Село с богатой историей - ХранителиРодины.рф

У каждого из нас есть место своего рождения, которое называем «малой Родиной». У кого-то это крупный город, а у меня это село Нижний Дженгутай. Мне очень хотелось бы познакомить Вас с богатой историей моего села. Здесь родились мои родители, здесь жили их родители, родился и живу я вот уже 16 лет.

Нижний – Дженгутай в Буйнакском районе, большое селение населённое кумыками. Тут проживают 5677человек.Расположено в 20 км к юго-востоку от города Буйнакск, на реке Параулозень. По численности населения он уступает только Нижнему Казанищу, где проживает 9710 человек и Черкею, где проживает 6882 человека. До победы в Дагестане Советской власти он был резиденцией Мехтулинских ханов. В 1867 году последний хан Мехтулинского ханства – Рашид-хан, сложил с себя права и обязанности по управлению, и оно вошло в состав Российской империи, было включено в состав Темир-Хан-Шуринского округа. В одном километре от Нижнего Дженгутая расположен Верхний Дженгутай, населённый аварцами.

О возникновении Нижнего Дженгутая, или, как его раньше называли, Большого Дженгутая, существует немало интересных преданий. По одной из них, житель Верхнего Дженгутая недалеко от своего аула облюбовал поляну в лесу. Здесь, над речкой Аул-озен, он поставил шалаш. Со временем его дети рядом с шалашом родителей возвели свои сакли. Потом к ним присоединились и другие. Так и возник Нижний Дженгутай.

В местности «Синли-Бет», гласит другое предание, где ныне сельское кладбище, стоял небольшой хутор. К удивлению горцев, их куры из насиженных мест убегали в лес. Никакими силами их не удавалось удержать. Крепко-накрепко закрывают хуторяне на ночь курятник, а утром глядь-кур и след простыл. Так продолжалось несколько лет. А потом, говорят, один аксакал посоветовал: «Нам следует перейти туда, куда уходят наши куры». Горцы согласились. Вырубили лес и построили новый хутор, со временем превратившийся в аул Нижний Дженгутай.

Согласно народным преданиям, основателями Нижнего Дженгутая, также как Нижнего и Верхнего Казанища и Доргели являются выходцы из разрушенного Тамерланом кумыкского средневекового города Аркас («Сборник сведений о кавказских горцах» Т. I, 1868 года (переиздан в 1992 году) отдел IV.С 55). Данный факт подтверждался принадлежностью ещё в середине XIX века земель вокруг Аркаса, в частности горы Алдасар, Нижнедженгутайской сельской общине.

У подножья Гимринского хребта, выше нынешнего Верхнего Казанища, жили три брата: Дженгутай, Казанищ, Доргели. Как-то братья стали делить землю у родника «Чоп-Салган-Баш». Бросили жребий. Брату Дженгутаю достались земли, лежавшие в верховьях реки Ал-озен. Казанишу-от Эрпели до Булен-озена и третьему брату Доргели-от Ал-озена до Какашуры. Каждый из братьев построил на своей земле село, дав ему своё имя.

По поводу названия аула существует и иное мнение. Леса, окружавшие некогда село, изобиловали кизилом (на кумыкском языке кизил-это чум). Поэтому аул в лесу первоначально именовался «Чум-Кент». Потом название было переименовано в «Джумкент», а затем в «Джеутай». Название села не имеет общепризнанной этимологии, и ещё по одной версии возводится к имени сына Чингисхана Джагатая.

Историю Нижнего Дженгутая отражают и названия его кварталов: Чагар-аул, Гуржи-аул, Телет-аул, Гурен-аул, Батла-аул, Етти-аул, Казан-аул, Мажагат-аул.

