Тропинка в будущее.
Свадебные традиции жителей села Шыгырдан, Шыгырдан, Чувашская Республика
Свадьба – один из самых запоминающихся, важных праздников в жизни человека, который шыгырданцы любили и любят проводить с большим размахом. В нем тесно переплетаются соревновательность и древние традиции, которых не смогли истребить ни религия, ни советские времена (кража невесты), религиозные (чтение «никах» во время «Белой свадьбы»), советские (регистрация брака), заимствованные у чувашей («ступай» как последний день «Белой свадьбы». «Вступай в новую жизнь» или «Ступай, уходи, устали»?). Времена меняются, а традиции в моем селе сохраняются. Шыгырданец бережно пронес их и в 21 век. Это тропинка в будущее.
Шыгырдан – второе по величине село в России. Чем бы ни занимался, как бы ни зарабатывал мой односельчанин, традиции своих предков он знает и чтит свято. Я хочу остановиться на одном из самых красивых и зрелищных праздников в жизни человека – женитьбе. Шыгырдан по сей день славится разорительными свадьбами, своими корнями уходящими в далекое прошлое. Традиции немного изменились за последние 10-15 лет. На сегодняшний день шыгырданская свадьба делится на Красную и Белую, перерыв между ними – 1-2 недели. Белая свадьба проходит на стороне невесты, Красная – на стороне жениха. Но до свадьбы нужно соблюсти несколько обычаев.
«Женитьба». В Шыгырдане «женитьба» или «замужество» начинается с того момента, когда жених приводит в дом невесту. Если ожидаемая женитьба, то свекровь приветливо встречает невестку. Такие женитьбы в последнее время встречаются чаще, реже «крадут» как раньше, по обычаям предков. Настоящих «краж» сейчас почти не бывает (очень редко крадут действительно без согласия невесты), но все равно стараются украсть «по всем правилам»: жених подговаривает друзей и устраивает ловушку, девушка кричит и отбивается, родители проявляют недовольство. В дом жениха обязательно приглашается мулла. Он читает определенные молитвы, и молодые перед Богом признаются мужем и женой.
«Ваша дочь у нас». Утром в дом невесты выезжает пара самых близких родственников жениха. Их цель – сказать взволнованным родителям, что их дочь вышла замуж, главное, согласна. Входят в дом со словами: «Ваша дочь у нас». Гости обязательно должны выпить по 2 чашки чая (чтобы молодые жили в паре). Им вручаются подарки. Раньше многие рисковали идти, так как «воровали» невесту, родители могли не принять или быть очень недовольными.
«Увидеть невесту». Утром сразу после ухода муллы в дом жениха начинают приходить многочисленные родственники, друзья, соседи. Все они несут невесте подарки: красивый платок, полотенце, халат… Молодая встречает их приветливо, поит чаем и угощает блинами.
«Отнести вещи невесте». Если обе стороны согласны, из дома невесты самыми близкими отвозятся вещи. По обычаю это не только личные вещи, но и клеенка на кухонный стол, банные и обычные полотенца, постельный набор, салфетки. Они должны быть завернуты в белую скатерть, которую забирать обратно нельзя. Гости получают подарки, обязательно приглашают в дом невесты родителей жениха для знакомства.
«Знакомство». В этот день в доме невесты организуется небольшое застолье для самых близких родственников с каждой стороны (по 2-3 пары). Если в семьях есть старшее поколение, то первыми днем встречаются они. Свекор и свекровь приносят 3 подарка: гуся, торт, красиво испеченный круглый домашний хлеб. Гостям вручаются подарки, обязательно дается домой часть принесенных угощений: немного торта, хлеба, гуся. Вечером уже приходят молодые. Только тут встречаются мать и дочь, могут поговорить. Раньше им общаться нельзя – это плохая примета.
«Сговор». Примерно через неделю свекор со свекровью приходят в дом невесты для того, чтобы договориться о порядке проведения свадеб, примерной стоимости подарков, назначить день «задатка» и привозе сундука невесты.
