История моей родины - ХранителиРодины.рф

В конце XIX начале XX века русские переселенцы прибывают в Туву и начинают осваивать несколько районов. В том числе и земли вдоль реки Каа- Хем.

Каа-Хем в переводе с тувинского, означает – «Маленькая река», «Малый Енисей». Возможно поэтому, среди русских переселенцев и в документах Русской самоуправляющейся трудовой колонии в Туве, Каа-Хемскийкожуун назывался Мало-Енисейским.

В кожууне было свыше десятки русских сел и поселений: Хлебников, Максимовка, Грязнуха, Даниловка, Бояровка, Макеевка, Медведевка, Шан, Федоровское, Щербаковское и Знаменка (с. Сарыг-Сеп).

Значит, предыстория возникновения села Балгазын (село Максимовка), который входил сначала в состав Каа-Хемского, затем, в состав Тандинского кожууна, тесно связана с историей формирования двух кожуунов Тувы, что является примечательным фактом, требующим научного исследования.

В начале 30-х гг. XX в. изучение истории Тувы было поставлено на научную основу благодаря экспедициям советских ученых.

В ходе демографической переписи 1931 г. П. Масловым была совершена экспедиция в верховья Малого Енисея, впечатления от которой он обобщил в работе «Конец Урянхая»3 (1933). В ней он приводит сведения о количестве старообрядческого населения этого района, детально описывая особенности старообрядческого быта. В ходе одной из экспедиций P.M. Кабо получил интересные материалы, которые стали «Очерки истории и экономики Тувы. Дореволюционная Тува»4(1934).Несмотря на все очевидные методологические недостатки,в нем заложены основы научного изучения нашей проблемы. В работе содержатся ценнейшие сведения о ходе русской

колонизации Тувы и динамике распространения русских поселков по районам за период с 1905-1919 гг.

История села Балгазын начинается с переселения старообрядцев в Туву. Маргарита Татаринцева в круглом столе «Русские в Туве: История вопроса» рассказала о том, как русские приходили в Туву8.

В конце XIX - начале ХХ века выделяют четыре основных потока русских переселенцев. Первый - переселение алтайских, уймонских старообрядцев; второй - основание усинских селений и последующее переселение в Урянхай; третий - переселение из различных уездов Енисейской губернии; четвертый - прямое переселение из других губерний, минуя стадию обоснования в Сибири.

К 1917 году русских переселенцев в Туве было около 8 тысяч. Переселение русских крестьян в Туву началось из Усинского пограничного округа.

Первыми же засельщиками Усинского округа были жители Минусинского края, которые познакомились с богатой пушным зверем и рыбой Усинской долиной во время своих промысловых поездок, сопровождавшихся одновременно и торговыми операциями с тувинцами. Так, по сведениям Ф.Я. Кона, одним из пионеров колонизации Усинской долины был крестьянин Макар Казанцев, первый переселившийся на р. Ус и оставивший по себе память в названии одного из притоков этой реки (р. Макаровка). Но это были одиночки, и не они играли решающую роль в освоении Усинской котловины, а гонимые царскими властями старообрядцы.

Появление религиозной общины во главе с Иваном Афанасьевичем Липиным на р. Усе относится к 50-м годам ХIХ в. Остановившись в долине реки, липинские странники приняли ее за искомую ими обетованную землю «Беловодье»9.

Старообрядческие поселения на р. Усе в виде двух деревень – Верхне-Усинской и Нижне-Усинской – стали очень скоро перевалочным пунктом через Саяны в Туву. Через них шел главный поток русских товаров и колонистов в Засаянский край. Многие фамилии переселенцев и сейчас можно найти на карте Тувы, другие в разное время были заменены на исконные названия местности: Ильинка, Даниловка, Федоровка, Зубовка, Максимовка, Германовка, Чихачевка, Медведевка, Мартыновка, Вавилинский затон.

Чем была привлекательна для старообрядцев Тува?

Во-первых, здесь не преследовали за веру, а во-вторых, нельзя не учитывать стремление многих семей уберечь своих сыновей от призыва в армию, тем более, что во времена войн и революций набор в армию шел постоянно и интенсивно.