Чагар-аул. Слово «Чагар» объясняют как трансформированное кумыкское «чикмай» (выходец). Некоторые исследователи слово «чагар» отождествляют с названием племени. Существует мнение, что некогда чагары заставляли племя, которое, оказавшись побеждённым, стало называться чагарами. Страшное безземелье в горах приводило к тому, что часть крестьян уходила на кумыкскую плоскость и на кабальных условиях селилась на землях феодалов. Таким образом, из пришлых людей образовалась особая группа крепостных крестьян-чагаров. Чагары пополнялись и за счёт рабов и рабынь, отпущенных хозяевами. Об этом говорит и следующее обстоятельство: в Нижнем Дженгутае часть Чагар-аула называется Гуржи-аулом (кварталом грузин). В этой части села жили пленные грузины. Название Гуржи-аул типично для Дагестанатой эпохи, так как тогда часто объектом набегов была Грузия, а захваченных там пленников горцы на первых порах держали в качестве рабов. Следует сказать об одной кумыкской поговорке, которую дженгутаевцы помнят до сих пор. «Чагарлар тервенсе, бийлер таиб ёл бере» (Если чагары двинутся, то беки уходят прочь, дают дорогу).

Квартал Телек-аул назван так потому, что образован переселенцами из аварского села Телетль. Предположительно переселение произошло сто лет назад, то есть в последние годы движения горцев под руководством Шамиля или в первые годы после его пленения. Потомки переселенцев, хотя и забыли аварский язык, хорошо знают, что являются выходцами из Аварии.

Гурен-аул. Этот квартал расположен на возвышенной части аула. Раньше там, как на господствующем месте, жили бии, беки. Сейчас это центр аула.

Балта-аул в переводе «Топорный аул». Название, вероятно, связано с тем, что горцы, подготавливая место для будущего села, вырубали лес.

Етти казан-аул в переводе означает «Квартал семи кастрюль».

Мажагат-аул расположен недалеко от базара. По преданию, когда прадед дженгутаевца Гасана собрался поставить здесь дом, прохожий обратился к нему с вопросом, что, мол, собираешься делать? Получив ответ, незнакомец пожелал удачи и добавил: «Мажагат-аул болсун» (Пусть будет дальний аул). Квартал на самом деле самый дальний в селе: он находится за речкой Ал-озен.

Нижний Дженгутай являлся столицей Мехтулинского ханства. В

начале 1740-х гг. Нижний Дженгутай являлся центром антииранского сопротивления, в 1818г. селение было разорено войсками А.П.Ермолова в наказание за активное участие в начальном этапе Кавказской войны. В годы гражданской войны селение оказалось в самом центре военных действий.

В 1861 году здесь была открыта одна из первых в Дагестане русская школа для детей горцев. Она была создана по инициативе штаб-лекаря И.С Костемиревского. Преподавали в школе сам И.С.Костемировский и его помощник аптекарь. Детей учили говорить и писать по-русски, обучали арифметике, им сообщались основные сведения по географии, истории и т.д. В первый год там обучалось всего 14 человек, среди которых были и два сына Хаджи-Мурата (наиб имама Шамиля) - Гулла и Абдул-Кадыр, которых после гибели отца приютили в полку.

Многие враждебно отнеслись к открытию русской школы, но И. Костемеревский, прекрасно знавший психологию горцев, нашел выход. Он пошел на компромисс с местным муллой. Четыре дня дети посещали школу, а остальные три дня ходили учиться читать Коран к мулле.

Кроме чтения, письма и четырех действий арифметики, детей учили медицине, географии, истории. Иногда под аккомпанемент скрипки фельдшера Н. Львова (заведующего полковой аптекой) дети пели и танцевали.

Несмотря на то, что это кумыкское село, в нём очень много тухумов, которые являются выходцами с разных: аварских, даргинских и лакских сёл.

На окраине села находятся природные камни , когда наступает засуха ,сельчане приходят к этим камням совершают религиозный обряд, раздают «садака» и поднимают эти камни. Люди обращаются к Аллаху с просьбой вознаградить их дождем. По вечерам дети ходят по улицам воспевая обрядовую песню «Земире»,для вызывания дождя. люди выходят из дома плескают воду. Женщины варят в больших кастрюлях традиционное кумыкское блюдо «Шапши» и раздают. Также находиться местность «Сынлы тебе»,по преданию завоеватель Темирлан на своем пути, через каждое определенное расстояние устанавливал на возвышенных местностях столбы. Это был знак завоеванных им территории .

