История Кольского края - ХранителиРодины.рф

Тяжёлый путь Кольского края

Историю появления человека на Кольском Севере можно исчислять тысячелетиями. Её самый ранний этап известен нам по обнаруженным археологическим памятникам, которые позволяют сделать вывод о том, что предки заселяли Кольский полуостров волнами, начиная ещё с VIII—VII тыс. лет до н. э. Первые племена охотников, согласно официальным источникам, прибыли из Скандинавии и обосновались на территории к западу от Кольского залива. Следующая волна племён, периода неолита, пришла к нам из Волжско-Окского междуречья, они поселились по берегам рек и озёр внутренней части Кольского п-ова, занимались охотой, рыболовством, звериным промыслом, а так же владели гончарным ремеслом. В эпоху раннего металла Кольский край принял следующую волну пришельцев, вероятно из Северного Урала. Их, обладавших монголоидной внешностью, смешение со старым, скорее всего европеоидным, населением привело к образованию саамской финно-язычной народности, расселившейся на территории Кольского полуострова и в северных районах Скандинавии норвежцы прозвали «терфиннами» от названия полуострова - «Терь», а на Руси — «лопью», «лопарями».



Позже, в Новгородский период начался так называемый «Лапландский спор». Продвижение расселения в направлении Кольского п-ова шло из Новгородской земли, рынок которой постоянно нуждался в новых товарах. Новгородские бояре организовывали на Север экспедиции за пушниной, рыбой, тюленьим салом, моржовым клыком. В ХI в. новгородцы даже достигли берегов Белого моря, а в XII в., по-видимому, и самой Кольской земли. Одна из летописей сообщает о новгородце Улыбе, который в 1032 со своими людьми достиг Белого моря, правда, «мало их прииде» (мало кто вернулся) назад. После торговцев и промышленников на Кольский Север начали претендовать и представители новгородской власти, обложившие саамов данью. Продвижение новгородцев за данью, вглубь Лапландии, на запад, привело их к столкновению с норвежцами или же «мурманами», которые также претендовали на право сбора дани с «лопарей». Так в отношении между Новгородом и Норвегией возник «лапландский спор».



Первая попытка урегулирования, предпринятая в 1251, привела к установлению двоеданства лопарей, и фактическому созданию общего норвежско-новгородского округа, включающего Финнмарк и Кольский Север. В то же время с течением времени сложились сферы преимущественного влияния: Финнмарк — норвежского, Кольский п-ов — новгородского. Компромисс был связан с нехваткой сил у обеих сторон разрешить вопрос в свою пользу, что порождало неопределенность государственного статуса земель, обвинения в нарушении условий договора и периодические столкновения в регионе.



В XVII — начале XX вв. Кольский край представлял собой всего лишь отдалённую окраину Московского государства и практически не испытал на себе тех социальных и политических катаклизмов, которые разразились в центральных районах страны. Однако экономические последствия Смутного времени Мурман, все же, затронули. После проведенной писцом Алаем Михалковым и дьяком Василием Мартемьяновым в 1608—1611 в Кольском уезде переписи тяглого населения были увеличены в несколько раз подати посадских людей, крестьян и лопарей. Впрочем, западная и часть южных волостей Кольского Севера в 1613—1615 были затронуты и нападениями интернациональных по своему составу отрядов казаков, которые разорили Кандалакшу.