«Задатка». В назначенный день в дом невесты приходят 3 женщины со стороны жениха (мать и самые близкие родственницы), со стороны хозяев приглашаются хозяйки тех домов, в которых будут принимать гостей Белой свадьбы. Гости приходят с гостинцами: домашний круглый хлеб, торт, конфеты или чак-чак. Свекровь должна принести 7 разных гостинцев, обычно это гусь, кастрюля меда, 5 пачек сахара, 5 больших пачек чая, хлеб, деньги в расчете по 500 рублей на каждую пару гостей Белой свадьбы (которых приведут со своей стороны). Читаются молитвы. Готовятся обильные угощения.
«Белая свадьба». «Встреча гостей». К 9 часам назначенного дня в дом невесты начинают съезжаться гости. Каждую пару привозит отдельная машина, завозит во двор, высаживает, выезжает. Следующая пара прибывает так же. Гостинцы и подарки принимают родители, передают в дом. Машина едет обязательно на восход солнца. Встрече гостей уделяется особое внимание, потому что именно эту часть можно сделать самой интересной. Кто-то каждую пару взвешивает и объявляет цифру во всеуслышанье, кто-то сажает в ванну и тащит до крыльца, кто-то несет на носилках. Никто на это не обижается, смеется над собой громче всех.
Мужчинами читается «никах». Стол ломится от угощений, спиртное не используется. После застолья все мужчины уходят в следующий дом, входят женщины и садятся за стол. После чтения молитв, во время чаепития происходит демонстрация гостинцев: утром в дом невесты каждая пара привезла их определенное количество. Мужчины гостинцев не видят, ими занимаются только женщины. Это для хозяев очень ответственный момент: нельзя перепутать подарки, продемонстрировать чей-нибудь раньше очереди. Все гостинцы разрезаются на кусочки и выносятся на стол. В конце все гостьи получают от хозяйки подарки. Сначала свекровь, потом и все остальные. Подарки должны быть богатыми, довольными должны остаться все.
Целый день гостей - мужчин и женщин по отдельности – принимают в домах
родственников невесты. Очередь известна. Это явление называется «туй алдыру» - принимать у себя гостей свадьбы родственника. Хозяева хотят показаться новым родственникам во всем великолепии, удивить красотой дома, мебели, новым блюдом, приглашенными артистами.
Мужчины и женщины встречаются вечером в доме хозяев – эта часть называется «проводы свадьбы». Здесь уже проходит настоящая свадьба до утра с песнями, танцами, тостами, употреблением спиртных напитков.
«Белая свадьба» отличается не только уникальными традициями, но и расходами. Не только оплачиваются ведущие, видеосъемка, повара, приобретаются подарки, но и хозяева остаются в долгу перед теми родственниками, которые принимали гостей свадьбы – они сами должны будут ответить тем же в нужный момент (а расходы – около 50 тысяч).
«Ступай». Завершающее мероприятие под таким интересным названием проходит в доме невесты на второй же день после «Белой свадьбы». За столом встречаются самые близкие родственницы с каждой стороны. Вдобавок к традиционным блюдам пекутся блины.
«Красная свадьба» проходит на стороне жениха обычно 2-3 дня. Каждый день начинается в 9 вечера, заканчивается под утро. На первый день приглашаются пары постарше, на второй – помоложе, на третий – парни и девушки. На каждый день приглашаются ведущие, повара, снимается видео. Молодые садятся за стол только на третий день, в день бракосочетания. В остальные дни слушают пожелания, помогают угощать гостей.
Пьяных на шыгырданских свадьбах почти нет. Да и угощения на столе остаются почти нетронутыми. Каждый гость своим поведением как будто говорит, что все это он поест и дома, а важнее всего уважение к молодым.
Свадьба – один из самых запоминающихся, важных праздников в жизни человека, который шыгырданцы любили и любят проводить с большим размахом. В нем тесно переплетаются соревновательность и древние традиции, которых не смогли истребить ни религия, ни советские времена (кража невесты), религиозные (чтение «никах» во время «Белой свадьбы»), советские (регистрация брака), заимствованные у чувашей («ступай» как последний день «Белой свадьбы». «Вступай в новую жизнь» или «Ступай, уходи, устали»?). Времена меняются, а традиции в моем селе сохраняются. Шыгырданец бережно пронес их и в 21 век. Это тропинка в будущее.
Комментарии