Караул-тебе, так называется местность, откуда открывается обзор над всей окружающей местностью села ,поэтому есть легенда о происхождении этой каменистой горы. Нарты ,которые жили в давние времена в горах, рещили устроить состязания. Расположились они для своих состязаний на горе «тюз тав» и отсюда решили бросать камни. Брошенные ими камни попадали на то место ,где в последствии образовался каменистая гора. Местечко, очень удобное, откуда открывается обзор над всей окружающей местностью. Здесь в далекие времена располагались стражники, в тревожные опасные дни они разводили на той горе сигнальные огни, тем самым предупреждали об опасности.

Уроженцами НижнегоДженгутая являютя: Ибрагим Керимов (1922-2012) народный писатель Дагестана, доктор философских наук. Татам Мурадов (1908-1958) композитор, Мурадова Барият Солтан Меджидовна (1914-2001) актриса театра и кино, народная артистка СССР.Джаякаев Мама-Гаджи, Салават Салаватов (1922-2005) народный художник Дагестана. Ибрагимова Бурлият Акашимовна (1932-) народная артистка РСФСР, народная артистка РФ. Фахретдин Кирзи- Оглы выходец из Нижнего Дженгутая является членом Академии тюркской истории, один из ведущих историков Турции, автор многочисленных монографий по истории древнего Кавказа и Ближнего Востока.

Юсуп Акаев (1922-1949) Герой Советского Союза, лётчик.Родился 14 августа 1922 года в селении Нижний Дженгутай Буйнакский район Дагестанской АССР в крестьянской семье. По национальности кумык. Член КПСС с апреля 1944 года. Окончил 7 классов. Работал учителем. 1941 году окончил юридическую школу. В военно-морском флоте с 1941 года. В 1942 году окончил военно-морское авиационное училище. На фронте с сентября 1943 года. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском.

Командир второй авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка. Капитан Юсуп Акаев к июлю 1944 года совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков и много другой боевой техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовые выполнения боевых заданий командирования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Акаеву Юсупу Абдулабековичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А также награждён орденами Александра невского, Отечественной войны 1 степени.

С 1948 года майор Акаев Ю.А. в отставке Скончался 19 ноября 1949 года на 28-м году жизни. Имя Героя Советского Союза Ю.А. Акаева носят:

- Улицы Ю. Акаева в пос. Тарки (Махачкала), Шамхал, Султан-Янги-Юрт, Новокаякент, Учкент и др.

- В 2000 году улица Тимирязева в Махачкале была переименована в улицу Ю.Акаева.

- школа №7 в городе Кизилюрте

-наша школа названа в честь Юсупа Акаева

- совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана.

- Базовый тральщик «Юсуп Акаев», Каспийская флотилия

Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища.

В истории дагестанской культуры нет другого такого фе¬номена, да и вряд ли когда-либо



будет, как род Мурадовых! Это истинные дея¬тели культуры-актеры и певцы, хоре¬ографы



и ваятели, организаторы куль¬туры Татам и Барият Мурадовы, Акашим Ибрагимов,



Инесса Курумова, Бэлла Мурадова, сестры Балаханум и Ниярханум и семилетняя Барият,



уже поражающая окружающих своей артистической ода¬ренностью! Всенародного



признания и высоких государственных наград и зва¬ний у тухума Мурадовых, пожалуй, не



меньше, чем у иного народа.



Одна из плодоносных ветвей это¬го могучего артистического древа - на¬родная артистка



России, певица Бур¬лият Акашимовна Ибрагимова, более полвека радовала нас своим



непов¬торимым талантом.



В культурологии есть выражение,как термин «гений места».

Когда упоминают Вену,она ассоциируется с именем Иоганна Штрауса-короля

вальса,когда упоминается Зальцбург,-возникает музыка Моцарта,Ясная поляна-Лев

Толстой,Расул Гамзатов-Дагестан,этот ряд можно было бы продлевать до

бесконечности,но остановимся на другой географии-Нижний Дженгутай.Возникает

популярное имя-Бурлият Ибрагимова.История ее рода начиналась в поселении Мажагьат

аул,который был одной из частей Н-Дженгутая своей богатой историей.