Поселившиеся в Усинской долине старообрядцы занялись земледелием, а также торговлей с тувинцами. Приехав почти без средств, первые два года голодая, они очень скоро поправили свое положение и быстро сравнялись с самыми зажиточными крестьянами Минусинского округа. Наиболее богатые из них для расширения своего хозяйства широко использовали труд тувинцев. Усинские старообрядцы явились пионерами русского поселения в Туве.

Они часто ходили туда на охотничьи и рыбные промыслы, присматривая хорошие места для обзаведения там хозяйством, и незаметно от русских властей скрывались в безграничных просторах Тувы. Такие старообрядцы, как Василий Вавилин и его родственники Медведевы, занимались в Туве скупкой козлиных шкур и по Енисею вывозили их в Томск уже в виде козлиных дох, наживая деньги и постепенно превращаясь предпринимателей, другая часть старообрядцев искала в Туве места для занятия сельским хозяйством.

Первая попытка устроить на тувинской земле постоянных крестьянский поселок и заняться хлебопашеством была проделана теми же старообрядцами10.

Период прочного оседания русских колонистов-земледельцев в Туве фактически начался с 1885 г., с образования русского поселка в Туве под названием Туран. Начало переселению русских крестьян положило разрешение на занятие в этом районе земледелием, полученное Г.П. Сафьяновым от генерал-губернатора Восточной Сибири Игнатьева, а также от местных тувинских властей. Пользуясь этим, в соседстве с ним на Туране появились в том же 1885 году, крестьяне Фунтиковы, Мартынов, затем Бяковы, Петуховы, Сарапуловы и другие и стали землепашествовать.

В 1899 г. (весной) появились первые русские поселенцы на р. Себе (пять семейств). Они немедленно приготовили здесь для земледелия 12 десятин пашни.

В это же время возникли поселки переселенцев-хакасов на реках Чаа-Холе, Шагонаре, Хемчике13. Енисейский губернатор, сообщая об этих поселениях иркутскому генерал-губернатору, подчеркивал, что все переселенцы-хакасы – бедняки. Собственно в русские поселки в Туве (Туран, Уюк, Себи) в конце 90-х годов шли бедные крестьяне.

История села Максимовки начинается с переселения русских крестьян на территорию современного Каа-Хемского района.

Первыми на Каа-Хеме появились русские купцы Вавилины, Шепелины, Ведерниковы, Медведевы и другие, но самым крупным среди них был дворянин Черневич, развивший бурную сельскохозяйственную промышленную деятельность.

Заложенные этими лицами заимки стали основанием для будущих русских поселков Медведевское, Федоровское и др.

Примерно, к 1913 году в Туве обострилась борьба между русскими новоселами и старожилами. Старожилы, особенно богатые, сумели к этому времени захватить самые лучшие земли и в большом количестве. При этом, как правило, они их не распахивали, а обращали под пастбища. Новоселы, прибывшие в край, с завистью смотрели на эти земли. Поэтому они стали искать другие места для заселения. Так возникла и Максимовка. Максимовка. В восточной части этого села возвышается небольшая сопка.

По обе ее стороны разбегаются вниз улицы с домами и надворными постройками. Низина эта, как плодородный оазис, притягивала к себе людей испокон веков. Рядом с местными жителями в начале века здесь селились русские крестьяне.

Крестьяне строили свои избы на восточном склоне сопки, а араты пасли скот по западному ее склону и тут же ставили юрты и загоны для скота. Русские крестьяне свой поселок назвали Максимовкой по имени одного из его основателей 17. Это был 1913 год. Тогда село находилось на местечке…, где сейчас находится центральная ферма Балгазына.

Русское крестьянство в своей основной массе селилось деревнями.

Обычный путь возникновения деревни был следующим. Переселенец выбирал участок земли, вступая в переговоры с местными тувинскими чиновниками или вообще богатыми людьми, добивался от них за соответствующее вознаграждение права на покосы или землепашество, а затем на постройку и обживал место. Затем к нему переселялись новоселы, которые сначала жили как товарищи первого. Постепенно они возводили постройки, добивались права на посев, пастбища и т.п. и становились постоянными жителями села.

