Старобрядцы
Старообрядческое движение в Климовой слободе, Климово, Брянская область
Влияние старообрядчества на становление поселка Климово Брянской области, вклад, внесённый старообрядцами в развитие поселка, памятники архитектуры, созданные старообрядцами
Взгляд в прошлое
Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть
на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саде,
который они возделывали, в вещах, которые им
принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые дома, старые улицы,
пусть даже плохонькие, значит, у него
нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны, значит,
он равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачёв
21 век… Век быстро чередующихся, бурных и интересных событий в жизни человечества. Новые открытия, новые свершения, новые мечты и цели. Но, наверное, у каждого из нас возникает вопрос, необходимо ли обращать свои мысли к прошлому, следует ли рыться в архивной пыли веков и вспоминать историю, историю своей семьи, своей родины? И на этот вопрос следует ответить однозначно: да, необходимо. Я думаю, современному человеку нужно знать прошлое своей отчизны, своего родного края.
У каждого населенного пункта есть история, есть тернистый путь, который ему было суждено пройти в процессе становления. Наряду с развитием поселений, изменения претерпевала и культурная составляющая народов, населяющих определенные территории. Ранее, людям было свойственно связывать все малопонятные явления с существованием Богов. Так рождалась религия. Каждый народ, исповедуя собственную веру, верен своим традициям и обычаям. Наше государство является многоконфессиональным, т.е. каждый гражданин вправе исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Это связано с особенностями исторического развития нашего государства. Единой веры, закрепленной на государственном уровне у нас нет. Поэтому, люди вправе выбирать свое духовное идеологическое направление. Читая книги, я встречал такие понятия как «старообрядчество» и «раскольничество». Мне захотелось узнать, какие люди относят себя к этим направлениям, чем эти течения интересны и каковы их особенности.
Меня заинтересовало, как старообрядчество повлияло на становление моей малой родины – поселка Климово Брянской области, и какой вклад внесли эти приверженцы в его развитие, ведь это очень глубоко верующие люди, со своим укладом и обычаями. И по сей день живут в наших местах люди, которые чтят традиции староверов, передают их из поколения в поколение. То, что мне удалось узнать, хочу поделиться с вами.
Возникновение старообрядческого движения
Раскольники, старообрядцы... Даже для современного человека, привыкшего ко всему, эти слова режут слух. Кто они, эти таинственные люди, что это за явление в российской истории, каким образом увязалось оно с историей нашего города? Думаю, что даже современные приверженцы старой веры далеко не все смогут внятно рассказать об истоках своего движения, тем более трудно это сделать отошедшим от веры людям.
Итак, что же представлял собой в российской истории удивительный XVII век? Это был век выбора, выбора дальнейшего пути России. Пала династия Рюриковичей, началась отчаянная борьба за власть в боярской верхушке. Во взглядах на развитие Отечества началось расслоение общества. Одни обращали взоры на Запад, другие боролись за сохранение извечных порядков и традиций. Поиски путей и будущее для Руси могли бы продолжаться еще долгое время, если бы на патриаршем престоле не появилась такая личность, как Никон. В 47 лет он стал всероссийским патриархом. Никон боролся с нововведениями, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь разделилась на «никонианцев» и «старообрядцев». Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Они же перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день. Я считаю, человек вправе сам выбрать свою идеологию, свою веру. Поэтому, государство, проведя церковную реформу, по моему мнению, не должно было склонять весь народ к нововведениям, а тем более жестоко наказывать за уклонение от них. Ведь у тех людей были отцы, матери, которые исповедовались по старым образцам, были верны общепринятым обычаям. А после реформы появилась масса изменений. Но, старообрядцы остались преданны своей вере.