Бурлият Акашимовна Ибрагимова (Канаева) родилась 26 марта 1932 года в с



в музыкальной семье. Ее отец Акашим Ибрагимов был хореографом и музыкантом,



мама Патимат –певицей.Бабушка НиярханумМурадова великолепно играла на



гармони,и с малых лет Бурлият освоила этот музыкальный инструмент. К тому же девочка



обладала прекрасным голосом и великолепными артистическими данными. Творческий и



жизненный путь Бурлият Акашимовны был изначально связан с музыкой, песней. Уже в



возрасте шести лет в составе семейного ансамбля вместе с отцом выступила на концерте в



Москве, где сам Иосиф Сталин вручил ей золотые часы от правительства СССР.



Артистическую карьеру она начала в 1946 году в Дагестанском театре кукол, затем

перешла в Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.

Салаватова, а с 1950 года Бурлият Ибрагимова стала солисткой Гостелерадио

Дагестанской АССР, где проработала до 1997 года.

Творческая деятельность Бурлият Акашимовны активно велась не только на радио. Она

постоянно выступала с концертами, в программах Государственного ансамбля песни и

танца Дагестана, участвовала в Декадах и Днях литературы и искусства Дагестана в

Москве и в Ленинграде. В составе фольклорных коллективов выступала во Франции,

Италии, Болгарии, Польше, Турции. В её репертуаре были народные кумыкские песни,

произведения русской вокальной классики и дагестанских композиторов. Множество

песен в её исполнении были записаны в фонд Дагестанского радио, стали образцами

народного исполнительства и гордостью национальной культуры. она записала в

телерадиофонд Дагестана больше 300 записей, в том числе и собственные авторские

песни.

Чарующий голос, природный артистизм и обаяние выделяли Бурлият Ибрагимову среди

других творческих личностей. Всю свою жизнь она работала с огромной отдачей, неся

свой дар слушателям с искренней любовью. Имя Бурлият Акашимовны Ибрагимовой

навсегда вошло в золотой фонд дагестанского музыкального искусства, национальной

культуры ХХ века.

Ей благодарны множество слушателей, коллеги, деятели культуры и искусства, для

которых она была не только выдающейся творческой личностью, но также чутким

товарищем и добрым наставником. Память о ней навсегда сохранится в сердцах знавших

её людей и благодарной памяти народа.

Благоприятные природные и климатические условия способствовали развитию земледелия и животноводства. Земледелие было основным занятием. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, кукурузу. Джунгутайцами исстари были известны трёхпольная система и искусственное орошение полей. Основными орудиями труда были деревянные плуги с железным лемехем, соха, деревянные бороны, молотильные доски. Прополка производилась мотыгой или руками. Значительную роль в организации сельскохозяйственных работ играла так же взаимопомощь родственников или соседей. Этот обычай называется булкъа.



Нижний Дженгутай можно назвать аулом революционеров – борцов за Советскую власть. Участниками революционного движения были: Юнусов Бахтигерей, Чопанов Изи, Джаякаев Джаякай, Мама – Гаджи Джаякаев и многие другие.

В годы революции и гражданской войны трудящиеся Нижнего Дженгутая принимали самое активное участие в революционных и военных действиях. Одним из известных революционеров села Нижний Дженгутай является Мама – Гаджи Джаякаев. Он родился в 1852 году. Проживал в квартале Етти – къазан аул. В январе 1918 года дженгутайцы во главе с Мама-Гаджи Джакаевым выступили против имама Гоцинского. Столкновение произошло в Джума мечети. Имам спасся бегством. Весной и летом 1918 года в здании школы располагался штаб Аркаского фронта. В конце 1919 года деникинцы арестовали Мама – Гаджи и его друзей. Красного командира допрашивал сам Нюгьбек Тарковский. Один из главных врагов советской власти Тарковский предпринял все меры, чтобы не упустить Мама – Гаджи. Холодным декабрьским днем в Темир – хан – Шуре на базарной площади их повесили. Мама – Гаджи был непоколебим и мужественным перед врагами. Он являлся примером для остальных. Перед смертью он выкрикнул: « Сав къалгъанлар, бизин къаныбызны ерде къоймагъыз!» Тоесть оставшиеся отомстят за нас.

