Веретено истории - ХранителиРодины.рф

«Рекорд Гиннеса в пуховязании. За спицы одновременно взялись 699 вязальщиц из города и районов области 13 октября зрительный зал Оренбургской области филармонии выглядел необычно: плечи присутствующих мастериц украшали ажурные паутинки и палантины либо пуховые платки, а их руки, привычные к труду, без устали вязали. Казалось, что мы погрузились в особую атмосферу фабрики пуховязальных платков. В интерьере сцены - уникальная паутинка ручной работы размером 3,5*3,5 метра, связанная на Оренбургской фабрике пуховых платков. Но самое главное достижение в том, что организаторам ( Министерству культуры и внешних связей, музею изобразительных искусств и областному совету женщин) удалось одновременно занять пуховязанием 699 мастериц. В копилке рекорда есть вклад и красногвардейских пуховязальщиц- жительниц Утеево, Ибряево, Донского и райцентра. Самая младшая Абдариштова Кристина 10 лет, а самая старшая 71-летняя участница из состава нашей делегации- Магзура Ибатулловна Юлдашева- поделилась своими впечатлениями

В нашем селе девочки начинают вязать с раннего возраста и не расстаются со спицами до конца свое жизни. Почти в каждой семье сохранены традиции по переработке пуха, поэтому мы сами готовим пряжу, вяжем не только платки но и носки, варежки, шарфы, кофты и другие вещи. Это ремесло - хорошее подспорье для семейного бюджета, а в 90-е годы мы выживали во многом благодаря именно этому труду.

Асия Рифовна, Абдрашитова и Зифа Мунировна Нуриевна утверждают, что в любой платок, связанный своими руками, вкладывается столько любви и нежности, что наденьте его и почувствуете исходящее от него тепло и свет.»(Газета «»Красногвардеец» №81 ( от 22октября 2013 г.)

Цель моей работы - проследить историю становления пуховязального промысла на территории родного села, выявить происхождение и причины его популяризации в татарских и башкирских селах. Исследовать историю возникновения пуховязания. Объект моего исследования - история пуховязания и его развитие в родном крае. Предметом исследования является влияние пуховязального промысла на культуру и быт моего села.

Актуальность данной работы состоит в том, чтобы попытаться проследить большое значение пуховязального промысла в области и его популяций, распространение на территории, а также понять, как пуховязание повлияло на менталитет обычных жительниц села.

Новизна моей работы заключается в том, что впервые исследуется история пуховязания села Ибряево, мной впервые поднят пласт культуры и быта моего народа и влияние на них пуховязания.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основании моего исследования будет пополнена экспозиция нашего сельского музея. Мои ровесники узнают об истории пуховязального промысла, может даже кто-нибудь заинтересуется и начнет вязать платки. Этот кто-то сохранит национальную традицию для будущих поколений.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промышленности, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов.

В нашем селе пуховязанием занимались испокон веков. Козы были основными поставщиками «живых денег». И до революции и после село всегда нуждалось. Только кто завез в село коз, к сожалению, неизвестно. По воспоминаниям Абдрашитовой Зарии Хамзовны (1928 г.р.) ее мама, Абдрашитова Гатия Абдулловна 1908 г.р., вышла замуж в 18 лет, на приданое у нее были пуховые платки и перчатки. У татар раньше была традиция: невеста, до свадьбы, в подарок для свекрови вязала пуховый платок, а жениху и его другу пуховые перчатки. Еще до 90-х годов ХХ столетия сохранялась эта традиция, но постепенно она теряла свою актуальность и сегодня она почти утрачена. Но пуховые платки, палантины, носки и варежки вяжут до сих пор, в основном работают с привозным волгоградским пухом. В нашем селе на сегодня остались три козочки. У нас одна коза и две у местной мастерицы Гумировой Эндже Губайдулловны. Обобщая рассказы местных мастериц, с которыми я встречалась в ходе исследовательской работы, я узнала…

Чтобы получить качественный пух, во-первых, надо коз содержать в хороших условиях. Кормить хорошим сеном из лугового разнотравья и, конечно, в рационе должны быть зерновые.

Раньше пух счесывали специальными расческами в январе, во второй раз в марте. Расчески были самодельные, у каждой хозяйки - своя. Взрослую пуховую козу заводили домой, или на улице привязывали к стойке или кто-то крепко держал. На сегодняшний день коз просто стригут зимой пух, который обрабатывают, а летний пух выкидывают или вяжут носки, платки с таким пухом не пушатся.

Следующий этап – это очистка козьего пуха от мусора и ости (жестких волосков). Раньше это была обязанность детей. Собирали детвору, сажали в круг и раздавали горстки пуха, и они чистили, было трудно, но весело, а в конце нас угощали сваренной картошкой в мундире, и это было очень вкусно.

Потом пух расчесывали. У нас дома две чески, одну моя бабушка, Юлдашева Селиха Идиатовна 1935 г.р., купила у местного мастера Абдрашитова Галимуллы за пять советских рублей, другую ческу, более удобную и упрощенную, купила уже в конце 80-х прошлого столетия у местной абыстай Марьям эби за 25 советских рублей. Это было очень дорого для того времени, но оно того стоило, говорила бабушка. В наше время уже появились автоматизированные чески, например, в Мустафино Александровского района, куда ездят наши мастера на первичную ческу. Пух расчесывают два раза, но второго раза машине не доверяют. В феврале-марте начинается массовая обработка козьего пуха. Тут уже мастерицы собираются вместе и помогают друг другу обрабатывать пух. В нашем селе так заведено испокон веков. За вечер могут обработать до 1-2 килограммов.

Следующий этап – это прядение . Есть много способов прядения: веретеном, ножной прялкой и электрической прялкой. Но самый лучший способ прядения – это веретеном вручную. Этот способ наши мастерицы сохраняют до сих пор. Козий пух надо обязательно скручивать, обязательно или хлопковой нитью для платков или шелковой нитью для палантинов и паутинок. Это тоже можно делать электропрялкой, но мастера это тоже делают вручную. Как говорила моя бабушка, что всегда вспоминает моя мама, шаль надо вязать на совесть, чтобы покупатель с благодарностью вспоминал тебя.

И, конечно, основной этап – вязание. В нашем селе в основном вяжут теплые пуховые платки. Работа мастериц оценивается по ровным рядам середины и отличает от других ажурной каймой…

Пуховязание – это тяжелый труд, т.к. несмотря ни на какие современные технологии все, в основном, делается вручную. Если раньше в селе каждая девочка-подросток умела обрабатывать пух, вязать то теперь это знают, к сожалению, единицы. А ведь как хорошо укутаться в теплый платок, когда болеешь или просто читаешь книгу, знать, что в мороз ты не отморозишь руки ноги, если ты в пуховых варежках или носках. У нас до сих пор считается лучшим подарком новорожденному пуховые носки.

Если раньше, продав два пуховых платка в 1959 году, люди могли купить дойную корову, то теперь продать надо десять платков.

К сожалению, сегодня не ценится пуховый платок, поэтому постепенно молодежь перестает вязать его. А ведь пуховый платок – это не просто тепло, это и лечение. Оренбургский пух обладает лечебными свойствами. Нас мама так и лечит от простуды, травяной отвар и укутывает пуховым платком. Так лечились в татарских селах испокон веков.

Комментарии