смену им придут другие: «свобода», «жизнь», «мир».

О войне можно говорить годами, но всё равно всего не расскажешь. Очень трудно фронтовику вспоминать об этом. Но наше современное поколение должно знать, что лучше свободы ничего не бывает. И русские солдаты сделали всё возможное для того, чтобы подарить им эту свободу. Так пусть они хранят её! Пусть они не забывают, пусть помнят тех, благодаря кому они живут мирно и счастливо! Большое счастье – пройти через всё это и остаться живым. Великое счастье – через это не проходить. Смерть, ранения, опасность – прямая сущность войны. Единственной силой, способной противостоять этой бесчеловечной бойне, оказываются только сама жизнь и её главная надежд, её избранник – человек.

Человеческая память – это святое чувство. Она ожогами сердца испытывает совесть. А память о подвиге советского народа вечна. Да, мы в долгу перед ветеранами Великой Отечественной войны, а также тружениками тыла. Мы не имеем право забывать о подвиге народа в годы войны. Это благодарность за жизнь, которую подарили солдаты. А память неотделима от истории страны, от истории моей малой родины!

А в заключении мне хочется сказать, что Русская земля исторически являлась и является оплотом патриотизма и бескорыстного служения Отчизне. И Самиулла Абдульевич Контров яркий тому пример!

Комментарии