Участковая больница в сел.Нижний Дженгутай была открыта в 1918 году,в

год установления Советской власти в Дагестане. Джаякаев Мама-Гаджи будучи революционером и благодаря своему богатому состоянию ,всячески помогал в строительстве сельской больницы ,он сам за свои средства провел в больницу водопроводную линию. Эта больница обслужила население всех окружающих селений, а их более 10.Первым врачом в участковой больнице села работал грузин Георгий Давид со своей супругой. Проработав два года они уехали из села.

В 1921 году врачом участковой больницы села был назначен Газер Колтунский, позднее врачами работали дженгутайцы- Сиражутдин Алибеков, Гаджи Ихласов и его жена.

После Отечественной войны главврачом больницы был назначен Ериков Михаил Антонович только, что освобожденный из тюрьмы. Дело в том ,что Ериков работал в числе Кремлевских врачей, которые обслуживали И.В.Сталина .Врачей в свое время ,обвинили в подготовке покушения на жизнь Сталина и всех посадили в тюрьму. По указанию Хрущева, в период «культличности» ,они были освобождены, Ерикова М.А направили в Дагестан и назначили главврачом участковой больницы с. Н-Дженгутай. Он был хорошим организатором, прекрасным специалистом и отзывчивым человеком. Говорят, что он ночами не спал, обхаживал больных в больнице, оказывал медицинскую помощь. В 1962 году он переехал в Буйнакскую центральную больницу.

После Ерикова М.А.главврачом стала работать Умалатова Патимат Муслимовна-родом из Дженгутая-заслуженный врач ДАССР. Она проработала на этой должности около 20 лет.

В 1982 году врачом участковой больницы стал Батырханов Малик,работал он недолго и его заменил Гереев Наби,молодой врач-хирург.Работал он в больнице с 1982 по 2003гг.После его смерти главврачом был назначен Джанбеков Магомед,работал около одного года и переехал с семьей в г.Махачкала.

С 2004 года участковой больницей руководит Акаимова Зарема Герееевна.

Работал в больнице –рентгенолог,хирург Абакаров Шарапутдин.Он ездил по селам, лечил, проводил несложные операции,был отзывчив к людям.Таким же отзывчивым был фельдшер Джахбаров Джахбар и Абакаров Шапи.

Одним из первых врачей- стоматологов , работающих в участковой больнице была Набат. Старики до сих пор помнят ее. Она долго работала и лечила людям зубы. После ухода Набат пришел в 1963 году молодой зубной врач Кишев Абдул. Работал в больнице более 40 лет. Вместе с ним работала врач-Камилова Бурлият. В аптеке послевоенные годы работал врач Александр Павлович. С 1960 по 1985гг аптекарями работали: Наврузова Майя,Шахбанов Магомед,Дибиров Аккулат,Гереева Элла. Более 10 лет зав.сельской аптекой работал Абдулкеримов Абдулкерим. Водителями скорой помощи в участковой больнице села работали:Абдуллаев Ибав, Герейханов Герейхан, Меджидов Руслан, Османов Гаджи, в настоящее время работает Юсупов Магомедрасул.

1929 году в селении Н-Дженгутай созданы были 9 колхозов. В 1950 году их объединили в колхоз им.Чапаева.

За успехи, достигнутые в получении и продаже государству продуктов сельского хозяйства в 1967 году, решением бюро обкома КПСС и Совета Министров ДАССР колхоз им.Чапаева занесен на республиканскую Доску почета.

За успехи в развитии сельского хозяйства колхоз им.Чапаева занесена на республиканскую Доску почета 1969г.

Магомаева Умразият-делегат Х Вседагестанского съезда Советов 1934г.