В XVII — начале XVIII вв. центром Кольского Севера продолжал оставаться находившийся в ведомственном подчинении приказа Новгородской четверти (с 1607 — Новгородского приказа) Кольский острог. После 1625 в нем проживало около 2,5 тыс. человек, главную роль среди которых играли тяглые посадские люди и стрельцы. Значительную часть населения Кольского уезда составляли крестьяне поморских волостей. В XVII в. в крестьянской среде наблюдается все более заметный процесс имущественного расслоения. Все большую группу крестьян начинают составлять бобыли — беднейшая часть крестьянства. Крестьяне обязаны были платить подати и выполнять повинности: обслуживать нужды приказных людей, стрельцов Кольского острога и всевозможных государственных посланников. Государевы посланники и приказные люди часто злоупотребляли своим положением, требуя от крестьян больше положенного, что нередко приводило к конфликтам. Конфликты, подобные стрелецким волнениям 1698—1699, возникали и с управляющими Кольским уездом воеводами кольскими, которые часто злоупотребляли своим положением. Не менее серьезное столкновение с посадскими людьми и крестьянами Кольского уезда произошло в 1702—1704 гг. Когда жесткие меры воеводы Унковского по привлечению населения к строительству укреплений Кольского острога, сопровождающиеся с притеснениями, вызвали сопротивление и поток челобитных, в результате чего воевода был отстранен от должности.



XVIII – XIX вв. сыграли в истории Кольского Севера значительную роль – ведь именно в это время территория становится экономически выгодной. Здесь начинают находить полезные ископаемые, идет активный вылов рыбы, начинает функционировать Беломорская компания по добыче рыбы. Мурман стали называть «берегом надежды».



Век XX принес на Мурман много потрясений: строительство железной дороги, интервенция, война… Оборона Советского Заполярья занимает отдельное место в истории края, поскольку в планах войны гитлеровское командование осознавало стратегическое значение северных морских коммуникаций СССР и Кировской железной дороги.

Созданный Германией скандинавский плацдарм, с одной стороны, являлся источником стратегического сырья для военной промышленности, а с другой — средством сосредоточения сил вермахта. Военные действия на Мурманском направлении в соответствии с дополнениями к плану «Барбаросса» —«Голубой песец» и «Черно-бурая лиса» — должны были в кратчайшие сроки привести к захвату гг. Мурманска и Кандалакши, военно-морских баз, прекращению функционирования Кировской железной дороги.



К июню 1941 г. немецкое командование сосредоточило в Северной Норвегии и Финской Лапландии значительные силы под командованием Н. Фалькенхорста: на Мурманском направлении — горнострелковый корпус «Норвегия»; на Кандалакшском — 36-й корпус и 3-й корпус; с моря — корабли военно-морской группы «Норд»; с воздуха — самолеты 5-го воздушного флота. Войскам противника противостояли значительно меньшие по численности и вооружению части и соединения 14-й армии под командованием генерал-лейтенанта В. А. Фролова 14-я и 52-я дивизии на Мурманском направлении, 104-я и 122-я — на Кандалакшском, 1-я танковая дивизия, Северного флота, 1-й смешанной авиационной дивизии. В ходе наступательных действий на Мурманском направлении 29 июня — 20 июля и 8 сентября — 18 октября 1941 немецкие войска после упорных боев в районе рек Титовка и Западная Лица, сопровождавшихся десантными операциями Северного флота, были остановлены в 60 км к западу от Мурманска. Оборонительные бои на Кандалакшском направлении шли 1—10 июля и с 19 августа до середины октября 1941 и также завершились стабилизацией линии фронта на «Верманском рубеже» в 90 км к западу от Кандалакши. В ходе этих боев защитникам Заполярья удалось отстоять основную часть Кольского полуострова, обеспечив свободу действий Северного флота в Баренцевом море, плавание кораблей по Северному морскому пути, возможность морского пути для северных конвоев и функционирование Кировской железной дороги. С осени 1941 линия фронта стабилизировалась и, несмотря на отдельные попытки противника путем локальных операций, самой крупной из которых являлась Мурманская наступательная операция весной 1942, изменить ее, сохраняла свою конфигурацию вплоть до осени 1944.



История каждого субъекта страны, каждого города, каждой семьи и отдельного человека важна, поскольку именно из этих, казалось бы, крохотных кусочков правды складывается картина истории всей страны. А ведь, как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Комментарии