Пионерская и комсомольская юность моей бабушки. - ХранителиРодины.рф

Рассказ о жизни молодежи прошлого века. Интересы, стремления, цели.

Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего.

Комсомольская организация – это страницы истории. Однако не так давно Россия отмечала юбилей со дня создания этой организации. Повсюду в школах, домах творчества проходили торжественные мероприятия, вечера, встречи с ветеранами комсомола. На одной из таких встреч, я задумалась, а в моей семье были комсомольцы? А если были, то, что они сделали полезного для организации, помогло ли им в жизни участие в комсомоле? Вот почему я выбрала эту тему для конференции.

Для проведения своего исследования я использовала литературу по истории России, в частности,местную краеведческую литературу.Такую как «Прошлое и настоящее», автор местный краевед Былин В.А. статья «История Матьянговской школы»; подшивки местной газеты «Советский север», за 1994 год, статья « Педагоги - новаторы»: краеведческую литературу издательства ТГУ, интернет - ресурсы; а также фонды Колпашевского краеведческого музея, ресурсы краеведческого материала дома культуры и школы п. Клюквинка Верхнекетского района.

Для сбора информации я поговорила со своей бабушкой, съездила на её малую родину, встретилась там с Парамоновой Александрой Лаврентьевной, её сестрой,с одноклассниками бабушки: Яранцевым Виктором Ивановичем, Омельчук Еленой Ивановной.





Комсомол - массовая общественно-политическая организация советской молодёжи,

созданная в1918 году как Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ).

С 1924 г. (после смерти В.И. Ленина и в память о нем)Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ); с 1926 г. — ВЛКСМ.

Комсомол создавался как кадровый резерв КПСС. Его главная задача заключалась в помощи партии при воспитании подрастающего поколения на идеях марксизма и ленинизма и пролетарского интернационализма

Моя бабушка-Масалова (Парамонова) Зоя Лаврентьевна родилась 18 мая 1956 года в деревне Клюквинка Верхнекетского района. Росла в многодетной семье из 6 человек.(3 брата и 3 сестры). Очень рано умер отец бабушки – Парамонов Лаврентий. На попечении прабабушки , Парамоновой Анны Филипповны, осталось шестеро детей в возрасте от 2 до 16лет. Выживать семье было очень сложно, помогало лишь натуральное хозяйство. Все дети без исключения работали и помогали матери.

В 1963 году бабушка поступила в 1 А класс Клюквинской средней школы.



Как и все была октябренком. И звездочку с портретом маленького Володи Ульянова носила с гордостью

Бабушка рассказывает «…нам малышам выдали каждому по одной звездочке, кому то металлическую, а кому то пластмассовую. Пластмассовая звездочка считалась особой, у меня такая была и все мне завидовали. Неудобство заключалось в том, что звездочку приходилось перекалывать с рабочей формы на парадную, - белый фартук.» Училась хорошо, уже со второго класса считалась активисткой класса и первой помощницей учительницы. Бабушка рассказывает «...в 3 классе учительница сказала, что скоро нас будут принимать в пионеры. И только того, кто этого заслуживает. Лентяям и хулиганам в пионерах делать нечего.Здесь и началась ее большая активная общественная работа. Каждый день мы оставались после уроков и с вожатыми учили пионерскую клятву, законы пионеров. Процесс приёма в пионеры происходил в три этапа: в первых рядах повязывали галстук самым достойным, во вторую очередь тем, кто учился чуть хуже, в третью очередь принимали всех остальных. Заранее писали клятву пионера. Очень красиво, с любовью, оформляли на картоне, обклеивали разными патриотическими картинками. Долго учили и репетировали произнесение клятвы. Торжественно покупали галстук, отглаживали его и бережно хранили до нужного момента. В пионеры принимали меня в первую очередь, всё происходило у памятника В.И.Ленину. Были приглашены представители городского штаба пионеров, которые произносили речь, это считалось очень почётным.

В тот момент, когда повязывали галстук¸ сердце стучало с бешеной скоростью, счастью юных пионеров не было предела. После этого нам в подарок была организована экскурсия на большое и богатое предприятие- Белояровский леспромхоз.

Домой мы шли довольные и уставшие, куртки наши были расстёгнуты, так, чтобы красный галстук развевался, и было видно - пионеры идут.

Перейдя в среднее звено, начиная с 6 класса все годы была вожатой, в то время они вели большую работу и были хорошими помощниками классному руководителю. Собирали берёзовые почки, сосновые шишки и много всего другого. До сих пор помнится случай: ранней весной учительтруда привёз из леса охапки берёзовых веток, выгрузил на школьном дворе, где все классы обирали берёзовые почки с веток. Пальчики мёрзли, ноги затекали, но все старались работать быстрее и набрать как можно больше почек, чтобы на пионерском сборе отметили отряд.