За самоотвержденный труд орденом Ленина награжден:

Амиралиев Пахрутдин-бригадир совхоза(1974)

Орденом Трудового Красного Знамени награждены:

Шихдадаев Акаим-тракторист 1965г

Гусейнова Перзият Мугутдиновна-доярка

Гаджимова Кистаман-секретарь парткома

Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР награждены:

Меджидов Абдурахман-механизатор

Темиров Ильяс-колхозник

Мамаева Дайгибат-птичница

Салихова Зумруд-зав.МТФ

Гичибекова Ильмуханум-повар тракторной бригады

Абдуллаева Гаяханум-звеневод

В 1959 она была избрана депутатом Верховного Совета ДАССР 5-го созыва.

Орденами «Трудовой славы» 3-й степени награждены:

Джангишиева Кумсият-звеньевая

Акаева Кусум Татаевна

Медалью «За трудовую доблесть» награждены:

Мугутдинов Киштей-доярка

Салихова Зумруд-зав.МТФ

Медалью «За трудовое отличие» награждены:

Сулейманова Шамав

Гамзатов Камалутдин-секретарь парткома

Орденом « Знамени Почета» награжден:

Мугутдинов Абдулмуслим-бригадир

Почетное звание «Заслуженный животновод ДАССР» присвоено Юсуповой Бажим-доярке.



Дженгутаевцы строго соблюдают обычай гостеприимства. Самым традиционным блюдом является хинкал. Готовят также разнообразные супы (шорпа). Из вторых блюд распространены пельмени (кюрзе), голубцы (долма), плов (аш) и т. д.

Невозможно не отметить национальную одежду для невест и праздничную одежду горянок Нижнего Дженгутая. Кумычки Нижнего Дженгутая носили платье-кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья рукава, другое платье надевается снизу. Для Дженгутаевских кумычек характерен головной убор-тастар, плетённый из одной нити. Технология его плетения очень сложна – одной спицей. На сегодня не многие кумычки владеют этой техникой плетения. Нарядные платья дополнялись различными украшениями. Невесты надевали платье-кабалай белого цвета. Но существовала и повседневная одежда. Оно состояло из платья-рубахи, штаны (шарбар) и платье арсар, а повседневным головным убором был чуткъу. На ноги надевали кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника.

Интересным, на наш, взгляд является факт наличие в Нижнем Дженгутае двух краеведческих музеев, сельского и школьного. Сельский музей существует более 15 лет, а школьный музей начал функционировать год назад. Тем не менее в этом музее мы увидели достаточно много интересных экспонатов, в том числе посвященных Ю.Акаеву.

Богатый материал сельского музея отражает особенности хозяйственной деятельности, материальную культуру и быт моего села. Например, такие экспонаты как кёрюк для выпечки уй аша, объемное цилиндрическое хранилище для зерна, глиняное хранилище для кукурузной муки говорят, о богатой земледельческой культуре села. С этим фактом можно связать наличие в Дженгутае переселенцев из аварских и других сел горного Дагестана-ведь Дженгутай был житницей для многих соседних территорий в тяжелые годы войн и голода. В наше время, когда наблюдается массовый отток сельского населения в города в Н-Дженгутае живут и работают большинство сельчан в том числе молодежь.

Как хорошо здесь дышится! Воздух чистый, с горьким полынным запахом земли. Земли,

которая стала родной вот уже много десятков лет для моих земляков.

Это люди очень милы, готовы в любое время прийти на помощь. И добрые, чуткие,

отзывчивые сердца. А как гостеприимны мои односельчане! Зайдите в любой дом и вам

тут же накроют прекрасный стол.

Я знаю, что куда бы не забросила меня судьба, я навсегда буду связан незримыми нитями

со своей «малой Родиной». Частичка ее будет всегда со мной. Я, как деревце буду

питаться ее силой. Думаю, что люди, которые хотя бы раз побывали в наших местах, не

забудут их никогда. Не забудут наши леса, наши озера, наших прекрасных людей.

Краски осени

Комментарии