Образование и развитие Климовой слободы
Первоначальные места заселения старообрядцами – северные малороссийские слободы Зыбкая, Злынка, Клинцы. В 1708 году, по разрешению полковника Скоропадского, на чолховских грунтах, "в помощь волости ольховской", над речкою Ирпою осажена слобода Климова, названная так по имени осадчего, Клима Ермолаевича. Жители Климовой слободы были не просты в общении, ибо жизнь приучила их к осторожности. Но от общества они не отгораживались, были мирными и открытыми душой людьми. Не смотря на гонения со стороны государства, униженные, оскорбленные своими правителями, они не только не стали искать защиты у иноземного государя, но и оказали его войскам активное сопротивление в русско-шведской войне. Это поведение старообрядцев для Петра І было очень важным. Так, успех в Полтавской битве зависел не только от мужества и выучки воинов, но и от того каков тыл, кого поддержат малороссияне, пойдут вслед за своим гетманом к иноземцу Карлу или останутся верны Петру. В 1708 году царь, узнав о мужестве беглых людей во время военных действий против шведов, в знак поощрения, разрешил им организовать свободный округ с главным управлением в Климовой слободе, то есть позволил окрестным старообрядцам выйти из непосредственного подчинения стародубскому полковнику, наделив одновременно землей и освободив на время от податей. То, что именно Климова слобода была выделена царем среди прочих, говорит как об авторитете и предприимчивости ее основателя, таки о том, что к этому времени она уже сформировалась в достаточно устойчивое поселение. Люди, закаленные в баталиях с судьбой, удачно использовали географическое расположение своих слобод, возникших на пересечении торговых путей. Климова слобода очень скоро становится крупным торговым центром того времени. В 1781 году здесь насчитывается уже 286 дворов. Среди жителей было немало искусных сапожников, хлебопеков, кузнецов, каменщиков. Развивалась и промышленность, представителем этого направления был купец – старообрядец Климовой слободы Самохвалов. Шли годы, гонения на староверов прекратились. Они продолжали спокойно жить развиваться. В современное время наш Климовский район населяет немало старообрядческих семей. Особенно это видно в селе Митьковка, и Ропск, где отчетливо сохранился старообрядческий уклад жизни некоторых людей. Так же, с тех лет сохранились дома отличающиеся своим декором, в которых жили староверы.
Культура и быт старообрядцев
Говоря о старообрядцах, нельзя не упомянуть про их неповторимую культуру, которая выражалась в особенностях их быта, и архитектуры. Так у старообрядцев поселка Климово, села Митьковки сохранились традиции и обычаи, которые они с уважением чтят и передают следующим поколениям С приходом весны то и дело по окрестностям видны веселые дружные «карагоды», раздаются задорные песни. Старообрядцы отличаются созданием крепкой семьи на всю жизнь, в которой рождается много детей. Этим они показывают свою преданность и верность к любимому человеку.
О культуре старообрядцев многое могут рассказать памятники архитектуры. Таковым является Климовский Покровский Монастырь. Это особая страница не только в истории Климово, но и всего движения староверов. Прежде всего, это был первый старообрядческий монастырь в России, и первый не только по счету, но и очень долгое время по содержанию. Изначально, этот собор находился в Ветке. Но после гонений со стороны власти, старообрядцами было принято решение перевезти храм в Климову слободу. После этого наш край возвысился в старообрядческом мире до невиданных высот. "Новым Иерусалимом", "столицей староверства" стали именовать ее современники-летописцы. Теперь сюда уже потянулись паломники-староверы со всех краев государства российского. Другим примером старообрядческой архитектуры является храм Дмитрия Солунского, построенный в 1872 году. Две эти святыни имеют большое значения в жизни каждого старовера.
Опыт наших предков
В заключение хочу сказать, что, несмотря на преследования со стороны государства, старообрядцам удалось отстоять свою веру, своё единство. Ими были сохранены памятники старообрядческой архитектуры, которые украшают наш посёлок и в современное время. Люди этой веры всегда были сильны общностью высокой цели. Только она давала им силы, позволяла вершить великие дела. Давайте не будем отворачиваться от славной истории нашей страны. Опыт предков, их высочайшая духовность, во имя избранной идеи, умение находить выход в любых сложных жизненных ситуаций, вдохновляет нас идти только вперед, трудиться на благо своей Родины.
Комментарии