В 7 классе была председателем совета отряда,в 8 классе председателем совета дружины. В комсомол вступила в 1972 году в конце 8 класса и до окончания школы работала в комитете комсомола школы,отвечая за шефскую работу.” Жизнь в эти годы была очень интересная,мы организовывали различные вечера,праздники, соревнования, в общем, практически жили в школе” - говорит бабушка.



В старших классах школы у нас были постоянные комсомольские поручения. Все они были связаны с вожатской работой. Мы ежедневно занимались со своими подшефными. В первую очередь интересовались успеваемостью, если кому-то нужна была помощь, то занимались ними, объясняли непонятные темы. Готовили с ними номера художественной самодеятельности. Регулярно помогали готовить и проводить дружинные и отрядные пионерские сборы: учили стихи, речёвки, готовились к смотру песни и строя.

«В институте, как таковой вожатской и общественной работой не занимались…всё больше старались учиться, но как комсомольцы выезжали на работу в колхозы и совхозы.



Чаще всего помогали убирать картофель, находились там по неделе, оттуда разрешалось брать картофель, привозить в общежитие овощи.Это было большим подспорьем для студентов, а какая вкусная она была, жареная, свеженькая только с поля. Иногда выезжали на уборку свёклы, моркови и капусты.

Один случай особо запомнился из этих поездок: на втором курсе учёбы в ТГПИ послали нас в деревню Новорождественка , под Томском.Первое, что нас удивило это огромное количество гусей, они ходили большими стадами.

По приезду нас распределили на жильё к местным жителям, мы попали к одинокой старушке в двух - квартирный старенький домик. С одной стороны жила хозяйка. С другой стороны жильё пустовало, мебели там не было совсем. Но нас это сильно не расстраивало, да и в юности мало что может расстроить. Нам выделили матрасы. Подушки. Одеяла. Прямо на полу настелили кучу соломы, и мы расположились на полу.Вечером жарко топили печь и всемером спали на полу.

Очень дружно жили с местными, весело общались и проводили время. Всё время не прекращая удивляться количеству гусей. Вот однажды местные ребята раздобыли гуся. Просто украли и притащили, из такой кучи, что и пропажи даже никто не обнаружил.

Вечером с гусятиной натушили картошки, уплетали прямо здесь, на полу, так как мебели не было совсем.

В Новорождественке был большой и хороший малинник, который располагался рядом с картофельным полем. И вот мы, поработаем и сбежим на минутку в малинник. Ягоды, помниться были крупные - крупные. Один раз лакомимся малинкой. Из за кустов и не видно никого, вдруг слышим истошный крик, выбегаем… и видим подружку нашу, Надю, из Северска. Стоит она, а губа её на глазах раздувается, на пол лица стала. Оказалось, что вместе с ягодой она и осу в рот положила. Вот смеху было! Долго этот случай ещё вспоминали.

Институт закончила в 1979 году (год пропустила, находясь в академическом отпуске в связи с рождением сына)



В 1978 году пришла в школу №4, сначала воспитателем группы продленного дня + 6 часов математики. Спустя 2 года была переведена учителем математики.



Когда пришла работать в школу свои дети были маленькие, но была по прежнему активна, все годы работы имела классное руководство. Активно участвовала в общественной жизни школы и коллектива. Несколько лет была председателем профсоюзного комитета. Первое, время в школах была очень развита «Тимуровская работа». Позвонит человек престарелый или ветеран одинокий, попросит помощи у школы, и сразу классу давали задание пойти помочь. Часто кололи и складывали дрова, возили воду, по весне скидывали снег с крыш.

Запомнились ежегодные сборы макулатуры и металлолома. Ходили по Матьянге, с большим энтузиазмом собирали металл. Всегда проводились соревнования «Кто соберёт больше всех? Кто принесёт большую пользу Родине?» Очищали все закоулочки от железа. За бумагой ходили по дворам, всё собирали. Ничего не пропадало. Никто из ребят не отказывался это делать, не принято было. Все дружно помогали друг-другу, тащили железо и макулатуру. Надо, значит надо.

Сегодня Зоя Лаврентьевна по прежнему работает в школе. Учит детей математике уже на протяжении 40 лет, все эти годы она остаётся очень интересным и активным человеком. Она выпустила в жизнь большое количество учеников, все они стали достойными людьми. За многолетнюю работу награждена грамотами различного уровня и получила гранд фонда Дмитрия Зимина в номинации «Наставник будущих учёных»

Бабушка вспоминает о том, что комсомольская организация действительно работала в школе, а школьники трудились на благо этой организации. И это был их труд на благо их большой Родины. Они многое умели, многому учились, не боялись никакой работы. Работа в организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, целеустремлённость, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие. Именно это и позволило простой девчонке из маленькой деревеньки достичь своей мечты - стать учителем.



Комментарии