В 1919 году на село напали монголы, которые сожгли их дома, отобрали хлеб и увели скот. После этого случая сельчане сложили свои вещи на телеги и ушли жить в лес. Через некоторое время, чтобы договориться о мире с монголами отправилась делегация. Но монголы всех их расстреляли. Чтобы сохранить свою безопасность, жители села не стали возвращаться в свои старые дома. Они поселились возле источника с чистой водой. Так был заложен фундамент будущего села Балгазын.

Итак, История села Балгазын Начинается с переселения старообрядцев в Туву. История села Максимовки, как изнчально назывался Балгазын, Начинается с переселения русских крестьян на территорию современного Каа-Хемского района. Хорошие урожаи на Малом Енисее и способствовали тому, что сюда устремились основные массы переселенцев, и берега реки стали быстро заселяться.

Андрон Лупонович и Марфа Семеновна, тогда уже ставшие пожилыми, жили в той самой, на удивление самих крепко и основательно построенной, избушке. Они ветераны труда и войны. Правда, не раз пришлось им переделывать, расширять свое жилище. Как же иначе? Жизнь дала свои ростки – пошли друг за другом дети, и деревня их расширялось с годами – в конце 30-х она переползла на другую сторону Максимовской сопки. В артель вступали и аратские семьи. Одна из них семья Чульдума. Араты, глядя на своих соседей, русских жителей деревни, тоже ставили себе избы. Но араты, не желая расстаться со своим привычными древними жилищами-юртами, ставили их рядом со своим домом. Так возникла первоначально своеобразная русско-тувинская деревня – Балгазын – состоявшая из крестьянских бревенчатых домов и войлочных аратских юрт. Как все колхозники того времени Андрон был мастером на все руки. Строил первую в селе школу, избу-читальню, первый колхозный клуб. Весной и осенью Андрон пропадал на поле, не отставала от него и Марфа. Кроме всего этого, он был и отменным кузнецом. В те тридцатые годы он прошел кружок ликбеза, научился читать и писать. Пригодилось.

Война. Оставив свою обжитую родную землю, Андрон Лупонович солдатом ушел защищать свою советскую Родину. Три года шесть месяцев из своей жизни он оставил на дорогах войны. Видел неутешные слезы матерей, детей, смерть своих товарищей, сам не раз оказывался на краю смертельной пропасти. Куда только не забрасывали Андрона военные годы, превратив мирного колхозного кузнеца в воина. Он был солдатом-связистом на войне.

Приходилось устанавливать связь и на линии фронта, и в освобожденных города и селах. Его фронтовой путь начался под Сталинградом, освобождал Молдавию, воевал в Румынии, Венгрии, Австрии и закончил свою военную судьбу в 1945-м, в ноябре, после освобождения Будапешта в Чехословакии.

Солдат I и II Украинских фронтов, герой и победитель Андрон Лупонович, счастливый, вернулся домой к своему мирному крестьянскому труду. Сметливого земляка колхозники избрали своим председателем. Но Андрон Лупонович председательством недолго, его по-прежнему тянуло к кузнечному делу. В 1965 году Андрон Лупонович Яковлев ветеран труда и войны вышел на пенсию. Но и тогда его не всегда можно было застать дома. Он говорил так: «Руки сами тянутся к работе, хотя ноги просят отдыха. Когда человек занят трудом он и живет».

И дети у Яковлевых унаследовали родительское трудолюбие. Кто работает врачом, кто педагогом, кто рабочим на больших стройках республики. В тот день, когда мы с Андроном Лупоновичем и Марфой Семеновной сидели у них в доме и вели задушевную беседу, газета принесла радостную весть. Фотография их сына, Андрея Андроновича Яковлева, как передовика производства комбината «Туваасбест» была помещена в газете. Другому их сыну Семену Андроновичу, как передовику – оператору АВМ (агрегат по выработке витаминной муки) совхоза - на слете передовиков района была вручена лента «Лучший по профессии».

Счастливую жизнь прожили ветераны труда Андрон Лупонович и Марфа Семеновна Яковлевы, старожилы с. Балгазын и первые из колхозников Максимовки.

Комментарии